Азиатские заметки: наземкой из Бангладеш в Мьянму




Всем привет! Меня зовут Андрей и я хочу поделиться с вами своим путешествием: наземкой из Бангладеш в Мьянму через Северо-Восточные штаты Индии.

Как обычно, планировать поездку мы начали за несколько месяцев до её начала. В этот раз единогласно было решено, что хочется увидеть другую Азию. Ту Азию, которую никто из нас не видел прежде. Уже посещенные Вьетнам, Камбоджа, Лаос, и уж тем более Филиппины или Тай не смогли раскрыть тему трешовеньких впечатлений, поэтому в этот раз выбор пал на Бангладеш. Почитав отзывы и отчеты о стране, утвердились в мысли, что нам просто необходимо там побывать. Ну, а если уж окажемся в тех местах, то отчего же не рвануть в Мьянму. Тем более, что судя по карте, дорога обещает быть горной, а значит, и виды нас ждут потрясающие.

В итоге, планируемый маршрут выглядел так: Перелёт Moscow-Doha-Dhaka; переезд Dhaka-Sylhet-Zakiganj и пересечение границы с Индией Zakiganj-Karimganj (на лодке); переезд Karimganj-Silchar-Imphal-Moreh и пересечение границы с Мьянмой Moreh-Tamu; переезд Tamu-Mandalay-Bagan. Оставшиеся дней пять отпуска решили провести в режиме релакса на Самуи.




Наверное, как и у многих, планирование поездки сильно зависит от наличия или отсутствия подходящих билетов от/до Москвы. И сколько раз в нашей практике было случаев, когда собираешься в одну точку на карте, а потом – бац – и неожиданная распродажа. И билеты такие заманчивые, да и страна, вроде тоже интересная. И в результате ты проводишь свой отпуск совсем в другом месте :-) Но, в этот раз, наши желания совпали с предложением Qatar Airways и мы купили отличные билеты Москва-Дакка-Бангкок-Москва со стыковками в Дохе.

По пути в Дакку решили взять длительную пересадку с целью посещения Дохи. Конечно же мы решили сэкономить на визе и гостинице в такой дорогой стране как Катар (к слову, скромный обед из 1 блюда и напитка в аэропорту обошелся в 20$) и сделать это можно вот как: если у вас достаточно длительная стыковка в Дохе, то можете воспользоваться специальной услугой от Qatar Airways - бесплатной экскурсией по городу. Для этого не нужно ни получать визу, ни бронировать гостиницы в Дохе. В общем, сплошные плюсы. Главное с утра записаться у специальной стойки. И не забудьте, что китайцы не дремлют :-) Я пришел за полчаса до открытия стойки (около 5.30) и передо мной было уже человек 10. Вся информация есть тут http://www.qatarairways.com/mm/en/offers/doha-city-tour.page




В Дакку мы прилетели поздно ночью и по реакции пограничников сразу поняли, что туристы здесь не частые гости. В общем-то, этого мы и хотели! Не очень оперативно пройдя паспортный контроль, и еще менее оперативно получив багаж, мы вышли в город. Ура! Мы в Дакке! Начиная с этого момента, и до конца моего повествования, вам нужно представлять дождь – он практически не прекращался и стал лейтмотивом нашего путешествия. Иногда мелкий, чуть заметный, иногда проливной. Дождевик был лучшим другом всем нам на протяжении полутора недель. Он даже не успевал просохнуть толком, что определенно добавляло пикантности :) Утром стало понятно, что план осмотра достопримечательностей придётся корректировать в виду непрекращающегося ливня. Освободившееся время было решено провести с пользой – поездка на автостанцию за билетами, ведь следующим утром нам предстояло выезжать в Силхет (Sylhet). Добираться до станции решили на двух велорикшах – поскольку нас было трое, а рикша-то двухместная. Но мы ошибались – всех троих каким-то фантастическим образом усадили в одну повозку. Это было весело! Но, чем дольше мы ехали, и чем сильнее шел дождь, тем наш энтузиазм уменьшался. Спустя полчаса закрались подозрения, что едем не туда, ведь от отеля до автостанции всего несколько километров. В это время мы уже давно ехали по каким-то трущобам. Повсюду мусор, грязь и дети, играющие там же, полуразрушенные дома. В общем, колоритное местечко.




Вскоре, повозка остановилась и нам объявили, что мы у цели. Но было очевидно, что это не автовокзал. Поэтому пришлось потратить еще какое-то время на объяснения. К счастью, в итоге мы попали туда, куда требовалось :) И на месте вокруг нас моментально собралась толпа местных. Они с нескрываемым любопытством рассматривали нас, обсуждали, смеялись и следовали за нами по пятам. Для большего погружения в реальность представьте, что под ногами в это время чавкает жижа, сверху льёт дождь, позади тихонько подкрадывается старушка-попрошайка. В тот момент нас спасало только чувство юмора и самоирония :) Пройдя в здание вокзала мы быстро нашли кассу, и вопреки нашему ожиданию, там нас поняли почти сразу и продали билеты на утренний автобус до Силхета. Остаток дня мы провели в попытках погулять по Дакке. В городе практически отсутствует понятие тротуаров – приходится идти среди снующих туда-сюда вело и моторикш, автомобилей. К сожалению, из-за непрекращающегося дождя, так и не смогли покататься на лодке по городу и составить более полное впечатление о столице Бангладеш.


Утром мы отправились в Силхет. Как ни странно, автобус был практически пустым, и в нём был работающий (что важно) кондиционер, а также удобные кресла. Всё это способствовало созерцанию – одной из самых интересных составляющих любого путешествия. Здорово просто так ехать и смотреть, размышляя о смысле жизни. За окном в это время протекает обычная бангладешская жизнь – деревни, рисовые поля, реки, рынки, снова деревни. Дорога заняла около 8 часов и приехали мы уже затемно. Силхет гораздо больше походил на город, чем столица – Дакка.




Утром нас ждал квест под названием «поменять деньги». Менеджер в первом же банке, попавшемся на пути, сказал, что мы не сможем обменять деньги в банке и отправил нас на рынок. При этом он написал на стикере номер павильона и имя нужного нам человека. Это показалось весьма странным, и мы продолжили поиски. Ни в одном из банков, обменять деньги не удалось, и мы пошли на рынок. Не без труда был найден тот самый павильон и человек в нём, который обменял нам валюту.
В этот день планировали пересечь границу с Индией и доехать до Силчара (Silchar). Автобус на данном маршруте был более колоритным. Здесь уже не было кондиционеров и мягких кресел. Зато он был переполнен местными жителями и останавливался в каждой деревне. Мы с большим интересом наблюдали, с какой ловкостью они загружают на крышу автобуса кастрюли, клетки с курицами и самих себя.


До деревни Закиганж (Zakiganj) где нам предстояло перейти, а точнее переплыть границу, мы доехали за пару часов. Найти КПП было делом не простым, но на помощь нам пришли местные жители, которые обступили нас плотным кольцом, едва мы вышли из автобуса. Мы вызывали у них сильный интерес, и они стали нашими проводниками. Через 10 минут пути мы вышли к небольшому домику, который и являлся пограничным пунктом. Два человека в форме поинтересовались, оплатили ли мы туристическую пошлину в размере 500 Тк? «Ну, начинается развод» – подумали мы. Но, по факту оплатили мы её в местном банке (по виду сильно напоминающий Сбербанк в худшие свои годы) и даже получили квитанцию. Сама процедура оформления на пограничном контроле была очень долгой и заняла порядка 2 часов. В дальнейшем, это стало для нас нормой – то же самое было в Индии и Мьянме. Сначала наши данные внесли в один журнал, потом в другой. Потом нас сфотографировали, отсканировали паспорта и лишь после этого поставили заветные штампы – все это было крайне неспешно. Потом вдруг выключилось электричество и перепись продолжилась под светом фонаря. Таможенники также внесли наши данные в свой журнал, и, наконец, мы были у заветной лодки под флагом Бангладеша. Правда, до этого еще какие-то ребята с «калашами» переписали наши паспортные данные в очередную книгу учета.




За это время успело стемнеть и на берег Индии мы сошли в темноте. Здесь нас также ждал тройной контроль. Сначала перепись на берегу – затем пограничники и таможенники. Анкеты, потом еще анкеты, затем парочка амбарных книг с полметра шириной, куда под нашу диктовку и не без труда, погранцы вписывали наши московские адреса, имена отцов и пр. Все это заняло еще около полутора часов. Посовещавшись, мы решили, что не стоит в ночи ехать в Силчар, тем более что по словам погранцов, дорога очень плохая. Заночевали в приграничном Каримганже (Karimganj). Осмотрели хоромы, в которых нам предстояло провести ночь, и порадовались, что взяли с собой спальники – постельное белье было грязным. Да и вода из крана была с душком :)


Утром мы продолжили свой путь. Дорога действительно была сильно разбита, и мы ехали очень медленно. Кроме того, часа два пришлось простоять в пробке. Зато осматривать окрестности было гораздо проще. Добравшись в Силчар уже затемно, мы заселились в отель (спальники стали нашим незаменимым атрибутом) и отправились на поиски еды и билетов в Импхал (Imphal). На ресепшене мы узнали новость, которую боялись больше всего – дорога закрыта из-за камнепада. Это ставило под угрозу наши дальнейшие планы, т.к. сроки у нас были довольно жесткие. Не успели мы сильно расстроиться по этому поводу, как появилась информация, что дорога открылась. На ресепшене купили билеты на автобус и отправились изучать окрестности. Сотрудник отеля вызвался провести нас до ресторана, который находился неподалеку. Вел он нас окольными путями – какими-то задворками. А вы еще помните, что во время моего повествования должны представлять дождь? Так вот, идем мы под дождем, а под ногами грязь по щиколотку. И коровы. Обычные коровы, разве что чуть меньше наших, российских. Они гуляют по всему городу, совершенно свободные и независимые. Лежат на тротуарах, «пасутся» в мусорных кучах, как дворняжки. Только это коровы :)

По традиции, утром нам надо было отправляться дальше – автобус на 6 утра. Спускаемся в лобби, а там картина – сотрудники отеля спят кто на полу, кто на лавке, завернутые в противомоскитные сетки. Картина, конечно сюрреалистичная. Представьте – 5 утра, темно, на улице дождь, и эти ребята спят как золотые рыбки в неводе. С трудом добудились, чтобы они открыли нам двери.

В Импхал мы ехали на большом джипе Sumo, который вместил нас и еще 6 человек вместе со всем багажом. Впереди нас ждал длинный путь, и мы были в предвкушении – сможем ли проехать по горной дороге после всех этих дождей? Во многом, наши опасения были не напрасными. В некоторых местах из-за работы дорожной техники были заторы. Рабочие разгребали груды камней, расчищали путь, убирали поваленные деревья. По дороге, водитель маневрировал практически на краю пропасти, пытаясь проехать между упавших камней. А камушки тем временем продолжали падать сверху. Некоторое время пришлось потратить на границе штатов Ассам и Манипур. Там всё было серьезно и нам даже поставили штампы в паспорта. А вообще, дорога была классная. Наконец-то выглянуло солнце и виды вокруг были потрясающие! По дороге нам встречались маленькие горные деревни, и было очень интересно наблюдать за их жизнью – домики на краю обрыва, бесстрашные козы, пасущиеся на склонах. Кроме того, козы ехали и на крышах некоторых машин.




В Импхале мы наконец-то смогли переночевать без спальных мешков и нормально принять душ. На следующий день, по плану, мы должны были пересечь границу с Мьянмой. Так как время в дороге каким-то странным образом растягивалось, и до каждого пункта мы ехали намного дольше, чем планировали, то было решено выехать рано утром. Мы заказали машину на 6 утра и пошли спать, утомленные долгой дорогой.

Утром ярко светило солнце, и мы выехали в сторону границы в хорошем настроении и предвкушении интересного дня – так оно в итоге и получилось. Мы проехали, наверное, с дюжину разных блокпостов. Где-то мы останавливались, наши данные переписывали и даже досматривали багаж, а какие-то мы просто проезжали мимо, потому что водитель говорил военным, что мы туристы. Через 3-4 часа мы приехали в приграничную деревеньку – Moreh. С помощью водителя мы отыскали КПП – то ли домик, то ли беседку с тремя стенами. Во дворе текла мирная деревенская жизнь – паслись козы и курицы. Пограничник, которого мы сначала приняли за простого жителя, поставил нам штампы и отправил на таможню. Там на нас как-то странно посмотрели и мы поняли, что что-то идет не так. Довольно быстро стало ясно в чём дело – пограничник поставил нам штампы со вчерашним числом. Пришлось вызвать его, чтобы он исправил дату. Все это происходило в очень теплой атмосфере. Было понятно, что таможенник подтрунивает над пограничником и все, включая нас, смеялись. Мы попрощались и пошли в Мьянму. Две страны связывает дорога, которая называется India-Myanmar Friendship Road и чтобы оказаться в другой стране, достаточно перейти мост.




Здесь следует отметить, что попасть в Мьянму не так-то просто. Всё зависит от способа въезда в страну. Если вы прилетаете в международные аэропорты Мандалая или Янгона, то вам нужна только виза. Если же вы въезжаете в страну наземным транспортом, то вам необходимо получить специальное разрешение, выданное правительством Мьянмы, в котором четко прописано, когда и где вы имеете право въехать в страну (за 50$ и на бирманском языке). Таким образом, помимо визы мы оформляли еще и это разрешение через агентство в Мьянме. В общем, мы надеялись, что с нашей бумагой все в порядке.

Про мьянмарскую границу хочется написать особо – она нам очень запомнилась. Перейдя мост, мы зашли в здание КПП. В центре помещения стояли столы, заваленные бумагами, рядом с которыми нам и было предложено сесть. Там находились: совсем юный пограничник (и единственный в форме) – назовём его Юнец; самый главный пограничник (это было очевидно по его поведению и тембру, правда он был в дырявой грязной майке) – назовём его Чудак; самый деловой пограничник (он занимался несколькими делами одновременно) – назовём его Делец. Остальные присутствующие большой роли не играли. Итак, Юнец взял наши паспорта и стал заносить данные в книгу. Сделал он это достаточно быстро, и мы обрадовались, что здесь-то дело пойдёт. Но не тут- то было. После того как он закончил переписывать данные, он отложил паспорта в сторону и удалился. И тут балом стал править Чудак. Всё время он громко разговаривал по телефону, неистово жевал бетель и постоянно отпускал шутки, после которых вся застава долго ржала. Нам эта ситуация не казалась такой смешной. Мы уже сидели больше получаса и с нами ничего не происходило. Паспорта лежали, мы сидели, Чудак кричал, Юнец молчал, Делец занимался другим туристом (это был китаец, который объехал 95 стран мира на своем мотоцикле и про него надо писать отдельно).



Прошло еще какое-то время, в нас крепло желание поскорее отсюда выбраться, поскольку мы не были уверены в полной вменяемости Чудака. Он, продолжая кричать, стал требовать наши паспорта и разрешения на въезд. И действовал очень странно. Сначала он брал паспорт и долго смотрел на него, потом сверял с записками Юнца и откладывал паспорт в сторону. Через 10 минут он опять долго всматривался в паспорт и затем ставил штамп. И так было со всеми нашими паспортами. После того, как формальности были улажены мы поспешили ретироваться. Здесь на помощь пришел Делец, который отвез нас в центр деревни, где мы смогли обменять деньги и обсудить дальнейшую дорогу. Еще на границе мы встретили двух японцев, которые приехали из Мандалая. Их дорога заняла более суток, и они были измотаны. Мы совсем не рассчитывали на такой долгий путь. Меньше чем через 2 суток мы должны были улететь из Мандалая в Бангкок. Это значило, что мы не успеваем в Баган – главную достопримечательность Мьянмы. Конечно, мы очень расстроились, но так сложились звезды и мы уже ничего с этим поделать не могли. Договорились о стоимости машины до Мандалая и сразу отправились в путь…


Это была долгая и трудная дорога – мы ехали 22 часа. Многие мосты были разрушены наводнением, которое случилось в августе, и мы проезжали по временным переправам. Честно, это было страшно – когда под тобой бушующая река, а ты пробираешься по хлипкому, скрипучему мосту. Ночью мы продолжали свой путь по размытой горной тропе и, в некоторых местах, потоки воды просто переливались через края дороги. Потом у нас начали перегреваться тормоза, и мы боялись, как бы они вообще не отказали. Водитель начал засыпать и мы пару часов отдохнули. В Мандалай мы приехали лишь к обеду следующего дня. Несмотря на усталость, мы пошли исследовать город.




На следующий день у нас был самолет до Таиланда, где мы рассчитывали отдохнуть от нашей поездки. Мы были рады, что все хорошо закончилось, что мы преодолели такой длинный путь и столько всего увидели. В общем, ничего не предвещало беды. Но, в аэропорту Мандалая, на паспортном контроле у меня попросили показать то самое разрешение на въезд, поскольку в страну мы въехали наземкой. Тщательно изучив бумагу, нам сказали, что вылететь из страны мы можем только через Янгон – так в ней написано. Агентство, оформлявшее нам разрешение, не согласовало с нами этот момент. До посадки остается чуть более получаса, выпускать нас отказываются, паника нарастает :) В итоге, благодаря очаровательной представительнице Air Asia, мы связались с агентством и уладили эту проблему. Здравствуй, Таиланд!

Вот и подошло к концу наше путешествие. Это был самый крутой и незабываемый трип в моей жизни. Многое для меня было впервые: нон стоп переезды по размытым горным перевалам, с перерывом только на сон в сомнительных отелях; адски долгое прохождение абсолютно всех границ в поездке – переписка данных из одной амбарной книги в другую, переписка 100500 форм и долгие разговоры с погранцами; блокпосты с военными через каждые икс километров в Манипуре; совершенно не посещаемые туристами деревеньки, где на тебя, не моргая смотрят 30 пар глаз и следуют за тобой по пятам; грязь и вонь Бангладеш и Индии и прокаженного вида попрошайки; и вообще, состояние повышенного тонуса, потому что всегда нужно быть начеку. И важно отметить, что везде нам встречались только потрясающие люди (ну, почти все). Везде люди были отзывчивыми, готовыми прийти на помощь и дать совет. Бангладеш, спасибо, но с тобой, кажется все понятно. Индия, с тобой мы обязательно еще встретимся на основной твоей части. Мьянма, прости за Баган, поэтому приеду еще.


Отдельное спасибо моим друзьям за эту поездку. Ура #buhasia2015

Спасибо за внимание!