Азия от края до края. Казахстан. часть III
Назовите страну на букву «М»? Казахстан…
Проведя по два дня за написанием отчетов, я решил с этим завязывать. В конце концов, нужно себя дисциплинировать и хотя бы по чуть-чуть писать каждый день, как бы сложно это не было, а в «цивилизацию» выбираться только для их публикации в сети.
Помня свой предыдущий опыт посещения Казахстана зимой, во время участия в Экспедиции Трофи в 2013 г., и созерцая многочасовые степные виды по дороге в Астрахань – я ничуть не сомневался, что в дальнейшем, после горных пейзажей Грузии, уровень адреналина у меня в крови будет постепенно спадать. Единственная надежда была возложена на загадочный Мангистау.
Наблюдая за моими отчетами, еще в Астрахани, со мной связался Игорь Тоцкий (проект Скототуризм) – отчаянный мотоциклист путешественник, который уже не раз бывал в этих краях и который порекомендовал мне связаться в Жанаозен с такими же путешественником - Арманом Килдалиевым, любезно согласившимся стать моим гидом по Мангистау.
Путешествующая мотобратия заслуживает отдельного рассказа, и я обязательно напишу об этих людях, которых можно встретить во всех уголках планеты, но сейчас бы хотелось выразить им всем благодарность за то, что они не остаются в стороне и пожелать удачи на дорогах, где бы эти дороги не пролегали. Возможно, нас всех объединяет принадлежность к отдельному подвиду - Homo vaga (Человек блуждающий, лат.). И мне кажется, что, если любого из них спросить об истинных целях их путешествий, то ответ будет один – «я не могу и не умею иначе жить…».
Астрахань – Мангистау
Игорь предупредил, что качество дорог от Астрахани до Атырау будет не очень, но то с чем я столкнулся на самом деле даже отдаленно не напоминало это «не очень», а скорее походило на «ужас-ужас». В этот ужас я влетел на крыльях ночи...

Выехав из Астрахани в районе 17-18 часов и достаточно быстро добравшись до границы, я благополучно, менее чем за 30 минут, прошел все необходимые процедуры. После чего, сразу же за КПП, обменял деньги по курсу 1 рубль = 5 тэнге на горючку и купил страховку (~ 1.800 рублей на две недели), которую у меня тут же и проверил недремлющий страж порядка. Полицейский, проверив документы, порекомендовал сразу за КПП свернуть на право и поехать по «новой» дороге – там будет «получше». И далее я продолжил свой путь, традиционно соблюдая общие рекомендации, которыми пестрит интернет для путешествующих по Казахстану: ближний свет фар, ремень, скорость до +10 км/ч, из машины не выходить, пока не попросят.
«Получше» было не долго и вместе с продвижением в глубь страны, стало понятно что суслики в этих краях не добрые, и пожирают они асфальт огромными участками… Но, сдается мне, что местами, за сусликами охотятся огромные земляные черви из фильма «Дрожь земли», оставляя за собой вздыбленный асфальт… К сожалению, не те, не другие в объектив моей камеры пока не попались, а видео из регистратора я выкладывать не буду, так как аудиодорожка к видео состоит, по большей части, из бранной речи… Добавьте к этой общей ночной картине периодически выпрыгивающих на дорогу верблюдолошадьилькорову и получите реалии ночной езды по участку Астрахань-Атырау.
В какой-то момент, я начинаю подумывать об остановке на ночлег, но страх перед зубастой опасностью, заставляет ехать дальше и уже во тьме и полудреме я подъезжаю к Атырау. Заправившись газом и проснувшись от цены на газ (8 рублей/за литр против наших Питерских 18-ти) я решил здесь остаться жить, ну или хотя бы переночевать… Но девушка-оператор заправки любезно отказала мне и послала … в ночь в степь, на съедение сусликами… Это, кстати, был первый, в моей жизни, случай, когда на заправке не разрешили остановиться, ну да бог с ними, возможно у них пакт о ненападении между владельцем АГЗС, главным сусликом и земляным червем, и в обмен на неприкосновенность есть распоряжение приносить жертвы одинокими путниками…
Кстати, о грустном, но рассказать обязан. Именно в Казахстане, я уже на раз слышал об опасности путешествия по степям. И причина этой опасности не человек, а природа, которая не позволяет относиться к себе пренебрежительно. Путешествуя по Казахстану зимой, мы чуть сами не стали жертвами пурги, которая на огромных пространствах заметала снегом за считанные минуты не только следы, но и любое препятствие на своем пути – будь то человек или остановившийся автомобиль. В ту ночь, не прислушиваясь к предупреждениям МЧС, в районе города Астана, погибло более 18 человек. Летом же известны случаи, когда люди, у которых ломались машины в степи, и которые отправлялись в путь в надежде найти помощь, погибали уже от другой напасти – жары, которая иногда бывает выше +45. Расстояние между населенными пунктами может быть очень большим и то, это если знаешь в какую сторону идти. В противном случае шансов практически нет. Надеяться на телефон тоже не всегда имеет смысл – местами связи просто нет. Так что будьте внимательны и десять раз подумайте прежде, чем покидать асфальт. Думаю, что так обстоят дела и в любых малонаселенных районах во всем мире. В моем же случае, чуть позже, сопровождающий меня бывалый чабан, который живет в степи уже много лет, вовремя меня остановил и запретил съезжать с наезженной колеи в степи, показав мне колючки растений, которые по своей твердости не уступают гвоздям. С виду эти колючки были обычными кустиками, а запаска всего одна…
Продолжим о сусликах… тьфу… о дороге в Мангистау.
Про сусликов, червей и верблюдов…
Решив, что знакомиться с сусликами и червями я ночью точно не хочу, пристроился на ночлег к какому-то зданию недалеко от дороги. Близость места ночлега к дороге была обусловлена предосторожностью на случай, если эти дикие животные все таки осмелеют и нападут… Помня данный обет об ежедневных отчетах я достал компьютер и … через 5 минут, чуть не пробив экран носом, убрал его от греха подальше, оправдывая себя тем, что еще не до конца изучил повадки сусликов - вдруг свет от экрана компа может привлечь беду на этот небольшой городок...
Утром, едва проснувшись и умывшись, я решил поскорее покинуть городок, лишь увидев рытвины в почве рядом с машиной. Я оказался прав - черви явно приползали на свет, но я вовремя его выключил и заблудившись в темноте они уползли обратно гоняться за сусликами…
Выехав за пределы города, я увидел то, что передать словами не возможно… Кто-то наверняка решил, что монстры-суслики плод моих фантазий, но смотрите сами:
на первом фото обнаруженные мной норки сусликов

на втором фото – остатки верблюда, увидевшего этих сусликов и который тут же обкакавшись от страха, помер …

Естественно, суслики потом обгрызли его кости, разбросанные вокруг, а под этим фото хочется написать всего несколько слов: «Жил был верблюд». Запятую в этой фразе поставьте сами…
О дороге к Мангистау.
Еще немного времени и я благополучно пересек границу прайда сусликов и червей, оставив позади невероятной красоты однообразные пейзажи бескрайней степи, рождающие одну единственную мысль – где бы здесь спрятаться от солнца, чтобы устроить сафари на диких животных попить кофе. Увидев такое место – я тут же спустился к нему с дороги. Львы, тигры и слоны вокруг замечены не были или возможно были давно съедены сами знаете кем, но сделав пару контрольных выстрелов из камеры по машине и выпив чашечку ароматного кофе, я отправился дальше.

Чем ближе я подбирался к Мангистау, тем более разнообразнее становились … облака, а степь оставалась без изменений… Но нужно отдать должное и дорожникам – там где закончилась зона влияния сусликов, появился асфальт, местами даже очень хорошего качества...
Цифры на одометре бежали, пейзаж не менялся … Мне еще повезло – иногда однообразные пейзажи разбавляются небольшими водоемами. Сказываются обильные дожди, недавно прошедшие здесь. Я приехал, когда они уже закончились и вода сошла, но во многих населенных пунктах было видно, что вода затапливала и дома.
Неожиданно резкий звонок телефона пробудил от монотонности дороги – Арман интересовался далеко ли я и как быстро доберусь в Жанаозен. Поверив навигатору, я пообещал приехать через 1,5 – 2 часа. Договорились созвониться, когда буду подъезжать … Вглядываясь за горизонт я заметил что-то отличное от привычного пейзажа… в последствии я еще не раз буду жалеть о том, что у меня нет с собой хорошего бинокля, да и плохого тоже нет, а пригодился бы… Но делать нечего, едем дальше, и ровная, как стрела, дорога, изредка меняя направление, начинает приближать НЕЧТО…
Еще спустя некоторое время я понимаю, что пожалуй, ночевать сегодня я буду здесь. Сначала я поливаю из камеры на право и налево, а затем, окончательно съехав с дороги, ставлю палатку в глинистую, но местами сухую, почву. Рядом мирно пасутся лошади, кивая головой, словно здороваются – добро пожаловать в Мангистау!

Установка палатки в этот раз заняла 12 с небольшим минут, учитывая время на приветствие водителей, которые сигналили, видимо думая, что я ставлю традиционную юрту (?). Примечательно, но как только кто-нибудь начинает помогать ставить Tentipi, время сокращается до 9 минут, быстрее у меня пока не получалось, но возможно, это из-за рыхлой почвы и песка.

Вечерело, я, увлеченный фотосъемкой, пытался одновременно сообразить как бы мне сюда вытащить своих близких. Невероятность этих мест поражала и мне очень захотелось поделиться тем, что переживал сам. Отойдя для съемки еще немного от палатки и машины, я попадаю в рай – запах степи и полыни накрывает меня с головой и я понимаю, что нужно срочно уходить отсюда, иначе я этого не сделаю никогда … а сам сажусь на землю и сижу, улыбаюсь… Сколько прошло времени я не знаю, из забытья меня вновь вернул телефонный звонок – Арман беспокоился о том, где я и что со мной. Я выпал из действительности на четыре с половиной часа. Извинившись, я пообещал, что скоро буду, сверившись с навигатором – опять оставалось ехать 1,5-2 часа, но уже в сумерках, а значит скоро и совсем в ночи…

Невероятным усилием воли я надеваю шторки на глаза и смотрю только на асфальт, иногда не сдерживая природный инстинкт фотоохотника, но не останавливаясь…

Много раз уже я зарекался не ездить ночью и выбирать место лагеря засветло, но сейчас меня ждали и нужно было добираться до города. Дорога местами ремонтировалась и эти участки всем приходилось объезжать, поднимая столбы пыли, видимость в такие моменты доходила до 3-4 метров, но с горем пополам, вновь набрав в авто пыль и песок, через 1,5 часа мы встречаемся с Арманом при въезде в Жанаозен.
Будучи очень гостеприимным человеком, Арман ведет меня сначала в свой ресторан, а затем и приглашает к себе домой, и наши разговоры продолжаются уже за чаем до глубокой ночи. Рассказы о путешествиях, впечатлениях, о местах, людях и планах кажется могут продолжаться бесконечно и через какое-то время все понимают, что нужно, вопреки желаниям, остановиться, разойтись и идти спать.
Утром, Арман выступает моим путеводителем и достаточно подробно рассказывает какие места мне необходимо посетить, сетуя на то, что не может поехать и показать сам – через несколько дней, они, вместе с Игорем, отправляются в полуторамесячное мотопутешествие по Алтаю и Монголии, а до отъезда ему еще нужно решить много формальностей по работе. Сверившись, что все точки забиты мной правильно, он уезжает, а я начинаю перетряхивать спальное место в машине – пыль и песок степей Атырау теперь лежит и в Жанаозен, надеюсь это не привлечет сами знаете кого…
Далее, заправка газом по еще более низкой цене, чем раньше – около 5 рублей за литр, и я начинаю думать, что может мне выкинуть половину вещей и поставить дополнительные баки под газ? Например на крышу… Кстати, рекорд пробега на одной заправки газом составил ~ 419 км, при движении на круиз-контроле 90% маршрута и постоянных оборотах двигателя около 2100 (двигатель V8, 4,7л.) Суммарно можно теперь говорить об автономном пробеге примерно в 800 км, не считая запаса топлива в 3-х канистрах (~60 л), которые я так до сих пор так и не заправил, а надо бы, но опыт подсказывал, что смешивать вредно, а бензин и полынь могут дать неожиданный эффект.
Мангистау. Точка отсчета. Впадина Каунды.
Придерживаюсь указания, Армана: едь по асфальту до указателя 180 км от Актау, затем сверни в степь на лево от дороги, дальше езжай до горизонта и там увидишь линию, трактор и домик, потом отдашь вот эту записку – и тебе все покажут.
Сжимая в кулачке записку, еду до знака 180 км. Ищу съезд – нету, осторожно съезжаю в степь в направлении от дороги, иногда сверяя перпендикулярность трека по навигатору… Через какое-то время, доезжаю до линии электропередач, видимо про нее и говорил Арман, но никакого ни трактора, ни домика нигде не видно… косяк… вопрос только где? Начинаю вспоминать: Арман говорил, что съезд будет… блин… я или не доехал или промахнулся… через открытые окна, остановленная машина, наполняется запахом полыни… Не отвлекаться, нам тропиться некуда.. что он говорил еще? Во! Если проскочишь - будет еще съезд на дорогу в степи, значит двигаясь уже параллельно дороге в любом направлении мимо одного или другого съезда я не проскочу… Более уверенно, с чувством гордости за найденное решение, начинаю ехать дальше по открытой степи и вскоре выезжаю на протоптанную дорогу. Ура! С задачей номер один я справился, дальше по дороге будет проще… Ах какие запахи кругом… ммммм….. А вот, в дали, показались какие-то постройки, сейчас бы бинокль, но я и так уже уверен в том, что это моя цель. Сначала подстегиваю Звереныша очередной порцией газа, а затем и вовсе сворачиваю со степной дороги и несусь по ней напрямки, ощущая себя парящим над землей … Старая мудрость гласит: полет это всегда здорово, но приземление важнее…

Следующие два часа я провел наслаждаясь запахами степи ремонтируя багажник, авто-бокс, антенну, а заодно и раскладывая все то, что слетело со своих мест …
Частично устранив потери и водрузив все на свои места, я снова, вспоминая добрым словом своего ангела-хранителя и благодаря его за очередной урок, трогаюсь и еду дальше уже более осторожно. Подъезжаю, знакомлюсь, отдаю записку, со мной садится проводник и … в следующие сутки я живу здесь, лишь переезжая с места на место.
Как я и говорил, мне повезло абсолютно со всем, в том числе и с погодой – солнце еще не палило, а иногда, когда оно скрывалось в облаках, легкий ветерок отгонял мошек и комаров. Но прежде всего, во всех своих путешествиях мне везет с людьми, которых я встречаю на своем пути.

Выбрав место для установки палатки мы начали пытаться ее ставить… и только тогда у увидел, что вся земля вокруг была усыпана тысячами морских ракушек и мы ставим палатку на морское дно…

А теперь добавьте к этому обрыв, под которым сотни метров …. Файлы в голове не сходятся, пейзажи завораживают, разведенный огонь превращает нас в древних людей, и почти час мы молча сидим и смотрим на огонь. До сих пор не знаю, думали ли об одном и том же и думали ли вообще кто-нибудь о чем-нибудь в этот час, но потом, мы не сговариваясь встаем, и я отвожу своего проводника к его дому, даже забыв спросить его имя, или он говорил его мне у костра, но я уже забыл о чем мы разговаривали? Меня угостили верблюжьим кефиром, который я попробовал впервые в жизни и мы попрощались.

Вернувшись к палатке, я вновь забылся сном, а странные места продолжали играть в игры с сознанием… Мне вновь снился суслик, но уже мирно сидевший у костра и рассказывающий, окружившим его городским хомячкам, притчу о верблюде, который много работал и был напуган сусликом до смерти… В воздухе от напряжения слушателей запахло чьей-то тишиной и тут же комары недовольно запищали, наговаривая друг на друга... На вершину морской впадины спускались сумерки…

Продолжение на сайте проекта: http://wow-adventures.ru/blog/item/275-kazahstan-i-mangistau
Проведя по два дня за написанием отчетов, я решил с этим завязывать. В конце концов, нужно себя дисциплинировать и хотя бы по чуть-чуть писать каждый день, как бы сложно это не было, а в «цивилизацию» выбираться только для их публикации в сети.
Помня свой предыдущий опыт посещения Казахстана зимой, во время участия в Экспедиции Трофи в 2013 г., и созерцая многочасовые степные виды по дороге в Астрахань – я ничуть не сомневался, что в дальнейшем, после горных пейзажей Грузии, уровень адреналина у меня в крови будет постепенно спадать. Единственная надежда была возложена на загадочный Мангистау.
Наблюдая за моими отчетами, еще в Астрахани, со мной связался Игорь Тоцкий (проект Скототуризм) – отчаянный мотоциклист путешественник, который уже не раз бывал в этих краях и который порекомендовал мне связаться в Жанаозен с такими же путешественником - Арманом Килдалиевым, любезно согласившимся стать моим гидом по Мангистау.
Путешествующая мотобратия заслуживает отдельного рассказа, и я обязательно напишу об этих людях, которых можно встретить во всех уголках планеты, но сейчас бы хотелось выразить им всем благодарность за то, что они не остаются в стороне и пожелать удачи на дорогах, где бы эти дороги не пролегали. Возможно, нас всех объединяет принадлежность к отдельному подвиду - Homo vaga (Человек блуждающий, лат.). И мне кажется, что, если любого из них спросить об истинных целях их путешествий, то ответ будет один – «я не могу и не умею иначе жить…».
Астрахань – Мангистау
Игорь предупредил, что качество дорог от Астрахани до Атырау будет не очень, но то с чем я столкнулся на самом деле даже отдаленно не напоминало это «не очень», а скорее походило на «ужас-ужас». В этот ужас я влетел на крыльях ночи...

Выехав из Астрахани в районе 17-18 часов и достаточно быстро добравшись до границы, я благополучно, менее чем за 30 минут, прошел все необходимые процедуры. После чего, сразу же за КПП, обменял деньги по курсу 1 рубль = 5 тэнге на горючку и купил страховку (~ 1.800 рублей на две недели), которую у меня тут же и проверил недремлющий страж порядка. Полицейский, проверив документы, порекомендовал сразу за КПП свернуть на право и поехать по «новой» дороге – там будет «получше». И далее я продолжил свой путь, традиционно соблюдая общие рекомендации, которыми пестрит интернет для путешествующих по Казахстану: ближний свет фар, ремень, скорость до +10 км/ч, из машины не выходить, пока не попросят.
«Получше» было не долго и вместе с продвижением в глубь страны, стало понятно что суслики в этих краях не добрые, и пожирают они асфальт огромными участками… Но, сдается мне, что местами, за сусликами охотятся огромные земляные черви из фильма «Дрожь земли», оставляя за собой вздыбленный асфальт… К сожалению, не те, не другие в объектив моей камеры пока не попались, а видео из регистратора я выкладывать не буду, так как аудиодорожка к видео состоит, по большей части, из бранной речи… Добавьте к этой общей ночной картине периодически выпрыгивающих на дорогу верблюдолошадьилькорову и получите реалии ночной езды по участку Астрахань-Атырау.
В какой-то момент, я начинаю подумывать об остановке на ночлег, но страх перед зубастой опасностью, заставляет ехать дальше и уже во тьме и полудреме я подъезжаю к Атырау. Заправившись газом и проснувшись от цены на газ (8 рублей/за литр против наших Питерских 18-ти) я решил здесь остаться жить, ну или хотя бы переночевать… Но девушка-оператор заправки любезно отказала мне и послала … в ночь в степь, на съедение сусликами… Это, кстати, был первый, в моей жизни, случай, когда на заправке не разрешили остановиться, ну да бог с ними, возможно у них пакт о ненападении между владельцем АГЗС, главным сусликом и земляным червем, и в обмен на неприкосновенность есть распоряжение приносить жертвы одинокими путниками…
Кстати, о грустном, но рассказать обязан. Именно в Казахстане, я уже на раз слышал об опасности путешествия по степям. И причина этой опасности не человек, а природа, которая не позволяет относиться к себе пренебрежительно. Путешествуя по Казахстану зимой, мы чуть сами не стали жертвами пурги, которая на огромных пространствах заметала снегом за считанные минуты не только следы, но и любое препятствие на своем пути – будь то человек или остановившийся автомобиль. В ту ночь, не прислушиваясь к предупреждениям МЧС, в районе города Астана, погибло более 18 человек. Летом же известны случаи, когда люди, у которых ломались машины в степи, и которые отправлялись в путь в надежде найти помощь, погибали уже от другой напасти – жары, которая иногда бывает выше +45. Расстояние между населенными пунктами может быть очень большим и то, это если знаешь в какую сторону идти. В противном случае шансов практически нет. Надеяться на телефон тоже не всегда имеет смысл – местами связи просто нет. Так что будьте внимательны и десять раз подумайте прежде, чем покидать асфальт. Думаю, что так обстоят дела и в любых малонаселенных районах во всем мире. В моем же случае, чуть позже, сопровождающий меня бывалый чабан, который живет в степи уже много лет, вовремя меня остановил и запретил съезжать с наезженной колеи в степи, показав мне колючки растений, которые по своей твердости не уступают гвоздям. С виду эти колючки были обычными кустиками, а запаска всего одна…
Продолжим о сусликах… тьфу… о дороге в Мангистау.
Про сусликов, червей и верблюдов…
Решив, что знакомиться с сусликами и червями я ночью точно не хочу, пристроился на ночлег к какому-то зданию недалеко от дороги. Близость места ночлега к дороге была обусловлена предосторожностью на случай, если эти дикие животные все таки осмелеют и нападут… Помня данный обет об ежедневных отчетах я достал компьютер и … через 5 минут, чуть не пробив экран носом, убрал его от греха подальше, оправдывая себя тем, что еще не до конца изучил повадки сусликов - вдруг свет от экрана компа может привлечь беду на этот небольшой городок...
Утром, едва проснувшись и умывшись, я решил поскорее покинуть городок, лишь увидев рытвины в почве рядом с машиной. Я оказался прав - черви явно приползали на свет, но я вовремя его выключил и заблудившись в темноте они уползли обратно гоняться за сусликами…
Выехав за пределы города, я увидел то, что передать словами не возможно… Кто-то наверняка решил, что монстры-суслики плод моих фантазий, но смотрите сами:
на первом фото обнаруженные мной норки сусликов

на втором фото – остатки верблюда, увидевшего этих сусликов и который тут же обкакавшись от страха, помер …

Естественно, суслики потом обгрызли его кости, разбросанные вокруг, а под этим фото хочется написать всего несколько слов: «Жил был верблюд». Запятую в этой фразе поставьте сами…
О дороге к Мангистау.
Еще немного времени и я благополучно пересек границу прайда сусликов и червей, оставив позади невероятной красоты однообразные пейзажи бескрайней степи, рождающие одну единственную мысль – где бы здесь спрятаться от солнца, чтобы устроить сафари на диких животных попить кофе. Увидев такое место – я тут же спустился к нему с дороги. Львы, тигры и слоны вокруг замечены не были или возможно были давно съедены сами знаете кем, но сделав пару контрольных выстрелов из камеры по машине и выпив чашечку ароматного кофе, я отправился дальше.

Чем ближе я подбирался к Мангистау, тем более разнообразнее становились … облака, а степь оставалась без изменений… Но нужно отдать должное и дорожникам – там где закончилась зона влияния сусликов, появился асфальт, местами даже очень хорошего качества...
Цифры на одометре бежали, пейзаж не менялся … Мне еще повезло – иногда однообразные пейзажи разбавляются небольшими водоемами. Сказываются обильные дожди, недавно прошедшие здесь. Я приехал, когда они уже закончились и вода сошла, но во многих населенных пунктах было видно, что вода затапливала и дома.
Неожиданно резкий звонок телефона пробудил от монотонности дороги – Арман интересовался далеко ли я и как быстро доберусь в Жанаозен. Поверив навигатору, я пообещал приехать через 1,5 – 2 часа. Договорились созвониться, когда буду подъезжать … Вглядываясь за горизонт я заметил что-то отличное от привычного пейзажа… в последствии я еще не раз буду жалеть о том, что у меня нет с собой хорошего бинокля, да и плохого тоже нет, а пригодился бы… Но делать нечего, едем дальше, и ровная, как стрела, дорога, изредка меняя направление, начинает приближать НЕЧТО…
Еще спустя некоторое время я понимаю, что пожалуй, ночевать сегодня я буду здесь. Сначала я поливаю из камеры на право и налево, а затем, окончательно съехав с дороги, ставлю палатку в глинистую, но местами сухую, почву. Рядом мирно пасутся лошади, кивая головой, словно здороваются – добро пожаловать в Мангистау!

Установка палатки в этот раз заняла 12 с небольшим минут, учитывая время на приветствие водителей, которые сигналили, видимо думая, что я ставлю традиционную юрту (?). Примечательно, но как только кто-нибудь начинает помогать ставить Tentipi, время сокращается до 9 минут, быстрее у меня пока не получалось, но возможно, это из-за рыхлой почвы и песка.

Вечерело, я, увлеченный фотосъемкой, пытался одновременно сообразить как бы мне сюда вытащить своих близких. Невероятность этих мест поражала и мне очень захотелось поделиться тем, что переживал сам. Отойдя для съемки еще немного от палатки и машины, я попадаю в рай – запах степи и полыни накрывает меня с головой и я понимаю, что нужно срочно уходить отсюда, иначе я этого не сделаю никогда … а сам сажусь на землю и сижу, улыбаюсь… Сколько прошло времени я не знаю, из забытья меня вновь вернул телефонный звонок – Арман беспокоился о том, где я и что со мной. Я выпал из действительности на четыре с половиной часа. Извинившись, я пообещал, что скоро буду, сверившись с навигатором – опять оставалось ехать 1,5-2 часа, но уже в сумерках, а значит скоро и совсем в ночи…

Невероятным усилием воли я надеваю шторки на глаза и смотрю только на асфальт, иногда не сдерживая природный инстинкт фотоохотника, но не останавливаясь…

Много раз уже я зарекался не ездить ночью и выбирать место лагеря засветло, но сейчас меня ждали и нужно было добираться до города. Дорога местами ремонтировалась и эти участки всем приходилось объезжать, поднимая столбы пыли, видимость в такие моменты доходила до 3-4 метров, но с горем пополам, вновь набрав в авто пыль и песок, через 1,5 часа мы встречаемся с Арманом при въезде в Жанаозен.
Будучи очень гостеприимным человеком, Арман ведет меня сначала в свой ресторан, а затем и приглашает к себе домой, и наши разговоры продолжаются уже за чаем до глубокой ночи. Рассказы о путешествиях, впечатлениях, о местах, людях и планах кажется могут продолжаться бесконечно и через какое-то время все понимают, что нужно, вопреки желаниям, остановиться, разойтись и идти спать.
Утром, Арман выступает моим путеводителем и достаточно подробно рассказывает какие места мне необходимо посетить, сетуя на то, что не может поехать и показать сам – через несколько дней, они, вместе с Игорем, отправляются в полуторамесячное мотопутешествие по Алтаю и Монголии, а до отъезда ему еще нужно решить много формальностей по работе. Сверившись, что все точки забиты мной правильно, он уезжает, а я начинаю перетряхивать спальное место в машине – пыль и песок степей Атырау теперь лежит и в Жанаозен, надеюсь это не привлечет сами знаете кого…
Далее, заправка газом по еще более низкой цене, чем раньше – около 5 рублей за литр, и я начинаю думать, что может мне выкинуть половину вещей и поставить дополнительные баки под газ? Например на крышу… Кстати, рекорд пробега на одной заправки газом составил ~ 419 км, при движении на круиз-контроле 90% маршрута и постоянных оборотах двигателя около 2100 (двигатель V8, 4,7л.) Суммарно можно теперь говорить об автономном пробеге примерно в 800 км, не считая запаса топлива в 3-х канистрах (~60 л), которые я так до сих пор так и не заправил, а надо бы, но опыт подсказывал, что смешивать вредно, а бензин и полынь могут дать неожиданный эффект.
Мангистау. Точка отсчета. Впадина Каунды.
Придерживаюсь указания, Армана: едь по асфальту до указателя 180 км от Актау, затем сверни в степь на лево от дороги, дальше езжай до горизонта и там увидишь линию, трактор и домик, потом отдашь вот эту записку – и тебе все покажут.
Сжимая в кулачке записку, еду до знака 180 км. Ищу съезд – нету, осторожно съезжаю в степь в направлении от дороги, иногда сверяя перпендикулярность трека по навигатору… Через какое-то время, доезжаю до линии электропередач, видимо про нее и говорил Арман, но никакого ни трактора, ни домика нигде не видно… косяк… вопрос только где? Начинаю вспоминать: Арман говорил, что съезд будет… блин… я или не доехал или промахнулся… через открытые окна, остановленная машина, наполняется запахом полыни… Не отвлекаться, нам тропиться некуда.. что он говорил еще? Во! Если проскочишь - будет еще съезд на дорогу в степи, значит двигаясь уже параллельно дороге в любом направлении мимо одного или другого съезда я не проскочу… Более уверенно, с чувством гордости за найденное решение, начинаю ехать дальше по открытой степи и вскоре выезжаю на протоптанную дорогу. Ура! С задачей номер один я справился, дальше по дороге будет проще… Ах какие запахи кругом… ммммм….. А вот, в дали, показались какие-то постройки, сейчас бы бинокль, но я и так уже уверен в том, что это моя цель. Сначала подстегиваю Звереныша очередной порцией газа, а затем и вовсе сворачиваю со степной дороги и несусь по ней напрямки, ощущая себя парящим над землей … Старая мудрость гласит: полет это всегда здорово, но приземление важнее…

Следующие два часа я провел наслаждаясь запахами степи ремонтируя багажник, авто-бокс, антенну, а заодно и раскладывая все то, что слетело со своих мест …
Частично устранив потери и водрузив все на свои места, я снова, вспоминая добрым словом своего ангела-хранителя и благодаря его за очередной урок, трогаюсь и еду дальше уже более осторожно. Подъезжаю, знакомлюсь, отдаю записку, со мной садится проводник и … в следующие сутки я живу здесь, лишь переезжая с места на место.
Как я и говорил, мне повезло абсолютно со всем, в том числе и с погодой – солнце еще не палило, а иногда, когда оно скрывалось в облаках, легкий ветерок отгонял мошек и комаров. Но прежде всего, во всех своих путешествиях мне везет с людьми, которых я встречаю на своем пути.

Выбрав место для установки палатки мы начали пытаться ее ставить… и только тогда у увидел, что вся земля вокруг была усыпана тысячами морских ракушек и мы ставим палатку на морское дно…

А теперь добавьте к этому обрыв, под которым сотни метров …. Файлы в голове не сходятся, пейзажи завораживают, разведенный огонь превращает нас в древних людей, и почти час мы молча сидим и смотрим на огонь. До сих пор не знаю, думали ли об одном и том же и думали ли вообще кто-нибудь о чем-нибудь в этот час, но потом, мы не сговариваясь встаем, и я отвожу своего проводника к его дому, даже забыв спросить его имя, или он говорил его мне у костра, но я уже забыл о чем мы разговаривали? Меня угостили верблюжьим кефиром, который я попробовал впервые в жизни и мы попрощались.

Вернувшись к палатке, я вновь забылся сном, а странные места продолжали играть в игры с сознанием… Мне вновь снился суслик, но уже мирно сидевший у костра и рассказывающий, окружившим его городским хомячкам, притчу о верблюде, который много работал и был напуган сусликом до смерти… В воздухе от напряжения слушателей запахло чьей-то тишиной и тут же комары недовольно запищали, наговаривая друг на друга... На вершину морской впадины спускались сумерки…

Продолжение на сайте проекта: http://wow-adventures.ru/blog/item/275-kazahstan-i-mangistau
Читайте также