Большая Алтайская Экспедиция. Западная Монголия



Уже второй год подряд я езжу в Западную Монголию и каждый раз возвращаюсь обновленный, с небывалым чувством уверенности в себе и в решении любых проблем в своей жизни. Степь, как будто просветляет. Сравнивая кочевой образ жизни с нашим оседлым, приходит понимание, что кочевники более свободные люди, чем мы. И в этом есть много правды. Быть свободным кочевником это прекрасно, но сложно. Монголы живут животноводством. Они разводят овец, коз, лошадей, сарлыков, коров. Стадо и степь дают им все необходимое для жизни, нужно только уметь пользоваться дарами природы. И каждая семья, как и тысячу лет назад, живет самостоятельно и независимо от государства. Они, конечно, не брезгуют пользоваться благами цивилизации, в каждой юрте есть свет и телевизор, питающиеся от солнечной батареи, почти у всех детей имеются сотовые телефоны, и по УАЗику на семью или грузовику типа ЗИЛ. И если вдруг бензин сильно подорожает, кочевник садится на лошадь, благо, трава в степи не перестала расти. И в этом их бесконечная сила. И я, заряженный этой энергией, с улыбкой старика смотрю на проблемы людей в городах: телефоны в кредиты, новое платьице, модная прическа, билеты в кино и прочие мелочи жизни, ведь куда важнее семья, дом и здоровье близких людей.



Эта атмосфера Западной Монголии сопровождала меня на всем пути, но я приехал сюда, отнюдь не для утверждения в жизненных принципах, а для исследования рек и новых регионов для путешествий. И с этими целями я успешно справился. Как и предполагалось, в юго-восточных горах Алтая на территории Западной Монголии, есть масса интересных рек для сплава на каяках, а местами даже и для катамаранов.
Весной 2015 года, я собрал команду близких по духу мне людей, решил все организационные вопросы и в июле отправился в Монголию. Этот проект получил название Большая Алтайская Экспедиция. За время путешествия мы проехали около 2000 км по дорогам западной Монголии, и о них мне хочется рассказать отдельно.
Асфальт лежит только в городах и на небольшом участке трассы соединяющей Россию и Китай. Остальные дороги представляют собой грунтовку, по которой можно двигаться со скоростью от 30 до 60 км/ч. По трассам между населенными пунктами, можно передвигаться на легковых автомобилях, но с невысокой скоростью. Самыми быстрыми машинами здесь являются УАЗики, которые перемещаются со скоростью 60 км/ч и выше. По некоторым дорогам можно проехать только на специальной технике, из-за необходимости пересекать броды или высохшие русла ручьев. И если вы соберетесь в Монголию на машине, то внимательно изучите дороги на предмет совместимости их с вашим автомобилем или лучше наймите автомобиль в ближайшем населенном пункте. Наша команда так и поступила, все снаряжение и лодки мы привезли в моем микроавтобусе, а в Ульгии мы сменили машину на местный УАЗик. Немаловажным фактором является знание дорог, навигаторы здесь не особо работают, а указатели отсутствуют. А вместо двух или четырех полосных трасс в нашем привычном понимании, здесь от одной до 20-ти параллельных грунтовых дорог ведут в одном направлении, но некоторые могут ответвляться и уходить в объезд крупных препятствий или вообще в сторону. Поэтому нам дали еще и профессионального водителя.



Во всех реках паводок приходится на июнь. В первой половине месяца вода поднимается после таяния снега, во второй половине высокий уровень поддерживается за счет таяния ледников. После того как все снега и ледники растают, большинство ручьев пересыхает, и уровень воды в реках снижается до среднего или выше среднего, продолжая в течение июля питаться за счет собственных ледников, с августа вода падает до самой осени. Судя по июльской воде, идеальным временем для сплава можно смело назвать июнь.
Подавляющее большинство рек западной Монголии принадлежат бассейну реки Ховд и первым делом мы отправились на эту главную реку региона. В нижнем течении река уходит в 20-ти километровый каньон. Это качественный бигволиум кл. III-V: огромные бочки, валы и волны не оставили нас равнодушными, мы с радостью катались по этим порогам. Они напоминали нам родную Катунь, и мы не по разу заносили пороги и вновь и вновь катались в этом аквапарке. Этот участок я бы рекомендовал всем любителям бурной воды, но только в паводок.



После раскатки на нижнем Ховде, мы поехали на действительно сложную реку Цаган-гол («цаган» - монг. «белый»). Река молочного цвета, левый и самый большой приток Ховда. Вытекает из-под ледника Потанина в горном массиве Таван-Богда-Ула и через 3 км от истока входит в каньон длиной 10 км. На всем протяжении сплавного участка сохраняется большое падение, что обеспечивает сплавной фон кл. III. Началом первого порога является водопад, который теоретически можно пройти по малой воде, далее русло сильно засорено камнями, образуя высокие сливы, где 2/3 воды уходит в сифон. Очень опасное место и мы его обнесли по берегу. На данный момент порог остается не пройденным. В середине каньона река принимает правый приток, и расход воды увеличивается в 2 раза, сразу после впадения на повороте начинается второй сложный порог, который представляет из себя мощный прорыв с большими и глубокими сливами и мощными бочками. Цаган-гол имеет одну интересную особенность: уровень воды в реке колеблется в течение суток и разница может достигать 1 метра. Утром мы шли наверх каньона и просмотрели его полностью, к обеду вода существенно выросла, и мы не узнали вообще ни одного порога. Это стоит учитывать. Если хочется проплыть по малой воде, то нужно ночевать в начале каньона и рано утром плыть.



Кроме того на Таван-Богда-Ула очень красиво, прекрасные альпийские луга, совсем рядом пять заснеженных вершин. Здесь масса маршрутов для треккинга, в нашем лагере постоянно были толпы туристов из множества стран, там были и альпинисты, и горнолыжники, и просто отдыхающие туристы. Это место однозначно стоит посетить. Мы провели день отдыха на высокогорном озере, рыбачили и любовались видами. Чтобы попасть в это место необходимо получить пропуск в пограничную зону, об этом нужно позаботиться заранее, т.к. оформление может занять целый день.



Далее мы направились на восток, в горный массив ледника Хархираа. Изначально, мы планировали сплав по реке Шивер-гол, левому притоку Ховда, но из-за не высокого уровня воды мы решили отказаться от прохождения, и обратили внимание на его приток - Харгайтын-гол. Он просматривается с берега и к нему есть дорога. Об этой реке, мы не знали ничего, кроме того что в нижнем течении за 2 км до впадения в Шивер-гол, есть каньон с отвесными стенками и пешеходный мост. Мы подъехали к концу сплавной секции и забросились пешком наверх. Мы шли в полную неизвестность и эта река нас не разочаровала. Харгайтын-гол образуется тремя ручьями, которые сливаясь в одном месте, дают ему начало. На среднем из них мы случайно обнаружили 3 водопада и отличную крикинговую секцию класс V. Два водопада нам удалось прыгнуть, остальные препятствия на реке Дунд-Хороо мы оставили не пройденными из-за высокой сложности и необходимости обносить один водопад. Продолжив сплав по Харгайтын голу, мы разведали еще три каньона с порогами кл. III-IV и один учебный водопад высотой метров пять. Эта река оставила неизгладимые впечатления, и я вернусь сюда еще, чтобы поймать оптимальный уровень воды, тем более, что в этом регионе еще не пройден Шивер-гол с его верхним и нижним ущельем. В соседней долине мы обнаружили водопад высотой 12 м, но воды было слишком мало для того чтобы его прыгать. Если еще поискать, то вполне возможно обнаружить еще водопады в других долинах.



Кроме прочего мы посетили реки хребта Монгольский Алтай (юг Западной Монголии), а именно притоки реки Булган, которая протекает через границу в Китай более чем на 600 км и там называется Урунгу. Мы сплавились только по одной реке Гуртын-гол, это крутопадающий ручей с порогами кл. III-IV. Но из-за низкого уровня воды мы не смогли по достоинству оценить эту реку. Из окна машины мы видели много не сложных крикинговых секций, которым не хватало воды. Следующий визит сюда стоит повторить в июне, когда воды существенно больше. Главным минусом этого региона можно назвать удаленность, это 350-400 км не самых лучших дорог, которые практически невозможно преодолеть за один день. Очень долгая заброска должна компенсироваться сплавом, чего нельзя было сказать по нашему уровню воды. Но я уверен, что в июне, здесь ситуация обратная, все реки полны воды, мощны и представляют огромный интерес и потенциал для каякинга.



Итогом экспедиции станет фильм о природе, людях и каякинге в Алтайских горах на территории Монголии и России. Так же я составлю описание новых рек (ривергайд) и буду постоянно его дополнять и обновлять. Вместе с презентацией фильма мы организуем фотовыставку в нескольких городах России. Мы хотим, чтобы как можно больше людей путешествовало и стараемся показывать, что это доступно. Каждый сам выбирает для себя способы ездить по миру, будь это спорт или туризм. Я и моя команда реализует свои путешествия через каякинг. Мы будем и дальше работать и пропагандировать активный отдых и путешествия по миру.
Улыбок и добра, до встречи в пути!