Buen Camino или как дойти до края земли
Идея пройти знаменитый паломнический путь Св. Иакова (исп. El Camino de Santiago) к гробнице Святого апостола Иакова в город Сантьяго-де-Компостела зародилась еще летом 2012 года в голове у моей подруги. Она, как специалист по истории средних веков Испании, неоднократно встречала в литературе и источниках упоминания об этом паломническом маршруте. Осенью того же года мы порешили, что летом 2013 пройдем это путь и начали собирать средства на длительное путешествие.
Существует несколько маршрутов этого пути, проходящих как по территории Испании, так и через граничащие с ней страны. Мы остановили свой выбор на самом известном, так называемом французском пути (дорого франков), который начинается в городе Сен-Жан-Пье-де –Пор во французских Пиренеях и проходит через северные испанские города – Памплону, Логронью, Бургос, Леон вплоть до Атлантического океана.

Ввиду того, что мы получили испанскую визу и прилетели в Мадрид, проблематичным было бы добираться до Сен-Жан-Пье-де –Пор, поэтому мы сократили себе путь на 100 км (что приблизительно 3 дня пути по горной местности), начав свое паломничество с прекрасного города Памплона.
Здесь я немного отвлекусь на описание современной бюрократической процедуры отпущения грехов. Прежде всего, паломник, чтобы таковым стать, должен получить credencial (иначе грамота или паспорт паломника), где ставятся штампы по мере прохождения пути. Пешие паломники должны пройти не менее 100 км до Сантьяго, чтобы получить компостелу. Существует три вида компостел в зависимости от цели паломника: религиозная (religioso); религиозно-культурная или духовная, внутренняя (religioso-cultural, espiritual или religioso y otros) и нерелигиозная (no religioso - спортивная, туристическая и др). Велосипедисты (которые, несмотря на братский дух паломничества, были сущими врагами пеших) должны проехать не менее 200км. И уже по завершении пути в центре Сантьяго-де-Компостела расположен Officina del Pellegrino, где добродушные волонтеры оформляют документацию, ведут статистику и, самое главное, выдают грамоты с отпущением грехов – таким образом индульгенция в современном мире все еще жива. Важно отметить, что без подобного паспорта паломника невозможно заселяться в альберги – ночлежки или хостелы, оборудованные практически в каждом поселении или городе, через которые проходит путь. Альберги разнятся по всем характеристикам (цена, удобства, качество, тематика, дружелюбие, религиозность и прочее) – описанию самых ярких ночевок и историям, связанным с людьми, там пребывающими, я уделю отдельную статью.
Возвращаюсь к Памплоне. Наша группа первоначально состояла из 5 человек из России (моя подруга-медиевист, как и я, ее сестра-близняшка, подруга близнецов и друг подруги, у которого также, кстати, есть брат близнец) – невиданная цифра для Camino, ибо паломников из России ввиду религиозной принадлежности не так много, в основном подавляющее большинство представлено теми представителями наций (немцы, французы, итальянцы, испанцы и другие), исповедующих католическое христианство.
Мы начали наш путь 3 августа (первый штамп в Памлоне), а завершился он, к слову сказать, 7 сентября в Финистерре, городе на побережье Атлантического океана. Весь путь в 791 км занял 35 дней.
Уже сейчас, спустя год после нашего пути, я понимаю, насколько большую работу мы проделала как в физическом плане, так и моральном. Несмотря на то, что французский путь является самым популярным вариантом, и соответственно, в какой-то степени он стал чересчур туристическим (наличие баров и кафе практически в каждом поселении, огромное количество путеводителей по самому пути, где расписаны варианты размещения и питания, что также связано с рекламой, сувенирная индустрия и прочее), нам все равно приходилось вставать в 6 часов утра, собираться в темноте, ибо остальные паломники могут еще спать (минимальное количество людей в комнате, где нам довелось спать – 5 человек, мы разместились нашей компанией в отдельной комнате в Логронье в приходском альберге, где мы спали просто на полу; в основном же в комнате спит от 12 до 80 человек) и выдвигаться в путь с неизменным рюкзаком за плечами.
Первые два дня пути дали о себе знать жуткими мозолями, болями в ногах и спине и характерным «футболочным» загаром. Однако стоит признать, что каждый день учил чему-нибудь новому, начиная «высоко» от восприятия жизни, природы, людей и заканчиваю приземленными материями в духе того как сварить борщ из топора или приготовить пасту на 8 человек. Эмоциональный спектр переживался за один день в полном объеме: порой шагаешь в одиночестве на рассвете, в небе парит орел, горы, потрясающие виды, ветряные мельницы, необъятные просторы и всепроникающая любовь зарождается в сердце, а через три часа под палящим солнцем, с болью в ноге, с тянущим вниз и убивающим рюкзаком с уст срываются сплошные проклятья. Так как мы шли большим коллективом, даже по меркам Camino, иной раз возникали искры возмущения, раздражения, да что уж там, злобы. На второй день нашего пути мы познакомились с ребятами из Германии, который начали свой путь из Сен-Жан-Пье-де –Пор, знакомство очень быстро переросло в крепкую дружбу и из Леона вплоть до Финистерры мы прошагали вместе, компанией из шести человек (два члена нашего русского коллектива по личным причинам должны были улететь в Москву, поэтому после Леона они покинули нас), нас осталось 3 русских девицы и 3 немецких парня, что вызывало много шуточек у других пилигримов. Путь позволил лучше раскрыть человеческую природу, а также узнать характеры окружающих людей, с которыми до этого жизнь сталкивала только в светском пространстве большого города, здесь же я по-настоящему узнала своих друзей и полюбила их сильнее, приняв их недостатки, также как они – мои.
Отдельно стоит остановиться на истории и символике пути. Согласно преданию, апостол Иаков проповедовал христианство на севере Иберийского полуострова и основал здесь первые христианские общины. Возвратившись в Палестину в 44 г., он принял мученическую смерть. Тело апостола было вывезено его учениками и захоронено в Галисии, недалеко от города Падрон на горе Либредон. Со временем гробница затерялась, и в течение нескольких столетий о ней ничего не было известно. Однако в 813 г. монах-отшельник Пелайо, следуя за путеводной звездой, обнаружил место, где покоились нетленные мощи апостола, и в конце IX в. король Альфонсо III возвел здесь просторную базилику. Именно тогда местность получила название Компостела (лат. Campus Stellae «место, обозначенное звездой»). Как апостол, предпринявший далекое путешествие из Святой земли в Испанию, проповедуя христианскую веру, он стал покровителем паломников. Позднее он стал общим патроном Испании.
В качестве символа пути выступает ракушка, чаще всего желтая на синем фоне; а навигация представлена в виде желтых стрелок и столбов или плиток с изображением ракушки. Сушествует негласный этикет паломников: на пути если кто-то (будь-то местный житель, другой пилигрим или продавец в магазине) встречает паломника, то ему обязательно желают доброго пути - Buen Camino! Фраза, слышанная и проговоренная мною пожалуй не меньше, чем шагов, проделанных в течении 35 дней.
Существует несколько маршрутов этого пути, проходящих как по территории Испании, так и через граничащие с ней страны. Мы остановили свой выбор на самом известном, так называемом французском пути (дорого франков), который начинается в городе Сен-Жан-Пье-де –Пор во французских Пиренеях и проходит через северные испанские города – Памплону, Логронью, Бургос, Леон вплоть до Атлантического океана.

Ввиду того, что мы получили испанскую визу и прилетели в Мадрид, проблематичным было бы добираться до Сен-Жан-Пье-де –Пор, поэтому мы сократили себе путь на 100 км (что приблизительно 3 дня пути по горной местности), начав свое паломничество с прекрасного города Памплона.
Здесь я немного отвлекусь на описание современной бюрократической процедуры отпущения грехов. Прежде всего, паломник, чтобы таковым стать, должен получить credencial (иначе грамота или паспорт паломника), где ставятся штампы по мере прохождения пути. Пешие паломники должны пройти не менее 100 км до Сантьяго, чтобы получить компостелу. Существует три вида компостел в зависимости от цели паломника: религиозная (religioso); религиозно-культурная или духовная, внутренняя (religioso-cultural, espiritual или religioso y otros) и нерелигиозная (no religioso - спортивная, туристическая и др). Велосипедисты (которые, несмотря на братский дух паломничества, были сущими врагами пеших) должны проехать не менее 200км. И уже по завершении пути в центре Сантьяго-де-Компостела расположен Officina del Pellegrino, где добродушные волонтеры оформляют документацию, ведут статистику и, самое главное, выдают грамоты с отпущением грехов – таким образом индульгенция в современном мире все еще жива. Важно отметить, что без подобного паспорта паломника невозможно заселяться в альберги – ночлежки или хостелы, оборудованные практически в каждом поселении или городе, через которые проходит путь. Альберги разнятся по всем характеристикам (цена, удобства, качество, тематика, дружелюбие, религиозность и прочее) – описанию самых ярких ночевок и историям, связанным с людьми, там пребывающими, я уделю отдельную статью.
Возвращаюсь к Памплоне. Наша группа первоначально состояла из 5 человек из России (моя подруга-медиевист, как и я, ее сестра-близняшка, подруга близнецов и друг подруги, у которого также, кстати, есть брат близнец) – невиданная цифра для Camino, ибо паломников из России ввиду религиозной принадлежности не так много, в основном подавляющее большинство представлено теми представителями наций (немцы, французы, итальянцы, испанцы и другие), исповедующих католическое христианство.
Мы начали наш путь 3 августа (первый штамп в Памлоне), а завершился он, к слову сказать, 7 сентября в Финистерре, городе на побережье Атлантического океана. Весь путь в 791 км занял 35 дней.
Уже сейчас, спустя год после нашего пути, я понимаю, насколько большую работу мы проделала как в физическом плане, так и моральном. Несмотря на то, что французский путь является самым популярным вариантом, и соответственно, в какой-то степени он стал чересчур туристическим (наличие баров и кафе практически в каждом поселении, огромное количество путеводителей по самому пути, где расписаны варианты размещения и питания, что также связано с рекламой, сувенирная индустрия и прочее), нам все равно приходилось вставать в 6 часов утра, собираться в темноте, ибо остальные паломники могут еще спать (минимальное количество людей в комнате, где нам довелось спать – 5 человек, мы разместились нашей компанией в отдельной комнате в Логронье в приходском альберге, где мы спали просто на полу; в основном же в комнате спит от 12 до 80 человек) и выдвигаться в путь с неизменным рюкзаком за плечами.
Первые два дня пути дали о себе знать жуткими мозолями, болями в ногах и спине и характерным «футболочным» загаром. Однако стоит признать, что каждый день учил чему-нибудь новому, начиная «высоко» от восприятия жизни, природы, людей и заканчиваю приземленными материями в духе того как сварить борщ из топора или приготовить пасту на 8 человек. Эмоциональный спектр переживался за один день в полном объеме: порой шагаешь в одиночестве на рассвете, в небе парит орел, горы, потрясающие виды, ветряные мельницы, необъятные просторы и всепроникающая любовь зарождается в сердце, а через три часа под палящим солнцем, с болью в ноге, с тянущим вниз и убивающим рюкзаком с уст срываются сплошные проклятья. Так как мы шли большим коллективом, даже по меркам Camino, иной раз возникали искры возмущения, раздражения, да что уж там, злобы. На второй день нашего пути мы познакомились с ребятами из Германии, который начали свой путь из Сен-Жан-Пье-де –Пор, знакомство очень быстро переросло в крепкую дружбу и из Леона вплоть до Финистерры мы прошагали вместе, компанией из шести человек (два члена нашего русского коллектива по личным причинам должны были улететь в Москву, поэтому после Леона они покинули нас), нас осталось 3 русских девицы и 3 немецких парня, что вызывало много шуточек у других пилигримов. Путь позволил лучше раскрыть человеческую природу, а также узнать характеры окружающих людей, с которыми до этого жизнь сталкивала только в светском пространстве большого города, здесь же я по-настоящему узнала своих друзей и полюбила их сильнее, приняв их недостатки, также как они – мои.
Отдельно стоит остановиться на истории и символике пути. Согласно преданию, апостол Иаков проповедовал христианство на севере Иберийского полуострова и основал здесь первые христианские общины. Возвратившись в Палестину в 44 г., он принял мученическую смерть. Тело апостола было вывезено его учениками и захоронено в Галисии, недалеко от города Падрон на горе Либредон. Со временем гробница затерялась, и в течение нескольких столетий о ней ничего не было известно. Однако в 813 г. монах-отшельник Пелайо, следуя за путеводной звездой, обнаружил место, где покоились нетленные мощи апостола, и в конце IX в. король Альфонсо III возвел здесь просторную базилику. Именно тогда местность получила название Компостела (лат. Campus Stellae «место, обозначенное звездой»). Как апостол, предпринявший далекое путешествие из Святой земли в Испанию, проповедуя христианскую веру, он стал покровителем паломников. Позднее он стал общим патроном Испании.
В качестве символа пути выступает ракушка, чаще всего желтая на синем фоне; а навигация представлена в виде желтых стрелок и столбов или плиток с изображением ракушки. Сушествует негласный этикет паломников: на пути если кто-то (будь-то местный житель, другой пилигрим или продавец в магазине) встречает паломника, то ему обязательно желают доброго пути - Buen Camino! Фраза, слышанная и проговоренная мною пожалуй не меньше, чем шагов, проделанных в течении 35 дней.

Читайте также