Через снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть IV
8.
Нас встречают милые крошки из администрации Воркуты и Сергей, единственный эндурист на всю Воркуту!!! С ними Андрей, приехавший на XRе, одиночке, из Ухты.
Нас ждут уже 4 часа! Спасибо, Лены!
Мы в Воркуте! Нас заселяют в спортивный комплекс, мотоциклы Сергей ставит в гараж, автомобили в бокс администрации.
Тут-то мы и узнаем, что пурга, которая нас держала в объятиях неделю, такой силы и объема случилась впервые за 24 года! Тогда рыжковская пурга, как назвали ее в народе, изменила отношение государства к трудностям народoнаселения Севера. Может быть, и сейчас?!
Мороз за -30 и ветер более 140 км/час, природная аномалия! Повезло, что нам помогали такие люди и Север был к нам благосклонно настроен.
А теперь - баня! Белье! Кровать…….
Мы первые мотоциклисты в Воркуте, которые добрались сюда на мотоциклах, да еще и зимой!
Воркута - город на самом севере республики Коми и находящийся за Полярным кругом, на 67й параллели, в Арктике.
Вокруг Воркуты уютно расположились огромные безжизненные пространства и приветливая субарктическая тундра. Снег лежит не менее 8 месяцев в году, с Северного Ледовитого океана, находящегося всего в 140 км от города, дует приятный, сильно бодрящий бриз, вокруг - тысячи километров уютной тундры.
Летом изредка солнце прячется за горизонт, но довольно быстро выпрыгивает на небо. Хотя это не позволяет загорать круглосуточно, а вот зимой - полный друг молодежи (темнота) с обеда и до восьми утра.
Название свое город получил от ненецкого - медвежий угол или место где много медведей, когда-то так и было, теперь же там все больше шахтеров.
Город-то угольный, так что логично предположить, что значительную часть его населения составляют шахтеры.
Шахтер - это дядька под 50, с глазами, черными от угольной пыли, любящий выпить до, во время и после работы в «проклятых рудниках». Однако ни первое, ни второе не нашло подтверждения. Из оставшихся от 115ти тысячного населения в 1990 году 49000 людей сейчас шахтеры составляют всего 9500 человек. Они участвуют в дОбыче. Остальные - баласт. A с недавних пор выпить до и во время сверления недр земли практически невозможно, так как руководство справедливо решило, что пьяный шахтёр, не соблюдающий технику безопасности - это плохо, поэтому при прoходе на шахту и выходе из неё все работники проходят алкотест. Тех же, кто не справился с соблазнами, увольняют мгновенно!
С приходом Газпрома для прокладки трубопровода Бованенково — Ухта, являющегося частью Северного потока, другая работа в городе появилась, но и квартиры значительно подорожали.
Особой радостью воркутинских школьников, недоступной их сверстникам из других регионов, являются так называемые Актированные дни, когда на улице такая пурга или мороз (-33), что отменяются занятия во всех учебных заведениях. Школота радуется и дружно идет гулять на улицу )
По сложившемуся мнению широкой общественности Большой земли, по Воркуте свободно разгуливают белые медведи в приличных количествах, сопровождаемые группами зэков, ворующих водку и продукты прямо из землянок и чумов, в которых живут местные жители.
Это не совсем так, но иногда реалии лишь немногим отличаются от нашего представления о городе, где сидел герой известного фильма. Правда вот земледелие из-за сурового климата в окрестностях невозможно, но огурцы, шпинат, лук-порей, петрушку жители с большим энтузиазмом разводят на подоконниках.
Архитектура города уникальна. В свое время ссыльным архитекторам позволили творить и строить без надзора. Так получились улицы Московская и Ленина, застроенные в стиле классицизма ленинградской школой архитекторов.
И в это же время был построен целый ряд зданий, представляющих веху в архитектуре.
Чудной Дом политпросвещения с башней и шпилем, детская больница с тремя портиками, а горный техникум, фасаду которого,с колоннами,позавидовал бы любой обком эпохи сталинизма.
На площади Мира построено монументальное здание Дворца Культуры Шахтёров (ДКШ) с колоннами и скульптурами, скажу вам, в Петербурге такую внутреннюю отделку имеют далеко не все театры!
Здание Дворца Творчества Юных производит впечатление, будто его отобрали у самого ЦК КПСС, а надписи про Славу КПСС, расположенные во всю стену на близлежащих многоэтажных домах, подтверждают эту версию.
Вообще, в городе очень много обозначений былого величия страны и рабочего класса. То на крыше стоят огромные буквы, славя Рабочий класс, то через весь дом кирпичом вспомнили (вернее, не забыли) про советский народ, Слава опять и с КПСС, и с Трудом. Великое прошлое великой страны…
Почувствуйте энергетику этих людей! Пару лет назад Глеб Косоруков, фотохудожник, автор проекта "100 стахановцев", показал нам Шахтеров - этот архетип рабочего класса. За сотни лет самая опасная из гражданских профессий, по сути, почти не изменилась и вряд ли изменится в ближайшем будущем. Глеб создал проект, работая над серией портретов шахтеров, поднимавшихся на поверхность после конца рабочей смены. Результат - «пантеон» из 100 подземных полулюдей–полубогов, визуальная интерпретация личности в Архетипе. А здесь они просто по улице ходят, как простые люди… Безо всякого современного искусства. Хотя я был на выставке, впечатляет, но не более, чем настоящие живые люди.
Весь город и окрестности изрезаны трубами.Все коммуникации идут поверx земли, вечная мерзлота руководит строительством. Обилие трубных арок, трубных ниток вдоль дорог и в нескольких десятков км от города, вызывает понимание тотального уважения к Трубе.
Огромные плакаты по всему городу напоминают нам о пользе огромной угля (Уголь дает надежду!?), о будущем (грязные руки держат уголь над надписью - Будущее России). Но мне понравилось про настоящих Mужчин-шахтеров, настоящие…жаль, недолго...
Снежные дороги тоже посыпаны крошкой угля. Дома занесены снегом до 2го этажа. В центре города табло, чтоб люди не забывали температуру окружающей среды, в наш день было -44! Точно не тепла, в Столице Мира, как называют Воркуту местные жители. При этой температуре в воздухе висит марево… Солнце светит, словно через марлю. Люди тусклы и озабочены.
Интересно читать таблички названий улиц на языке Коми. Буквы русские, а слова не понятны. Но радует стремление приобщиться к титульному населению республики.
Везде видна труба, огромная труба из которой валит. Видны трубы, из которых валит белый дым. Скорее всего топят белым углем...
Воркутинцы совершенно не похожи на людей с Большой земли, наверное, есть несколько причин - возможно, потому что на территории Воркутинского района были произведены два атомных подземных взрыва в 70х годах (что, кстати, повлекло увеличение раковых заболеваний на 7% каждый год!!!) Рассказывают, что взрывы имели большое хозяйственное значение, гораздо большее, чем здоровье 60ти тысячного города…А может быть, из за тесного взаимодействия друг с другом или отдаленности от внешнего мира. Но их душевные качества находятся на уровень выше жителей мегаполисов, сожранных чудовищем алчности.
Город не очень богат на достопримечательности, но памятная доска Яновскому, видному советскому МЕРЗЛОТОВЕДУ и Паровозу, доставившему первый уголь в освобожденный от блокады Ленинград, нельзя пропустить. Говорят, есть еще в окрестностях реликтовый лес, единственный в тундре, но мы его не посетили.
Очень странным выглядит, что практически все мужчины, начиная водителем и заканчивая замом главы администрации носят золотые перстни. Эхо прошлого? Влияние бывших урок? Атмосфера? Или азиатский менталитет?
Администрация устраивает нам экскурсию в музей шахтерской славы (ныне Северстали), обзорную по окрестностям Воркуты (Воркутинское кольцо) и на место дОбычи угля, на разрез "Юньягинский", первое в мире предприятие, добывающее уголь в условиях Крайнего Севера, Арктики.
В музее истории добычи угля (Северстали) мы узнали всю правду о дОбыче. Оказывается, когда-то в шахтах трудились лошади, более того, они там плодились и размножались.Чую, не просто им было удовлетворить свое плотское желание….на глубине в полкилометра, да еще в тоннеле с низкими потолками. Не хотелось бы мне быть жеребцом в той шахте.
Там еще, в шахтах, люди были, которые назывались коногонами, даже песня есть про них, хорошая песня (http://www.historyonesong.com/2010/02/konogon_2/).
Выяснили,что разные пласты угля называются по-разному, а 200 км ж/д дороги до Воркуты построены на костях… Попробовали на вес отбойный молоток (около 16 кг). Погоняли вагонетки. Узнали про зарплаты шахтеров. После 3х месячных курсов можно встать "на лопату" и зарабатывать 30000 руб, а вот если еще немного поработать, то аж 60! Но если бы я смог овладеть искусством управления огромной подземной, выгрызающей уголь машиной, называющейся угольным комбайном, то мои заработки приблизились бы к 70000 руб в месяц, на глубине 1000 метров, в каске, с фонариком, с навсегда въевшейся в кожу и легкие угольной пылью…и с продолжительностью жизни до 60, если кушать витамины…
Очень порадовала гордость предприятия, входящего в 5ку мировых сталегигантов, за помощь приюту бездомных животных,в размере 5 тонн угля (общая добыча в год 12600000 тонн)
Теперь мы знаем - нам есть чем и кем гордиться! Однако вот всю социальную сферу и даже городскую котельную передали городу,чтоб не париться и не тратиться. Капитализм в действии!
С нами парни из мотоклуба "Полярные волки". Они выделили нам квартиру, показывают окрестности, решают вопросы по транспорту и даже еде. Наши люди везде! Даже в Воркуте, а ведь как-никак Столица Мира!
Встреча с лучшими представителями Арктики - детьми. Мы в волшебном Доме творчества юных. Более 70 кружков. Зимний сад с 500 видами растений. Бассейн. Зоосад. Оркестр. Эстрадный ансамбль. Уникальная мозаика на стене. Музей. И все это бесплатно для юных жителей Воркуты!
Дальнейшее удивление - мы беседуем на экологические темы, а главные вопросы ставят и доклады делают дети! Они реально в курсе проблем взаимоотношений людей и окружающей среды Севера. 10-14 летние девочки проводят ряд исследований и анализ результатов деятельности человека. Они вспомнили про легендарные искусственные засеянные луга Заполярья.
Признали, а что самое удивительное, добились создания охраняемых зон купальницы и еще чего-то там. Они знают, любят и заботятся о своей малой Родине. И взрослые вынуждены считаться с их мнением. А администрация прислушивается к предложениям. Вдруг и вправду они смогут изменить наш мир к лучшему?! Давайте поможем им! Я слушал, как завороженный! Уровень сознательности и осознания своих поступков у них много выше многих из нас…
9.
Путешествуем по Воркутинскому кольцу.
Воркута окружена целой системой посёлков при шахтах, большая их часть образует кольцо окружностью около 50 километров, проходящее через саму Воркуту. Здесь были- Октябрьский, Северный, Юршор, Промышленный, Воргашор, Комсомольский... теперь живы, по сути, лишь два из них - Северный и Воргашор, поэтому кольцо уже не кольцо, а две точки.
Из 13 воркутинских шахт осталось всего пять, а опустевшие посёлки стали городами-призраками среди голой тундры. Когда попадаешь в них, хочется плакать. Огромные жилые дома брошены людьми... Зияющие окна поглощают позитив города…Сугробы занесли все человеческое тепло…много лет назад… Капитализм…
В еще едва живых поселках умершие дома соседствуют с жилыми и медленно пожирают их…
В Воргашоре (в переводе-Олений ручей) на улице Воргашорской стоит разрушающийся спорткомплекс Воргашорец. На домах бодрящие надписи - Слава труду! Слава советскому народу! Им-то слава, жаль вот только нет советского народа и нет труда, есть только уголь,уголь,уголь,уголь,уголь…
Вот и мы едем смотреть, как он добывается. На бывшую шахту Юнь-Яг, теперь угольный разрез Юньяганьский.
До этого момента добыча угля в Заполярье открытым способом считалась невозможной. Потом умные головы все-таки выяснили, что это не только возможно, но и экономически выгодно. Действительно, отдельные участки Юньягинского угольного месторождения обладают особо ценными породами коксующегося угля. Так что теперь разрез стал одним из самых прибыльных предприятий города.
Попав на площадку, чувствуешь себя маленьким гномиком, снизу вверх наблюдающим за любовными играми трансформеров. 150 000-килограммовый грузовик, в который трансформировался Оптимус Прайм, нетерпеливо подрагивает под ласками 200 000 килограммового экскаватора, внутри которого спрятался - Мегатрон? Все в мире противоречиво…и все неизменно…
3х этажные дома на колесах! Колеса размером с джип, ковш, в который легко въезжает Камаз! Территория великанов! Здесь рубят бабло, тьфу, извините, уголь! Черное, грязное, пыльное золото, когда-то всей страны, а теперь только Северстали.
Обходим кладбище Белазов, дешевые сердитые великанчики уступают молодым великанам из Японии. Прогресс в действии. Все, что неэффективно - в утиль.
Есть новая техника, новая одежда, даже на нас одели красивые плащики со спецнадписью, а все равно обстановка на разрезе какая-то несовременная, словно из 70х… да и мрачная, что ли...
Ну вот мы, наконец-то, собрались на берег Северного Ледовитого океана, если точнее, то на берег Карского моря, а если еще точнее, то на берег Бaйдарацкой губы.
Погода благоприятствует. Мороз и солнце. МЧС немного помялось, но выпустило нас за шлагбаум зимника, он правда контролируется Газпромом, но и МЧС, и администрация, и полиция, и ФСБ, и пограничники имеют на него влияние и активно этим пользуются.
Зимником теперь в нашем понимании эта дорога является очень условно, хорошая отсыпка, укатанный снег, чувствуется, что движение здесь достаточно активно.
Ветер выдувает снег, оголяя наст и запуская ручейки снега. Если прищурить глаза, то кажется, что белая река несет свои, слегка вспененные волны. Снег искрится и завораживает.
Много рек и, соответственно, мостов, причем мосты капитальные. Похоже, Бованенково стоит того, если здесь так серьезно взялись за дорогу к ОКЕАНУ.
Голубые реки, нет, не реки, а лед. Ветер оголил эти яркие краски тундры и превратил дорогу в путешествие по изумрудным тропинкам сказки.
Ветер усиливается, но небо чисто и прозрачно. Теперь взгляд упирается в гряду Полярного Урала! Заснеженные горы!
И вот перед нашим взором Константинов Камень!
Громадина, возвышающаяся над тундрой, выглядит словно приличная грудь сногсшибающей блондинки (блин, третья неделя в пути и в голову лезет черти чо).
Но на самом деле, когда ваш взгляд, наконец-то, после многокилометрового пустыря, цепляется за огромный белоснежный ком, то представление о величии тундры только усиливается - если гора высотой около 500 метров выглядит холмом, величественным, но холмом.
Но это только издалека! Стоит приблизиться и поражаешься размеру шутки природы, набросавшей гор посреди тундры.
Величие. Спокойствие. Красота. Где-то рядом бродит Нирвана…
Стада зайцев сигают вдоль дороги. Смешные белые комочки рассыпаются по тундре. Только сосредоточившись, понимаешь, что это зайцы. Да их здесь сотни!
Кругом много техники. Грузовики возят песок, трактора снуют, приводя дорогу в порядок. Все вдоль Трубы.
А вот вагоночный город, вернее, вахтовый городок. Больше сотни вагончиков, магазин, центральная площадь, спутниковые тарелки, дизеля. Люди активно заселяют, правда, временно, Север.
Мороз ниже -30, в вагончик, используемый как магазин, входит человек в тапочках…в футболке… Наверное, живет рядом. До ближайшего жилья несколько сот метров. Что там гвозди, рельсы бы делать из этих людей!
На дороге знаки. Толстые. На палочках. Сделаны они из пенопластового утеплителя. Почему? Основной знак это 100, казалось бы, ограничение скорости здесь зачем? Дык, при ближайшем рассмотрении читаем букву Т, все-таки ограничение по весу, всего 100 000 кг! Таки машины есть в северных селениях!
Переезжаемые реки полны снега и им же текут, по-настоящему, большими волнами снег перемещается по руслам. Красиво!
Фанерный указатель на Хальмер-Ю. Дорога заметена основательно. Не в этот раз…
Через несколько километров останки поселка как на ладони. Kультовая и священная земля Арктики.
Хальмер-Ю в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы, ненцы, считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения…
А потом там нашли уголь и открыли шахту. А потом добывать стало трудно и шахту закрыли. А потом закрыли сам поселок, еще с людьми. А потом вывезли людей силой. А потом забили на тех, кого вывезли. А потом наш президент пустил крылатую ракету с борта стратегического бомбардировщика прямиком в поселок, в центральное здание, в клуб. А потом….нет! А сейчас это напоминание нашему отношению к людям и природе.
Когда-нибудь "потом" может не нaступить...
Мы второй раз наступаем на грабли...
Ветер усиливается. Видимость снижается. Похоже на знакомые симптомы метели. Всего 190 км от Воркуты, всего 20 км от солнца и за 3 часа все стало белым. И верх, и низ, и бок.
Сомневаемся, может, стоит вернуться назад, так и не увидев Океан?! Но до поселка около 90 км, а до берега, где, по слухам, есть тоже поселок, 40 км. Только вперед!
Но как?! И тут два Камаза крадутся мино нас, мы - за ними! Дистанция 3 метра, иначе потеряемся! Скорость около 20 км/час. Что и как там видят водители, нас не интересует. Пока.
Сами мы точно останемся в тундре, без шансов. Так, в пурге, мы проникаем на территорию закрытого вахтового поселка. Думая, что заблудились, возвращаемся назад 1,5 км, понимаем, что зря, видимости нет совсем!
Назад, к людям! Едем по треку! Еще раз повторяю, по ТРЕКУ! В том смысле, что смотришь на навигатор при максимальном приближении и рулишь по синенькой полоске на экране!!!! Видимость вперед - 1 (один!) метр, и в бок, где обочина, если промахнемся, то шансов выбраться не будет! 1500 метров, без видимости, при морозе -35 не пройти…
Кому-то еще было мало экстрима?! Где-то мы пропустили грань между экстримом и полным пи…цом! AAAAA!
10.
Но вот мы опять на территории поселка, большого поселка, ЗАС Ярыгская. Очень похожего на очередной горнолыжный курорт, все в лыжных очках, все 5 человек, которые вежливо общаются с нами, представившись службой безопасности. Бдят. Очень. Провожают в штаб, к начальнику. Сильно удивляются, что у нас нет бумаг, что мы участнеги икспидиции. Может быть, удостоверение какое, интересуются. Или, хотя бы, пропуск на объект Газпрома. Нет, вот есть шлем, мотоцикл, наклейка, брелок, усы, лапы, хвост (спереди), в конце концов!
Комендант и начальник радостно сообщают нам, что не бросят и пристроят на ночь, ведь пурга! Охрана просит убрать технику за территорию городка…!? 5 часов ожидания, согласования, десяток звонков другу в Москве по спутниковому телефону, и мы допущены в вахтовый жилой вагончик.
В поселке строгое табу на алкоголь. Борьба с мусором интересна и непредсказуема, за забором хлам, на дверях жилья подробная инструкция, как не надо мусорить и оправдываться )
Особенно улыбнуло - Всякие отговорки, что мусор не мой, или я вообще не курю, или это соседи набросали, или я только вчера приехал, или я сейчас уберу, не принимаются.
Подпись под инструкцией - ведущий инженер отдела охраны окружающей среды. Штраф приличный - 10 000 руб!
По ошибке заходим в не свой временный домик, немудрено, видимости не прибавилось, а территория огромна, около 200 вагонов. Каждый шаг - путь к теплу и отдыху. Его надо сделать! При ветре в 43 метра в секунду (официальный замер) это сильно непросто… Давление росло!!! 1032-1054-1066 кПа! За час! Но Пурга!
В вагончике следующая обстановка - 8 человек в двух купе, как в поезде, размер тот же, только между купе 1,5 метра стола и бак с водой, а еще сушка с восемью парами мокрых валенок, которые воздух совершенно не озонируют, даже по-другому, наоборот.
В вагончике очень тепло, очень! На нас смотрят все сразу, и народ, свесившийся с нар (другое слово - полка), и те, кто играет в карты внизу, но все выглядит, как тюремный барак (только с хорошей отделкой), а не место отдыха тружеников Севера, людей зарабатывающих миллиарды для страны (?)
Доходим до своего временного пристанища, все то же самое, но пока нет запаха. Располагаемся и ужинаем. Мы делим место под пургой с парнями из Перми. Инженеры, закончили вахту в 1,5 месяца и собирались возвращаться домой, но - Пурга!
Разговоры о быте интригуют и вызывают сильнейшее возмущение. Зачем?! Почему!?
Инженеры живут в вагончиках по 4 человека, остальные по 8. Столовая есть. Зарплата около 40000 руб. 4 туалета на территории. Там очки прямого попадания, дырка в полу, из 5и дырок доступна одна (в ближайшем к нам туалете). Остальные забиты до той степени, что вскарабкаться на них невозможно. Туалет не отапливаемый, на улице - 40! В поселке около 400 человек.
Есть общага, но в ней туалеты не работают. В штабе 2а теплых очка. Говорят, есть баня. Магазин. На окнах общаги висят авоськи с продуктами. Вокруг вагончиков сплошняком желтый снег.
Народ полон оптимизма. Несколько громадных дизелей питают электричеством поселок. Вагон качается под напором ветра…Звуки снаружи пугают даже нас, бывалых полярников )
Сон тревожен и чуток, в месте отдыха жара непомерная, но даже после замерзания в тундре все одно не нравится...
За окном поет пурга… Ветер раскачивает вагон…где-то, в снежном растворе воздуха и мороза, холод заполняет собой все пространство...снег скрывает наши следы в тундре…
Луна даже не пытается осветить двигающийся снег… Пурга… Проблески сознания…Слипающиеся ресницы мешают смотреть быстро сменяющиеся кадры хроники своей собственной жизни…память выплевывает вкус воздуха, который недавно обжигал легкие… Ветер за окном… По привычке пытаешься дышать реже…ветер гудит так, словно это последний день на земле и ангелы протрубили о конце света…тепло забирает твое сознание… Пурга… Другая жизнь… Погружение… Медитация…сон…
Утро встречает просветлением и надеждой на путешествие к Океану.
Но сначала очередь в туалет… 10-15-20 минут… Все, нет сил, и я играю в лазер на снегу. По поселку бродит машина с надписью на борту - Вакуум. Интересно, от какого вещества свободна его цистерна?! Здесь все при деле и только этот Урал возит НИЧЕГО. Вакуум…странное место...странные люди…странные машины...
Выдвигаемся в сторону море-океана. Пешком. До кромки воды 1300 метров. Наст держит отлично. Навигатор показывает, что мы нa воде! Еще несколько десятков метров, и вот мы на поверхности вод Карского моря, части Северного Ледовитого океана!!!!! Это южный берег Северного Ледовитого!!!! Мы Это сделали! Ура!
Сам Океан дорисовывает наша фантазия, из за дымки мы видим белую поверхность, уходящую в другую белую поверхность, покрывающую первую сверху.
Но есть ощущение могучего, сурового, огромного Океана. Мы в числе тех немногих, кто стоял на его берегу. Мы на сухопутном краю нашей огромной Страны!
Сильно вдохновленные полученными впечатлениями, возвращаемся в поселок. Вагончики по-прежнему на месте, все как один со стоящими…дышлами.
Завариваем чай изо льда Океана… Нирвана…
Выясняем, когда можно назад. Пока никогда. Здесь метели нет, но в 30 км метель и дорога занесена. Придется ждать просветления и пока шустрые трактора огромного роста расчистят дорогу. Ждем…
Еще один день в поселке. К вечеру мы собираемся, из поселка идет колонна в сторону Воркуты. Мы с ней.
Двигаемся бодро. Но недолго… Буквально через час, 40 км, все меняется кардинально! В районе Гагарки наше движение прекращается полностью. Метель все еще здесь!
Камазы стоят. Огромный катерпиллер (девятка, но не пиво) борется с заносом. Снежные коридоры высотой в 2 метра и длиной несколько сот метров подсказывают о невозможности самостоятельного передвижения. Опять лопаты, опять буксир…. Уже ночь.
Теперь мы прячемся в поселке ЯмалАвтоДора. Нас заселяют в знакомые вагончики, предварительно накормив в столовой гороховой кашей и поджаркой.
На стене столовой расписание приема пищи - судя по всему, на еду каждой смене выделяется 15! минут. Да, на Севере не забалуешь! Быт тот же. Вагончики. Туалеты. Корм.
Утром просветление и мы едем дальше. Погода наладилась. Всего несколько затыков и мы опять на стороне, где держится погода и светит солнце.
Любуемся Полярным Уралом, стадами зайцев и странностями природы. Вы когда-нибудь видели озеро, замерзшее под углом к горизонту?! Мы видели, все.Такой вот эффект.
Горы висят в воздухе, поземка убирает линию горизонта и смывает очертания тундры. -44. Теперь солнце.
Машин много. Видимо, после метели все заспешили по своим делам. Что удивило, так это то, что большинство машин с номерами московского региона! В крайнем случае, Ямала, но не Коми!!!
Тысячи машин, работающих на Севере, но зарегистрированы они в Москве! Все налоги не по месту убивания дорог и экологии, а там, где удобно владельцам бизнеса. Але, наверху, включите мозг!
Так мы и вернулись опять в Воркуту.
Теперь только дорога домой!
Я не могу не поблагодарить всех тех, кто сделал нашу экспедицию возможной!
Администрации МО Надым, Салехард, Воркута, Лабытнанги, Сыктывкар, Новый Уренгой,
AO Газпром-добыча Уренгой,
Членов надымского джип-клуба Кедр,
Филиал Русского географического общества Ямало-Ненецкого АО,
Союз ветеранов ФСБ г.Тюмень,
Мотоклуб Полярные волки (Воркута),
Мотоклуб Орден Преображения (Киров),
Водителей колонн СтройГаз-консалтинг-Север,
МЧС России,
Сергея Скляра (Воркута),
Северсталь,
Лен из администрации Воркуты,
Всероссийское общество охраны природы (Санкт-Петербург)
Север, что принял.
Команду, которая прошла вся.
Нас встречают милые крошки из администрации Воркуты и Сергей, единственный эндурист на всю Воркуту!!! С ними Андрей, приехавший на XRе, одиночке, из Ухты.
Нас ждут уже 4 часа! Спасибо, Лены!
Мы в Воркуте! Нас заселяют в спортивный комплекс, мотоциклы Сергей ставит в гараж, автомобили в бокс администрации.
Тут-то мы и узнаем, что пурга, которая нас держала в объятиях неделю, такой силы и объема случилась впервые за 24 года! Тогда рыжковская пурга, как назвали ее в народе, изменила отношение государства к трудностям народoнаселения Севера. Может быть, и сейчас?!
Мороз за -30 и ветер более 140 км/час, природная аномалия! Повезло, что нам помогали такие люди и Север был к нам благосклонно настроен.
А теперь - баня! Белье! Кровать…….
Мы первые мотоциклисты в Воркуте, которые добрались сюда на мотоциклах, да еще и зимой!
Воркута - город на самом севере республики Коми и находящийся за Полярным кругом, на 67й параллели, в Арктике.
Вокруг Воркуты уютно расположились огромные безжизненные пространства и приветливая субарктическая тундра. Снег лежит не менее 8 месяцев в году, с Северного Ледовитого океана, находящегося всего в 140 км от города, дует приятный, сильно бодрящий бриз, вокруг - тысячи километров уютной тундры.
Летом изредка солнце прячется за горизонт, но довольно быстро выпрыгивает на небо. Хотя это не позволяет загорать круглосуточно, а вот зимой - полный друг молодежи (темнота) с обеда и до восьми утра.
Название свое город получил от ненецкого - медвежий угол или место где много медведей, когда-то так и было, теперь же там все больше шахтеров.
Город-то угольный, так что логично предположить, что значительную часть его населения составляют шахтеры.
Шахтер - это дядька под 50, с глазами, черными от угольной пыли, любящий выпить до, во время и после работы в «проклятых рудниках». Однако ни первое, ни второе не нашло подтверждения. Из оставшихся от 115ти тысячного населения в 1990 году 49000 людей сейчас шахтеры составляют всего 9500 человек. Они участвуют в дОбыче. Остальные - баласт. A с недавних пор выпить до и во время сверления недр земли практически невозможно, так как руководство справедливо решило, что пьяный шахтёр, не соблюдающий технику безопасности - это плохо, поэтому при прoходе на шахту и выходе из неё все работники проходят алкотест. Тех же, кто не справился с соблазнами, увольняют мгновенно!
С приходом Газпрома для прокладки трубопровода Бованенково — Ухта, являющегося частью Северного потока, другая работа в городе появилась, но и квартиры значительно подорожали.
Особой радостью воркутинских школьников, недоступной их сверстникам из других регионов, являются так называемые Актированные дни, когда на улице такая пурга или мороз (-33), что отменяются занятия во всех учебных заведениях. Школота радуется и дружно идет гулять на улицу )
По сложившемуся мнению широкой общественности Большой земли, по Воркуте свободно разгуливают белые медведи в приличных количествах, сопровождаемые группами зэков, ворующих водку и продукты прямо из землянок и чумов, в которых живут местные жители.
Это не совсем так, но иногда реалии лишь немногим отличаются от нашего представления о городе, где сидел герой известного фильма. Правда вот земледелие из-за сурового климата в окрестностях невозможно, но огурцы, шпинат, лук-порей, петрушку жители с большим энтузиазмом разводят на подоконниках.
Архитектура города уникальна. В свое время ссыльным архитекторам позволили творить и строить без надзора. Так получились улицы Московская и Ленина, застроенные в стиле классицизма ленинградской школой архитекторов.
И в это же время был построен целый ряд зданий, представляющих веху в архитектуре.
Чудной Дом политпросвещения с башней и шпилем, детская больница с тремя портиками, а горный техникум, фасаду которого,с колоннами,позавидовал бы любой обком эпохи сталинизма.
На площади Мира построено монументальное здание Дворца Культуры Шахтёров (ДКШ) с колоннами и скульптурами, скажу вам, в Петербурге такую внутреннюю отделку имеют далеко не все театры!
Здание Дворца Творчества Юных производит впечатление, будто его отобрали у самого ЦК КПСС, а надписи про Славу КПСС, расположенные во всю стену на близлежащих многоэтажных домах, подтверждают эту версию.
Вообще, в городе очень много обозначений былого величия страны и рабочего класса. То на крыше стоят огромные буквы, славя Рабочий класс, то через весь дом кирпичом вспомнили (вернее, не забыли) про советский народ, Слава опять и с КПСС, и с Трудом. Великое прошлое великой страны…
Почувствуйте энергетику этих людей! Пару лет назад Глеб Косоруков, фотохудожник, автор проекта "100 стахановцев", показал нам Шахтеров - этот архетип рабочего класса. За сотни лет самая опасная из гражданских профессий, по сути, почти не изменилась и вряд ли изменится в ближайшем будущем. Глеб создал проект, работая над серией портретов шахтеров, поднимавшихся на поверхность после конца рабочей смены. Результат - «пантеон» из 100 подземных полулюдей–полубогов, визуальная интерпретация личности в Архетипе. А здесь они просто по улице ходят, как простые люди… Безо всякого современного искусства. Хотя я был на выставке, впечатляет, но не более, чем настоящие живые люди.
Весь город и окрестности изрезаны трубами.Все коммуникации идут поверx земли, вечная мерзлота руководит строительством. Обилие трубных арок, трубных ниток вдоль дорог и в нескольких десятков км от города, вызывает понимание тотального уважения к Трубе.
Огромные плакаты по всему городу напоминают нам о пользе огромной угля (Уголь дает надежду!?), о будущем (грязные руки держат уголь над надписью - Будущее России). Но мне понравилось про настоящих Mужчин-шахтеров, настоящие…жаль, недолго...
Снежные дороги тоже посыпаны крошкой угля. Дома занесены снегом до 2го этажа. В центре города табло, чтоб люди не забывали температуру окружающей среды, в наш день было -44! Точно не тепла, в Столице Мира, как называют Воркуту местные жители. При этой температуре в воздухе висит марево… Солнце светит, словно через марлю. Люди тусклы и озабочены.
Интересно читать таблички названий улиц на языке Коми. Буквы русские, а слова не понятны. Но радует стремление приобщиться к титульному населению республики.
Везде видна труба, огромная труба из которой валит. Видны трубы, из которых валит белый дым. Скорее всего топят белым углем...
Воркутинцы совершенно не похожи на людей с Большой земли, наверное, есть несколько причин - возможно, потому что на территории Воркутинского района были произведены два атомных подземных взрыва в 70х годах (что, кстати, повлекло увеличение раковых заболеваний на 7% каждый год!!!) Рассказывают, что взрывы имели большое хозяйственное значение, гораздо большее, чем здоровье 60ти тысячного города…А может быть, из за тесного взаимодействия друг с другом или отдаленности от внешнего мира. Но их душевные качества находятся на уровень выше жителей мегаполисов, сожранных чудовищем алчности.
Город не очень богат на достопримечательности, но памятная доска Яновскому, видному советскому МЕРЗЛОТОВЕДУ и Паровозу, доставившему первый уголь в освобожденный от блокады Ленинград, нельзя пропустить. Говорят, есть еще в окрестностях реликтовый лес, единственный в тундре, но мы его не посетили.
Очень странным выглядит, что практически все мужчины, начиная водителем и заканчивая замом главы администрации носят золотые перстни. Эхо прошлого? Влияние бывших урок? Атмосфера? Или азиатский менталитет?
Администрация устраивает нам экскурсию в музей шахтерской славы (ныне Северстали), обзорную по окрестностям Воркуты (Воркутинское кольцо) и на место дОбычи угля, на разрез "Юньягинский", первое в мире предприятие, добывающее уголь в условиях Крайнего Севера, Арктики.
В музее истории добычи угля (Северстали) мы узнали всю правду о дОбыче. Оказывается, когда-то в шахтах трудились лошади, более того, они там плодились и размножались.Чую, не просто им было удовлетворить свое плотское желание….на глубине в полкилометра, да еще в тоннеле с низкими потолками. Не хотелось бы мне быть жеребцом в той шахте.
Там еще, в шахтах, люди были, которые назывались коногонами, даже песня есть про них, хорошая песня (http://www.historyonesong.com/2010/02/konogon_2/).
Выяснили,что разные пласты угля называются по-разному, а 200 км ж/д дороги до Воркуты построены на костях… Попробовали на вес отбойный молоток (около 16 кг). Погоняли вагонетки. Узнали про зарплаты шахтеров. После 3х месячных курсов можно встать "на лопату" и зарабатывать 30000 руб, а вот если еще немного поработать, то аж 60! Но если бы я смог овладеть искусством управления огромной подземной, выгрызающей уголь машиной, называющейся угольным комбайном, то мои заработки приблизились бы к 70000 руб в месяц, на глубине 1000 метров, в каске, с фонариком, с навсегда въевшейся в кожу и легкие угольной пылью…и с продолжительностью жизни до 60, если кушать витамины…
Очень порадовала гордость предприятия, входящего в 5ку мировых сталегигантов, за помощь приюту бездомных животных,в размере 5 тонн угля (общая добыча в год 12600000 тонн)
Теперь мы знаем - нам есть чем и кем гордиться! Однако вот всю социальную сферу и даже городскую котельную передали городу,чтоб не париться и не тратиться. Капитализм в действии!
С нами парни из мотоклуба "Полярные волки". Они выделили нам квартиру, показывают окрестности, решают вопросы по транспорту и даже еде. Наши люди везде! Даже в Воркуте, а ведь как-никак Столица Мира!
Встреча с лучшими представителями Арктики - детьми. Мы в волшебном Доме творчества юных. Более 70 кружков. Зимний сад с 500 видами растений. Бассейн. Зоосад. Оркестр. Эстрадный ансамбль. Уникальная мозаика на стене. Музей. И все это бесплатно для юных жителей Воркуты!
Дальнейшее удивление - мы беседуем на экологические темы, а главные вопросы ставят и доклады делают дети! Они реально в курсе проблем взаимоотношений людей и окружающей среды Севера. 10-14 летние девочки проводят ряд исследований и анализ результатов деятельности человека. Они вспомнили про легендарные искусственные засеянные луга Заполярья.
Признали, а что самое удивительное, добились создания охраняемых зон купальницы и еще чего-то там. Они знают, любят и заботятся о своей малой Родине. И взрослые вынуждены считаться с их мнением. А администрация прислушивается к предложениям. Вдруг и вправду они смогут изменить наш мир к лучшему?! Давайте поможем им! Я слушал, как завороженный! Уровень сознательности и осознания своих поступков у них много выше многих из нас…
9.
Путешествуем по Воркутинскому кольцу.
Воркута окружена целой системой посёлков при шахтах, большая их часть образует кольцо окружностью около 50 километров, проходящее через саму Воркуту. Здесь были- Октябрьский, Северный, Юршор, Промышленный, Воргашор, Комсомольский... теперь живы, по сути, лишь два из них - Северный и Воргашор, поэтому кольцо уже не кольцо, а две точки.
Из 13 воркутинских шахт осталось всего пять, а опустевшие посёлки стали городами-призраками среди голой тундры. Когда попадаешь в них, хочется плакать. Огромные жилые дома брошены людьми... Зияющие окна поглощают позитив города…Сугробы занесли все человеческое тепло…много лет назад… Капитализм…
В еще едва живых поселках умершие дома соседствуют с жилыми и медленно пожирают их…
В Воргашоре (в переводе-Олений ручей) на улице Воргашорской стоит разрушающийся спорткомплекс Воргашорец. На домах бодрящие надписи - Слава труду! Слава советскому народу! Им-то слава, жаль вот только нет советского народа и нет труда, есть только уголь,уголь,уголь,уголь,уголь…
Вот и мы едем смотреть, как он добывается. На бывшую шахту Юнь-Яг, теперь угольный разрез Юньяганьский.
До этого момента добыча угля в Заполярье открытым способом считалась невозможной. Потом умные головы все-таки выяснили, что это не только возможно, но и экономически выгодно. Действительно, отдельные участки Юньягинского угольного месторождения обладают особо ценными породами коксующегося угля. Так что теперь разрез стал одним из самых прибыльных предприятий города.
Попав на площадку, чувствуешь себя маленьким гномиком, снизу вверх наблюдающим за любовными играми трансформеров. 150 000-килограммовый грузовик, в который трансформировался Оптимус Прайм, нетерпеливо подрагивает под ласками 200 000 килограммового экскаватора, внутри которого спрятался - Мегатрон? Все в мире противоречиво…и все неизменно…
3х этажные дома на колесах! Колеса размером с джип, ковш, в который легко въезжает Камаз! Территория великанов! Здесь рубят бабло, тьфу, извините, уголь! Черное, грязное, пыльное золото, когда-то всей страны, а теперь только Северстали.
Обходим кладбище Белазов, дешевые сердитые великанчики уступают молодым великанам из Японии. Прогресс в действии. Все, что неэффективно - в утиль.
Есть новая техника, новая одежда, даже на нас одели красивые плащики со спецнадписью, а все равно обстановка на разрезе какая-то несовременная, словно из 70х… да и мрачная, что ли...
Ну вот мы, наконец-то, собрались на берег Северного Ледовитого океана, если точнее, то на берег Карского моря, а если еще точнее, то на берег Бaйдарацкой губы.
Погода благоприятствует. Мороз и солнце. МЧС немного помялось, но выпустило нас за шлагбаум зимника, он правда контролируется Газпромом, но и МЧС, и администрация, и полиция, и ФСБ, и пограничники имеют на него влияние и активно этим пользуются.
Зимником теперь в нашем понимании эта дорога является очень условно, хорошая отсыпка, укатанный снег, чувствуется, что движение здесь достаточно активно.
Ветер выдувает снег, оголяя наст и запуская ручейки снега. Если прищурить глаза, то кажется, что белая река несет свои, слегка вспененные волны. Снег искрится и завораживает.
Много рек и, соответственно, мостов, причем мосты капитальные. Похоже, Бованенково стоит того, если здесь так серьезно взялись за дорогу к ОКЕАНУ.
Голубые реки, нет, не реки, а лед. Ветер оголил эти яркие краски тундры и превратил дорогу в путешествие по изумрудным тропинкам сказки.
Ветер усиливается, но небо чисто и прозрачно. Теперь взгляд упирается в гряду Полярного Урала! Заснеженные горы!
И вот перед нашим взором Константинов Камень!
Громадина, возвышающаяся над тундрой, выглядит словно приличная грудь сногсшибающей блондинки (блин, третья неделя в пути и в голову лезет черти чо).
Но на самом деле, когда ваш взгляд, наконец-то, после многокилометрового пустыря, цепляется за огромный белоснежный ком, то представление о величии тундры только усиливается - если гора высотой около 500 метров выглядит холмом, величественным, но холмом.
Но это только издалека! Стоит приблизиться и поражаешься размеру шутки природы, набросавшей гор посреди тундры.
Величие. Спокойствие. Красота. Где-то рядом бродит Нирвана…
Стада зайцев сигают вдоль дороги. Смешные белые комочки рассыпаются по тундре. Только сосредоточившись, понимаешь, что это зайцы. Да их здесь сотни!
Кругом много техники. Грузовики возят песок, трактора снуют, приводя дорогу в порядок. Все вдоль Трубы.
А вот вагоночный город, вернее, вахтовый городок. Больше сотни вагончиков, магазин, центральная площадь, спутниковые тарелки, дизеля. Люди активно заселяют, правда, временно, Север.
Мороз ниже -30, в вагончик, используемый как магазин, входит человек в тапочках…в футболке… Наверное, живет рядом. До ближайшего жилья несколько сот метров. Что там гвозди, рельсы бы делать из этих людей!
На дороге знаки. Толстые. На палочках. Сделаны они из пенопластового утеплителя. Почему? Основной знак это 100, казалось бы, ограничение скорости здесь зачем? Дык, при ближайшем рассмотрении читаем букву Т, все-таки ограничение по весу, всего 100 000 кг! Таки машины есть в северных селениях!
Переезжаемые реки полны снега и им же текут, по-настоящему, большими волнами снег перемещается по руслам. Красиво!
Фанерный указатель на Хальмер-Ю. Дорога заметена основательно. Не в этот раз…
Через несколько километров останки поселка как на ладони. Kультовая и священная земля Арктики.
Хальмер-Ю в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы, ненцы, считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения…
А потом там нашли уголь и открыли шахту. А потом добывать стало трудно и шахту закрыли. А потом закрыли сам поселок, еще с людьми. А потом вывезли людей силой. А потом забили на тех, кого вывезли. А потом наш президент пустил крылатую ракету с борта стратегического бомбардировщика прямиком в поселок, в центральное здание, в клуб. А потом….нет! А сейчас это напоминание нашему отношению к людям и природе.
Когда-нибудь "потом" может не нaступить...
Мы второй раз наступаем на грабли...
Ветер усиливается. Видимость снижается. Похоже на знакомые симптомы метели. Всего 190 км от Воркуты, всего 20 км от солнца и за 3 часа все стало белым. И верх, и низ, и бок.
Сомневаемся, может, стоит вернуться назад, так и не увидев Океан?! Но до поселка около 90 км, а до берега, где, по слухам, есть тоже поселок, 40 км. Только вперед!
Но как?! И тут два Камаза крадутся мино нас, мы - за ними! Дистанция 3 метра, иначе потеряемся! Скорость около 20 км/час. Что и как там видят водители, нас не интересует. Пока.
Сами мы точно останемся в тундре, без шансов. Так, в пурге, мы проникаем на территорию закрытого вахтового поселка. Думая, что заблудились, возвращаемся назад 1,5 км, понимаем, что зря, видимости нет совсем!
Назад, к людям! Едем по треку! Еще раз повторяю, по ТРЕКУ! В том смысле, что смотришь на навигатор при максимальном приближении и рулишь по синенькой полоске на экране!!!! Видимость вперед - 1 (один!) метр, и в бок, где обочина, если промахнемся, то шансов выбраться не будет! 1500 метров, без видимости, при морозе -35 не пройти…
Кому-то еще было мало экстрима?! Где-то мы пропустили грань между экстримом и полным пи…цом! AAAAA!
10.
Но вот мы опять на территории поселка, большого поселка, ЗАС Ярыгская. Очень похожего на очередной горнолыжный курорт, все в лыжных очках, все 5 человек, которые вежливо общаются с нами, представившись службой безопасности. Бдят. Очень. Провожают в штаб, к начальнику. Сильно удивляются, что у нас нет бумаг, что мы участнеги икспидиции. Может быть, удостоверение какое, интересуются. Или, хотя бы, пропуск на объект Газпрома. Нет, вот есть шлем, мотоцикл, наклейка, брелок, усы, лапы, хвост (спереди), в конце концов!
Комендант и начальник радостно сообщают нам, что не бросят и пристроят на ночь, ведь пурга! Охрана просит убрать технику за территорию городка…!? 5 часов ожидания, согласования, десяток звонков другу в Москве по спутниковому телефону, и мы допущены в вахтовый жилой вагончик.
В поселке строгое табу на алкоголь. Борьба с мусором интересна и непредсказуема, за забором хлам, на дверях жилья подробная инструкция, как не надо мусорить и оправдываться )
Особенно улыбнуло - Всякие отговорки, что мусор не мой, или я вообще не курю, или это соседи набросали, или я только вчера приехал, или я сейчас уберу, не принимаются.
Подпись под инструкцией - ведущий инженер отдела охраны окружающей среды. Штраф приличный - 10 000 руб!
По ошибке заходим в не свой временный домик, немудрено, видимости не прибавилось, а территория огромна, около 200 вагонов. Каждый шаг - путь к теплу и отдыху. Его надо сделать! При ветре в 43 метра в секунду (официальный замер) это сильно непросто… Давление росло!!! 1032-1054-1066 кПа! За час! Но Пурга!
В вагончике следующая обстановка - 8 человек в двух купе, как в поезде, размер тот же, только между купе 1,5 метра стола и бак с водой, а еще сушка с восемью парами мокрых валенок, которые воздух совершенно не озонируют, даже по-другому, наоборот.
В вагончике очень тепло, очень! На нас смотрят все сразу, и народ, свесившийся с нар (другое слово - полка), и те, кто играет в карты внизу, но все выглядит, как тюремный барак (только с хорошей отделкой), а не место отдыха тружеников Севера, людей зарабатывающих миллиарды для страны (?)
Доходим до своего временного пристанища, все то же самое, но пока нет запаха. Располагаемся и ужинаем. Мы делим место под пургой с парнями из Перми. Инженеры, закончили вахту в 1,5 месяца и собирались возвращаться домой, но - Пурга!
Разговоры о быте интригуют и вызывают сильнейшее возмущение. Зачем?! Почему!?
Инженеры живут в вагончиках по 4 человека, остальные по 8. Столовая есть. Зарплата около 40000 руб. 4 туалета на территории. Там очки прямого попадания, дырка в полу, из 5и дырок доступна одна (в ближайшем к нам туалете). Остальные забиты до той степени, что вскарабкаться на них невозможно. Туалет не отапливаемый, на улице - 40! В поселке около 400 человек.
Есть общага, но в ней туалеты не работают. В штабе 2а теплых очка. Говорят, есть баня. Магазин. На окнах общаги висят авоськи с продуктами. Вокруг вагончиков сплошняком желтый снег.
Народ полон оптимизма. Несколько громадных дизелей питают электричеством поселок. Вагон качается под напором ветра…Звуки снаружи пугают даже нас, бывалых полярников )
Сон тревожен и чуток, в месте отдыха жара непомерная, но даже после замерзания в тундре все одно не нравится...
За окном поет пурга… Ветер раскачивает вагон…где-то, в снежном растворе воздуха и мороза, холод заполняет собой все пространство...снег скрывает наши следы в тундре…
Луна даже не пытается осветить двигающийся снег… Пурга… Проблески сознания…Слипающиеся ресницы мешают смотреть быстро сменяющиеся кадры хроники своей собственной жизни…память выплевывает вкус воздуха, который недавно обжигал легкие… Ветер за окном… По привычке пытаешься дышать реже…ветер гудит так, словно это последний день на земле и ангелы протрубили о конце света…тепло забирает твое сознание… Пурга… Другая жизнь… Погружение… Медитация…сон…
Утро встречает просветлением и надеждой на путешествие к Океану.
Но сначала очередь в туалет… 10-15-20 минут… Все, нет сил, и я играю в лазер на снегу. По поселку бродит машина с надписью на борту - Вакуум. Интересно, от какого вещества свободна его цистерна?! Здесь все при деле и только этот Урал возит НИЧЕГО. Вакуум…странное место...странные люди…странные машины...
Выдвигаемся в сторону море-океана. Пешком. До кромки воды 1300 метров. Наст держит отлично. Навигатор показывает, что мы нa воде! Еще несколько десятков метров, и вот мы на поверхности вод Карского моря, части Северного Ледовитого океана!!!!! Это южный берег Северного Ледовитого!!!! Мы Это сделали! Ура!
Сам Океан дорисовывает наша фантазия, из за дымки мы видим белую поверхность, уходящую в другую белую поверхность, покрывающую первую сверху.
Но есть ощущение могучего, сурового, огромного Океана. Мы в числе тех немногих, кто стоял на его берегу. Мы на сухопутном краю нашей огромной Страны!
Сильно вдохновленные полученными впечатлениями, возвращаемся в поселок. Вагончики по-прежнему на месте, все как один со стоящими…дышлами.
Завариваем чай изо льда Океана… Нирвана…
Выясняем, когда можно назад. Пока никогда. Здесь метели нет, но в 30 км метель и дорога занесена. Придется ждать просветления и пока шустрые трактора огромного роста расчистят дорогу. Ждем…
Еще один день в поселке. К вечеру мы собираемся, из поселка идет колонна в сторону Воркуты. Мы с ней.
Двигаемся бодро. Но недолго… Буквально через час, 40 км, все меняется кардинально! В районе Гагарки наше движение прекращается полностью. Метель все еще здесь!
Камазы стоят. Огромный катерпиллер (девятка, но не пиво) борется с заносом. Снежные коридоры высотой в 2 метра и длиной несколько сот метров подсказывают о невозможности самостоятельного передвижения. Опять лопаты, опять буксир…. Уже ночь.
Теперь мы прячемся в поселке ЯмалАвтоДора. Нас заселяют в знакомые вагончики, предварительно накормив в столовой гороховой кашей и поджаркой.
На стене столовой расписание приема пищи - судя по всему, на еду каждой смене выделяется 15! минут. Да, на Севере не забалуешь! Быт тот же. Вагончики. Туалеты. Корм.
Утром просветление и мы едем дальше. Погода наладилась. Всего несколько затыков и мы опять на стороне, где держится погода и светит солнце.
Любуемся Полярным Уралом, стадами зайцев и странностями природы. Вы когда-нибудь видели озеро, замерзшее под углом к горизонту?! Мы видели, все.Такой вот эффект.
Горы висят в воздухе, поземка убирает линию горизонта и смывает очертания тундры. -44. Теперь солнце.
Машин много. Видимо, после метели все заспешили по своим делам. Что удивило, так это то, что большинство машин с номерами московского региона! В крайнем случае, Ямала, но не Коми!!!
Тысячи машин, работающих на Севере, но зарегистрированы они в Москве! Все налоги не по месту убивания дорог и экологии, а там, где удобно владельцам бизнеса. Але, наверху, включите мозг!
Так мы и вернулись опять в Воркуту.
Теперь только дорога домой!
Я не могу не поблагодарить всех тех, кто сделал нашу экспедицию возможной!
Администрации МО Надым, Салехард, Воркута, Лабытнанги, Сыктывкар, Новый Уренгой,
AO Газпром-добыча Уренгой,
Членов надымского джип-клуба Кедр,
Филиал Русского географического общества Ямало-Ненецкого АО,
Союз ветеранов ФСБ г.Тюмень,
Мотоклуб Полярные волки (Воркута),
Мотоклуб Орден Преображения (Киров),
Водителей колонн СтройГаз-консалтинг-Север,
МЧС России,
Сергея Скляра (Воркута),
Северсталь,
Лен из администрации Воркуты,
Всероссийское общество охраны природы (Санкт-Петербург)
Север, что принял.
Команду, которая прошла вся.
Читайте также
5 октября 2024
154 302