Станислав Белоглазов
25 октября 2016
1505

Читтагонгские «разборки»

Одной из точек в Бангладеш, куда мне всенепременно хотелось попасть, был округ Читтагонг с одноименным административным центром. В особенности интересна его прибрежная территория, поскольку именно сюда по достижении определенного срока службы направляются корабли. Нефтяные танкеры, рыболовецкие траулеры, пассажирские лайнеры и прочие водоплавающие находят здесь свой покой…



Хотя «покой» – это, конечно, поэтом сказано. Прийти в полнейшую негодность, постепенно ржавея под тропическими ливнями, ни одному кораблю не удастся. Здесь, на песчаном берегу, работники многочисленных больших и маленьких фирмочек вынесут с почившего судна все, представляющее малейшую ценность – от унитазов до трапов; вычерпают весь мазут из двигателя, а сам корпус разберут до последнего винтика. Все винтики аккуратно соберут и оприходуют.

Конечно же, мы, узнав о печальной судьбе отслуживших свое кораблей, не преминули возможностью посмотреть на это своими глазами.

Итак, местечко под названием Bhatiari. Мы, простояв полночи в читтагонгских пробках, прибываем сюда в кромешной тьме, чтобы в 6 утра отправиться на берег и узнать, что рабочий день начнется только через пару часов. А спустя пару часов наткнемся на сменившуюся и неприступную охрану, которая совершенно наотрез откажется нас пропускать за заветную калитку.



Ну что ж – и мы не лыком шиты. Повернем назад и отправимся искать другой вход.

Жены и дети рабочих живут здесь же, в деревне.


Работенка с разборки кораблей перепадает и им: кто-то вытащенные с корабля стиральные машины продает, кто-то снимает изоляцию с кабелей, извлекая медные жилы.


А кто-то готовит обед и ужин на всю деревню из только что разделанной коровешки: Бангладеш – страна мусульманская, и этническая близость к Индии вовсе не мешает им потреблять говядину.



Поплутав среди деревенских домиков, мы снова выходим к океану. Находим ручей-сток – это промежуточная территория, не принадлежащая ни одной из разбирающих корабли фирм: «русло» проходит между заборами и приводит нас к самому берегу: здесь заборов уже нет, и части кораблей, вместе с рабочими оказываются на нейтральной территории.


Это-то нам и нужно. Можно фотографировать, общаться с мускулистыми загорелыми бенгальцами. Один из газорезчиков, сделав паузу в расчленении пятиметрового гребного винта, на хорошем английском рассказывает, что еще совсем недавно сам бороздил просторы мирового океана в качестве помощника капитана. И даже бывал в холодном российском порту – Мурманске.

Через какое-то время к нам выходит охранник, и по его мучительной физиономии и отчаянным жестам мы понимаем, что с минуты на минуты здесь появится начальство и, даже если не наругает нас, то несчастному стражу напинает точно. Уходим по смердящему руслу обратно в «спальный район».

Фирмочек и заборов вдоль берега много. Куда-то нас все-таки пускают, куда-то мы просачиваемся мимо зазевавшейся охраны, куда-то так и не попадаем, а откуда-то нас выдворяют с позором и вооруженным конвоем.



Что касается самой «разборки», то все корабли (те самые гигантские махины, пересекающие моря и океаны, выдерживающие бури-ураганы и прочие превратности судьбы) разбирают полностью вручную: основными рабочими инструментами являются газорезка и кувалда с зубилом.

К появлению белых людей с фотоаппаратами здесь относятся с большим недоверием, подозревая нас в принадлежности к «зеленым»: все побережье признано зоной экологического бедствия. Мировые ученые сообщества в панике – морскую воду загрязняют мазутом, а воздух — токсичным дымом от костров, обжигающих краску с металла. Мы же увидели обычную жизнь рабочего поселка, где работяги неспешно топают на службу к 8-9 утра, а в это время посреди улицы режут корову и раскладывают мясо по десятку котлов, и тут же, в ожидании праздничного ужина, мальчишки весело играют в крикет. И никто из них не заморачивается экологией, экономикой и прочими «э», отвлекающими от понятных земных радостей.
Комментарии
Алексей Пчелинцев Виктория Янышева
10 ноября 2016, в 17:26

Спасибо за интересный рассказ!

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
14:25
Вокруг света с Ману Фиделем. Лондон
15:15
Человек мира. Братья словенцы. Часть первая
15:45
Человек мира. Братья словенцы. Часть вторая
14:30
Звериный репортёр
14:55
Звериный репортёр
15:25
Зверята всего мира. Зверята Юго-Восточной Азии
Дорога лучше всего измеряется не в милях, а в друзьяхТим Кэхилл