Неизвестный Дагестан - Салтинское ущелье и пещерный водопад

Предыдущий очерк - Высокогорный Гуниб

                                      Село Гоцатль в каньоне

Если бы мне предложили на выбор поездку в Париж, или же в высокогорные селения с чистым воздухом, скромным и гостеприимным народом, кристально прозрачным озером на окраине и искрящимся водопадом над ним, цветущими персиковыми садами и дикими абрикосовыми зарослями, то я бы выбрала второе. Это говорю искренн, как чувствую. Тут нет лицемерия или пафоса, это моё бесконечное желание, страстная любовь к настоящему, правдоподобному миру без синтетики чувств и фальши в отношениях, без жестокости мегаполисов с массовой депрессией и суицидом. Нет, тут не счесть всех минусов современных городов, как и всех плюсов живописных и отдалённых, а лучше затерянных, поселений в горах. Почему в горах? Потому что так чувствую, а не всякое чувство можно объяснить, даже Великий Высоцкий сказал одной фразой про горы. А он никогда не ошибался, даже если ошибался.

Нельзя остаться равнодушным, когда вокруг простираются горы Кавказа. Каждое мгновение душа вскрикивала и восторженно откликалась на красоту пейзажа. Наш таксист Мурад тормозил на каждой пятиметровке, а мы с подругой ошалевшие до изнеможения от прелестей Дагестана всякий раз уверяли его, что это была последняя остановка на нашем пути.

Мурад был галантен и воспитан, а может просто решил не бороться с нами. Ведь наше счастливое состояние было ему приятно. Он искренне радовался, что его родной Дагестан столь прекрасен и вызывает шквал положительных эмоций у двух дам, повидавших уже не мало.
Мы ехали в Салтинскую теснину и очень надеялись, что водный поток от прошедших дождей не закроет проход внутрь. Примерно на середине пути между посёлком Гуниб и Махачкалой мы свернули направо и поехали по хорошо укатанной грунтовке. Серое рваное небо осталось там, над плато Гуниб, а здесь светило яркое солнце и горы сменили рисунок, подарив нам настоящие зелёные оазисы иногда с присутствием жилья, а иногда без оных.

Порою целые фруктовые сады украшали горные террасы и выступы. Зачарованным взглядом следили за волшебной сменой картинных гор и даже не заметили как подъехали к красивому селу в зелёной долине. Прямо напротив него открывался каменистый и широкий проход в глубокое ущелье. По его дну бежал светлый ручей, образуя среди камней невидимые лужицы.

Что такое теснина? Это очень узкое ущелье меж гор, где порою надо протискиваться, чтобы пройти его путь. Но прежде чем решиться на такой поход по дну ущелья, нужно быть твёрдо уверенным, что в горах нет дождей. Только тщательно изучив прогноз погоды можно рисковать и идти в ущелье. Ведь если даже небольшой дождь пройдёт в горах, все узкие трещины и проходы почти мгновенно заполняются водой с окрестных склонов и тогда всему конец. Поток рвётся в узком ущелье, набирая буйную силу. Он несёт с собой камни, глину, ветви деревьев и всякий природный мусор. Выскочить из него не получится, только если вместе с потоком.
Нам с Натальей повезло и попали в Салтинскую теснину сухим днём. Мы прошли всё ущелье по дну, где застоялся чистый и прозрачный ручей. Только благодаря Мураду, мы смогли это сделать. Мурад у меня на многих фото, потому что я шла за ним и кроме его спины в кадр ничего не попадало.

Каждый из нас неоднократно наступил в совсем невидимый ручей, ведь в теснине нет ветра и вода становится незыблемой, а потому её не видно. Мы шли вслед за Мурадом, а он сам был там в первый раз. Мы углублялись в гору и постепенно стены ущелья росли и сходились над нами, иногда они раскрывались и мы видели синее небо, а когда снова смыкались, то наступал сумрак. Камни уже не были удобными для передвижения, они постепенно превратились в скалистые глыбы и по ним не попрыгаешь. А сам проход становился всё уже и уже, порою доходил до метра в ширину. Я представляла себе ярко, как в этих узких местах бьётся о стены и гудит вода. В какие-то моменты меня одолевал страх.

Знаете, по узкому ущелью мы иногда просто щемились, протискиваясь меж камней и боясь соскользнуть с отвесного склона стены вниз. Ведь поломать руки, ноги – плёвое дело, а нам всё это ещё пригодится. Помогали выступы на уровне поднятых рук, и мы за них цеплялись. Чтобы дойти до конца Салтинского ущелья, нужна соответствующая обувь. Я очень тщательно выбираю обувь для подобных походов. В этот раз я радовалась своим ботинкам и нахваливала их каждые пять минут. Мурад сказал, что я очень осторожная, а как иначе? В путешествиях нужно беречь себя постоянно, и если я раньше по молодости этого недопонимала, то теперь понятия у меня с избытком.

Мы дошли до самого тупика с огромным круглым залом, высоким каменным сводом и распластанными площадками, как будто специально для нас обустроенными. Это была настоящая пещера! В своде имелась дыра метра четыре в диаметре, и в неё падали редкие струи воды, а ещё в неё светило солнце. Водопад был невелик, а если бы велик, то мы бы здесь не стояли. Понятно, что по теснине бы мы не прошли. В полу под дырой находилась каменная чаша отшлифованная потоком и временем. В чаше искрилась вода и брызги от падающих струй. Все мы были там впервые, и сказать честно, очень поразились увиденному. Конечно, это не Игуасу, но красиво чертовски!

Ходили вокруг водостока, заглядывали в дыру на потолке пещеры и сделали вывод, что к месту можно подойти сверху, думаю, это будет не менее удивительно.

Возвращались более уверенно. Прошли по шершавым отвесным стенам, держась за каменные выступы, снова наступали в невидимую воду, удивляясь оптическому обману, карабкались на камни, спускались с них и, наконец-то, по песчаному дну вышли из теснины.

Я испытала гордость за то, что мы там были, что смогли пройти этот путь. Судьба нам благоволила.

Навстречу поднимались трое местных жителей, один из них успел рассказать свою историю. В детстве они с ребятами воровали кур, потом приходили сюда, пробирались в почти недоступную нишу в скалистой стене, там разводили костёр и жарили птицу, пока председатель сельсовета не прикрыл им «лавочку», а родителям пришлось рассчитаться за кур. При этом показал то место с закопченным чёрным потолком. Ещё те были мальчики!

Возвращение на главную трассу обещало быть захватывающим. Так и хочется сказать, что горы Дагестана самые красивые, хотя прекрасно понимаю, что любые горы хороши. Среди огромного разнообразия ландшафтов невозможно выбрать наилучший, а горные оазисы обладали фантастически притягательной силой! Мне казалось, что могла бы пойти туда пешком через ущелья и обрывы.

- Посёлок Салта

Пока ехали по большаку, как-то ближе познакомились с Мурадом и узнали историю его жизни. Он оказался танцором, но не простым. Ещё десять лет назад танцевал лезгинку в Кремле, на Красной площади, на Поклонной горе, в Петербурге, Италии, Франции и многих других странах. Три года как у него случилась трагедия. 9 Мая, в его самый любимый праздник День Победы, погиб старший сын. Парню был 21 год. Служил в МЧС, ехал по вызову, грузовая машина с гуманитарной помощью сошла в обрыв. Мурад не снимал очки, стесняясь показать заплаканные глаза. Был канун 9 Мая. В настоящее время он посвятил себя обучению детей танцевать лезгинку ,и в этом нашёл творческое удовлетворение, а ещё частично душевный покой. Пообещал научить и нас в следующий приезд. А мы, в свою очередь, пообещали приехать, будучи благодарными за приглашение. Обещание выполнили, но летние дожди прошлого июля так и не позволили войти в Карадахскую теснину, забив её потоками селя. 

Дагестан большой. Куда бы ты не поехал, везде интересно и самобытно.

Следующая часть - Ирганайское водохранилище