Дедуктивное усадьбоведение или как изучать старинные усадьбы самостоятельно?

Современное состояние старинных усадеб таково, что большинство из них можно уже считать памятниками археологии, а не архитектуры и садово-паркового искусства. Казалось бы, все утрачено безвозвратно и ничего уже невозможно найти и восстановить. Но, как известно рукописи не горят и, тем более ничего не исчезает бесследно, все оставляет следы.
Например, в одной деревеньке Ростовского района Ярославской области была обнаружена сосна Веймутова. Дерево, в данном случае, растение "маяк", на который стоит обратить внимание, так как оно свидетельствуют о том, что посадил ее помещик, а не рядовой крестьянин. Даже если в деревне у крестьянского дома растет сортовая сирень, то, вероятно, это потомок растения, заимствованного в помещичьем парке. Так и сосна Веймутова отмечает место, где располагалась усадьбы или дерево пересажено из дворянского парка? Такими деревьями могут также выступать липы.



По обнаруженным следам путешественники по усадьбам, как криминалисты, исследуя место преступления, способны реконструировать его картину или антропологи, изучая останки человека, восстанавливают не только его облик, но и реконструируют некоторые факты его жизни. Земля также не является исключением в этом отношении. Она вовсе не скрывает тайны прошлого, она их хранит. На зданиях, если присмотреться, можно увидеть следы перестроек, на деревьях — топиарные упражнения садовника, в рельефе — хозяйственные и строительные занятия владельцев усадьбы, в планировке — личные философские и семантические пристрастия.
Усадьба Василево в Тутаевском районе оказалась настоящим заповедником орхидей. Удивительным образом в усадьбе сейчас произрастает десять видов орхидей характерных для средней полосы России. Это очень редкий случай, когда такое количество орхидей произрастает в достаточно небольшой локации. Сейчас сама усадьба, конечно в руинах.





Применение дедуктивного усадьбоведения (методика Д. Ойнаса), то есть анализа данных полученных посредством исследования всевозможных проявлений человеческой жизнедеятельности на территории усадьбы, в конечном итоге, может дать довольно ясную картину ее развития, позволит определить период ее расцвета, всплесков хозяйственной активности, периоды упадка и возможно, если повезет, некоторые аспекты частной, интимной жизни владельцев.
Усадьба Васильевское Повалишиных Гагаринского района Смоленской области, даже при беглом осмотре усадебного комплекса, дала возможность сделать целый ряд выводов по поводу ее индивидуального символического лица. Композиция в Васильевском, имеет свою индивидуальную трактовку тезиса о поиске Истины. В этом есть логика жизни, логика индивидуального выбора пути. Исходя из выявленного символического ряда, следует сделать вывод, что создатель данного комплекса был масон.



Путешествие становится интересней, когда в поисках усадеб находишь целые истории о жизни мелкопоместных помещиков в российской глубинке.