Как кипа не падает?
На эту тему есть один анекдот.
«Однажды пришел к раввину ученик и спрашивает:
— Ребе, где в Торе написано, что надо носить кипу? Я все изучил, ничего не нашел.
На что раввин отвечает:
— Как не нашел? Об этом сказано на каждой странице. Вот здесь, например: «...и пошел Авраам». Как ты только мог подумать, что Авраам вышел из дома с непокрытой головой?!»
Действительно, ни Тора, ни Талмуд не содержат прямого указания на то, что мужчинам необходимо покрывать голову. Лишь в книге Шмот есть предписание коэнам (сословие священнослужителей в иудаизме. — Прим. ред.) надевать головной убор во время службы. Но сегодня еврей в кипе — это реалия. Скорее всего, мужчины начали покрывать голову, беря пример со священнослужителей. В знак уважения к Богу.
Ношение убора не является обязательным, но человек религиозный покрывает голову и на улице, и в доме. Причем это делают представители обоих полов, только способы разные. Замужние женщины носят прежде всего шляпы и платки. Мужчины с детства надевают шляпы, береты, но большинство предпочитает кипу, так как в ней голова потеет меньше. А это в субтропическом климате Израиля, когда летом воздух прогревается до 30–40 °C, немаловажно.
Есть информация, что кипа появилась на рубеже I века до н. э. и I века н. э. В основном евреи носят черную кипу, а белую надевают по праздникам. Но многообразие поражает: вязаная, шелковая, бархатная, расшитая, белая, черная, цветная... Как говорится, на любой вкус!
Вопросом о том, как эта маленькая круглая шапочка, прикрывающая лишь макушку, не падает, задаются многие. Секрет прост: подобрать верный размер. Да, бывает, что убор закрепляют заколками, но, если кипа выбрана правильно, они ни к чему. Более того, на лысой голове она иногда держится лучше, чем на волосах. И к черепу ее никто не приклеивает — ни на двухсторонний скотч, ни на клей. Это миф. Вы же не смазываете ступни «Моментом», чтобы не потерять обувь на четыре размера больше вашего? Вы ее не покупаете. Вот и евреям это ни к чему.