Дикая Россия
23 сентября 2013

Дикая Россия в поисках водопада "Белые столбы"

<p>Стартовали мы 11 августа с "Питер-Лады" тремя экипажами. В этот раз "трактор" с собой не брали, в связи с технической подготовкой к предстоящим экстремальным соревнованиям. На замену ему, мы взяли демонстрационный Chevrolet Niva черного цвета, который выручал нас уже дважды.
Три машины, три экипажа. "Белая ласточка", "Зеленая Салли" и "Черный Пётр"... Название родилось спонтанно и порадовало всех участников экспедиции. Хоть и принято воспринимать "ШевиНиву", как "Девочку" - но такого "брутального самца" сложно ассоциировать с женским родом. В дальнейшем автомобиль подтвердил свой характер

Итак, старт.
В этот раз мы выехали в 4 утра.
На эту экспедицию мы запланировали поиск водопада "Белые столбы", "Рускеальских водопадов" и заброшенную финскую ГЭС. Но! Мы нашли 10 достопримечательностей. Благодаря двум удачам этого дня. Первая удача - мы познакомились с Ильдаром Салаховым, который любезно согласился провести по новым местам. И вторая удача - мы взяли с собой планшет с закачанной программой CityMap2Go, которая указала нам четкие маршруты и показала "тайники".
В 9 утра мы "заряженные" стартовали из лагеря.

Руины Лютеранской церкви
Первой "точкой", которую мы нашли совершенно случайно благодаря "электронике", стала заброшенная Лютеранская церковь в п. Лахденпохья. В прошлый раз, в ночи мы ее не заметили. В этот раз решили исследовать ее.
Подъехав к главному входу церкви, мы ахнули от ее масштабов. Она - огромная. Здание было расчитано на 3000 прихожан, чему свидетельствет памятная доска на стене церкви.

Руины давно поросли деревьями и кустарниками. Было интересно наблюдать за карельскими деревьями, ловко цепляющимися корнями за стены здания. Признаюсь честно - у нас была возможность заехать на машинах в центр церкви, но по идеологическим соображениям делать этого мы не стали.

Оценив технологии финского строительства 19 века, мы были поражены устойчивостью остова здания. Фундамент выполнен из гранита, стены - из толстого красного кирпича. Если вандалы не разнесут церковь по кирпичикам, то она простоит долго. Время и стихии ей не страшны.
Едем дальше.
Водопад на разрушенной финской ГЭС.
Спустя час дороги, на карте мы увидели новую "точку". Дорогу к ней нам перекрывал закрытый проезд и запрет на въезд к водопаду. Но, что может остановить "Дикую Россию" в момент выброса адреналина и желания новых открытий? Правильно - НИ-ЧЕ-ГО!!!
Подъехав к площадке ГЭС, мы увидели ремонтные бригады, которые занимались реконструкцией ГЭС. Они были "слегка" удивлены непрошенным гостям, но увидев наклейки на бортах не стали препятствовать путешественникам.
Место - очень красивое. Водопад высотой 5-6 метров гармонично вписался в здешние пейзажи. Мощь природных Карельских вод действительно позволяет реанимировать ГЭС с пользой для человечества.
Умыв лицо холодной водой и вдоволь насладившись местным воздухом, мы поехали дальше.
Заброшенная финская ферма.
В паре километров от водопада, мы свернули налево к заброшенным финским фермам. Здания построены по "гранитной технологии", в перемешку с кладкой из красного кирпича.
Вкратце расскажу о фермах. Наши финские соседи - очень практичные люди. Нужно обязательно перенимать у них положительный опыт. Здания построены по следующему прниципу - на первом этаже устроен скотник. Посреди этажа, по центральной оси смонтирована единая кормушка, с подводом воды и просветами в потолке для скидывания кормов со второго этажа. Очень просто и практично. На второй этаж фермы установлен заезд для техники. Площадь второго перекрытия использовалась для хранения кормов и кормления животных через "просветы".

В отличие от Руин лютеранской церкви, мы все таки заехали на здание фермы. Не смогли удержаться и решили проверить "Салли" на прочность. Заехала родимая. Несмотря на то, что помост, на который она забралась - давно не эксплуатируется. Благо опыт экстремальных штурманов у нас есть. Проверив заезд, мы отправили автомобиль на второй этаж. Все хорошо :) И фотографии получились хорошие.

Сделав последние кадры на ферме, мы двинулись в сторону водопадов, на которых были съемки замечательного классического фильма "А Зори здесь тихие.." и современного ужастика "Темный мир".
Рускеальские водопады.
В прошлую поездку, в ночи, мы проехали мимо этого замечательного места. В этот раз сделали остановку и вдоволь полюбовались местными достопримечательностями. "Рускеальские водопады" - это водный комплекс из двух водопадов и одного водоската. На каменном плато у большого водопада стоит деревянная избушка, в память о прошлом. Проходя по узким тропинкам к водопадам, невольно вспоминали сцены из вышеупомянутых фильмов.
Рускеала.
Мы снова посетили Мраморный каньон. Не смогли проехать мимо и не полюбоваться этой природной красой. Перед входом нас встретила "ряженная ведунья", которая придала колорита каньону.

Так как в крови у каждого члена экипажей "Дикой России" фонтаном бьет адреналин и экстрим - мы решили придать эмоционального окраса съемкам будущего фильма и "скинуть" с тарзанки Лешу Кораблева. Помимо того, что он стал "Лучшим менеджером по продажам Chevrolet Niva по России", он стал единственным, кто решился на прыжок с 22 метровой высоты. Адреналин "ударил" не только по нему, но и по всем участникам экспедиции. Кадры получились отличные. Скоро сами увидите в цикле передач "Дикая Россия".

Некоторые смельчаки забирались на самые высокие уступы скал и фотографировались на память.
В полукилометре от каньона мы нашли два интереснейших места.
Заброшенный завод.
Максимально близко подъехав к заводу, мы пешком решили осмотреть его. Стены завода частично остались на элеваторе и складских помещениях. На основном производстве остались только шесть доменных печей, которые оставили свой след в истории обработки мрамора для соборов и памятников Петербурга.

А теперь расскажу Вам о самом захватывающем месте, которое мы когда-либо встречали на своем пути.
Провал.
В 600 метрах от завода, в природной воронке, окруженной скалами, мы нашли низину. В центре ее размещен Провал, из которого добывался мрамор.

Вы только представьте - дыра в земле, диаметром 50 метров, глубиной 10 метров. Весь провал заполнен голубой водой, пещеры уходят далеко вглубь. Стен сверху не видно. Судя по эху, гуляющему по сводам провала - места там много)))

Рядом с провалом есть вход в пещеру. Мы прошли буквально метров десять и остановили эту "дурную" затею, так как не были экипированы для этого случая. А ползти по проходу высотой 70 сантиметров, в шортах - занятие не совсем увлекательное.

Едем дальше.
Водопад в п. Койринойя.
К этому месту мы просто подъехали на наших машинах. Прямо к воде. Зафиксировав "Зеленую Салли" на спуске, под углом более 50 градусов, мы оставили машины и подошли к водопаду. Красивый водоскат на два порога встретил нас играючи. Брызги воды летели на нас и на автомобили. Судя по кострищу на каменном плато, это место приманивает к себе романтичных путешественников. а ведь и действительно - душа радуется.
Приняв его за водопад "Белые столбы", мы с гордостью решили закончить свои приключения и вернуться обратно, но...
Зоя Челозерцева опровергла наши домыслы, убедив нас, что до главной цели мы не добрались. Сверили карты, фотографии и "электронику" - поняли, что ошиблись. Ну что ж , едем дальше.

Проложив маршрут, мы поняли, что опять едем в "лабиринты" лесных дорог, по которым плутали пол-дня прошлой экспедиции. Сомнения и усталость - в сторону. Едем.
Водопад "Белые столбы".
Как и предполагалось, дорога к водопаду оказалась "не Камильфо". По дороге встретились два моста, вернее - самодельные перправы. На одном из них пришлось выйти, чтобы проверить его на прочность и провести автомобили.

Еще раз хочу сказать о том, что автомобили опять выручили нас. На половине пути мы встретили брошенные машины путешественников, которые пешком проследовали до водопада. И правильно сделали - их машины там бы не прошли.
Но мы, как всегда в пути. И как всегда - за рулем.
Машины ехали безупречно, несмотря на глубокие водные преграды, резкие подъемы и часто встречающиеся валуны на трассе.
По дороге к водопаду, мы встретили скалистый первал, который перегородил нам дорогу в предыдущей поездке.
И вот мы на месте.
Водопад "Белые столбы". 19 метровый водный гигант, с колоссальной массой воды, падающей с самой вершины. По логике вещей, в августе воды на нем должно быть мало. Но за несколько дней до нашей поездки прорвало плотину и все воды устремились по Карельским речным руслам.
Нам повезло - мы увидели водопад во всей своей красоте и природной мощи.

Так как в прошлый раз водопад мы не нашли, было принято решение "зафиксировать" свое присутствие на нем. Ничего лучше, чем встать под воды "Белых столбов" в голову не пришло))) Хотя можно было просто кинуть монетку...
Залез в воду. Температура +5 градусов. Левую руку свело через минуту после захода. Стал пробираться к водоскату, но не тут-то было. Дно покрыто острыми валунами, так, что можно было переломать ноги еще при входе в воду. Подошел к водопаду и... первой толщей воды меня отбросило на дно, на валуны. "Поблагодарив" природу-матушку за оказанное удовольствие и себя за "отчаянный поступок", вылез на берег. Ощущения после фиксации "точки" были чудесными. Внутри все горело, тело болело. Но все равно - ХОРОШО!

В радиусе 30 метров от водопада говорить невозможно - шум воды глушит все сторонние звуки. Обязательно рекомендую Вам посетить это прекрасное место. Здесь очень красиво. Вы не пожалеете. А если воды будет меньше - то и искупаетесь под водопадом. Без экстрима :)

Взяв последнюю "точку" этого дня, мы вернулись в лагерь. И ужиная, делились своими впечатлениями о поездке и забавными историями "Дикой России".
12 августа, перед отъездом на базу, мы решили взять последнюю "точку".
Камни силы.
В 15 километрах от п. Хийтола находится п. Алхо, слева есть "отворотка" к сопке. Собственно говоря, на ней и стоит это мистическое место.
У подножья сопки сделан каменный лабиринт. Камни выложены в виде спирали, устремленной к центру. В котором стоит камень-жертвенник. По преданиям, нужно идти к центру опустив руки. Ладони надо развернуть вниз, чтобы сбрость с себя негативную энергию. Положив любую вещицу на "жертвенник" можно возвращаться обратно, с повернутыми к небу ладонями. Говорят так набирается позитивная энергия.
Я решил пройти весь лабиринт. Заняло это минут пятнадцать, но другие члены экспедиции не стали дожидаться "блуждающего пингвина" и двинулись вперед.

На сопке стоит три камня. Первый лечит женские болезни, второй лечит сердце, третий - спину. Приняв лечебный моцион, мы осмотрели холм.

С восточной стороны возвышенности - каменный утес и заброшенный финский хутор.

Посреди камней - стоит карельский "божок", с жертвенником у основания и соломенной куклой. С западной стороны - рябиновая роща. Я впервые видел подобное. 8-ми метровые рябины укрыли склон от посторонних взглядов. Под деревьями - огромные плантации черники, брусники и малины.
Спустившись с холма и зафиксировав последнюю 10-ю точку, мы двинулись в сторону дома.
Что хочется сказать в конце этого очерка.
Мы открыли для себя новую Карелию, о которой большинство даже и не представляет. Здесь очень красиво и умиротворенно. Как сказал один из участников "Дикой России" - сам сюда никогда не приедешь. А зря...
Друзья, не пылитесь в свои выходные в мегаполисах - поезжайте на природу, в Карелию. В помощь вам, мы скоро выложим все маршруты с найденными местами. Отдохните сами и сделайте для себя новые открытия.
Мы исследовали весь юг Карелии. С одной стороны грустно, но с другой - впереди нас ждет Север. Уже сейчас нам дают координаты новых диких, мистических и красивейших мест. Скоро все сами увидите.