Дёмкино
В этом году я попутешествовал как никогда ранее и поэтому немного несправедливо в последнее время не уделял внимания своим любимым местам - Хвалынску и окрестностям. Суммарно в этом году я там был наверное около месяца и Новый год непременно хочу встретиь именно там. Сегодня небольшая зарисовка о селе Дёмкино. Кто видел мои посты по другим сёлам района, вряд ли найдет в записи что-то новое. Ничего выдающегося: все те же мои любимые пейзажи, кирпичная столетняя школа да деревянные дома. И писать о таких сёлах я бы мог, пожалуй, бесконечно, но сёла подходят к концу) Всё-таки уже больше тех, где я был, чем тех, где не был. А по второму кругу я идти пока не собираюсь.
Дёмкино и Апалиха как-то всегда оставались для меня в стороне, хотя всегда были на слуху. Особенно Апалиха, которую я всегда ударяю на второй слог (помятуя об опале, сюда стекался опальный люд), а местные меня обязательно исправляют (ударяют на третий слог). Почему-то этот отрезок от Белогорного до пересечения с трассой в районе Алексеевки для меня всегда оставался белым пятном. Ничего там и не привлекало особенно. Но однажды я разглядел там большое белое пятно и подумал, что этот меловой карьер может оказаться довольно живописным.
Сегодня Дёмкино это если не вымирающее, то, прямо скажем, не цветущее село. 56 домов. Реально проживает — 98 человек. Трудоспособных — 77. Работает — 32. Не работают — 45. Детей школьного возраста — 12, дошкольного — 5. Дети учатся в Апалихе. Подсобных хозяйств — 24, коров — 31.
При въезде в село однозначно самый красивый указатель населенного пункта в районе. Подошли с душой.
В отличие от других сел Хвалынского района — известна точная дата основания села Демкино. Это — 1800 год. В тот год из сел Илюшкино и Шалкино (ныне — села Павловского района Ульяновской области), было переселено 300 душ, как записано в Статистическом сборнике Хвалынского уезда за 1885 год — от несхоты, то есть нехватки пахотных земель.
Земли, на которых расположилось село, когда-то принадлежали графу Кочубею. Потом — Петром Первым были переведены в фонд государственных. Соответственно — и крестьяне, которые здесь были расселены, имели статус государственных. Государственные крестьяне были лично свободны, имели право заниматься торговлей и владеть недвижимостью.
Село было названо по имени первопоселенца Дементия. Помимо переселенцев — здесь нашли укрытие беглые крестьяне и служилые люди.
Со временем — вдоль безымянной речушки, вытекающей из родника с очень вкусной водой, под названием Барыня, среди гор, вытянулось 2 улицы. На одной из них селилась только мордва, и звали её Мордовской стороной. Продолжение её — Кривасовка (существует и сегодня под названием Колхозная). На другой селились только русские, и называлась улица Русской стороной. Ещё улицы различались по направлениям. Верхний конец — тот, что к лесу. Нижний — к горе, которая называлась Песчаная (Песочная). Там действительно добывали песок — удивительного ярко-желтого цвета.
Мордва села Демкино — эрзя. Была крещена в Русском Православии.
Русские были староверами (в частности — поморцами), единоверцами и православными.
Фамилии у жителей сел были и есть как официальные, так и уличные. Уличные передаются членам одной семьи десятилетиями, и неизменны — в отличие от официальных Это — не прозвища — а именно фамилии, и их происхождения, как и времени появления самого обычая сейчас уже никто не помнит…
В Демкино было 2 церкви.
1. Покрова Пресвятой Богородицы. Единоверческая. она была построена в 1855 году на средства прихожан. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом. Колокольня была построена в 1895 году. Престол был один — во имя Покрова Божьей Матери. Имелась пахотная земля возле церкви. Эта церковь считалась русской.
2. Казанской Божьей Матери. Была пожалована священником Афанасием Давыдовым и саратовской купчихой Аполинарией Кузнецовой. Построена в 1860 году. Новообрядческая, считалась мордовской.
На начало 20 века в селе было 2 школы — церковно-приходская и земская. Земская — построена в 1913 году, и стоит до сих пор.. В церковно-приходской был клуб, а сейчас — жилой дом. В селе была пожарка с большим колоколом на колокольне. Пожарные команды приезжали из Алексеевки и Богородского. В зимний буран звонили, чтобы те, кто заблудились — нашли дорогу домой.
Кладбищ в селе 2 — русское и мордовское.
Школе уже больше 100 лет. Как видите, из значительных внешних изменений только крыша да окна, остальное все "натуральное".
Но вернемся к цифрам - детей школьного возраста здесь 12 человек. Поэтому школа стоит без дела, а деток увозят в соседнюю Апалиху. Кстати, вот эти основательные каменные школы не в уездных даже городах,а в отдаленных селах (тогда, правда, село было населеннее примерно в ... 40!!! раз больше), наводят на интересные мысли. В народе очень устойчиво мнение, что мол только при советах безграмотные крестьяне обучится смогли. Так то оно так, может быть, чисто хронологически, но важно понимать, когда запустили эти механизмы. И по зданиям видно, насколько серьезно к этому подходили. Мы просто в силу понятных причин не можем знать, что было бы без революций. Того гляди и еще раньше грамоте народы бы обучился. Но знает ли история сослагательные наклонения.
В голод 1921 года — многие из Демкино еузжали — кто на Верхнюю Волгу, кто в Баку. Баку — вообще в 20-м веке по неизвестно как и с кого начавшейся местной традиции стал как бы отдаленным филиалом Демкино.
Голод жестоко прошелся по селу. Здесь была открыта американцами кухня, в которой людей кормили, но тем не менее — умирали многие. Из мужчин покрепче была создана команда, которая рыла могилы и хоронила умерших. Весной ездили по полям и подбирали тех, кто умер в поле, на дороге, пытаясь куда-либо уйти или найти что-то из еды.
После окончания голода стали некоторые возвращаться. Дома их были нетронуты, все вещи и хозяйство — цело, ибо — чужого в селе брать не принято.
Уже до голода были здесь попытки крестьянского объединения. Желающим новая власть давала ссуды на покупку скота и инвентаря. Для этой покупки можно было объединяться в пятидворки и решать проблему в складчину. В 1929 году была организована сельхозатель Коммунар (в неё вошли Апалиха, Демкино и Золотой Поселок). В 1931 году в Демкино выделилась самостоятельная артель Новая Жизнь.
В этот же период село затронула волна раскулачивания. Приехали ответственные лица из волости, посадили старуху-нищенку на сани и с ней поехали по селу — на кого она клюкой покажет — тот и кулак., и не доказать обратное. Кулаков и их семьи увозили из села. Многие пропали неизвестно куда. Многие — среди зимы, без еды и одежды были отправлены в Сибирь, на Урал и на Север. Дети арестованных родителей прятались по подвалам опустевших домов — их подкармливали соседи. Дома раскулаченных затем тоже разбирали и увозили в Широкий Буерак.
Новая жизнь раскалывала семьи. Характерен пример семьи Семиных. Старший сын — Александр — ушел с красными. Средний — Максим — был священником в соседнем селе Богородском (позже — сидел на Соловках). Предпоследний — Иван — просто спокойно работал — был мастером на все руки — и плотником, и столяром, и валенки умел валять…Младший — Алексей — запомнился тем, что сбросил колокол с церковной колокольни .
В 1933 году весь собранный урожай забрали. Опять начался голод и отток населения в Баку.
В этот год в Демкино был случай людоедства — родители убили 12-летнюю старшую дочь, чтобы спасти четверых младших… Люди бежали бросив все, и только по реву голодной скотины соседи узнавали, что люди уехали. В Баку ехали к родным или ранее перебравшимся соседям. Но и на новом месте не все было гладко. Свирепствовали незнакомые южные эпидемии, не всем давали прописку, или разрешение на строительство жилья. давали сутки на выезд. Бывало, люди в отчаянии кончали самоубийством. Те же, кому посчастливилось зацепиться на новом месте — чаще всего строили трехстенные пристройки к домам соседей или родственников — и экономнее и рядом..
В Великую Отечественную войну в село не вернулось 77 человек. Погибли, или пропали без вести.
После войны — опять грянул голод. (опять — очередной отток в Баку) Затем — ситуация стала меняться к лучшему. 1953 г. — отмена налогов. 1956 г. — открыта семилетняя школа (до этого была только начальная — старшеклассники ездили учиться в Апалиху), 1957 г. — -Демкино и Апалиху объединили в один колхоз. 1958 г. — в село провели радио, построили электростанцию, которая давала свет несколько часов в сутки. 1968 г. — село подключили к государственной электросети — жители стали покупать электроприборы. В 70-е годы был построен клуб. В нём же — находился и медпункт. В это же время по двум улицам села проложили асфальт.
Но в этот же период — население начало сокращаться. Молодежь уезжала в города, старики — умирали.
Еще один занятный штрих уже нового времени. Рядом с селом, да практически в его черте в начале 90-х обосновались сектанты (община Богема). Не знаю, может живут они здесь и поныне, информации не так уж и много. Сама секта "родом" из Балаково.
Меловой карьер в итоге впечатлил не сильно. Хвалынский намного интереснее. Со снимка спутника он казался более заманчивым. Мел здесь стали добывать по причине более удобной и близкой транспортировке в Балаково.
Дорога Дёмкино-Апалиха-Белогорное безлюдная (понятное дело никаких заправок и т.п.), практически везде нормального качества (не сравнить с катастрофой и позором района Елшанка-Поповка) и невероятно живописная. Она чем-то напоминает дорогу на Богданихе, но не такая "крутая" и без вида на Волгу.
Путешествовали мы в этот раз вместе с удивительным и всем в Хвалынске известным Валерием Евгеньевичем Лавровым. Перечислять его регалии можно очень долго, но в Хвалынске его и правда знает абсолютно каждый. Краевед, агроном с многолетним стажем. А еще Валерий Евгеньевич знает какое-то удивительное количество родников в районе и окрестностях. Кажется, более трехсот (теперь и я наверное не меньше двух-трех десятков их знаю). Он умеет их находить даже на незнакомой местности. Удивительный совершенно человек, даже немного неудобно упоминать о нем так вскользь.
В тот день мы побывали в Дёмкино, Апалихе, Белогорном, Акатной и Сосновой Мазах. В прошолм году мне показали в Хвалынском районе старообрядческое кладбище, спрятанное глубоко в лему, на горе. До жилья далеко. Непосвященный никогда в жизни не заподозрит что-то такое в обыкновенным вроде для этих мест лесу. Кладбище произвело на меня невероятно сильное впечатление. И я стал интересоваться этой темой. Так, в этом году Валерий Евгеньевич покзал мне еще два глубоко спрятанных в лесах и горах старообрядческх погоста. Таких мест нет на карте, нет в документах, разве только среди местных, да и то не всех, есть о них знание. Такой вот у нас в итоге получился уклон в наших нескольких мини-экспедициях: кладбища и родники. И тему эту я для себя еще не закрыл.
Валерий Евгеньевич Лавров
Дёмкино и Апалиха как-то всегда оставались для меня в стороне, хотя всегда были на слуху. Особенно Апалиха, которую я всегда ударяю на второй слог (помятуя об опале, сюда стекался опальный люд), а местные меня обязательно исправляют (ударяют на третий слог). Почему-то этот отрезок от Белогорного до пересечения с трассой в районе Алексеевки для меня всегда оставался белым пятном. Ничего там и не привлекало особенно. Но однажды я разглядел там большое белое пятно и подумал, что этот меловой карьер может оказаться довольно живописным.
Сегодня Дёмкино это если не вымирающее, то, прямо скажем, не цветущее село. 56 домов. Реально проживает — 98 человек. Трудоспособных — 77. Работает — 32. Не работают — 45. Детей школьного возраста — 12, дошкольного — 5. Дети учатся в Апалихе. Подсобных хозяйств — 24, коров — 31.
При въезде в село однозначно самый красивый указатель населенного пункта в районе. Подошли с душой.
В отличие от других сел Хвалынского района — известна точная дата основания села Демкино. Это — 1800 год. В тот год из сел Илюшкино и Шалкино (ныне — села Павловского района Ульяновской области), было переселено 300 душ, как записано в Статистическом сборнике Хвалынского уезда за 1885 год — от несхоты, то есть нехватки пахотных земель.
Земли, на которых расположилось село, когда-то принадлежали графу Кочубею. Потом — Петром Первым были переведены в фонд государственных. Соответственно — и крестьяне, которые здесь были расселены, имели статус государственных. Государственные крестьяне были лично свободны, имели право заниматься торговлей и владеть недвижимостью.
Село было названо по имени первопоселенца Дементия. Помимо переселенцев — здесь нашли укрытие беглые крестьяне и служилые люди.
Со временем — вдоль безымянной речушки, вытекающей из родника с очень вкусной водой, под названием Барыня, среди гор, вытянулось 2 улицы. На одной из них селилась только мордва, и звали её Мордовской стороной. Продолжение её — Кривасовка (существует и сегодня под названием Колхозная). На другой селились только русские, и называлась улица Русской стороной. Ещё улицы различались по направлениям. Верхний конец — тот, что к лесу. Нижний — к горе, которая называлась Песчаная (Песочная). Там действительно добывали песок — удивительного ярко-желтого цвета.
Мордва села Демкино — эрзя. Была крещена в Русском Православии.
Русские были староверами (в частности — поморцами), единоверцами и православными.
Фамилии у жителей сел были и есть как официальные, так и уличные. Уличные передаются членам одной семьи десятилетиями, и неизменны — в отличие от официальных Это — не прозвища — а именно фамилии, и их происхождения, как и времени появления самого обычая сейчас уже никто не помнит…
В Демкино было 2 церкви.
1. Покрова Пресвятой Богородицы. Единоверческая. она была построена в 1855 году на средства прихожан. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом. Колокольня была построена в 1895 году. Престол был один — во имя Покрова Божьей Матери. Имелась пахотная земля возле церкви. Эта церковь считалась русской.
2. Казанской Божьей Матери. Была пожалована священником Афанасием Давыдовым и саратовской купчихой Аполинарией Кузнецовой. Построена в 1860 году. Новообрядческая, считалась мордовской.
На начало 20 века в селе было 2 школы — церковно-приходская и земская. Земская — построена в 1913 году, и стоит до сих пор.. В церковно-приходской был клуб, а сейчас — жилой дом. В селе была пожарка с большим колоколом на колокольне. Пожарные команды приезжали из Алексеевки и Богородского. В зимний буран звонили, чтобы те, кто заблудились — нашли дорогу домой.
Кладбищ в селе 2 — русское и мордовское.
Школе уже больше 100 лет. Как видите, из значительных внешних изменений только крыша да окна, остальное все "натуральное".
Но вернемся к цифрам - детей школьного возраста здесь 12 человек. Поэтому школа стоит без дела, а деток увозят в соседнюю Апалиху. Кстати, вот эти основательные каменные школы не в уездных даже городах,а в отдаленных селах (тогда, правда, село было населеннее примерно в ... 40!!! раз больше), наводят на интересные мысли. В народе очень устойчиво мнение, что мол только при советах безграмотные крестьяне обучится смогли. Так то оно так, может быть, чисто хронологически, но важно понимать, когда запустили эти механизмы. И по зданиям видно, насколько серьезно к этому подходили. Мы просто в силу понятных причин не можем знать, что было бы без революций. Того гляди и еще раньше грамоте народы бы обучился. Но знает ли история сослагательные наклонения.
В голод 1921 года — многие из Демкино еузжали — кто на Верхнюю Волгу, кто в Баку. Баку — вообще в 20-м веке по неизвестно как и с кого начавшейся местной традиции стал как бы отдаленным филиалом Демкино.
Голод жестоко прошелся по селу. Здесь была открыта американцами кухня, в которой людей кормили, но тем не менее — умирали многие. Из мужчин покрепче была создана команда, которая рыла могилы и хоронила умерших. Весной ездили по полям и подбирали тех, кто умер в поле, на дороге, пытаясь куда-либо уйти или найти что-то из еды.
После окончания голода стали некоторые возвращаться. Дома их были нетронуты, все вещи и хозяйство — цело, ибо — чужого в селе брать не принято.
Уже до голода были здесь попытки крестьянского объединения. Желающим новая власть давала ссуды на покупку скота и инвентаря. Для этой покупки можно было объединяться в пятидворки и решать проблему в складчину. В 1929 году была организована сельхозатель Коммунар (в неё вошли Апалиха, Демкино и Золотой Поселок). В 1931 году в Демкино выделилась самостоятельная артель Новая Жизнь.
В этот же период село затронула волна раскулачивания. Приехали ответственные лица из волости, посадили старуху-нищенку на сани и с ней поехали по селу — на кого она клюкой покажет — тот и кулак., и не доказать обратное. Кулаков и их семьи увозили из села. Многие пропали неизвестно куда. Многие — среди зимы, без еды и одежды были отправлены в Сибирь, на Урал и на Север. Дети арестованных родителей прятались по подвалам опустевших домов — их подкармливали соседи. Дома раскулаченных затем тоже разбирали и увозили в Широкий Буерак.
Новая жизнь раскалывала семьи. Характерен пример семьи Семиных. Старший сын — Александр — ушел с красными. Средний — Максим — был священником в соседнем селе Богородском (позже — сидел на Соловках). Предпоследний — Иван — просто спокойно работал — был мастером на все руки — и плотником, и столяром, и валенки умел валять…Младший — Алексей — запомнился тем, что сбросил колокол с церковной колокольни .
В 1933 году весь собранный урожай забрали. Опять начался голод и отток населения в Баку.
В этот год в Демкино был случай людоедства — родители убили 12-летнюю старшую дочь, чтобы спасти четверых младших… Люди бежали бросив все, и только по реву голодной скотины соседи узнавали, что люди уехали. В Баку ехали к родным или ранее перебравшимся соседям. Но и на новом месте не все было гладко. Свирепствовали незнакомые южные эпидемии, не всем давали прописку, или разрешение на строительство жилья. давали сутки на выезд. Бывало, люди в отчаянии кончали самоубийством. Те же, кому посчастливилось зацепиться на новом месте — чаще всего строили трехстенные пристройки к домам соседей или родственников — и экономнее и рядом..
В Великую Отечественную войну в село не вернулось 77 человек. Погибли, или пропали без вести.
После войны — опять грянул голод. (опять — очередной отток в Баку) Затем — ситуация стала меняться к лучшему. 1953 г. — отмена налогов. 1956 г. — открыта семилетняя школа (до этого была только начальная — старшеклассники ездили учиться в Апалиху), 1957 г. — -Демкино и Апалиху объединили в один колхоз. 1958 г. — в село провели радио, построили электростанцию, которая давала свет несколько часов в сутки. 1968 г. — село подключили к государственной электросети — жители стали покупать электроприборы. В 70-е годы был построен клуб. В нём же — находился и медпункт. В это же время по двум улицам села проложили асфальт.
Но в этот же период — население начало сокращаться. Молодежь уезжала в города, старики — умирали.
Еще один занятный штрих уже нового времени. Рядом с селом, да практически в его черте в начале 90-х обосновались сектанты (община Богема). Не знаю, может живут они здесь и поныне, информации не так уж и много. Сама секта "родом" из Балаково.
Меловой карьер в итоге впечатлил не сильно. Хвалынский намного интереснее. Со снимка спутника он казался более заманчивым. Мел здесь стали добывать по причине более удобной и близкой транспортировке в Балаково.
Дорога Дёмкино-Апалиха-Белогорное безлюдная (понятное дело никаких заправок и т.п.), практически везде нормального качества (не сравнить с катастрофой и позором района Елшанка-Поповка) и невероятно живописная. Она чем-то напоминает дорогу на Богданихе, но не такая "крутая" и без вида на Волгу.
Путешествовали мы в этот раз вместе с удивительным и всем в Хвалынске известным Валерием Евгеньевичем Лавровым. Перечислять его регалии можно очень долго, но в Хвалынске его и правда знает абсолютно каждый. Краевед, агроном с многолетним стажем. А еще Валерий Евгеньевич знает какое-то удивительное количество родников в районе и окрестностях. Кажется, более трехсот (теперь и я наверное не меньше двух-трех десятков их знаю). Он умеет их находить даже на незнакомой местности. Удивительный совершенно человек, даже немного неудобно упоминать о нем так вскользь.
В тот день мы побывали в Дёмкино, Апалихе, Белогорном, Акатной и Сосновой Мазах. В прошолм году мне показали в Хвалынском районе старообрядческое кладбище, спрятанное глубоко в лему, на горе. До жилья далеко. Непосвященный никогда в жизни не заподозрит что-то такое в обыкновенным вроде для этих мест лесу. Кладбище произвело на меня невероятно сильное впечатление. И я стал интересоваться этой темой. Так, в этом году Валерий Евгеньевич покзал мне еще два глубоко спрятанных в лесах и горах старообрядческх погоста. Таких мест нет на карте, нет в документах, разве только среди местных, да и то не всех, есть о них знание. Такой вот у нас в итоге получился уклон в наших нескольких мини-экспедициях: кладбища и родники. И тему эту я для себя еще не закрыл.
Валерий Евгеньевич Лавров
Читайте также