Дон. Баскунчак

Из лесов в пустыни...



Очередная поездка за пейзажами отличалась даже двумя факторами! Первый - мы впервые передвигались на собственном автомобиле, а так же решили захватить сразу две точки: меловые горы на берегу реки Дон и соленое озеро Баскунчак.



Вначале имеет смысл рассказать о подготовке к поездке. Самым главным (помимо камеры), конечно, была машина. В этом нам очень помог Артем и его Nissan X-Trail! О положительных качествах этого автомобиля позже. Итак, распечатав все топографические и гугл-карты и закупившись едой, мы забили машину и ровно в 6 утра двинули на юг по трассе М-6. 10 часов пути, и мы уже переправляемся на пароме через реку Дон. Далее именно распечатки спутника помогли нам найти дорогу и не утыкаться в многочисленные овраги.


Переправившись на западный берег, мы оказались в деревне Трехостровская. Типичная русская деревня с парой магазинов и покосившимися домами. Далее наш путь лежал через бескрайние степи и холмы. Картина все больше напоминала саванну. Ниссан шел как по маслу, почти не трясло. Около 7 вечера мы прибыли на место, под меловыми горами поставили палатку и начали готовить ужин. Ночь была довольно холодная: - 11 градусов, температура не совсем подходящая для сна в палатке. Но теплая одежда и спальник помогли некоторым из нас провести ночь в комфортных условиях.



Утром мы направились погулять по вершинам гор и найти место под закатные кадры. Трава отражала теплый солнечный свет и развивалась на ветру, сильно радуя глаз. Встретили оленей, лису и разных хищных птиц. Степь живет!



Вечером мы решили доехать до закатной точки на машине. Пожалели только на пути обратно, так как в полной тьме потеряли свою колею и около получаса тыркались по холмам. Но зато поснимали Ниссан в необычных ракурсах!



Затем небо порадовало нас красками!



На следующий день мы направились на одну из главных точек нашей поездки - изгиб реки Дон. Удивительное явление природы, река изгибается на 360 градусов, точка съемки позволяла отразить всю эту мощь!



Слегка поездив по степям, мы взяли направление на юг, на озеро Баскунчак. Путь составил 260 км по весьма неплохой трассе.



Поселок Нижний Баскунчак (да как и Верхний) встретил нас пейзажем постсоветского периода. Полуразрушенные дома, дети, катающиеся на роликах по клочку асфальта 5 на 5 метров, гостиница в здании бывшего санатория. Само озеро с западной стороны начинается железной дорогой. С 1886 года здесь добывают соль, залежи простираются на всю площадь озера и уходят вглубь на 10 километров. Соляной раствор на дне озера называется рапа, если ее проглотить, то жить вам останется от силы 3 месяца. Концентрация соли бешеная. Летом это озеро белого цвета, зимой красного, из-за меняющих цвет бактерий населяющих его воды. Все живое в нем умирает, покрываясь слоем соли.



Тем же днем мы столкнулись с насущной проблемой. Проезд к озеру перекрыт со всех сторон. Дело в том, что чуть южнее Басканчука возвышается гора Богдо, она и прилегающие к ней территории принадлежат государственному заповеднику, въезд и вход туда закрыты. Остальные берега также перекрыты и принадлежат гос заказнику. Гора Богдо является единственным в России местом обитания пискливого геккончика, поэтому и не пускают. Но мы договорились, на следующий день нам дали экскурсовода, и он в свое нерабочее время провел нас на точку съемки заката, по пути рассказав много интересного.



Одним вечером Артем засадил Ниссан в глину с солью, да так, что его засосало передними колесами. Проблему решали в лоб, нашли местных мужиков, выпили с ними водки. Один из них оказался водителем машины скорой помощи, и его сменщик на УАЗе не без труда вытянул нас. От него мы узнали, что этот раствор разъедает корпус и все детали автомобиля. "Либо сразу мой, либо продавай" - сказал он и удалился. Помыли мы машину только с утра, но ничего страшного вроде не случилось.



Так же мы посетили карстовые пещеры, где очень увлекательно поснимали с фонарями. Ну и конечно, пройдя 6 км через степь, все таки достигли дикого берега Баскунчака! Просторы поражали, а ветер становился сильнее.



Пещеры представляют собой длинные вымоины под землей, длина некоторых составляет 8 км. Так как мы были весьма неподготовлены, а фонари у нас садились, около 2 часов нахождения под землей оказалось пределом. Но кадры тем не менее удались.



Погода резко ухудшалась и последние 2 ночи мы провели в местной гостинице. Душ, кровать, стол и шкаф - 350 рублей с человека! Очередной закат скрыли тучи, но мы бродили по весьма брутальным остаткам железной дороги, прятались от бушующего ветра и снимали вечерние пейзажи.



В конце нашей поездки погода совсем испортилась. Началась песчаная буря, мы собрались и двинули в сторону Москвы.

В заключение хотелось бы сказать пару слов про Nissan X-Trail. Машина полностью отрабатывающая свои деньги! Мчать по степям без тряски и шума доставляет большое удовольствие. Если брать в расчет полную загруженность и четверых пассажиров, поражает, как он лезет в овраги. Да, за один овраг мы тратили бензина на километр по городу, но все же! Глина, в котороей засел Артем, оказалась непреодолимым препятствием, но ее вязкость была такой, что мы были уверены - даже Урал сел бы там с концами. Так же очень приятный бонус в комплектации - это люк! Подводя итог, можно сказать, что данная модель практически идеал для путешествий. Конечно на Эльбрус она вас не завезет, но полазить по русской глубинке самое то!

Немного цифр и фактов для тех, кто заинтересован повторить наш маршрут.

Еда на 4 человек на полных 7 дней - 8000 рублей.
Бензин - около 15000 рублей - общий километраж составил около 2800 км.
Цены в Нижнем Баскунчаке ничуть не ниже, чем в Москве, а на некоторые товары даже выше.
Проезд в заповедник Большое Богдо (гора Богдо) - 170р с человека + экскурсовод/смотритель по умолчанию.
Штраф за нарушение границ заповедника - 5000 рублей.

Тем кто собирается ехать на машине, советовал бы сделать ТО перед отъездом. На нашем маршруте встречались пески, болота, глина, трава. Все это может нанести вред любому узлу автомобиля.



P.S. Степи юга России не менее впечатляющее место на Земле, чем горы, тайга или заполярье. Это нужно увидеть и прочувствовать!

Больше путешествуйте!
Читайте также