Достопримечательности Евпатории
Здесь не только теплое море и хорошие пляжи, но и памятники разных народов, населявших Евпаторию на протяжении многих столетий. Недаром столь популярен у туристов экскурсионный маршрут - «Малый Иерусалим»
История города уходит «вглубь» веков – Евпатория в 2003 году отметила 2500- летие. Первое поселение организовали древние греки – Керкинитида, которое просуществовало с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. Сначала скифы, а потом орды гуннов периодически разрушали город. И тогда здесь гуляли только степные ветра. Во времена Крымского ханства вновь основали город, который татары называли Кезлев, турки Гезлеве, а русские Козлов. После присоединения Крыма к России, в 1784 году город «из-за неблагозвучности названия» переименовали в Евпаторию.
Караимская улица – атмосфера средневековья
На сравнительно небольшой пешеходной улице расположены достопримечательности и памятники культуры разных народов, населявших Евпаторию: караимские кенасы, турецкие бани, синагога, крепостные ворота, дома купцов… Если свернуть с многолюдной главной улицы, то ощущение, что машина времени отвезла тебя на столетие назад – только кошки молчаливо тебя оглядывают.
После реконструкции улица превратилась в популярное место прогулок и отдыха гостей и жителей Евпатории. В наше время здесь снимали фильм о Николае ll, эпизоды к фильмам "Марина" и "Плохой хороший человек". В курортный сезон летними вечерами на улице проходят выставки известных и местных художников, выступают артисты, проводят мастер-классы по гончарному мастерству и кузнечному делу. Желающих поучиться более чем достаточно.
Он построен в начале XVIII века, является памятником архитектуры. Храмовой комплекс компактен, уютен и тих, несмотря на множество посетителей.
Состоит из двух молитвенных домов (кенасы) — Большой и Малой, Мураша - здания религиозной школы, хозяйственного подворья, двориков. В Виноградном дворике находится старейшая в Крыму виноградная лоза. В Мраморном - в нишах и на плитах из белого итальянского мрамора выгравированы цитаты из Священного писания, история кераимов.
Если повезет, можно увидеть кусты цветущего граната — священного растения караимов (плод граната содержит ровно столько зерен, сколько заповедей в Торе).
Рядом со входом в храмовый комплекс находится кафе с национальной кухней. Меню из традиционных блюд и продуктов: чебуреки «Чир-чир», холодная буза (напиток из проса и пшеничной муки), янтыки (пирожки, похожие на чебуреки, но жарятся без масла), суп «Хамур-долма», жаркое из баранины «Койка нурма»... В курортный сезон весьма многолюдно.
«Одун-базар къапусы» в переводе означает «ворота дровяного сарая». В Гезлеве за ними располагался одноименный базар — дровяной, а рядом был невольничий рынок.
Первые ворота построили в XV веке для защиты города от вражеских набегов. В 1663 году казаки их разрушили, позже восстановили и укрепили. Ворота уцелели в период русско-турецкие войны, их снесли при советской власти.
Ныне, из пяти средневековых ворот, Одун-базар къапусы - единственные, которые сумели восстановить на средства меценатов в 2003 году. Они построены на древнем фундаменте, но имеют меньший размер, чем оригинал, хотя по-прежнему выглядят внушительно.
Сейчас отсюда начинается экскурсия по Старому городу – по маршруту «Малый Иерусалим». Но и сами ворота – это удивительный комплекс, в котором можно уютно и хорошо отдохнуть либо в кафе на втором этаже, либо на летних верандах. И соприкоснуться с историей средневекового города: на третьем этаже башни оформлена выставка и огромный макет древнего Гезлёва в масштабе 200:1 с звуковым и световым оформлением. Музей летом работает допоздна.
Она – единственная в Крыму, которая сохранилась до наших дней почти без изменений. Обитель дервишей или Текие дервишей (ханака) включает три постройки: самой текие, мечети Шукурулла-эфенди и медресе. Текие представляет шестигранник с купольной крышей и метровыми стенами. По периметру когда-то располагались 19 келий - по количеству сур в Коране. Дверь каждой кельи выходила в главный зал, где происходили собрания дервишей с песнопением и танцами — ритуалом поклонения Аллаху, после которых они впадали в транс или экстаз
Обитель построили в XV веке выходцы турецкого города Конья, принадлежавших к братству Мевлана, основателями и последователями суфизма. Сам орден, относящийся к мистической группе «крутящихся дервишей», находится в центральной Турции, в городе Конья.
Дервиш в переводе с персидского дословно обозначает «нищий», но на востоке так называли скитальцев, кочующих в поисках истины. В действительности они не были нищими, часто владели достатком, причем довольно значительным.
Дервиши продавали магические амулеты, предсказывали будущее, толковали сны, врачевали, странствовали. Часто турецкие власти за вознаграждение нанимали дервишей для сбора информации о количестве населения, расположения улиц и оборонительных укреплений…
После присоединения Крыма к России, дервишей перестали пускать на полуостров, и постепенно обитель опустела, а в советское время её полностью закрыли. В 2000 году здания вернули религиозной общине, в медресе (школа) открыли музей. Сейчас обитель на реконструкции.
Здесь с давних времен жили люди с разным вероисповеданием и разной культурой. Даже в нынешнее время в старой части Евпатории расположены храмы шести религий мира, поэтому популярный маршрут носит знаковое имя - «Малый Иерусалим». Практически на берегу моря, возвышаясь куполами вверх, стоит православный Собор святого Николая Чудотворца, напротив - мечеть Джума-Джами, неподалеку - синагога, монастырь дервишей, армянская церковь, молитвенный дом крымчаков, караимские кенасы. Маршрут «Малый Иерусалим» предлагают включить в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Свято-Николаевский собор воздвигнут в 1893 году в память освобождения Евпатории от турецких войск и их союзников во время Крымской войны 1853-1856 гг. Это один из крупных крымских соборов, он вмещает около 2000 верующих. Николай Чудотворец считается покровителем мореходцев и торговых людей. А Евпатория в то время была портовым городом. На фасаде храма можно увидеть три вида крестов — греческие, георгиевские, православные, что всем напоминает
Мусульманская мечеть Джума-Джами была построена по проекту знаменитого архитектора Турции Синана Джума-Джами в 1552 году, во времена правления хана Девлет-Гирея. Её минареты устремляются ввысь на высоту свыше 25 метров. Здесь во времена правления Девлет хана, крымские ханы получали право на управление - «фирман».
Неподалеку стоит еврейская синагога «Егия-Капай», которую построили в 1912 году в форме базилики, а кладку скопировали с Иерусалимского храма. В 1930 году, в разгар атеистического движения, синагогу превратили в склад. Только в 2003-ом её вновь освятили и она начала новую духовную жизнь малочисленной иудейской общины Евпатории. Сейчас здесь проводят семинары, форумы, выставки, экскурсии для всех желающих, не зависимо от вероисповедания.
В старой части напротив православного храма стоит трехэтажное здание, которое построили в 1908 году. Дом принадлежал городскому голове Семену Эзровичу Дувану - "отцу Евпатории". Благодаря его усилиям и организаторским способностям, полузаброшенный провинциальный город превратился в популярный курорт. Православная церковь святого Илии, театр, публичная библиотека – неполный список объектов, построенных в годы его правления, которые сейчас считаются историческими достопримечательностями.
Кроме организаторских способностей, Дуван был еще человеком с предпринимательской жилкой. Купец первой гильдии. Крупный землевладелец. «Дом Дувана» стал одной из статей доходов городского головы: квартиры сдавались в аренду. Здание имело выгодное месторасположение (между морским портом и основным собором Евпатории), поэтому спрос на жилье был всегда. Для своей семьи городской глава построил одноэтажный флигель во дворе «Дома». (После революции С. Дуван эмигрировал во Францию).
В 1910 года в Евпатории открыли театр имени А.С. Пушкина, который и дал название площади. На сцене театра выступали Федор Шаляпин, Евгений Вахтангов, Леонид Собинов, Станиславский…
Напротив театра располагается пантеон, где изображены основатели города и который отражает вехи истории Евпатории: от Геродота, первым упомянувшим о Керкенитиде, до Екатерины ll, по указу которой город получил свое название. В центре пантеона находится герб Евпатории, над ним – вечный огонь в мраморной чаше, установленной в честь 2500-летнего юбилея. Огонь привезли на корабле из греческой церкви святого Дионисия, как символ связи Евпатории с Древней Элладой.
Также на площади стоит публичная библиотека имени А.С. Пушкина (ранее - им. Императора Александра II), в архивах которой хранятся раритетные книги, журналы, документы. Перед ее входом есть небольшой участок, сохранивший брусчатку столетней давности.
Самая знаменитая скульптура современной Евпатории была установлена ко дню 2500-летия города в 2003 году на берегу моря, в сквере имени М. В. Фрунзе. Автор - российский скульптор Алексей Шмаков. На постаменте выгравированы слова
Согласно легенде, одним из первых «курортников» античной Керкинитиды был знаменитый мифический персонаж Геракл. Он отдыхал на землях Тавриды (Крыма), где его почитали, после бессмертных подвигов на просторах Средиземноморья. Да, и в нынешнее время Геракла считают покровителем Крымского полуострова.
И в заключении. В Евпатории любил отдыхать Владимир Маяковский. Его строки цитируют на стенах домов, на выставках, в СМИ… и даже в меню ресторана:
Москвич, отдыхающий не первый год в Евпатории, согласился с высказыванием поэта.
P.S. О городе, пляжах, лечебном озере, как добраться и почему в Евпатории хорошо отдыхать с детьми - здесь
История города уходит «вглубь» веков – Евпатория в 2003 году отметила 2500- летие. Первое поселение организовали древние греки – Керкинитида, которое просуществовало с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. Сначала скифы, а потом орды гуннов периодически разрушали город. И тогда здесь гуляли только степные ветра. Во времена Крымского ханства вновь основали город, который татары называли Кезлев, турки Гезлеве, а русские Козлов. После присоединения Крыма к России, в 1784 году город «из-за неблагозвучности названия» переименовали в Евпаторию.
Караимская улица – атмосфера средневековья
На сравнительно небольшой пешеходной улице расположены достопримечательности и памятники культуры разных народов, населявших Евпаторию: караимские кенасы, турецкие бани, синагога, крепостные ворота, дома купцов… Если свернуть с многолюдной главной улицы, то ощущение, что машина времени отвезла тебя на столетие назад – только кошки молчаливо тебя оглядывают.
После реконструкции улица превратилась в популярное место прогулок и отдыха гостей и жителей Евпатории. В наше время здесь снимали фильм о Николае ll, эпизоды к фильмам "Марина" и "Плохой хороший человек". В курортный сезон летними вечерами на улице проходят выставки известных и местных художников, выступают артисты, проводят мастер-классы по гончарному мастерству и кузнечному делу. Желающих поучиться более чем достаточно.
Караимские кенасы – центр духовной жизни караимов Евпатории
Он построен в начале XVIII века, является памятником архитектуры. Храмовой комплекс компактен, уютен и тих, несмотря на множество посетителей.
Состоит из двух молитвенных домов (кенасы) — Большой и Малой, Мураша - здания религиозной школы, хозяйственного подворья, двориков. В Виноградном дворике находится старейшая в Крыму виноградная лоза. В Мраморном - в нишах и на плитах из белого итальянского мрамора выгравированы цитаты из Священного писания, история кераимов.
Если повезет, можно увидеть кусты цветущего граната — священного растения караимов (плод граната содержит ровно столько зерен, сколько заповедей в Торе).
Рядом со входом в храмовый комплекс находится кафе с национальной кухней. Меню из традиционных блюд и продуктов: чебуреки «Чир-чир», холодная буза (напиток из проса и пшеничной муки), янтыки (пирожки, похожие на чебуреки, но жарятся без масла), суп «Хамур-долма», жаркое из баранины «Койка нурма»... В курортный сезон весьма многолюдно.
Караимов в Крыму насчитывается менее 2000 человек, самая многочисленная диаспора живет в Евпатории. Они относятся к потомкам тюркских племен Хазарского Каганата. В 1783 г. после присоединения Крыма к России, их религию признали самостоятельной, так как богослужение у караимов ведется на древнееврейском языке, то есть на языке Библии. Здесь бывали российские императоры Александр I и Николай II, о чем свидетельствует колонна, уставленная в их честь.
Одун-базар-къапысы – соприкосновение с историей средневекового города
«Одун-базар къапусы» в переводе означает «ворота дровяного сарая». В Гезлеве за ними располагался одноименный базар — дровяной, а рядом был невольничий рынок.
Первые ворота построили в XV веке для защиты города от вражеских набегов. В 1663 году казаки их разрушили, позже восстановили и укрепили. Ворота уцелели в период русско-турецкие войны, их снесли при советской власти.
Ныне, из пяти средневековых ворот, Одун-базар къапусы - единственные, которые сумели восстановить на средства меценатов в 2003 году. Они построены на древнем фундаменте, но имеют меньший размер, чем оригинал, хотя по-прежнему выглядят внушительно.
Сейчас отсюда начинается экскурсия по Старому городу – по маршруту «Малый Иерусалим». Но и сами ворота – это удивительный комплекс, в котором можно уютно и хорошо отдохнуть либо в кафе на втором этаже, либо на летних верандах. И соприкоснуться с историей средневекового города: на третьем этаже башни оформлена выставка и огромный макет древнего Гезлёва в масштабе 200:1 с звуковым и световым оформлением. Музей летом работает допоздна.
Текие Дервишей - обитель суфийских монахов мусульман
Она – единственная в Крыму, которая сохранилась до наших дней почти без изменений. Обитель дервишей или Текие дервишей (ханака) включает три постройки: самой текие, мечети Шукурулла-эфенди и медресе. Текие представляет шестигранник с купольной крышей и метровыми стенами. По периметру когда-то располагались 19 келий - по количеству сур в Коране. Дверь каждой кельи выходила в главный зал, где происходили собрания дервишей с песнопением и танцами — ритуалом поклонения Аллаху, после которых они впадали в транс или экстаз
Обитель построили в XV веке выходцы турецкого города Конья, принадлежавших к братству Мевлана, основателями и последователями суфизма. Сам орден, относящийся к мистической группе «крутящихся дервишей», находится в центральной Турции, в городе Конья.
Дервиш в переводе с персидского дословно обозначает «нищий», но на востоке так называли скитальцев, кочующих в поисках истины. В действительности они не были нищими, часто владели достатком, причем довольно значительным.
«Жили они с подаяний, а подать дервишу это было богоугодное дело и почетный долг каждого мусульманина. Иногда сами верующие упрашивали дервиша принять подаяние и становились пред ним на колени с подаянием так, чтоб рука подающего была ниже руки дервиша»
Дервиши продавали магические амулеты, предсказывали будущее, толковали сны, врачевали, странствовали. Часто турецкие власти за вознаграждение нанимали дервишей для сбора информации о количестве населения, расположения улиц и оборонительных укреплений…
После присоединения Крыма к России, дервишей перестали пускать на полуостров, и постепенно обитель опустела, а в советское время её полностью закрыли. В 2000 году здания вернули религиозной общине, в медресе (школа) открыли музей. Сейчас обитель на реконструкции.
Маршрут «Малый Иерусалим»
Здесь с давних времен жили люди с разным вероисповеданием и разной культурой. Даже в нынешнее время в старой части Евпатории расположены храмы шести религий мира, поэтому популярный маршрут носит знаковое имя - «Малый Иерусалим». Практически на берегу моря, возвышаясь куполами вверх, стоит православный Собор святого Николая Чудотворца, напротив - мечеть Джума-Джами, неподалеку - синагога, монастырь дервишей, армянская церковь, молитвенный дом крымчаков, караимские кенасы. Маршрут «Малый Иерусалим» предлагают включить в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Свято-Николаевский собор воздвигнут в 1893 году в память освобождения Евпатории от турецких войск и их союзников во время Крымской войны 1853-1856 гг. Это один из крупных крымских соборов, он вмещает около 2000 верующих. Николай Чудотворец считается покровителем мореходцев и торговых людей. А Евпатория в то время была портовым городом. На фасаде храма можно увидеть три вида крестов — греческие, георгиевские, православные, что всем напоминает
о греческом наследии, доблести русских войск и принадлежности к православию
Мусульманская мечеть Джума-Джами была построена по проекту знаменитого архитектора Турции Синана Джума-Джами в 1552 году, во времена правления хана Девлет-Гирея. Её минареты устремляются ввысь на высоту свыше 25 метров. Здесь во времена правления Девлет хана, крымские ханы получали право на управление - «фирман».
Неподалеку стоит еврейская синагога «Егия-Капай», которую построили в 1912 году в форме базилики, а кладку скопировали с Иерусалимского храма. В 1930 году, в разгар атеистического движения, синагогу превратили в склад. Только в 2003-ом её вновь освятили и она начала новую духовную жизнь малочисленной иудейской общины Евпатории. Сейчас здесь проводят семинары, форумы, выставки, экскурсии для всех желающих, не зависимо от вероисповедания.
Дом Дувана - памятник архитектуры в стиле модерн
В старой части напротив православного храма стоит трехэтажное здание, которое построили в 1908 году. Дом принадлежал городскому голове Семену Эзровичу Дувану - "отцу Евпатории". Благодаря его усилиям и организаторским способностям, полузаброшенный провинциальный город превратился в популярный курорт. Православная церковь святого Илии, театр, публичная библиотека – неполный список объектов, построенных в годы его правления, которые сейчас считаются историческими достопримечательностями.
Кроме организаторских способностей, Дуван был еще человеком с предпринимательской жилкой. Купец первой гильдии. Крупный землевладелец. «Дом Дувана» стал одной из статей доходов городского головы: квартиры сдавались в аренду. Здание имело выгодное месторасположение (между морским портом и основным собором Евпатории), поэтому спрос на жилье был всегда. Для своей семьи городской глава построил одноэтажный флигель во дворе «Дома». (После революции С. Дуван эмигрировал во Францию).
Театральная площадь – центр Евпатории
В 1910 года в Евпатории открыли театр имени А.С. Пушкина, который и дал название площади. На сцене театра выступали Федор Шаляпин, Евгений Вахтангов, Леонид Собинов, Станиславский…
Напротив театра располагается пантеон, где изображены основатели города и который отражает вехи истории Евпатории: от Геродота, первым упомянувшим о Керкенитиде, до Екатерины ll, по указу которой город получил свое название. В центре пантеона находится герб Евпатории, над ним – вечный огонь в мраморной чаше, установленной в честь 2500-летнего юбилея. Огонь привезли на корабле из греческой церкви святого Дионисия, как символ связи Евпатории с Древней Элладой.
Также на площади стоит публичная библиотека имени А.С. Пушкина (ранее - им. Императора Александра II), в архивах которой хранятся раритетные книги, журналы, документы. Перед ее входом есть небольшой участок, сохранивший брусчатку столетней давности.
Скульптура Геракла – новый символ современного курорта
Самая знаменитая скульптура современной Евпатории была установлена ко дню 2500-летия города в 2003 году на берегу моря, в сквере имени М. В. Фрунзе. Автор - российский скульптор Алексей Шмаков. На постаменте выгравированы слова
Для подвигов - весь мир. Для отдыха – Евпатория
Согласно легенде, одним из первых «курортников» античной Керкинитиды был знаменитый мифический персонаж Геракл. Он отдыхал на землях Тавриды (Крыма), где его почитали, после бессмертных подвигов на просторах Средиземноморья. Да, и в нынешнее время Геракла считают покровителем Крымского полуострова.
И в заключении. В Евпатории любил отдыхать Владимир Маяковский. Его строки цитируют на стенах домов, на выставках, в СМИ… и даже в меню ресторана:
Очень жаль мне тех, которые
Не бывали в Евпатории
Москвич, отдыхающий не первый год в Евпатории, согласился с высказыванием поэта.
P.S. О городе, пляжах, лечебном озере, как добраться и почему в Евпатории хорошо отдыхать с детьми - здесь
Читайте также