Достопримечательности Евпатории

Здесь не только теплое море и хорошие пляжи, но и памятники разных народов, населявших Евпаторию на протяжении многих столетий. Недаром столь популярен у туристов экскурсионный маршрут - «Малый Иерусалим»

История города уходит «вглубь» веков – Евпатория в 2003 году отметила 2500- летие. Первое поселение организовали древние греки – Керкинитида, которое просуществовало с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. Сначала скифы, а потом орды гуннов периодически разрушали город. И тогда здесь гуляли только степные ветра. Во времена Крымского ханства вновь основали город, который татары называли Кезлев, турки Гезлеве, а русские Козлов. После присоединения Крыма к России, в 1784 году город «из-за неблагозвучности названия» переименовали в Евпаторию.



Караимская улица – атмосфера средневековья



На сравнительно небольшой пешеходной улице расположены достопримечательности и памятники культуры разных народов, населявших Евпаторию: караимские кенасы, турецкие бани, синагога, крепостные ворота, дома купцов… Если свернуть с многолюдной главной улицы, то ощущение, что машина времени отвезла тебя на столетие назад – только кошки молчаливо тебя оглядывают.
После реконструкции улица превратилась в популярное место прогулок и отдыха гостей и жителей Евпатории. В наше время здесь снимали фильм о Николае ll, эпизоды к фильмам "Марина" и "Плохой хороший человек". В курортный сезон летними вечерами на улице проходят выставки известных и местных художников, выступают артисты, проводят мастер-классы по гончарному мастерству и кузнечному делу. Желающих поучиться более чем достаточно.



Караимские кенасы – центр духовной жизни караимов Евпатории



Он построен в начале XVIII века, является памятником архитектуры. Храмовой комплекс компактен, уютен и тих, несмотря на множество посетителей.
Состоит из двух молитвенных домов (кенасы) — Большой и Малой, Мураша - здания религиозной школы, хозяйственного подворья, двориков. В Виноградном дворике находится старейшая в Крыму виноградная лоза. В Мраморном - в нишах и на плитах из белого итальянского мрамора выгравированы цитаты из Священного писания, история кераимов.
Если повезет, можно увидеть кусты цветущего граната — священного растения караимов (плод граната содержит ровно столько зерен, сколько заповедей в Торе).
Рядом со входом в храмовый комплекс находится кафе с национальной кухней. Меню из традиционных блюд и продуктов: чебуреки «Чир-чир», холодная буза (напиток из проса и пшеничной муки), янтыки (пирожки, похожие на чебуреки, но жарятся без масла), суп «Хамур-долма», жаркое из баранины «Койка нурма»... В курортный сезон весьма многолюдно.



Караимов в Крыму насчитывается менее 2000 человек, самая многочисленная диаспора живет в Евпатории. Они относятся к потомкам тюркских племен Хазарского Каганата. В 1783 г. после присоединения Крыма к России, их религию признали самостоятельной, так как богослужение у караимов ведется на древнееврейском языке, то есть на языке Библии. Здесь бывали российские императоры Александр I и Николай II, о чем свидетельствует колонна, уставленная в их честь.


Одун-базар-къапысы – соприкосновение с историей средневекового города



«Одун-базар къапусы» в переводе означает «ворота дровяного сарая». В Гезлеве за ними располагался одноименный базар — дровяной, а рядом был невольничий рынок.
Первые ворота построили в XV веке для защиты города от вражеских набегов. В 1663 году казаки их разрушили, позже восстановили и укрепили. Ворота уцелели в период русско-турецкие войны, их снесли при советской власти.
Ныне, из пяти средневековых ворот, Одун-базар къапусы - единственные, которые сумели восстановить на средства меценатов в 2003 году. Они построены на древнем фундаменте, но имеют меньший размер, чем оригинал, хотя по-прежнему выглядят внушительно.



Сейчас отсюда начинается экскурсия по Старому городу – по маршруту «Малый Иерусалим». Но и сами ворота – это удивительный комплекс, в котором можно уютно и хорошо отдохнуть либо в кафе на втором этаже, либо на летних верандах. И соприкоснуться с историей средневекового города: на третьем этаже башни оформлена выставка и огромный макет древнего Гезлёва в масштабе 200:1 с звуковым и световым оформлением. Музей летом работает допоздна.





Текие Дервишей - обитель суфийских монахов мусульман



Она – единственная в Крыму, которая сохранилась до наших дней почти без изменений. Обитель дервишей или Текие дервишей (ханака) включает три постройки: самой текие, мечети Шукурулла-эфенди и медресе. Текие представляет шестигранник с купольной крышей и метровыми стенами. По периметру когда-то располагались 19 келий - по количеству сур в Коране. Дверь каждой кельи выходила в главный зал, где происходили собрания дервишей с песнопением и танцами — ритуалом поклонения Аллаху, после которых они впадали в транс или экстаз
Обитель построили в XV веке выходцы турецкого города Конья, принадлежавших к братству Мевлана, основателями и последователями суфизма. Сам орден, относящийся к мистической группе «крутящихся дервишей», находится в центральной Турции, в городе Конья.
Дервиш в переводе с персидского дословно обозначает «нищий», но на востоке так называли скитальцев, кочующих в поисках истины. В действительности они не были нищими, часто владели достатком, причем довольно значительным.
«Жили они с подаяний, а подать дервишу это было богоугодное дело и почетный долг каждого мусульманина. Иногда сами верующие упрашивали дервиша принять подаяние и становились пред ним на колени с подаянием так, чтоб рука подающего была ниже руки дервиша»




Дервиши продавали магические амулеты, предсказывали будущее, толковали сны, врачевали, странствовали. Часто турецкие власти за вознаграждение нанимали дервишей для сбора информации о количестве населения, расположения улиц и оборонительных укреплений…
После присоединения Крыма к России, дервишей перестали пускать на полуостров, и постепенно обитель опустела, а в советское время её полностью закрыли. В 2000 году здания вернули религиозной общине, в медресе (школа) открыли музей. Сейчас обитель на реконструкции.

Маршрут «Малый Иерусалим»



Здесь с давних времен жили люди с разным вероисповеданием и разной культурой. Даже в нынешнее время в старой части Евпатории расположены храмы шести религий мира, поэтому популярный маршрут носит знаковое имя - «Малый Иерусалим». Практически на берегу моря, возвышаясь куполами вверх, стоит православный Собор святого Николая Чудотворца, напротив - мечеть Джума-Джами, неподалеку - синагога, монастырь дервишей, армянская церковь, молитвенный дом крымчаков, караимские кенасы. Маршрут «Малый Иерусалим» предлагают включить в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Свято-Николаевский собор воздвигнут в 1893 году в память освобождения Евпатории от турецких войск и их союзников во время Крымской войны 1853-1856 гг. Это один из крупных крымских соборов, он вмещает около 2000 верующих. Николай Чудотворец считается покровителем мореходцев и торговых людей. А Евпатория в то время была портовым городом. На фасаде храма можно увидеть три вида крестов — греческие, георгиевские, православные, что всем напоминает
о греческом наследии, доблести русских войск и принадлежности к православию




Мусульманская мечеть Джума-Джами была построена по проекту знаменитого архитектора Турции Синана Джума-Джами в 1552 году, во времена правления хана Девлет-Гирея. Её минареты устремляются ввысь на высоту свыше 25 метров. Здесь во времена правления Девлет хана, крымские ханы получали право на управление - «фирман».




Неподалеку стоит еврейская синагога «Егия-Капай», которую построили в 1912 году в форме базилики, а кладку скопировали с Иерусалимского храма. В 1930 году, в разгар атеистического движения, синагогу превратили в склад. Только в 2003-ом её вновь освятили и она начала новую духовную жизнь малочисленной иудейской общины Евпатории. Сейчас здесь проводят семинары, форумы, выставки, экскурсии для всех желающих, не зависимо от вероисповедания.

Дом Дувана - памятник архитектуры в стиле модерн



В старой части напротив православного храма стоит трехэтажное здание, которое построили в 1908 году. Дом принадлежал городскому голове Семену Эзровичу Дувану - "отцу Евпатории". Благодаря его усилиям и организаторским способностям, полузаброшенный провинциальный город превратился в популярный курорт. Православная церковь святого Илии, театр, публичная библиотека – неполный список объектов, построенных в годы его правления, которые сейчас считаются историческими достопримечательностями.
Кроме организаторских способностей, Дуван был еще человеком с предпринимательской жилкой. Купец первой гильдии. Крупный землевладелец. «Дом Дувана» стал одной из статей доходов городского головы: квартиры сдавались в аренду. Здание имело выгодное месторасположение (между морским портом и основным собором Евпатории), поэтому спрос на жилье был всегда. Для своей семьи городской глава построил одноэтажный флигель во дворе «Дома». (После революции С. Дуван эмигрировал во Францию).



Театральная площадь – центр Евпатории



В 1910 года в Евпатории открыли театр имени А.С. Пушкина, который и дал название площади. На сцене театра выступали Федор Шаляпин, Евгений Вахтангов, Леонид Собинов, Станиславский…



Напротив театра располагается пантеон, где изображены основатели города и который отражает вехи истории Евпатории: от Геродота, первым упомянувшим о Керкенитиде, до Екатерины ll, по указу которой город получил свое название. В центре пантеона находится герб Евпатории, над ним – вечный огонь в мраморной чаше, установленной в честь 2500-летнего юбилея. Огонь привезли на корабле из греческой церкви святого Дионисия, как символ связи Евпатории с Древней Элладой.
Также на площади стоит публичная библиотека имени А.С. Пушкина (ранее - им. Императора Александра II), в архивах которой хранятся раритетные книги, журналы, документы. Перед ее входом есть небольшой участок, сохранивший брусчатку столетней давности.

Скульптура Геракла – новый символ современного курорта



Самая знаменитая скульптура современной Евпатории была установлена ко дню 2500-летия города в 2003 году на берегу моря, в сквере имени М. В. Фрунзе. Автор - российский скульптор Алексей Шмаков. На постаменте выгравированы слова
Для подвигов - весь мир. Для отдыха – Евпатория


Согласно легенде, одним из первых «курортников» античной Керкинитиды был знаменитый мифический персонаж Геракл. Он отдыхал на землях Тавриды (Крыма), где его почитали, после бессмертных подвигов на просторах Средиземноморья. Да, и в нынешнее время Геракла считают покровителем Крымского полуострова.



И в заключении. В Евпатории любил отдыхать Владимир Маяковский. Его строки цитируют на стенах домов, на выставках, в СМИ… и даже в меню ресторана:
Очень жаль мне тех, которые
Не бывали в Евпатории


Москвич, отдыхающий не первый год в Евпатории, согласился с высказыванием поэта.



P.S. О городе, пляжах, лечебном озере, как добраться и почему в Евпатории хорошо отдыхать с детьми - здесь