Два колеса и Индонезия
Люблю проводить отпуск активно, так и почему бы не прокатиться на велосипеде по островам Индонезии.
Индонезия – это самое большое в мире островное государство. Для путешествия были выбраны Малые Зондские острова к востоку от Явы.
Новосибирск, Гонконг, Денпасар – так в три слова вместился многочасовой перелет на Бали с пересадкой в Гонконге. Нас четверо и у нас впереди настоящее приключение.
Начало нашего велосипедного маршрута находится на острове Флорес, куда мы добираемся местной авиакомпанией. При сдаче коробок с велосипедами в багаж умудряемся сторговаться по сумме за лишний вес. На внутренние перелеты другая норма багажа 20 кг., в то время, как наши коробки были упакованы по 23 кг. в соответствии с требованиями авиакомпании S7.
Итак, два часа в воздухе, и мы на острове Флорес в городе Маумере. Тут же около аэропорта собираем велосипеды. Приспосабливаемся к левостороннему движению и едем. Этот день и все последующие на всем протяжении всего нашего пути тысячи раз от взрослых и детей мы слышали одну и ту же фразу: «Хэллоу мистер».
Двигаемся в медленный подъем до наступления сумерек. В этот первый день нашего пути мы расположились ночевать в деревне в доме у местных жителей.
Наша следующая цель подъехать поближе к вулканическим озерам Кели Мату. Кели Мату это три озера в кратерах вулканов, озера знамениты тем, что периодически меняют цвет. Причем меняют кардинально, например с бирюзового на темно-синий или на молочно-белый. Объясняется это наличием различных минералов в воде. По пути обедаем в деревеньке и купаемся в море. Красивый совершенно безлюдный пляж с большими волнами.
Едем до темноты. Находим уютный отель и сразу же договариваемся по поводу экскурсии на озера. В четыре часа утра нас ждет машина. Так рано, потому что место славится своими потрясающими рассветами.
Ну что сказать, экскурсия на озера Кели Мату по праву претендует на звание «Разочарование похода». Это однозначно первое место в этой номинации, второе место мы присудим тоже, но немного попозже. Нет, там, наверное, очень красиво, и рассветы неземной красоты и разноцветные озера радуют глаз своей необычностью, но вот только, мы не увидели почти ничего по причине плотного тумана и мелко накрапывающего дождика.
Возвращаемся в отель, собираемся и двигаемся дальше. Дороги узкие, очень извилистые, с отличным асфальтом, транспорт в основном мопеды, трафик небольшой, поэтому ехать комфортно. По пути едим кокосы и бананы. Следующая остановка город Энде. Находим жилье, ужинаем, купаемся в море, традиционная экскурсия по магазинам и спать. Выезжаем мы обычно в шесть часов утра, чтобы успеть до сильной жары проскочить максимум пути.
Остров Флорес, единственный в Индонезии, где основная религия католицизм. А еще Флорес полностью оправдывает свое название – очень буйная тропическая растительность, я часто думала, что это идеальное место для съемок какого-нибудь Парка Юрского периода.
Город Баджава – это следующая наша точка на карте. Часто приходится ехать долго вверх. К концу дня я не чувствовала какой-то сильной физической усталости, понятие «валиться с ног от усталости» мне не знакомо. Вечером мы обычно мылись, переодевались и шли гулять по городу, ужинать и проникаться местным колоритом. Усталость была скорее какая-то моральная что ли. Трудно найти мотивацию целый день медленно ехать в гору на скорости 1/1 при окружающей температуре воздуха за 30 градусов. Я вообще поняла, что усталость превращает меня в злую ворчливую старуху. Надо как-то с этим бороться. Думаю, можно было бы взять с собой плеер и слушать какую-нибудь аудиокнигу, то есть занять мозг и не дать ему времени думать – а зачем собственно я уже восьмой час тащусь в эту гору.
Иногда мы пользовались общественным транспортом. Это было очень забавно. Каждый раз мы приезжали на автовокзал и упорно пытались там найти расписание автобусов и кассира и никогда не находили ни того, ни другого. Да что там автовокзалы, даже в портах, откуда мы переплывали на другие острова на пароме, нам ни разу не удалось найти расписания. Обычно это происходило так: на автовокзале начинаем спрашивать любого человека, как нам доехать туда-то. Тут же собирается небольшая толпа, все что-то говорят и машут руками, потом появляется автобус, потом с какими-то людьми договариваемся о цене, торгуемся, крепим велики и едем.
Город Рутенг, самый прохладный город на Флоресе, потому что находится на высоте более километра. Под проливным дождем доезжаем до города, не сразу, но находим отель, переодеваемся в сухое, находим еду – все, жизнь наладилась. Много ли нужно человеку для счастья – иногда сухой одежды и горячей еды достаточно. А еще в отеле есть WiFi, можно пообщаться с родными. С Рутенга едем вниз к морю. Добираемся до портового городка с красивым названием Лабуан Баджо. В этом городе у нас запланирована экскурсия к комодским варанам и на следующий день восьмичасовой заплыв на пароме до острова Сумбава.
Заселяемся в уютный и дешевый хостел и идем договариваться насчет экскурсии к варанам. Алгоритм тот же, что и на автовокзалах: спрашиваешь в порту кого-нибудь как организовать экскурсию, появляется человек, договариваемся о времени, о цене, отдаем залог и утром в назначенное время загружаемся в лодку. Плыть нам два часа до острова Ринча. Покупаем билеты, знакомимся с гидом и идем по парку. Гид говорит по-английски. Тут же около ресепшина прячутся в тени штук пять варанов.
Гид нам показывает, где вараны откладывают яйца, где малышей ловят, чтобы чипировать, рассказывает, как они первые годы прячутся на деревьях, ведет куда-то в гору и показывает красивую бухту. В общем все, что угодно, кроме самих варанов. Мужчины начинают нервничать: «Ви пэй мани, вэа вараны, ви вонт чу сии вараны»…Гид начинаем махать руками и объясняет, что остров большой, что очень жарко, что все вараны расползлись по всему острову и прячутся в тени, что мы можем обойти весь остров и не увидеть ни одного варана. Разочарованные мы возвращаемся к ресепшину, фотографируем варанов прикормленных, и грузимся в лодку. Итак, второе место в номинации «Разочарование похода» заслуженно достается экскурсии в Комодский национальный парк. Че-то как-то не задалось у нас с национальными парками. Третьего места не будет, но зато будут другие номинации.
Следующий день проводим на пароме и к вечеру мы на острове Сумбава.
Сумбава остров мусульманский, поэтому в пять часов утра мы просыпаемся под звуки молитвы, которая транслируется из мечетей через динамики на весь город. И еще петухи. Вообще чего много в Индонезии, так это мечетей и школ, и, да - петухов тоже. Школы практически на каждые пятьсот метров. Во всех школах разная форма. Дети учатся с семи утра, поэтому, когда мы утром выезжаем в путь, встречаем по дороге много детей.
Доезжаем до города Бима. Красивый большой город. Вообще все города, которые мы проезжали, очень зеленые, яркие и одноэтажные. Совсем немногие здания имеют два - три этажа. Несмотря на то, что тропические острова итак сами по себе красочные и сочные, жители еще красят свои дома в яркие краски. Дома, магазины, офисные здания и даже отделы полиции выглядят очень нарядно.
Вторую часть пути по Сумбаве решаем проделать на автобусе. Все, как и всегда, пустынный автовокзал, случайный человек, автобус, покупаем билет, который уже включает в себя переправу на пароме на остров Ломбок.
В этот же день мы прибываем на Ломбок, на пароме два часа от одного острова до другого.
На Ломбоке у нас запланировано восхождение на вулкан Ринджани. Высота вулкана 3726 метров и набирать высоту нужно с нуля, то есть от самого уровня моря. На высоту 600 метров заезжаем на велосипедах, там, в поселке в отеле встречаем русских, которые дают нам полезные рекомендации для восхождения. Хозяин отеля мистер Дин оказывает полный комплекс услуг по восхождению, включая гидов, носильщиков, снаряжение и трансфер от точки спуска до отеля. Вежливо отказываемся от всего, кроме трансфера, аргументируем тем, что мы крутые восходители, у нас большой опыт, GPS, и мы достаточно сильны, чтобы тащить снаряжение на себе, а снаряжение у нас свое.
Мистер Дин не навязчив. Договариваемся, что оставим в отеле велосипеды и часть вещей, пакуем с вечера рюкзаки и в шесть часов утра выдвигаемся на восхождение. Тропа идет по густому тропическому лесу, куда поначалу солнце не проникало, пока не поднялись выше. На привале появилась целая стая обезьян. Попытка угостить лесных обитателей печеньем была излишней – заодно обезьян чуть не утащил у нас пакетик с конфетами.
Часам к четырем выходим на кальдеру, это верхняя кромка кратера вулкана, откуда нам еще надо спуститься вниз к озеру в кратере, а это сбросить шестьсот метров высоты по крутой каменистой тропе. Итого за день мы набираем больше двух километров высоты, шестьсот метров сбрасываем, это двадцать пять километров по тропе, до темноты успеваем оказаться на берегу озера. Последние несколько километров я боролась со своей ворчливой старухой внутри тем аргументом, что внизу у озера меня ждут горячие источники, в которые я погружу свое уставшее тело. Не тут-то было. Горячие источники оказались настолько горячими, что даже ногу окунуть было проблематично. Отойдя чуть дальше, удалось найти заводь, где вода была чуть-чуть остывшая, и можно было погрузиться по шею, но не более чем на пять минут. Меню на все время восхождения у нас было сногсшибательное: лапша быстрого приготовления, чеснок, печенье и чай. После такого трудового дня легко уплели по две пачки лапши. Потом посмотрели на звездное небо, которое в горах особо звездное, поискали знакомые созвездия, и в восемь часов вечера улеглись спать. А потому что темнеет рано, а культурной программы на вечер у нас не было, поэтому в восемь вечера спать. Следующий день проводим, купаясь в горячих источниках и в вулканическом озере, в котором вода прохладная, поэтому кроме нас там никто больше не купался, ни местные, ни туристы. Ну а нам еще бы чан с молоком, чтобы как в Коньке-горбунке. Прямо в озере тоже вулкан, который к тому же дымился.
Утром сворачиваем лагерь, и идем через перевал Ринджани, по пути звоним мистеру Дину, и на выходе в деревню нас уже ждет машина. На саму вершину Ринджани мы не пошли. Почему? Да просто лень, все-таки мы на тропических островах, которые у большинства людей ассоциируются с обложкой шоколада «Баунти». Вот и нас ждала обложка «Баунти», а именно острова Гили.
Итак, острова Гили. Когда зимой, сидя в засыпанной снегом по самые крыши сибирской глуши, я увидела в интернете фотографию этих островов с высоты, я подумала, что это где-то в другой жизни. Три крошечных зеленых острова с песчаными кромками посреди синего океана. Едем до порта, откуда на наши острова отправляются лодки. Тридцать минут и мы на острове Гили Траванган. Траванган самый большой из трех островов, но и он всего-то два с половиной километра в длину и полтора в ширину. На острове запрещен любой вид транспорта кроме гужевых повозок и велосипедов. Поэтому мы отлично вписались в местный колорит.
Быстро находим отель. Причем разница в цене между отелем, который в двадцати метрах от кромки берега от того, который в двухстах метрах, существенна, если точнее, то тот, который дальше от моря почти в десять раз дешевле.
Идем исследовать остров. Вокруг абсолютная безмятежность. Кто-то в тени перебирает струны на гитаре в стиле регги. Кто-то потягивает кокос в бамбуковом бунгало на берегу, кто-то плавает с маской, исследую морскую живность, и вообще все так лениво и расслабленно. Едем на велосипедах по периметру острова. По пути смотрим закат, находим местный рынок с едой, куда стягиваются к вечеру уставшие от дневного отдыха, загорелые, говорящие на самых разных языках туристы. Вкусно едим, пьем Бинтанг. Бинтанг - это пиво, везде продается только эта марка пива и не стоит искать другое – другого просто нет. Только на Бали в супермаркетах можно найти некоторое разнообразие пива.
На утро заводим будильник на пять часов и идем на пляж встречать рассвет. Немного не повезло с облаками, но все равно было очень красиво. Потом весь день проводим на пляже, плавая с маской и ластами, изучая морскую флору и фауну. Множество рыбок и рыб нереальных расцветок, кораллы, черепахи, прозрачная вода – ну просто сказка. Итак, в номинации «Релакс похода» гран-при достается острову Гили Траванган.
Далее наш путь лежит обратно на остров Ломбок на лодке и на велосипедах километров сорок до порта Лембар откуда ходят паромы на Бали.
Дорога идет вдоль побережья, по пути проезжаем город Матарам. В Матараме посещаем достопримечательности отмеченные на GPS. Это были красивые храмы, но настоящая жемчужина нас ждала на выезде из города – огромный супермаркет. Он поглотил наше внимание часа на два. Вот нравилось нам почему-то разглядывать все эти бесконечные пакетики и баночки с загадочным непонятным содержимым, мы покупали кучу всего, часть потом могли выкинуть по причине несъедобности, но все равно шли в очередной супермаркет и зависали над витринами.
Итак, порт Лембар, очередной паром и через четыре часа мы на Бали. Следующим пунктом в нашей программе числится озеро Батур, расположенное в кратере одноименного вулкана. Озеро находится на высоте 1300 метров, а мы на уровне моря. Таким образом, день предстоит веселый, с непрерывным подъемом в сорок километров. На Батуре мы планировали найти храм Улун Дану, который можно увидеть на всех туристических открытках Бали, также храм изображен на пятидесятитысячной купюре индонезийских рупий, можно сказать, что Улун Дану это визитная карточка Бали.
Бали – остров совершенно отличный от трех предыдущих. Основная религия Бали балийский индуизм со всеми вытекающими последствия как то – архитектура, одежды, традиции, церемонии, ритуалы. Причудливые резные храмы из черного вулканического камня, повсюду корзиночки с жертвоприношениями, которые состоят из разноцветных лепестков цветов, листьев травы, горсти риса, ароматические свечи. Дома балийцев зачастую тоже похожи на храмы. Все очень необычно и красиво.
Тут стоит сказать, что остров Бали мало пригоден для велосипедного туризма по причине очень большого трафика машин на дорогах. К большому количеству мопедов добавляется не менее большое количество легковых машин и, что особенно прискорбно, машин грузовых.
Итак, долго ли коротко ли, но преодолев таки за день пятьдесят километров, из которых сорок вверх (моя ворчливая старуха, пожалуй, померла, не выдержав такого издевательства), оказываемся на смотровой площадке, где расположился небольшой рынок. Показываем местным купюру с изображением храма Улун Дану, машем в сторону озера и спрашиваем – ну и где? Индонезийки удивлено смотрят, и из их речи становится понятно, что наш заветный Улун Дану находится немного на другом озере, которое называется Братан. Чтобы попасть на Братан, нужно опять спуститься вниз к морю и потом опять подняться вверх примерно на такую же высоту и по другой дороге.
Итак, пришла пора учредить номинацию «Упс, ошибочка вышла» и единогласным голосованием присудить ее поездке на озеро Батур.
Но время к ночи, а на Батуре должны быть свои достопримечательности, поэтому спускаемся к озеру и устраиваемся на ночлег. Утром просыпаемся под звуки… да, петухов это понятно, а еще барабана и индуистского пения, горловые звуки которого уносят куда-то глубоко внутрь себя. Едем налегке исследовать озеро по периметру. Нашли горячие источники, очень красиво обустроенные и почему-то с полным отсутствием клиентов. Просто еще не сезон. На обратном пути нам попались источники попроще и в три раза дешевле, и остаемся там на весь остаток дня. Вечером ужинаем в кафе, где, пока нам готовят еду, мы читаем книгу гостей. Находим там и послания от соотечественников и пишем свое.
Следующий день просто праздник какой-то. За сорок минут поднимаемся на кальдеру Батура и оттуда целый день едем вниз к морю. По пути проезжаем город Убуд. Убуд считается культурным центром Бали, средоточием искусства и ремесел. На протяжении нескольких километров едем мимо бесчисленных лавок с картинами, статуэтками и самыми разными произведениями искусства.
По пути GPS привел нас к святым источникам. Очень красивое место. Попадаем на церемонию жертвоприношения. Много людей в белых одеждах, под звуки барабана несут на голове корзины с лепестками цветов, каким-то листиками, все это ставят в храме в одном месте. Все очень торжественно. Ну а мы раз приехали к святым источникам, значит надо окунуться, покупаем саронги, переодеваемся и встаем под струи освежающей прохладной воды.
К вечеру приезжаем в Санур. Санур это курортное место в двадцати километрах от аэропорта. За остаток времени на Бали успеваем посетить некоторые достопримечательности. Пляж Улувату, где обитают серферы, море рядом с отелем, где гигантские волны, Сафари-парк, где живут животные почти со всего света, ну и, конечно же, супермаркет.
Велопоход по островам Индонезии закончился. Покупаем подарки, запаковываем велосипеды и летим обратно тем же маршрутом: Денпасар, Гонконг, Новосибирск.
Некоторые моменты:
- Еда. Еда продается на улицах, более того, иногда еду нам накладывали руками. Ни разу не попалось что-то порченое, ни разу не было расстройства желудка или отравления, несмотря на то, что многие статьи о путешествиях по Индонезии нам это железно обещали. Может просто повезло. Может помогли волшебные баночки, которые продаются повсеместно с надписью Yakult. Искать нужно в холодильниках. Это чистые бактерии для пищеварения, кроме того очень вкусно. Поесть в кафе стоит двадцать – сорок тысяч индонезийских рупий.
- Вода. Пили всегда только из бутылок, на Ринджани из источников. Воду покупали в придорожных магазинчиках. В супермаркетах вода в 2, а то и 3 раза дешевле. Поэтому можно взять сразу пять литров и разлить по бутылкам. И почему мы так не делали?
- Язык. Надо учить английский. Практически везде можно было найти человека знающего английский.
- Жилье. Отель может быть с кондиционером или с вентилятором. С кондиционером конечно лучше, но иногда выбора не было. В номере отеля всегда будет туалет и возможность помыться, либо душ, либо ковш. Стоимость отелей, в которых останавливались мы от ста до двухсот тысяч индонезийских рупий за двухместный номер.
- Болезни. В Индонезии не опаснее, чем в России. Аптеки есть везде. Чтобы купить лекарство, нужно просто назвать или написать по-английски действующее вещество, так как торговые названия лекарств везде разные, а действующие вещества одни и те же.
- Безопасность на дороге. Острова, которые мы посетили, очень удобны и безопасны для велосипедистов. За все время путешествия мы не увидели ни одной аварии.
- Самая полезная вещь в походе лично для меня – беруши.
- Индонезийцы. В Индонезии не воруют, не обманывают, по крайней мере, мы ни разу с этим не столкнулись, и вообще общий уровень агрессии либо на нуле, либо в минусе. Кричать и ругаться там вообще не принято. Впрочем, если кто-то хочет найти проблем, то проблемы обязательно будут. Если вести себя разумно и адекватно, то все будет в порядке.
- Бюджет. За месяц путешествия по Индонезии можно вполне уложиться в восемьсот долларов, это включая стоимость внутреннего перелета.
Поездка получилось как яркий калейдоскоп: это и теплый океан, и горы, и вулканы, и кораллы, кокосы и бананы, рисовые террасы и пальмовые плантации, мы купались в огромных волнах и поднимались на вулканы, мы посмотрели хотя бы малую часть страны изнутри, с той стороны, с которой ее туристы обычно не видят. И сторона эта красочная и насыщенная.
Мы прожили яркую маленькую жизнь, и это было незабываемо.
Индонезия – это самое большое в мире островное государство. Для путешествия были выбраны Малые Зондские острова к востоку от Явы.
Новосибирск, Гонконг, Денпасар – так в три слова вместился многочасовой перелет на Бали с пересадкой в Гонконге. Нас четверо и у нас впереди настоящее приключение.
Начало нашего велосипедного маршрута находится на острове Флорес, куда мы добираемся местной авиакомпанией. При сдаче коробок с велосипедами в багаж умудряемся сторговаться по сумме за лишний вес. На внутренние перелеты другая норма багажа 20 кг., в то время, как наши коробки были упакованы по 23 кг. в соответствии с требованиями авиакомпании S7.
Итак, два часа в воздухе, и мы на острове Флорес в городе Маумере. Тут же около аэропорта собираем велосипеды. Приспосабливаемся к левостороннему движению и едем. Этот день и все последующие на всем протяжении всего нашего пути тысячи раз от взрослых и детей мы слышали одну и ту же фразу: «Хэллоу мистер».
Двигаемся в медленный подъем до наступления сумерек. В этот первый день нашего пути мы расположились ночевать в деревне в доме у местных жителей.
Наша следующая цель подъехать поближе к вулканическим озерам Кели Мату. Кели Мату это три озера в кратерах вулканов, озера знамениты тем, что периодически меняют цвет. Причем меняют кардинально, например с бирюзового на темно-синий или на молочно-белый. Объясняется это наличием различных минералов в воде. По пути обедаем в деревеньке и купаемся в море. Красивый совершенно безлюдный пляж с большими волнами.
Едем до темноты. Находим уютный отель и сразу же договариваемся по поводу экскурсии на озера. В четыре часа утра нас ждет машина. Так рано, потому что место славится своими потрясающими рассветами.
Ну что сказать, экскурсия на озера Кели Мату по праву претендует на звание «Разочарование похода». Это однозначно первое место в этой номинации, второе место мы присудим тоже, но немного попозже. Нет, там, наверное, очень красиво, и рассветы неземной красоты и разноцветные озера радуют глаз своей необычностью, но вот только, мы не увидели почти ничего по причине плотного тумана и мелко накрапывающего дождика.
Возвращаемся в отель, собираемся и двигаемся дальше. Дороги узкие, очень извилистые, с отличным асфальтом, транспорт в основном мопеды, трафик небольшой, поэтому ехать комфортно. По пути едим кокосы и бананы. Следующая остановка город Энде. Находим жилье, ужинаем, купаемся в море, традиционная экскурсия по магазинам и спать. Выезжаем мы обычно в шесть часов утра, чтобы успеть до сильной жары проскочить максимум пути.
Остров Флорес, единственный в Индонезии, где основная религия католицизм. А еще Флорес полностью оправдывает свое название – очень буйная тропическая растительность, я часто думала, что это идеальное место для съемок какого-нибудь Парка Юрского периода.
Город Баджава – это следующая наша точка на карте. Часто приходится ехать долго вверх. К концу дня я не чувствовала какой-то сильной физической усталости, понятие «валиться с ног от усталости» мне не знакомо. Вечером мы обычно мылись, переодевались и шли гулять по городу, ужинать и проникаться местным колоритом. Усталость была скорее какая-то моральная что ли. Трудно найти мотивацию целый день медленно ехать в гору на скорости 1/1 при окружающей температуре воздуха за 30 градусов. Я вообще поняла, что усталость превращает меня в злую ворчливую старуху. Надо как-то с этим бороться. Думаю, можно было бы взять с собой плеер и слушать какую-нибудь аудиокнигу, то есть занять мозг и не дать ему времени думать – а зачем собственно я уже восьмой час тащусь в эту гору.
Иногда мы пользовались общественным транспортом. Это было очень забавно. Каждый раз мы приезжали на автовокзал и упорно пытались там найти расписание автобусов и кассира и никогда не находили ни того, ни другого. Да что там автовокзалы, даже в портах, откуда мы переплывали на другие острова на пароме, нам ни разу не удалось найти расписания. Обычно это происходило так: на автовокзале начинаем спрашивать любого человека, как нам доехать туда-то. Тут же собирается небольшая толпа, все что-то говорят и машут руками, потом появляется автобус, потом с какими-то людьми договариваемся о цене, торгуемся, крепим велики и едем.
Город Рутенг, самый прохладный город на Флоресе, потому что находится на высоте более километра. Под проливным дождем доезжаем до города, не сразу, но находим отель, переодеваемся в сухое, находим еду – все, жизнь наладилась. Много ли нужно человеку для счастья – иногда сухой одежды и горячей еды достаточно. А еще в отеле есть WiFi, можно пообщаться с родными. С Рутенга едем вниз к морю. Добираемся до портового городка с красивым названием Лабуан Баджо. В этом городе у нас запланирована экскурсия к комодским варанам и на следующий день восьмичасовой заплыв на пароме до острова Сумбава.
Заселяемся в уютный и дешевый хостел и идем договариваться насчет экскурсии к варанам. Алгоритм тот же, что и на автовокзалах: спрашиваешь в порту кого-нибудь как организовать экскурсию, появляется человек, договариваемся о времени, о цене, отдаем залог и утром в назначенное время загружаемся в лодку. Плыть нам два часа до острова Ринча. Покупаем билеты, знакомимся с гидом и идем по парку. Гид говорит по-английски. Тут же около ресепшина прячутся в тени штук пять варанов.
Гид нам показывает, где вараны откладывают яйца, где малышей ловят, чтобы чипировать, рассказывает, как они первые годы прячутся на деревьях, ведет куда-то в гору и показывает красивую бухту. В общем все, что угодно, кроме самих варанов. Мужчины начинают нервничать: «Ви пэй мани, вэа вараны, ви вонт чу сии вараны»…Гид начинаем махать руками и объясняет, что остров большой, что очень жарко, что все вараны расползлись по всему острову и прячутся в тени, что мы можем обойти весь остров и не увидеть ни одного варана. Разочарованные мы возвращаемся к ресепшину, фотографируем варанов прикормленных, и грузимся в лодку. Итак, второе место в номинации «Разочарование похода» заслуженно достается экскурсии в Комодский национальный парк. Че-то как-то не задалось у нас с национальными парками. Третьего места не будет, но зато будут другие номинации.
Следующий день проводим на пароме и к вечеру мы на острове Сумбава.
Сумбава остров мусульманский, поэтому в пять часов утра мы просыпаемся под звуки молитвы, которая транслируется из мечетей через динамики на весь город. И еще петухи. Вообще чего много в Индонезии, так это мечетей и школ, и, да - петухов тоже. Школы практически на каждые пятьсот метров. Во всех школах разная форма. Дети учатся с семи утра, поэтому, когда мы утром выезжаем в путь, встречаем по дороге много детей.
Доезжаем до города Бима. Красивый большой город. Вообще все города, которые мы проезжали, очень зеленые, яркие и одноэтажные. Совсем немногие здания имеют два - три этажа. Несмотря на то, что тропические острова итак сами по себе красочные и сочные, жители еще красят свои дома в яркие краски. Дома, магазины, офисные здания и даже отделы полиции выглядят очень нарядно.
Вторую часть пути по Сумбаве решаем проделать на автобусе. Все, как и всегда, пустынный автовокзал, случайный человек, автобус, покупаем билет, который уже включает в себя переправу на пароме на остров Ломбок.
В этот же день мы прибываем на Ломбок, на пароме два часа от одного острова до другого.
На Ломбоке у нас запланировано восхождение на вулкан Ринджани. Высота вулкана 3726 метров и набирать высоту нужно с нуля, то есть от самого уровня моря. На высоту 600 метров заезжаем на велосипедах, там, в поселке в отеле встречаем русских, которые дают нам полезные рекомендации для восхождения. Хозяин отеля мистер Дин оказывает полный комплекс услуг по восхождению, включая гидов, носильщиков, снаряжение и трансфер от точки спуска до отеля. Вежливо отказываемся от всего, кроме трансфера, аргументируем тем, что мы крутые восходители, у нас большой опыт, GPS, и мы достаточно сильны, чтобы тащить снаряжение на себе, а снаряжение у нас свое.
Мистер Дин не навязчив. Договариваемся, что оставим в отеле велосипеды и часть вещей, пакуем с вечера рюкзаки и в шесть часов утра выдвигаемся на восхождение. Тропа идет по густому тропическому лесу, куда поначалу солнце не проникало, пока не поднялись выше. На привале появилась целая стая обезьян. Попытка угостить лесных обитателей печеньем была излишней – заодно обезьян чуть не утащил у нас пакетик с конфетами.
Часам к четырем выходим на кальдеру, это верхняя кромка кратера вулкана, откуда нам еще надо спуститься вниз к озеру в кратере, а это сбросить шестьсот метров высоты по крутой каменистой тропе. Итого за день мы набираем больше двух километров высоты, шестьсот метров сбрасываем, это двадцать пять километров по тропе, до темноты успеваем оказаться на берегу озера. Последние несколько километров я боролась со своей ворчливой старухой внутри тем аргументом, что внизу у озера меня ждут горячие источники, в которые я погружу свое уставшее тело. Не тут-то было. Горячие источники оказались настолько горячими, что даже ногу окунуть было проблематично. Отойдя чуть дальше, удалось найти заводь, где вода была чуть-чуть остывшая, и можно было погрузиться по шею, но не более чем на пять минут. Меню на все время восхождения у нас было сногсшибательное: лапша быстрого приготовления, чеснок, печенье и чай. После такого трудового дня легко уплели по две пачки лапши. Потом посмотрели на звездное небо, которое в горах особо звездное, поискали знакомые созвездия, и в восемь часов вечера улеглись спать. А потому что темнеет рано, а культурной программы на вечер у нас не было, поэтому в восемь вечера спать. Следующий день проводим, купаясь в горячих источниках и в вулканическом озере, в котором вода прохладная, поэтому кроме нас там никто больше не купался, ни местные, ни туристы. Ну а нам еще бы чан с молоком, чтобы как в Коньке-горбунке. Прямо в озере тоже вулкан, который к тому же дымился.
Утром сворачиваем лагерь, и идем через перевал Ринджани, по пути звоним мистеру Дину, и на выходе в деревню нас уже ждет машина. На саму вершину Ринджани мы не пошли. Почему? Да просто лень, все-таки мы на тропических островах, которые у большинства людей ассоциируются с обложкой шоколада «Баунти». Вот и нас ждала обложка «Баунти», а именно острова Гили.
Итак, острова Гили. Когда зимой, сидя в засыпанной снегом по самые крыши сибирской глуши, я увидела в интернете фотографию этих островов с высоты, я подумала, что это где-то в другой жизни. Три крошечных зеленых острова с песчаными кромками посреди синего океана. Едем до порта, откуда на наши острова отправляются лодки. Тридцать минут и мы на острове Гили Траванган. Траванган самый большой из трех островов, но и он всего-то два с половиной километра в длину и полтора в ширину. На острове запрещен любой вид транспорта кроме гужевых повозок и велосипедов. Поэтому мы отлично вписались в местный колорит.
Быстро находим отель. Причем разница в цене между отелем, который в двадцати метрах от кромки берега от того, который в двухстах метрах, существенна, если точнее, то тот, который дальше от моря почти в десять раз дешевле.
Идем исследовать остров. Вокруг абсолютная безмятежность. Кто-то в тени перебирает струны на гитаре в стиле регги. Кто-то потягивает кокос в бамбуковом бунгало на берегу, кто-то плавает с маской, исследую морскую живность, и вообще все так лениво и расслабленно. Едем на велосипедах по периметру острова. По пути смотрим закат, находим местный рынок с едой, куда стягиваются к вечеру уставшие от дневного отдыха, загорелые, говорящие на самых разных языках туристы. Вкусно едим, пьем Бинтанг. Бинтанг - это пиво, везде продается только эта марка пива и не стоит искать другое – другого просто нет. Только на Бали в супермаркетах можно найти некоторое разнообразие пива.
На утро заводим будильник на пять часов и идем на пляж встречать рассвет. Немного не повезло с облаками, но все равно было очень красиво. Потом весь день проводим на пляже, плавая с маской и ластами, изучая морскую флору и фауну. Множество рыбок и рыб нереальных расцветок, кораллы, черепахи, прозрачная вода – ну просто сказка. Итак, в номинации «Релакс похода» гран-при достается острову Гили Траванган.
Далее наш путь лежит обратно на остров Ломбок на лодке и на велосипедах километров сорок до порта Лембар откуда ходят паромы на Бали.
Дорога идет вдоль побережья, по пути проезжаем город Матарам. В Матараме посещаем достопримечательности отмеченные на GPS. Это были красивые храмы, но настоящая жемчужина нас ждала на выезде из города – огромный супермаркет. Он поглотил наше внимание часа на два. Вот нравилось нам почему-то разглядывать все эти бесконечные пакетики и баночки с загадочным непонятным содержимым, мы покупали кучу всего, часть потом могли выкинуть по причине несъедобности, но все равно шли в очередной супермаркет и зависали над витринами.
Итак, порт Лембар, очередной паром и через четыре часа мы на Бали. Следующим пунктом в нашей программе числится озеро Батур, расположенное в кратере одноименного вулкана. Озеро находится на высоте 1300 метров, а мы на уровне моря. Таким образом, день предстоит веселый, с непрерывным подъемом в сорок километров. На Батуре мы планировали найти храм Улун Дану, который можно увидеть на всех туристических открытках Бали, также храм изображен на пятидесятитысячной купюре индонезийских рупий, можно сказать, что Улун Дану это визитная карточка Бали.
Бали – остров совершенно отличный от трех предыдущих. Основная религия Бали балийский индуизм со всеми вытекающими последствия как то – архитектура, одежды, традиции, церемонии, ритуалы. Причудливые резные храмы из черного вулканического камня, повсюду корзиночки с жертвоприношениями, которые состоят из разноцветных лепестков цветов, листьев травы, горсти риса, ароматические свечи. Дома балийцев зачастую тоже похожи на храмы. Все очень необычно и красиво.
Тут стоит сказать, что остров Бали мало пригоден для велосипедного туризма по причине очень большого трафика машин на дорогах. К большому количеству мопедов добавляется не менее большое количество легковых машин и, что особенно прискорбно, машин грузовых.
Итак, долго ли коротко ли, но преодолев таки за день пятьдесят километров, из которых сорок вверх (моя ворчливая старуха, пожалуй, померла, не выдержав такого издевательства), оказываемся на смотровой площадке, где расположился небольшой рынок. Показываем местным купюру с изображением храма Улун Дану, машем в сторону озера и спрашиваем – ну и где? Индонезийки удивлено смотрят, и из их речи становится понятно, что наш заветный Улун Дану находится немного на другом озере, которое называется Братан. Чтобы попасть на Братан, нужно опять спуститься вниз к морю и потом опять подняться вверх примерно на такую же высоту и по другой дороге.
Итак, пришла пора учредить номинацию «Упс, ошибочка вышла» и единогласным голосованием присудить ее поездке на озеро Батур.
Но время к ночи, а на Батуре должны быть свои достопримечательности, поэтому спускаемся к озеру и устраиваемся на ночлег. Утром просыпаемся под звуки… да, петухов это понятно, а еще барабана и индуистского пения, горловые звуки которого уносят куда-то глубоко внутрь себя. Едем налегке исследовать озеро по периметру. Нашли горячие источники, очень красиво обустроенные и почему-то с полным отсутствием клиентов. Просто еще не сезон. На обратном пути нам попались источники попроще и в три раза дешевле, и остаемся там на весь остаток дня. Вечером ужинаем в кафе, где, пока нам готовят еду, мы читаем книгу гостей. Находим там и послания от соотечественников и пишем свое.
Следующий день просто праздник какой-то. За сорок минут поднимаемся на кальдеру Батура и оттуда целый день едем вниз к морю. По пути проезжаем город Убуд. Убуд считается культурным центром Бали, средоточием искусства и ремесел. На протяжении нескольких километров едем мимо бесчисленных лавок с картинами, статуэтками и самыми разными произведениями искусства.
По пути GPS привел нас к святым источникам. Очень красивое место. Попадаем на церемонию жертвоприношения. Много людей в белых одеждах, под звуки барабана несут на голове корзины с лепестками цветов, каким-то листиками, все это ставят в храме в одном месте. Все очень торжественно. Ну а мы раз приехали к святым источникам, значит надо окунуться, покупаем саронги, переодеваемся и встаем под струи освежающей прохладной воды.
К вечеру приезжаем в Санур. Санур это курортное место в двадцати километрах от аэропорта. За остаток времени на Бали успеваем посетить некоторые достопримечательности. Пляж Улувату, где обитают серферы, море рядом с отелем, где гигантские волны, Сафари-парк, где живут животные почти со всего света, ну и, конечно же, супермаркет.
Велопоход по островам Индонезии закончился. Покупаем подарки, запаковываем велосипеды и летим обратно тем же маршрутом: Денпасар, Гонконг, Новосибирск.
Некоторые моменты:
- Еда. Еда продается на улицах, более того, иногда еду нам накладывали руками. Ни разу не попалось что-то порченое, ни разу не было расстройства желудка или отравления, несмотря на то, что многие статьи о путешествиях по Индонезии нам это железно обещали. Может просто повезло. Может помогли волшебные баночки, которые продаются повсеместно с надписью Yakult. Искать нужно в холодильниках. Это чистые бактерии для пищеварения, кроме того очень вкусно. Поесть в кафе стоит двадцать – сорок тысяч индонезийских рупий.
- Вода. Пили всегда только из бутылок, на Ринджани из источников. Воду покупали в придорожных магазинчиках. В супермаркетах вода в 2, а то и 3 раза дешевле. Поэтому можно взять сразу пять литров и разлить по бутылкам. И почему мы так не делали?
- Язык. Надо учить английский. Практически везде можно было найти человека знающего английский.
- Жилье. Отель может быть с кондиционером или с вентилятором. С кондиционером конечно лучше, но иногда выбора не было. В номере отеля всегда будет туалет и возможность помыться, либо душ, либо ковш. Стоимость отелей, в которых останавливались мы от ста до двухсот тысяч индонезийских рупий за двухместный номер.
- Болезни. В Индонезии не опаснее, чем в России. Аптеки есть везде. Чтобы купить лекарство, нужно просто назвать или написать по-английски действующее вещество, так как торговые названия лекарств везде разные, а действующие вещества одни и те же.
- Безопасность на дороге. Острова, которые мы посетили, очень удобны и безопасны для велосипедистов. За все время путешествия мы не увидели ни одной аварии.
- Самая полезная вещь в походе лично для меня – беруши.
- Индонезийцы. В Индонезии не воруют, не обманывают, по крайней мере, мы ни разу с этим не столкнулись, и вообще общий уровень агрессии либо на нуле, либо в минусе. Кричать и ругаться там вообще не принято. Впрочем, если кто-то хочет найти проблем, то проблемы обязательно будут. Если вести себя разумно и адекватно, то все будет в порядке.
- Бюджет. За месяц путешествия по Индонезии можно вполне уложиться в восемьсот долларов, это включая стоимость внутреннего перелета.
Поездка получилось как яркий калейдоскоп: это и теплый океан, и горы, и вулканы, и кораллы, кокосы и бананы, рисовые террасы и пальмовые плантации, мы купались в огромных волнах и поднимались на вулканы, мы посмотрели хотя бы малую часть страны изнутри, с той стороны, с которой ее туристы обычно не видят. И сторона эта красочная и насыщенная.
Мы прожили яркую маленькую жизнь, и это было незабываемо.
Читайте также
19 января 2025
587
18 января 2025
423