Озеро Эльтон — российское Мертвое море

Фантастические пейзажи одного из самых удивительных мест России

Интересно, есть ли люди, которые ни разу не слышали и вообще ничего не знают о Мертвом море? Кажется, что в наше время это совершенно невозможно, ибо соли, грязи и прочие мертвоморские полезности стоят нынче на всех прилавках наших магазинов.

А кто знает, что в России существует свое Мертвое море? Многие ли из тех, кто за немалые деньги летят на курорты Израиля, в курсе, что в Волгоградской области есть озеро Эльтон, в котором концентрация солей почти вдвое выше, чем в Мертвом море, и которое еще с начала прошлого века считалось весьма престижным и дорогостоящим курортом? 

Историки говорят, что про целебные свойства эльтонской грязи люди знали с давних времен. Кочевые народы лечили здесь заболевших самым примитивным способом, который применяется и до сих пор. Недалеко от берега выкапывалась небольшая яма, в которую опускали болезного и полностью обмазывали озерной грязью, а через час-два эту грязь смывали рапой (перенасыщенным солевым раствором, заменяющим в озере воду). После нескольких подобных процедур многие болезни отступали.

С начала ХХ века сюда на отдых и оздоровление приезжала русская аристократия, включая представителей царской фамилии. К сожалению, сегодня о царских купальнях нам напоминают только разъеденные солью деревянные столбики.

Недалеко от озера есть Сморогдинский минеральный источник, вода которого по составу близка к знаменитым «Ессентукам 17».

Известный врач, основатель отечественной гинекологии Владимир Снегирев писал об Эльтоне: «Таких блестящих результатов от лечения целебными источниками, как в Эльтоне, я не встречал ни в России, ни на Кавказе, ни за границей».

Соленое озеро Эльтон — одно из самых удивительных мест России, в которых нам удалось побывать. Самое первое и самое запоминающееся необычное ощущение — хрустящая под ногами соль. Кажется, что идешь по снегу на морозе.

Соль здесь повсюду. Ее так много, что в какой-то момент теряешь себя в этом соленом мире, а днем на ярком солнце глаза очень быстро начинают просить пощады — и тут уже без темных очков не обойтись.

Кристаллики природной соли похожи на маленькие кубики. Местные жители их собирают, размалывают и используют вместо той соли, что продается в магазинах. Говорят, что эта — намного полезнее.

Выпарившаяся соль оседает на растениях, словно иней в зимний день.

А на поверхности озера образуются марсианские узоры.

Ближе к закату мы немного отъехали от поселка вдоль берега, а потому в болотных сапогах прошли через жидкую засасывающую грязь (лечебную, между прочим, но идти по ней — удовольствие не самое большое), преодолели полосу гигантских, намного выше нашего роста, камышей и вышли на другую планету.

Вместо земли под ногами была «рыбья чешуя» из соли — местами она проваливалась, и тогда нога утопала в жидкой грязи.

Воды в озере нет, вместо нее оно заполнено солевым раствором — рапой, которую ветер гоняет от берега к берегу. Слой рапы очень тонкий, в самом глубоком месте он не превышает метра, в основном же это 10–20 см рассола.

Таким становится озеро, когда ветер угоняет рапу. По весне корка соли еще тонкая и ломается под ногами, а летом она становится твердой, как асфальт, и по ней уже можно ехать на машине.

Но, конечно же, наиболее интересно смотреть на озеро, когда оно покрыто рапой и нет ветра. Тогда поверхность Эльтона превращается в одно большое зеркало, в котором отражаются плывущие облака. Если долго смотреть на эту картину, то ощущение реальности происходящего куда-то уходит и ты перестаешь понимать, где заканчивается небо и начинается вода.

Самые красивые картины на Эльтоне показывают вечером.

Закатное солнце заливает озеро своими лучами, оправдывая монгольское происхождение названия озера — Алтын-Нор, «золотое дно».

Никогда не уходите с озера сразу после заката. Стоит немного подождать, и природа обязательно вознаградит вас за терпение. Как только солнце спрячется за горизонтом, ветер затихнет и все вокруг зальется нежными акварельными красками.

А после заката из рапы выходят они...

Соль... белая соль вокруг... весь мир из соли... и даже воздух тут горьковато-соленый на вкус... Эльтон...

А еще в эльтонском воздухе, как в дорогом парфюме, можно различить нотки полыни и степного ветра. Он наполнен разговорами птиц и шепотом ковыля, дневной жарой и ночной прохладой. Его хочется собрать в баночку и привезти домой, чтобы потом зимой вдыхать все эти запахи и снова очутиться в жарком эльтонском лете.

Весна — это самое красивое время в жизни степи. Наступит жаркое лето, и приэльтонская степь выгорит под палящим солнцем. Нам повезло, мы смогли поймать тот момент, когда степь просыпалась от зимней спячки. Мы увидели, как буквально за пару-тройку дней сухая и, казалось бы, безжизненная земля покрылась яркими пятнами диких тюльпанов.

А вы знали, что вот это тоже тюльпан? Вот эти малютки, похожие на крошечные желтые звездочки, — тюльпаны Бибирштейна, или скифские тюльпаны. Зацветают они самыми первыми, образуя яркие желтые островки среди прошлогодней травы.

А это уже более привычные нам тюльпаны — тюльпаны Шренка (они же тюльпаны Геснера), занесенные в Красную книгу со статусом «уязвимый вид». Популяция его, к сожалению, сокращается.

Кстати, озеро Эльтон и степь рядом относятся к природному парку «Эльтонский», а это значит, что рвать какие-либо растения в степи запрещено!

Приэльтонье — это не только фантастические пейзажи, рассветы, закаты и цветущая весной степь. Эльтонские степи — это еще змеи. К счастью, в этих краях чаще встречаются змеи неядовитые, которые не столько принесут какой-то вред, сколько просто могут напугать.

Наиболее распространен в степи узорчатый полоз. Нам встретилась, судя по размерам, змея совсем юная, а потому людей она не испугалась.

Узорчатые полозы — змеи неядовитые, принадлежат к отряду ужеобразных. Размер взрослого полоза достигает 1,5–2 м. Полозы — хищники, питаются мелкими млекопитающими, птицами, рыбой, насекомыми, а также более мелкими своими собратьями. Правда, и сами полозы служат живым кормом для степных орлов или филинов. Для человека полоз совершено неопасен, их зачастую держат дома в террариумах (тем не менее не нужно пытаться поймать полоза в природе — дикое животное должно жить на воле).

Встреча со степной гадюкой была менее приятной, но, к счастью, обошлась без жертв. «Нашу» гадюку мы увидели на второй день поездки, когда решили спуститься с дамбы к озеру и чуть было не наступили на змею. С этого момента основной обувью для прогулок вдоль озера у нас стали высокие ботинки или сапоги.

Несмотря на то что яд гадюки не считается для человека смертельным, мы решили не испытывать судьбу, тем более у нашей внезапной находки настроение было не самое хорошее. Сделали несколько кадров и быстро ушли в сторону, пока змея не разозлилась.

— Ты суслика видишь?
— Нет.
— И я нет. А он есть! (с)

Для того чтобы поездка на Эльтон считалась выполненной, нам недоставало самой малости — встретить сусликов. И вот мы отправились на фотоохоту за этими гениями маскировки.

Сначала нужно найти жилую сусличью нору. Если идти по степи и внимательно смотреть под ноги, то видно, что вся земля продырявлена словно сыр, но большинство норок по разным причинам уже нежилые. Отличить обитаемую нору от заброшенной можно по кучке свежевырытой земли и... какашкам. Да-да, суслики — большие чистюли, в своем доме не гадят.

Своего суслика, вернее, удирающую сусличью попу мы увидели из машины. Решение приняли быстро: затаиваемся и ждем, пока зверек снова высунется из норки. Чтобы простимулировать процесс и скорость вылезания, на небольшом расстоянии от «дверей» насыпали горстку семечек и парочку раздавили в надежде на то, что аромат свежей семечки окажется сильнее страха. Минут через десять из норы показался сусл — вернее, передняя треть зверька. Показалась и замерла. Вместе с ним замерли и мы.

Поняв, что опасности нет, а голод не тетка, суслик вылез из норы почти весь и дотянулся до ближних семечек. Мы очень надеялись, что он (или она?) прогуляется по всей семечковой дорожке. Однако то ли зверь был слишком осторожным, то ли быстро наелся, но, как только лапки перестали дотягиваться до угощения, суслик поспешил нырнуть в свою уютную норку.

Надеюсь, что наш рассказ о планете Эльтон вам понравился и вы захотите приехать и своими глазами увидеть красоту и необычность этих мест.

Еще несколько лет назад поселок и озеро входили в 15-километровую погранзону, и для того, чтобы сюда приехать, нужно было получать специальное разрешение. Сейчас погранзону сократили до 5 км, и в поселок можно приехать совершенно спокойно, не оформляя никаких дополнительных бумаг. Правда, на въезде пограничники иногда устраивают проверку документов — гражданам России достаточно просто предъявить паспорт.

Возможно, когда-нибудь Эльтон станет российским Мертвым морем и сюда потекут реки отдыхающих, а пока здесь можно за очень адекватные деньги поправить здоровье или просто подышать соленым воздухом и полюбоваться практически инопланетными пейзажами.

Озеро Эльтон