Гамельн - город Крысолова
В этом городе никто (почти) из вас не был, но каждый (почти) из вас о нём знает. :)
"Виновата" в этом легенда и.... американский мультфильм.
Я был а Hameln'e - (Х)Гамельне неоднократно и даже (это обстоятельство вас точно не удивит :D ) о нём написал.
Город настолько интересен, что как минимум имеет смысл знать как он выглядит. :roll:
Кроме того он расположен не так далеко от круизных портов,
и......
Ну, сами понимаете. :D
===========================================
И вот что ещё:
я в своём материале использую достаточно много информации собранной и обобщённой другими.
При этом я КОНЕЧНО даю ссылки на первоисточники.
Бассейн реки Weser
Даю я и ссылки на Википедию (Гёте, Браунинг, Цветаева, охота на ведьм...), просто потому что так "устроены" мои мозги.
По ссылкам можно переходить при желании.
"Стар и давен город Гамельн,
Словом скромен, делом строг,
Верен в малом, верен в главном:
Гаммельн - славный городок!"
М.Цветаева (Крысолов)
ПОЭМА ПОЛНОСТЬЮ
Сначала посмотрите
[media]http://www.youtube.com/watch?v=tLWW8aCj8YY&feature=player_embedded[/media]
фильм Уолта Диснея
и вы сразу поймёте что про (X)Гамельн уже знаете.
В Нижней Саксонии на берегу реки Везер расположился городок (X)Гамельн.
Золотая крыса на мосту через Везер
Это примерно в 50 км от Ганновера (Hannover)
Сейчас это тихое и безмятежное место, но в далёком прошлом здесь происходили события, в последствии не дававшие покоя нескольким поколениям писателей и художников.
Именно Гамельн стал местом рождения одной из средневековых легенд о Крысолове, якобы погубившем множество детей.
Легенда эта была настолько популярна, что её сюжет вдохновил таких мастеров художественного слова, как
Генрих Гейне ,
Проспер Мериме
Роберт Браунинг,
Валерий Брюсов,
Марина Цветаева
Даже великий Гёте
посвятил Гамельнскому Крысолову большую балладу.
О чём же гласит легенда?
В эпоху Средневековья в Саксонии сложилось предание о том как Гамельн стал объектом нападения полчищ прожорливых крыс.
Местный магистрат не знал как ему с этим справится.
Жители города паниковали.
Но помощь неожиданно пришла.
Некий флейтист выманил крыс, увел их из города, заворожив волшебной музыкой, и заставил исчезнуть в водах реки Везер.
Город вздохнул с облегчением.
Но этим всё не закончилась. Жадные магистры отказались заплатить флейтисту.
Флейтист разгневался и уходя из города вновь заиграл на своей волшебной флейте.
Однако теперь вслед за ним пошли уже не крысы, а дети неблагодарных горожан.
Больше детей никто никогда не видел.
Это легенда.
Но они, как известно, не рождаются на пустом месте.
Версий о том, что же произошло в тихом немецком городке множество.
В ряде средневековых документов обнаруживаются подтверждения того, что миф о Крысолове, скорее всего, реальное историческое событие.
Например городская летопись Гамельна содержит следующую запись: «В 1284 году, в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коплен, близ Кальварии, где они и пропали».
Из этого, похоже, следует что дети из города действительно пропали.
Но неужели их увёл за собой некий волшебный Крысолов, играющий на флейте?
Средневековье славится своей приверженностью к мистике и волшебству.
Многое, если не всё, средневековые люди объясняли Божьим промыслом или дьявольскими кознями.
Все знают про знаменитую « охоту на ведьм », устроенную инквизицией.
Ведьмой или колдуном объявлялся любой, кто обладал каким-либо знанием, казалось, недоступным обычному человеку.
Охота на ведьм
Это были и простые гадалки, знахари и даже учёные.
Многие из них сгорели на костре инквизиции, обвинённые в связи с сатаной. Именно средневековый мистицизм и дал жизнь многим легендам, в том числе и о Крысолове.
Средневековая Европа не была той, которую мы знаем сейчас.
Теперь это чистые улицы, ухоженные газоны, красивые фасады домов. Раньше всё было по другому.
[quote]В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей.
Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков.
Из каминов несло верой, из дубилен — едкими щелочами, со скотобоен — выпущенной кровью.
Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов — луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями.
Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах.
Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король — он вонял, как хищный зверь, а королева — как старая коза, зимой и летом.
Ибо в восемнадцатом столетии еще не была поставлена преграда разлагающей активности бактерий, а потому всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождалось вонью.[/quote]
Парфюмер. Патрик Зюскинд
Не секрет, что средневековая Европа была сильно подвержена эпидемиям чумы.
В этом есть большая "заслуга" крыс, которые и приносили в города заразу
Уж кто-кто, а крысы в условиях жуткой антисанитарии чувствовали себя прекрасно.
Профессия крысолова в то время была сильно востребованной.
Крысоловы ходили по городам и предлагали свои услуги.
Кстати, крыс они выводили достаточно традиционным способом, известным и сейчас — с помощью ядов.
Откуда тогда дудочка и яркие одежды?
Всё очень просто.
Зарабатывать на хлеб одной лишь борьбой с крысами — дело неблагодарное.
Работа подворачивалась не всегда.
Поэтому, крысоловы подрабатывали уличными музыкантами и кем-то вроде скоморохов.
Дети из города действительно могли пропасть.
Причиной этому могла послужить эпидемия чумы, или любое другое несчастье.
Уже потом массовое вымирание детей могло обрасти таинственными и мифическими подробностями.
Однако, дети в действительности могли уйти из города.
И история знает такие примеры.
Многие исследователи полагают, что легенда о Крысолове имеет исторические параллели с известным Крестовым походом детей .
Так называют [u]народное движение начала 1212 года[/u] , в котором принимало участие множество детей.
В 1212 году после четырёх крестовых походов огромное количество простолюдинов (крестьян, в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались пойти в Иерусалим, чтобы завоевать Гроб Господень.
Это войско пересекло всю Германию и Францию, прибыло в Италию, откуда морем намеревалось перебраться в Палестину.
Однако их никто не сиал перевозить по морю, и они были вынуждены разойтись.
Большинство исследователей полагают, что это импровизированное войско состояло в основном из детей и подростков.
Вот, возможно и есть то самое событие, которое и дало жизнь легенде о Крысолове.
Или же всё было действительно так, как представлено в легенде?
Видимо об этом мы узнаем только тогда, когда Крысолов снова посетит какой-нибудь тихий и безмятежный городок.
Взято с замечательного сайта
КРЫСЫ
ТУТ ещё один замечательный рассказ-исследование.
А теперь несколько слов о современном городе и фотопрогулка по нему.
Году то ли в 802-м, то ли в 812-м (за ветхостью дошедшего до наших дней манускрипта точную дату не разобрать)
на месте будущего города саксонский граф Бернхард и его супруга Кристина заложили первый камень в фундамент здешней церкви (на кой она им понадобилась в этой глуши – о том история умалчивает).
Оранжерея в Fulda
В 826 году граф с графиней скончались, не оставив наследников, а церковь перешла во владение аббатства в Фульде , что километрах в 200 по прямой.
Однако монахов не смутило расстояние, которое всадник на хорошем коне может преодолеть как минимум за два дня, а на лодке и за три не добраться.
Ведь недаром говорят, что свято место пусто не бывает.
Церковь-то находилась на берегу полноводного Везера, причем в таком его месте, где сам Бог велел навести переправу.
Вот и застолбили монахи за собой эти земли.
А в 851 году основали при церкви бенедектинский монастырь, назвав возникшее здесь вскоре поселение на латинский лад – Хамела.
К 1054 году оно стало крупным перевалочным пунктом на торговом пути из центральной и южной Германии к Северному морю.
А в 1209 году оно уже под именем Гамельн впервые упоминается в перечне городов Германии.
События последующих двух с лишним веков представляют собой сплошную чехарду со сменой власти в Гамельне.
От аббатства в Фульде он перешел к графам Эверштайнским, от них – к епископу Минденскому, который, в свою очередь, уступил его (не добровольно – под нажимом) герцогу Альбрехту I Брауншвайгскому.
Герцог на радостях возвратил городу все его былые привилегии, которыми тот обладал во времена графов Эверштайнских – в частности, право самоуправления.
Что и позволило Гамельну вступить в 1426 году в Ганзейский союз .
За время членства в Ганзе выросло благосостояние города и его жителей, разбогатевших на торговле зерном. Пик расцвета пришелся на XVI век, когда здесь один за другим стали возводить роскошные каменные здания в стиле, получившем название «везерский Ренессанс» (отличительный его признак – многообразие декоративных элементов, украшающих фронтоны фасадов: завитки, колонны, затейливая резьба по камню, необычной формы эркеры и т.п.).
Великолепные образчики этого стиля и сегодня можно видеть в городах на пространстве от Ганн. Мюндена (Hann. Muenden) до Ольденбурга и от Геттингена до Бремена. Но нигде, кроме как в Гамельне, нет такого единства и полноты застройки целого средневекового города!
Краса и гордость Гамельна – исторический центр Альтштадт, с его восхитительными 4-5-этажными (это в шестнадцатом-то веке!) зданиями в стиле везерского Ренессанса.
Это и «Дом Крысолова» с фронтоном, достойным дворца Сан-Суси.
Это и дом богатого зерноторговца Герда Ляйста (Leist-Haus, 1585–1589 г.г.),
Cегодня в этом доме музей
и Дом церковных иерархов (Stiftsherrenhaus, 1558 г.),
в котором расположено уютное кафе «музейное»
с вкусными пирожными, кофе и салатами.
дом бургомистра Тобиаса фон Демптера (Dempter-Haus, 1607 г.),
и десятки других.
Окончание ТУТ
Читайте также
2 января 2025
41 060
2 января 2025
8 435