Гибралтар – заповедник Аппер-Рок


Когда мы планировали поездку в Гибралтар, то почти к ней не готовились. Уточнили в интернете правила въезда, а дальше решили разбираться на месте. Впрочем, предусмотрительно взяли с собой теплые куртки и кроссовки для тректинга. Мало ли что! Кроссовки пригодились.




Гибралтар разделен на две части – город внизу и национальный парк вверху. У подножья скалы располагаются дома, остатки крепости, порт и аэродром. Про это я уже рассказывал в первой части репортажа.
А всю скалу занимает лес и пещеры. Для того, чтобы обойти основные маршруты, нам понадобилось около пяти часов.



На вершину горы Гибралтар можно подняться на фуникулере, если его не закроют из-за ветренной погоды. Можно пройти два километра пешком. Но лучше поберечь силы и доехать на автобусе. Вход в парк расположен на противоположном краю государства. То есть – пять остановок на автобусе от границы с Испанией. Вот какой вид открывается с середины подъема.




Скала Гибралтар считается одним из чудес света. Древние греки приписывали ее происхождение Гераклу. Сын Зевса поставил два столба в узком проливе между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Сейчас здесь установлен знак «Геркулесовы столпы». С одной стороны знака – картинка «Как представляли себе мир в античности». С другой стороны – современная карта.


Оглянемся назад. Это маяк на мысе Европа. Маяк построен в середине XIX века, по классическому английскому проекту. Мыс Европа – самая южная точка Гибралтара. Но не Европы – эта точка находится в Испании, в тридцати километрах отсюда. Зато это самая узкая часть пролива между Европой и Африкой. Говорят, что в хорошую погоду другой континент можно увидеть невооруженным взглядом. Но в день нашего визита над проливом был туман. Так что все, что я смог разглядеть – это торговые суда, входящие в бухту Гибралтара.




В новостях пишут, что власти Гибралтара планируют разобрать этот маяк и построить на его месте футбольный стадион. Рядом с ним уже сейчас есть спортивная площадка, это чуть ли не единственный ровный участок скалы. В планах воздвигнуть здесь крытую арену, и фонарь маяка установить на верхушке ее купола. Так что посмотрим еще раз на маяк, пока есть такая возможность.


Поднимаемся выше по тропинке, входим в национальный парк. Вход платный, на входе стандартные правила поведения – не мусорить, костры не жечь, животных не обижать. Как ни странно, при подъеме в гору становится теплее. Если внизу, в городе, мы кутались от ветра в куртки и шарфы, то уже при входе в парк смогли их снять. Здесь влажно и тепло. Такие вот вертикальные климатические зоны.


При входе в парк находятся пещеры св. Михаила. Табличка при входе рассказывает, что пещеры известны еще с римских времен. Раньше они считались бездонными. Во время Второй мировой войны в них был оборудован госпиталь. За эту поездку по Испании мы посетили две разных пещеры – в Нерхе и здесь. Пещеры в Гибралтаре меньше, выше, и слишком благоустроены. Смотрятся намного красивее, не поспоришь. Если в Нерхе дорожка пролегает сквозь полумрак, и только отдельные фонари выхватывают из темноты сталактиты. А в Гибралтаре решили не мелочиться и зарядили светомузыку на полную. Каменные наплывы сияют кислотно-зеленым и синими цветами, из динамиков играет музыка, для туристов есть целая площадка со ступеньками. Ярко и интересно. Но это не те пещеры, где обитают вампиры и летучие мыши.


Здесь даже есть сцена для выступления. Несколько раз в год здесь проводят подземные концерты. Существует даже Гибралтарский джазовый фестиваль.


Зато выйдя из пещер, оказываемся на лоне дикой природы! Тропинка идет по вершине холмов. Обязательно нужно дойти на вершину, к обрыву. Какой же сильный тут ветер! По одну сторону утеса – пляж и бухта. Барашки волн разбиваются о берег, над водой носятся чайки. По другую сторону – вид на город, и тоже море, чайки, волны.


Чайки парят на одном месте, каким-то образом ловя воздушные потоки. Существует легенда что здесь, под этими водами, проходит древний туннель из Европы в Африку. Как положено, никто этот туннель никогда не видел, но все о нем знают.


Если стоять на краю обрыва, то видишь и справа, и слева только море. Сейчас-то мы знаем, что слева Африка, прямо, через океан, Америка. А мы можем только гадать, каким казался этот утес людям три тысячи лет назад - край света, самая западная точка известной Ойкумены.


На вершине скалы ржавеют остатки военных укреплений. На камне – очередная табличка с историей. В 1704 году пятьсот испанских солдат забрались по скале, решив застать гарнизон врасплох. Но бдительные англичане обнаружили и их и взяли в плен.


Гибралтар – единственное место в Европе, где водятся обезьяны.




Первую обезьяну мы увидели еще на входе в парк. Она, практически не таясь, забежала в магазин при входе, открыла холодильник в зале и стащила сразу два стаканчика мороженого. Ловко развернула, выбежала на улицу и залезла на камень, лакомиться добычей. Правильно, зачем тут эволюционировать, и так все готовое!




Когда, идя по дорожке, мы увидели сидящую на дереве, сразу же бросились ее фотографировать. Как же, главная достопримечательность природного парка! Туристы, шедшие нам на встречу, обошли зверька и даже не посмотрели в его сторону. Сперва я не понял причину такого равнодушия. А потом загадка прояснилась: это была первая из обезьянок. Остальные обитают чуть дальше, и недостатка в них нет.




Обезьяны лазят по деревьям, выпрашивают еду у туристов, охотно фотографируются. Наглые и ручные.




Маленькая обезьянка прыгнула мне сзади на рюкзак, когда я фотографировал ее сородичей.




Обезьян сюда привезли арабы из Африки в Средние века. Эта порода называется Магот, семейство мартышковых. Такие же живут сейчас в Марокко, Алжире и Тунисе. В Африке их популяция сокращается, а в Гибралтаре, наоборот, растет.




Неудивительно - мартышки находятся на попечении английского правительства! Все по-настоящему. Когда здесь располагались британские войска, из бюджета армии выделялись деньги на орехи и фрукты. Специальный офицер, присматривающий за обезьянками, докладывал об их состоянии. В местной газете публиковали новости о новорожденных мартышках. Больных зверьков помещали в Королевскую военно-морскую больницу. После ухода военных в 1991 году все эти функции передали Гибралтарскому обществу естествознания. Маготам каждый день привозят свежую воду, фрукты и семена.


По народному поверью, до тех пор, пока в Гибралтаре водятся мартышки, эта территорий будет принадлежать англичанам. Как вы думаете, кто мог придумать какую легенду? Тем не менее, сами англичане в это верят: во время Второй мировой сэр Уинстон Черчилль приказал подвести сюда еще обезьян из Марокко. А Ее Величество королева Елизавета II во время своего визита на Гибралтар в 1954 году лично кормила обезьян с руки.


В Гибралтаре интересная и разнообразная дикая природа.
На склонах горы на неведомых дорожках можно встретить неведомых зверей, о чем и предупреждают знаки - тут водятся зайцы, голуби, обезьяны конечно, ящерки и даже (!) Человеки!
Не уверен, что собрал коллекцию всех дорожных знаков. Но даже то, что сфотографировал, дает представление о том, кого можно встретить на местных узких тропинках.




В парке много тропических зарослей, много чаек и других птиц. Пешеходная тропинка идет то вверх, то вниз вдоль горы. Но все очень благоустроено и продумано. Сложно заблудиться, когда на каждом перекрестке указатели.


Мы гуляли по горе Гибралтара до заката, и прошли весь маршрут с юга на север. Обошли, меду прочим, за один день всю страну. Удобно, когда страна в длину всего два километра! Спускаемся с горы по горной тропинке. Вскоре камни под ногами сменяются брусчаткой. Находим настоящий английский паб – восстановить силы после долгой пешей прогулки. Затем через пропускной пункт возвращаемся в Испанию. До свидания, чайки, мартышки и британские телефонные будки!