Гора ведьм
На литовской стороне Куршской косы в посёлке Юодкранте расположена гора ведьм. Само название поселка, которое с первого раза и не выговоришь, переводится как "juodas krantas" — "чёрный берег". Нельзя сказать, что литовцы какие-то особенно мрачные люди, даже наоборот, очень приветливые и отзывчивые, но поездив по стране ощущается нечто мистическое, отчасти безысходное. Согласно данным научного центра им. Сербского, Литва занимает первое место в мире по законченным суицидам. Есть что-то мрачноватое в литературе, кинематографе, живописи. В совершенно волшебных картинах самого знаменитого литовского художника Чюрлениса помимо завораживающей мистики прослеживается вся та же некоторая безысходность. Но не буду нагнетать сумрака, хотя после горы крестов, музея чертей, мрачных деревянных скульптур и вот сейчас горы ведьм, сложно не замечать некоторую тенденцию. Итак ,гора ведьм.Гора считается священным местом у племен куршей и самбов. Идолы — куршские божества, стиль жизни и религия которых вдохновила Толкина на создание племени Синдаров (сумеречных эльфов). После прихода крестоносцев в 1255 году поклонение этим богам стало запретным, но это место оставалось священным для людей, исповедующих старые ведические культы, и поскольку святая инквизиция в Пруссии имела достаточно непрочный статус, на гору каждый год приходили ведьмы со всей Европы, и почти безбоязненно совершали обряды поклонения силам природы и богине-матери, тем более что в то время коса ещё не успела сформироваться, а гора стояла на маленьком острове, доступ к которому был достаточно затруднён — мелкое в том месте море делало невозможным судоходство, и некому было следить за «охраной правопорядка» на острове.
В XIX — начале XX веков жители Малой Литвы именно здесь любили праздновать Расос или Йонинес (ночь на Ивана Купалу). На парусных судёнышках и на небольших пароходах по Куршскому заливу съежались на косу хористы и музыканты из Тильзита, Русне, Клайпеды, веселились и собирали цветы. Первая мировая война положила конец этой традиции.
После 1933 года отношение официальных властей к горе резко поменялось. Нацисты, которые пришли к власти, пытались возродить древнегерманские и арийские культы, и конечно мимо них не прошла одна из многочисленных куршских легенд, согласно которой на этом месте разбился огненный шар, из которого вышли высокие люди, и научили диких местных жителей всему, что знали, подарив им цивилизацию. Нацисты истолковали эту легенду как пришествие на землю древних арийцев, и начали возрождать древние ритуалы. Занимались этим сотрудники аненербе, поэтому ритуалы имели ярко идеологическую окраску. После второй мировой войны, половина Куршской косы вместе с горой, перешла Литве, а вторая половина — РСФСР. О священном месте забыли на несколько десятилетий.
В 1979 году литовские народные мастера — резчики по дереву и кузнецы — впервые собрались в творческом лагере на косе. Они создали 25 скульптур. На следующий год — ещё один слёт, ещё через год — третий. До сих пор почти ежегодно сюда съезжаются мастера, реставрируют старые скульптуры, создают новые. И все это солидное наследие - более 80 скульптур из дуба с деталями из металла - подарок народных мастеров городу Юодкранте, Литве и всем, кто хоть раз побывал на горе Ведьм. Природа словно поделила дюну на две части: светлую и темную. Вначале тропа широкая, солнечная. И населяют её добрые сказочные герои: великанша Неринга, 12 братьев - черных воронов да их сестра Эленуте, рыбак Кастис да верная жена, ожидающая рыбака -мужа. На самой вершине горы - герои сказания о Наглисе и Неринге. Ну а дальше, за "Лягушачьим дождем" тропинка сужается и небо будто темнеет. И вот тут начинается "чертовщина": неосторожного прохожего подстерегают змеи - горынычи, а еще дальше - и вовсе врата ада, через которые шагает выбравшийся из бездны небытия Люцифер.
Читайте также
Будет интересно