Хребет Азиш-Тау. Девичий камень на пути и пропасть в пихтовом бору, где живет эхо

Первая декада ноября не огорчила холодными дождливыми днями, поздней осенью​ и не пахло,​ теплые деньки гнали из дома на природу.​ Наша компания из четырех человек, любителей попутешествовать, и не сдерживали​ себя: запрыгнули дружно​ в автомобиль и помчались в горную Адыгею. Прослышали, что там появился японский сад. Мода на японские садики захватила умы многих предпринимателей, и они, эти сады, стали как грибы расти в парках и при гостиничных комплексах. Японский сад, который решили посмотреть, создан на территории​ гостиничного комплекса "Пихтовый бор". Вот туда-то мы и направились. Маршрут был такой: Краснодар-Майкоп-Каменномостский-Даховская-КПП Лагонаки, а попросту, мы ехали на Лагонакское нагорье.

Интересное начинается уже у моста через реку Белую у станицы Даховская после поселка Каменномостский. Если посмотреть с моста​ вниз на реку, то можно увидеть круглые каменные шары, некоторые достигают в диаметре два метра. Ими​ усеяна не только прибрежная часть, но и из воды камни торчат. Это аммониты. В этот раз мы тут не стали останавливаться и спускаться в долину аммонитов - настоящий природный музей под открытым небом. Место уникальное, известно на весь мир. Археологам - это точно. Этим окаменевшим гигантским моллюскам несколько сотен миллионов лет. Порой попадаются склеевшиеся в причудливые формы шары, образуя фигуры. Такие находки, например, можно увидеть​ в дендропарке в посёлке Гончарка. Об этом я писала​ в своем репортаже Нерукотворные скульптуры в Гончарке

После моста дорога стала потихоньку забираться вверх. Наши уши сразу это почувствовали. Начался подъем на хребет Азиш-Тау. Хребет этот невысокий и относится к Лагонакскому нагорью. Когда-то тут проходил торговый путь к морю. Теперь хорошая автомобильная дорога занимает часть пути. К самому морю она не проложена, но​ тропы для любителей походов есть.

Буквально через пару километров дорогу перегораживает огромный камень. Как уж он и от чего откололся и когда - не могу сказать. Но валун огромен: в высоту и ширину метров тридцать. На него можно при желании залезть. Называют его Девичьим или Казачьим

 

По легенде во время праздника урожая черкессы устроили джигитовку: выбирали самого ловкого джигита. Нужно было на коне вскочить на вершину камня. Вдруг разыгралась непогода и никто не мог покорить эту глыбу. Старейшины уже велели расходиться,​ но тут появился щуплый юноша в белой папахе, безусый, очень юный. И в один миг, на всем скаку, взлетел на вершину камня. Папаха спала, и все с изумлением увидели две длинные косы. "Ведьма",- послышались возгласы. А девушка гордо спустилась с камня и удалилась прочь. С тех пор никто больше не пытался преодолевать это препятствие, чтобы не посрамиться. А камень стали называть Девичьим. Когда местность была заселена казаками, то к камню пристало второе название - Казачий. А вот название Шайтанов-камень не прижилось.​ Тут установлена табличка о том, что это природный памятник.

Две дороги, как ручейки огибают этот камень. Проехав еще километров пять, остановились на первой смотровой площадке "Даховская панорама". Её можно определить по сувенирным лавочкам, установленным на обочине.

 

Отсюда видно станицу Даховскую - лежит, как на ладони, и виден клык Большого Тхача. С​ юга над станицей возвышается гора​ Гуд, а с запада и севера ее огораживают скальные стены хребтов Азиш-Тау и Унакоз.

Через километр есть вторая смотровая. Можно остановиться и тут. Но мы не стали этого делать. Виды те же, только чуть выше. Наша задача была не проехать мимо поворота к гостевому комплексу "Пихтовый бор". От поворота, ещё метров пятьсот проселочной дороги и открывается большая площадка с озерцом. Парковка, гостевой корпус, ресторан, ворота в японский сад и тропинки в лес. О японском саде будет отдельный рассказ. А нас манил лес. Тут он необыкновенный.

 

За​ корпусами сразу начинается дремучий пихтовый бор, природный ареал произрастания пихты кавказской (Нордмана). Эти деревья​ реликтовые, очень древние, пережившие ледниковый период. Оттого пихты тут высоченные - до пятидесяти метров. Чтобы увидеть верхушку, надо задрать голову. Так и стояли, завороженно глядя на раскачивающихся исполинов. Ветер был не тихий.​ Шум шел не только​ от него, но​ и от воды, которая грохотала где-то внизу.

 

Два истока реки Мезмай протекают тут в глубоких скальных ущельях. Под ногами ковром лежали желтые листья, а под ними корни, да камни. Идти было непросто. На пути​ встречались огромные стволы упавших деревьев с вывороченными корнями, крупные замшелые камни, папоротник, молодые пихты.

 

Вдруг тропа закончилась и мы оказались на краю пропасти. Внизу шумит река, над ней высится серо-голубая скальная стена. На краю обрыва стоит добротная скамья.

 

Здесь можно сидеть до бесконечности и медитировать или разглядывать, как с пихтовых веток свисает мох-бородач.​ А ещё тут живёт эхо. Мы кричали: "Эхо", а оно нам: "Хо". Мы ему: " Где Оля?" А оно нам: "Ля".

 

 Обзор ограничен, но если приглядеться, то виден Гуамский хребет, на котором выделяются светлые скалы - там расположена знаменитая Орлиная полка. А воды этой реки, которые шумят​ на дне пропасти, бегут в поселок Мезмай, чтобы влиться в реку Курджипс.

Возвращаясь назад, набрели на каменный вал разрушенный, весь поросший мхом. То ли природный, то ли рукотворный был - не ведаю.

 

Тут же в бору,​ у самых корпусов гостиничного комплекса,​ устроена мангальная зона. Стоят добротные столы и скамьи, где мы и присели на перекус.

Заприметили еще одну тропинку. Она ведет в балку, которую здесь называют Козловой. Тут течет речушка. Весной, думаю, она бывает более полная и быстрая. Но нам она показалась ручьем​ Несмотря на это, небольшой водопадик на ней имеется. Называется Шелестящий. Он, стекая с уступа, как будто шелестит тихонько, так нам рассказали. До него от корпусов гостиничного комплекса метров двести.  Возле водопада тоже стоит скамья. Все предусмотрено для релакса и медитации.

 

Пошли вдоль по руслу. Еще пару водопадиков скатываются вниз с гладких уступов. Около каждого установлены скамейки. А дальше тропа заканчивается. В зарослях просматривается каньон. Т.е. получается, что мы ходили по треугольнику, ограниченному пропастями каньонов двух речушек.

 

Напитавшись полезными фитонцидами, чистейшим воздухом, вернулись к машине. На этом наше путешествие ещё не заканчивалось.

 

И мы поехали дальше. Продолжение тут