Городская среда Пхеньяна
Пора бы уже и о самой столице Северной Кореи поговорить - о Пхеньяне
До этой поездке я знал о Пхеньяне только из интернета: какие-то фотографии, фильм Манского, новостные сюжеты или записи в блогах. Проанализировав всю полученную информацию, получил следующее представление о столице КНДР:
- совок;
- нищета; - автомобили на дровяной или угольной тяге;
- бутафорские дома;
- статисты на улицах;
- отсутствие водоснабжения и порционная выдача электричества;
- толпы военных;
- агитационные плакаты и постоянное бурчание матюгальников о величии Северной Кореи и славного вождя.
За полторы недели, что мы провели в Пхеньяне, удалось многое увидеть и переосознать.
Конечно, когда возят в автомобиле, и ты видишь только места, угодные гиду, это одно. А когда ты предоставлен сам себе и можешь идти куда угодно - это совсем другое. Мы не ходили куда угодно и не были предоставлены сами себе. У нас было два гида, руководитель группы и несколько автомобилей. Но возили нас как по местам туристическим, так и по каким-то подворотням (показывали рестораны для корейцев, мелкие фабрики, мы объезжали пробки или искали короткий путь).
Нам не говорили, что нужно сидеть безвылазно в гостинице, когда заканчивается культурная программа. На вопросы о свободе мы получали ожидаемые ответы - страна свободная, если хотите выйти погулять, то предупредите, а потом идите. При этом нас так окультуривали, особенно по вечерам, что сил просто не оставалось. Быть может, это и есть способ «не выпустить туриста на улицу»?! Как знать.
Однако был вечер, когда мы смогли выйти из отеля и прогуляться по центру Пхеньяна. Да, было страшновато. Особенно после того инцидента с американским студентом. Но, как вы все можете догадаться, ничего плохого с нами не случилось.
Об улицах, архитектуре и домыслах
Первое, на что обращаешь внимание, когда выходишь из аэропорта Пхеньяна, садишься в авто и проезжаешь 20 минут, - это состояние дорог. Асфальтовое покрытие (иногда бетонное) выглядит плохо. Но чем ближе к столице вы подъезжаете, тем лучше дорога. В центре города асфальт такой, будто им только что покрыли широкие автомобильные магистрали. Да, проезжая часть, как и тротуары в Пхеньяне, очень широкие. Даже Хабаровск обзавидуется. Машин немного, но совсем пустых улиц нет - мы даже умудрялись попадать в небольшие заторы. А вот пешеходов много - нельзя простому человеку иметь автомобиль (читайте в материале «Транспорт в Северной Корее»).
Пхеньян - быстрорастущий город. Даже те, кто был здесь ранее, сразу замечают стремительный рост и появление новых высотных зданий, даже целых районов. Во время Корейского конфликта Пхеньян практически полностью уничтожили, и, начиная с 1950-х годов, город без денег, каких-либо связей и обильной помощи начал строиться заново. То, что мы видим сейчас, спустя почти 70 лет, не может не удивлять. Даже любимый Владивосток стоит на месте, если сравнивать с Пхеньяном. А ведь распространено мнение, что Северная Корея - страна нищая, что люди здесь чуть ли не в землянках живут.
Пхеньян - город высоток. Из окна нашего номера, расположенного на 24 этаже гостиницы «Корё», можно рассматривать район Пхеньянского железнодорожного вокзала. Мы видели не только здания, но и то, что происходило во дворах. Кажется, что дома строили из всего, что оказалось под рукой, точнее под ногами - из земли и глины. Как это держится, да еще и при такой высоте, непонятно. Однако практически все они выглядят именно так (кроме современных или элитных).
Вечером в квартирах можно видеть свет в окнах. Да и вообще, ночью электричество есть, никто его не выключает, как принято считать. Власти КНДР не скупятся на подсветку монументов, гостиниц и каких-то отдельных зданий, будь то ресторан или новая высотка. Днем при близком рассмотрении дома можно немного полюбопытствовать и пробежаться взглядом по окнам и балконам. Балконы в доме напротив нашего номера очень маленькие, туда могли поместиться только два человека среднего телосложения. А вот начинка этих балконов такая же, как и у большинства из нас: кашпо с цветами, всякого рода хлам. Лишь однажды я видел корейца, курящего на балконе, одетого в серые брюки и белую майку. В остальные дни балконы были пусты. И это не связано с тем, что я не успевал их застать - все-таки просыпались мы немного раньше рассвета, а ложились поздно.
А вот в новых районах балконы, судя по всему, что надо - широкие и застекленные. Дома в этих районах ничем не отличаются от наших современны высоток. Ну, быть может, только формой и цветом. Внутри мы не были. Да и в обычном доме тоже. А ведь было бы интересно посмотреть, как живет простой корейский рабочий - не актер, не статист, а простой человек. Говорят, у таких нет водоснабжения и света. Насчет воды сказать ничего не могу, но людей с ведрами не встречал. А вот свет есть - я сам видел, вся наша группа видела. Также пишут, что в новых кварталах нет канализации - насчет этого тоже ничего сказать не смогу, не знаю. Собственно, не наблюдал и человека, справляющего нужду в неположенном месте.
О чистоте
Мы не видели мусорных контейнеров. Предположу, товарищ Манский сказал бы, что либо в Северной Корее даже мусора нет из-за нищеты, либо они съедают отходы из-за голода. Но это не так. Система приема ТБО в Пхеньяне мне очень понравилась. Причем заметил я её не сразу. Невысокое строение в два этажа, похожее на голубятню с арочным сквозным проездом, стоит недалеко от дома, сбоку вход. Человек заходит, поднимается по лестнице немного выше - выбрасывает мусор - и уходит. Мусоровоз въезжает в арку, что-то там открывается - мусор высыпается. Всё. Нет этих вонючих рядов мусорных контейнеров - всё закрыто, всё красиво. И при сильном ветре лёгкий мусор не разлетается по округе, а остается там, где его оставили.
На улицах чисто. Мусора нет вообще. Ни банок, ни фантиков - ничего. Чистота идеальная. И не в штрафах, думаю, тут дело. А в сознании граждан. Северокорейцы боготворят своих вождей, любят свою страну. А как можно мусорить в месте, которое любишь? Нельзя!
По обочинам снуют причудливые пылеуборочные машины, кто-то копошиться в газоне, кто-то красит бордюр или метет тротуар. Все как в войсковой части во время визита вышестоящего командования.
Мысли вслух
Перед тем, как писать что-то, говорить что-то, что может запятнать репутацию человека, города или целого государства, стоит проверить информацию. Думаете, что в Северной Корее нет электричества и водоснабжения, люди едят траву и ездят на автомобилях с угольной или дровяной тягой? Я скажу, что вы не правы. Я этого не видел. Но это не значит, что этого нет - может, и есть где-то нибудь. Может, перед нами зачистили город от неугодных особ и старого транспорта. Может, все эти дома были выполнены из картона, а люди - обычные статисты. Все это может быть. Но я в это не верю. Я привык доверять тому, что вижу. А видел я то, что описал выше. Верить мне или нет - дело ваше. У каждого правда своя.
В следующем материале расскажу о достопримечательностях Пхеньяна. О монументах, музеях и других интересных местах.
До этой поездке я знал о Пхеньяне только из интернета: какие-то фотографии, фильм Манского, новостные сюжеты или записи в блогах. Проанализировав всю полученную информацию, получил следующее представление о столице КНДР:
- совок;
- нищета; - автомобили на дровяной или угольной тяге;
- бутафорские дома;
- статисты на улицах;
- отсутствие водоснабжения и порционная выдача электричества;
- толпы военных;
- агитационные плакаты и постоянное бурчание матюгальников о величии Северной Кореи и славного вождя.
За полторы недели, что мы провели в Пхеньяне, удалось многое увидеть и переосознать.
Конечно, когда возят в автомобиле, и ты видишь только места, угодные гиду, это одно. А когда ты предоставлен сам себе и можешь идти куда угодно - это совсем другое. Мы не ходили куда угодно и не были предоставлены сами себе. У нас было два гида, руководитель группы и несколько автомобилей. Но возили нас как по местам туристическим, так и по каким-то подворотням (показывали рестораны для корейцев, мелкие фабрики, мы объезжали пробки или искали короткий путь).
Нам не говорили, что нужно сидеть безвылазно в гостинице, когда заканчивается культурная программа. На вопросы о свободе мы получали ожидаемые ответы - страна свободная, если хотите выйти погулять, то предупредите, а потом идите. При этом нас так окультуривали, особенно по вечерам, что сил просто не оставалось. Быть может, это и есть способ «не выпустить туриста на улицу»?! Как знать.
Однако был вечер, когда мы смогли выйти из отеля и прогуляться по центру Пхеньяна. Да, было страшновато. Особенно после того инцидента с американским студентом. Но, как вы все можете догадаться, ничего плохого с нами не случилось.
Об улицах, архитектуре и домыслах
Первое, на что обращаешь внимание, когда выходишь из аэропорта Пхеньяна, садишься в авто и проезжаешь 20 минут, - это состояние дорог. Асфальтовое покрытие (иногда бетонное) выглядит плохо. Но чем ближе к столице вы подъезжаете, тем лучше дорога. В центре города асфальт такой, будто им только что покрыли широкие автомобильные магистрали. Да, проезжая часть, как и тротуары в Пхеньяне, очень широкие. Даже Хабаровск обзавидуется. Машин немного, но совсем пустых улиц нет - мы даже умудрялись попадать в небольшие заторы. А вот пешеходов много - нельзя простому человеку иметь автомобиль (читайте в материале «Транспорт в Северной Корее»).
Пхеньян - быстрорастущий город. Даже те, кто был здесь ранее, сразу замечают стремительный рост и появление новых высотных зданий, даже целых районов. Во время Корейского конфликта Пхеньян практически полностью уничтожили, и, начиная с 1950-х годов, город без денег, каких-либо связей и обильной помощи начал строиться заново. То, что мы видим сейчас, спустя почти 70 лет, не может не удивлять. Даже любимый Владивосток стоит на месте, если сравнивать с Пхеньяном. А ведь распространено мнение, что Северная Корея - страна нищая, что люди здесь чуть ли не в землянках живут.
Пхеньян - город высоток. Из окна нашего номера, расположенного на 24 этаже гостиницы «Корё», можно рассматривать район Пхеньянского железнодорожного вокзала. Мы видели не только здания, но и то, что происходило во дворах. Кажется, что дома строили из всего, что оказалось под рукой, точнее под ногами - из земли и глины. Как это держится, да еще и при такой высоте, непонятно. Однако практически все они выглядят именно так (кроме современных или элитных).
Вечером в квартирах можно видеть свет в окнах. Да и вообще, ночью электричество есть, никто его не выключает, как принято считать. Власти КНДР не скупятся на подсветку монументов, гостиниц и каких-то отдельных зданий, будь то ресторан или новая высотка. Днем при близком рассмотрении дома можно немного полюбопытствовать и пробежаться взглядом по окнам и балконам. Балконы в доме напротив нашего номера очень маленькие, туда могли поместиться только два человека среднего телосложения. А вот начинка этих балконов такая же, как и у большинства из нас: кашпо с цветами, всякого рода хлам. Лишь однажды я видел корейца, курящего на балконе, одетого в серые брюки и белую майку. В остальные дни балконы были пусты. И это не связано с тем, что я не успевал их застать - все-таки просыпались мы немного раньше рассвета, а ложились поздно.
А вот в новых районах балконы, судя по всему, что надо - широкие и застекленные. Дома в этих районах ничем не отличаются от наших современны высоток. Ну, быть может, только формой и цветом. Внутри мы не были. Да и в обычном доме тоже. А ведь было бы интересно посмотреть, как живет простой корейский рабочий - не актер, не статист, а простой человек. Говорят, у таких нет водоснабжения и света. Насчет воды сказать ничего не могу, но людей с ведрами не встречал. А вот свет есть - я сам видел, вся наша группа видела. Также пишут, что в новых кварталах нет канализации - насчет этого тоже ничего сказать не смогу, не знаю. Собственно, не наблюдал и человека, справляющего нужду в неположенном месте.
О чистоте
Мы не видели мусорных контейнеров. Предположу, товарищ Манский сказал бы, что либо в Северной Корее даже мусора нет из-за нищеты, либо они съедают отходы из-за голода. Но это не так. Система приема ТБО в Пхеньяне мне очень понравилась. Причем заметил я её не сразу. Невысокое строение в два этажа, похожее на голубятню с арочным сквозным проездом, стоит недалеко от дома, сбоку вход. Человек заходит, поднимается по лестнице немного выше - выбрасывает мусор - и уходит. Мусоровоз въезжает в арку, что-то там открывается - мусор высыпается. Всё. Нет этих вонючих рядов мусорных контейнеров - всё закрыто, всё красиво. И при сильном ветре лёгкий мусор не разлетается по округе, а остается там, где его оставили.
На улицах чисто. Мусора нет вообще. Ни банок, ни фантиков - ничего. Чистота идеальная. И не в штрафах, думаю, тут дело. А в сознании граждан. Северокорейцы боготворят своих вождей, любят свою страну. А как можно мусорить в месте, которое любишь? Нельзя!
По обочинам снуют причудливые пылеуборочные машины, кто-то копошиться в газоне, кто-то красит бордюр или метет тротуар. Все как в войсковой части во время визита вышестоящего командования.
Мысли вслух
Перед тем, как писать что-то, говорить что-то, что может запятнать репутацию человека, города или целого государства, стоит проверить информацию. Думаете, что в Северной Корее нет электричества и водоснабжения, люди едят траву и ездят на автомобилях с угольной или дровяной тягой? Я скажу, что вы не правы. Я этого не видел. Но это не значит, что этого нет - может, и есть где-то нибудь. Может, перед нами зачистили город от неугодных особ и старого транспорта. Может, все эти дома были выполнены из картона, а люди - обычные статисты. Все это может быть. Но я в это не верю. Я привык доверять тому, что вижу. А видел я то, что описал выше. Верить мне или нет - дело ваше. У каждого правда своя.
В следующем материале расскажу о достопримечательностях Пхеньяна. О монументах, музеях и других интересных местах.
Читайте также
9 декабря 2024
163
7 декабря 2024
715