Град – это опасно
Опасные конвективные явления, к которым относятся сильный ливень, град, сопровождаемые шквалистым усилением ветра или даже смерчем, случаются при прохождении активных атмосферных фронтов в часы максимального прогрева воздуха и поверхности почвы, то есть чаще всего – это с 14 до 21 часа местного времени в теплый период года. Да, наблюдаются исключения, но поговорим ныне о классической ситуации.
Накануне стихии чаще всего наблюдается жаркая погода. При приближении фронта начинает «парить» - воздух увлажняется. С утра еще может быть ясно, но над горизонтом появляется белесое марево.
Потом, с «точки на горизонте» разбегаются белогривые лошадки
К обеду «вдруг» на небе вырастают «штучные» белые шапки облачности, которые на глазах увеличиваются в размерах. Еще через час «низ» облака сереет, а «вверх» ослепительно ярко белеет и вытягивается по воздушному потоку в виде наковальни, веера…
Но как только в мчащейся облачной системе появятся серые рваные клубящиеся клочья – надо насторожиться и срочно укрываться: это уже не белогривые лошадки, это мощное, с колоссальной энергией, опасное месиво. Если от облаков к земле опускаются серо-грязные полосы, ухудшается видимость, а ещё неприятнее – если протянулся крутящийся темный столб, то остались считанные минуты, чтоб спрятаться – укрыться. Если дома – закрыть окна и двери. При смерче с подветренной стороны двери и окна нужно открыть и закрепить ( ещё раз - закрыть со стороны приближения смерча, открыть с обратной стороны; это из-за колоссального перепада в вихре). Выключить электроэнергию и газ.
Перед ударом стихия как бы на секунду замирает. День превращается в ночь. Еще секунда тишины… и удар. Мощный, сильный. С резким порывом ветра. С оглушительным треском.
- Срочно укрыться. Нельзя находиться под деревьями, столбами, навесами, «на хилых» остановках и в легких павильонах….
Тоже самое, если вы в машине, постараться срочно припарковаться под прочной конструкцией, аркой, мостом (там, где разрешена остановка)…Опять же – нельзя под деревьями.
- Если вы перемещаетесь на автомобиле по трассе и попали под град, срочно остановитесь: автомобиль в движении получает более сильные повреждения. Встречный воздушный поток должен дуть в заднее стекло, а не по лобовому. Отодвинуться максимально от стекол, развернуться к ним спиной (лицом к центру салона), прикрыть голову. Маленьких детей необходимо закрыть своим телом. Если позволяют габариты салона - лучше всего лечь на пол.
Ощущение неприятное, когда град стучит по крыше авто: будто тебе на голову надели кастрюлю и барабанят по ней молотком.
- В случае визуализации надвигающегося смерча, срочно покинуть машину и постараться найти ближайшее углубление, прижаться к земле, накрыв голову.
При наличии времени (вы увидели резко меняющуюся окраску облаков, во время получили штормовое предупреждение, вы сами по себе внимательны и наблюдательны) у вас есть шанс укрыть машину. Южные бывалые автомобилисты возят в багажнике строительную каску (к слову, зонт от града не спасает, а даже может навредить), резиновые коврики (первым делом спасают крышу машины), пластиковые поддоны, некоторые даже шьют чехлы наподобие мини-палатки, которой закрывают машину (видела дважды на трассе, ведущей к Новороссийску).
У нас град чаще всего приходит с юго-запада, случается с юга и запада. В частных домах некоторые делают козырьки над балконами и окнами, специальные навесы. В многоэтажных домах видела, что на лето перед пластиковыми окнами устанавливают специальную сетку: хорошо спасает от комаров, и, возможно, немного затормозит скорость летящей градины ( у меня 14 мая 2016 года сетка спасла, она оказалась после градобоя вся в дырку; у соседей стекла полетели).
Согласно метеорологическому словарю, град – это твердые осадки, выпадающие обычно в теплое время года исключительно при ливнях и грозах из мощных кучево-дождевых облаков (не следует путать с ледяным дождем). Стандартное время града - не более 5-10 мин; время выпадения – между 14 и 21 ч местного времени (в другое время суток – гораздо реже); «стандартные» размеры – от мелкой крупы до гороха, но бывают нечастые случаи, когда градины достигают размеров куриного яйца и более….
Град с диаметром 20 мм и больше – это опасное катастрофическое явление погоды.
Подобный град может нанести существенные травмы. У нас отмечались очень печальные исходы.
Северный Кавказ является наиболее градоопасной территорией ЕТР. Сложность рельефа, большие высоты над уровнем моря, высокие температуры подстилающей поверхности, способствующие усиленной конвекции, а также большое влагосодержание воздушных масс, приходящих с бассейна Черного моря, обусловливают развитие из года в год интенсивных градовых процессов, порой достаточно уникальных. Повышенной градоопасностью отличаются предгорья Большого Кавказа.
В Ставропольском крае повторяемость градовых процессов распределена неравномерно. В восточных районах края град наблюдается исключительно редко, в центральных районах может быть один раз за сезон, в северо-западных районах - до двух раз за год. Зоной наиболее частого и сильного развития конвективных процессов является юго-западная часть края из-за своего географического положения и рельефа, характера атмосферной циркуляции. В Шпаковском, Андроповском, Минераловодском, Георгиевском и Кировском районах ежегодно отмечается 2-4 случая градобития, а в Кочубеевском и Предгорном – до 5 – 7 дней с градом.
Градовый сезон на Ставрополье обычно начинается в апреле. Май и июнь являются наиболее опасными месяцами: наибольшее число дней с градом в мае зафиксировано в 1989 г. – 8 раз; а в июне это было в 1966 году – 13 дней (!). Июль по повторяемости и по интенсивности градовых процессов значительно уступает июню. Но случаются исключения, как в 1989 году, когда процесс наблюдался шесть раз. Август обычно уступает июлю. Отличительным был 1999 год – на территории только двух районов края было четыре дня с градом. На сентябрьские процессы приходиться 1,5 % от общего числа дней с градом, однако, они достаточно интенсивны и могут принести повреждения на большей площади, чем при одном процессе в апреле и даже в августе.
Накануне стихии чаще всего наблюдается жаркая погода. При приближении фронта начинает «парить» - воздух увлажняется. С утра еще может быть ясно, но над горизонтом появляется белесое марево.
Потом, с «точки на горизонте» разбегаются белогривые лошадки
К обеду «вдруг» на небе вырастают «штучные» белые шапки облачности, которые на глазах увеличиваются в размерах. Еще через час «низ» облака сереет, а «вверх» ослепительно ярко белеет и вытягивается по воздушному потоку в виде наковальни, веера…
Но как только в мчащейся облачной системе появятся серые рваные клубящиеся клочья – надо насторожиться и срочно укрываться: это уже не белогривые лошадки, это мощное, с колоссальной энергией, опасное месиво. Если от облаков к земле опускаются серо-грязные полосы, ухудшается видимость, а ещё неприятнее – если протянулся крутящийся темный столб, то остались считанные минуты, чтоб спрятаться – укрыться. Если дома – закрыть окна и двери. При смерче с подветренной стороны двери и окна нужно открыть и закрепить ( ещё раз - закрыть со стороны приближения смерча, открыть с обратной стороны; это из-за колоссального перепада в вихре). Выключить электроэнергию и газ.
Перед ударом стихия как бы на секунду замирает. День превращается в ночь. Еще секунда тишины… и удар. Мощный, сильный. С резким порывом ветра. С оглушительным треском.
Кажется, что вечность прошла, а на самом деле – не более 4 – 7 минут, максимум 10 – 20
Меры предосторожности
- Срочно укрыться. Нельзя находиться под деревьями, столбами, навесами, «на хилых» остановках и в легких павильонах….
Тоже самое, если вы в машине, постараться срочно припарковаться под прочной конструкцией, аркой, мостом (там, где разрешена остановка)…Опять же – нельзя под деревьями.
- Если вы перемещаетесь на автомобиле по трассе и попали под град, срочно остановитесь: автомобиль в движении получает более сильные повреждения. Встречный воздушный поток должен дуть в заднее стекло, а не по лобовому. Отодвинуться максимально от стекол, развернуться к ним спиной (лицом к центру салона), прикрыть голову. Маленьких детей необходимо закрыть своим телом. Если позволяют габариты салона - лучше всего лечь на пол.
Ощущение неприятное, когда град стучит по крыше авто: будто тебе на голову надели кастрюлю и барабанят по ней молотком.
- В случае визуализации надвигающегося смерча, срочно покинуть машину и постараться найти ближайшее углубление, прижаться к земле, накрыв голову.
При наличии времени (вы увидели резко меняющуюся окраску облаков, во время получили штормовое предупреждение, вы сами по себе внимательны и наблюдательны) у вас есть шанс укрыть машину. Южные бывалые автомобилисты возят в багажнике строительную каску (к слову, зонт от града не спасает, а даже может навредить), резиновые коврики (первым делом спасают крышу машины), пластиковые поддоны, некоторые даже шьют чехлы наподобие мини-палатки, которой закрывают машину (видела дважды на трассе, ведущей к Новороссийску).
У нас град чаще всего приходит с юго-запада, случается с юга и запада. В частных домах некоторые делают козырьки над балконами и окнами, специальные навесы. В многоэтажных домах видела, что на лето перед пластиковыми окнами устанавливают специальную сетку: хорошо спасает от комаров, и, возможно, немного затормозит скорость летящей градины ( у меня 14 мая 2016 года сетка спасла, она оказалась после градобоя вся в дырку; у соседей стекла полетели).
Справка
Согласно метеорологическому словарю, град – это твердые осадки, выпадающие обычно в теплое время года исключительно при ливнях и грозах из мощных кучево-дождевых облаков (не следует путать с ледяным дождем). Стандартное время града - не более 5-10 мин; время выпадения – между 14 и 21 ч местного времени (в другое время суток – гораздо реже); «стандартные» размеры – от мелкой крупы до гороха, но бывают нечастые случаи, когда градины достигают размеров куриного яйца и более….
Град с диаметром 20 мм и больше – это опасное катастрофическое явление погоды.
Подобный град может нанести существенные травмы. У нас отмечались очень печальные исходы.
Северный Кавказ является наиболее градоопасной территорией ЕТР. Сложность рельефа, большие высоты над уровнем моря, высокие температуры подстилающей поверхности, способствующие усиленной конвекции, а также большое влагосодержание воздушных масс, приходящих с бассейна Черного моря, обусловливают развитие из года в год интенсивных градовых процессов, порой достаточно уникальных. Повышенной градоопасностью отличаются предгорья Большого Кавказа.
В Ставропольском крае повторяемость градовых процессов распределена неравномерно. В восточных районах края град наблюдается исключительно редко, в центральных районах может быть один раз за сезон, в северо-западных районах - до двух раз за год. Зоной наиболее частого и сильного развития конвективных процессов является юго-западная часть края из-за своего географического положения и рельефа, характера атмосферной циркуляции. В Шпаковском, Андроповском, Минераловодском, Георгиевском и Кировском районах ежегодно отмечается 2-4 случая градобития, а в Кочубеевском и Предгорном – до 5 – 7 дней с градом.
Градовый сезон на Ставрополье обычно начинается в апреле. Май и июнь являются наиболее опасными месяцами: наибольшее число дней с градом в мае зафиксировано в 1989 г. – 8 раз; а в июне это было в 1966 году – 13 дней (!). Июль по повторяемости и по интенсивности градовых процессов значительно уступает июню. Но случаются исключения, как в 1989 году, когда процесс наблюдался шесть раз. Август обычно уступает июлю. Отличительным был 1999 год – на территории только двух районов края было четыре дня с градом. На сентябрьские процессы приходиться 1,5 % от общего числа дней с градом, однако, они достаточно интенсивны и могут принести повреждения на большей площади, чем при одном процессе в апреле и даже в августе.
Читайте также
Будет интересно
3 ноября 2023
31