Хальштатт. Случайная встреча с городом-сказкой

Идея посетить Австрийский Хальштатт (Hallstatt), родилась случайно, на кануне недельных каникул в Праге.
Поскольку мы с мужем поклонники природного туризма, решили разбавить каменное зодчество чешских замков визитом в Австрию. Хотелось увидеть Альпы хоть одним глазком. Недолго думая, применила свой излюбленный метод – вслепую тыкать пальцем в google maps в районе верхних известняковых Альп. Так мы и отправились на прокатном авто на озеро Хальштаттерзее (Hallstätter See).
В Австрию мы въехали уже в кромешной тьме. По дороге через Велс стали обуревать сомнения – где же Альпы? Темно, людей на улицах нет, только редкие авто. Извилистые трассы не освещаются, при этом ограничение 100 км/ч. Повороты приходилось комментировать в стиле раллийного штурмана: «Осторожно, левая шпилька, затем правый плавный». И не понятно, что за местность кругом. О том, что мы в горах мы поняли только когда начались знаменитые австрийские тоннели. В Австрии действительно хорошие дороги, но за исключением магистралей, они никогда не бывают прямыми. Такое впечатление, что строить прямые дороги им просто скучно, даже в долинах интересней проложить трассу в стиле Нюрбургринг.


Ночные звезды





В городок Лан в предместье Хальштатт, приехали в «глубокой ночи», т.е. в начале десятого вечера. Бросили машину на парковке и пошли пешком искать гостиницу (чтобы не обнаружить с утра штрафных колодок на колесах, т.к. с этим в Австрии строго). Зато в отсутствии светового загрязнения, глаза быстро привыкли к ярким и близким звездам, а когда из-за тучи показалась луна, стало немного жутковато. Оказалось, что луна пряталась вовсе не за тучей, а за отвесной скалой, которая тут же над нами угрожающе нависла. Интересные ощущения, когда не понимаешь, что за местность кругом, а потом как будто током ударило – над тобой 2000 метров. И ни единой живой души. Картину добавляла гробовая тишина и уханье ночного филина. Где-то по правую руку от нас было озеро, но как мы ни всматривались, ничего разглядеть так и не удалось.
Ночной январский Хальштатт встретил нас рождественскими звездами и почему-то напомнил скандинавскую сказку о потерянной звезде. Рождество задержалось здесь дольше обычного - в Европе иллюминации и елки разбирают сразу после Нового года.
Но к гостиницам, увы, это не относится. Опоздай мы хотя бы на 3 минуты – и ночевать нам в машине. Все гостиницы в Хальштатт работают строго до 22.00 на прием постояльцев. Потом гости предоставлены сами себе.
Несмотря на вкусный горный воздух, уснуть удалось не сразу. Подобная темнота и отсутствие звуков заставляет вслушиваться в тиканье секундной стрелки наручных часов и собственное сердце (какое же оно у нас громкое!). Такую абсолютную тишину я слышала один раз в жизни – в спелеологической прогулке на глубине 20 метров.

Рассвет в Хальштатт


Спать долго не пришлось – в церкви Успения Девы Марии (Pfarrkirche Maria Himmelfahrt, XVI) заутреннюю звонят в 6 утра. Первым делом, проснувшись, откинули шторы, а там совершенно открыточного вида пейзаж. Картину дополнили бог весть откуда взявшиеся аэростаты.



В этом городке проживает всего 950 жителей. Hallstatt вырос около старейшей соляной шахты в XIV веке (на кельтском hall – соль). До XIX века попасть в город можно было только на лодке (из Обертауна), либо по скальной тропе. Сейчас в город сквозь гору ведут 2 узких тоннеля (один под другим), разделяющие встречные потоки, а прямо над ними – водопад.
Городок расположился вокруг рыночной площади Marktplatz и представляет собой несколько ярусов узких улочек, притулившихся на утесе. Топятся в Хальштатт в основном дровами и это придает особенный уют и аромат. Интересно наблюдать за обустройством крохотных наделов земли (которые есть не у всех горожан). Традиционные «плоские» деревья – опиленные таким образом, чтобы ветви не торчали на улицу, бесчисленные дровницы, сложенные прямо у края тротуара, потому как займут все пространство внутреннего дворика, расточенные под автомобили здания. Даже мощи усопших после 10 лет захоронения для экономии кладбищенской земли переносят в костницу.
Что примечательно, русских туристов здесь видят редко – пару тройку раз в год. А вот гостей из поднебесной – 365 дней в году. После необитаемого очарования ночного Хальштатта никак не ожидали утром увидеть толпы шумных китайцев, наводнивших город волной из ярких пуховиков.
Теперь мне понятно, за что Хальштатт так полюбился китайским туристам. Его точная копия, построенная в 2012 году в провинции Гуандун, обошлась застройщикам в миллион долларов. Но вот удалось ли им воссоздать харизму этого места? Приезжают, сравнивают...
Об этом городе говорить можно много, но ни фото, ни слова никогда не передадут того застывшего во времени очарования, оторванности от цивилизации и самобытного симбиоза людей и природы. Позаимствованный у самой природы кусочек суши между горой и озером настолько гармоничен, что кажется сами Альпы «выросли» вокруг Хальштатт.

Обратная дорога и так напугавшие нас "левые шпильки" при свете дня оказались совсем не страшными, напротив, контрастно запоминающимися и живописными.


Что посмотреть: Лучше всего приезжать летом или в мае, в праздник Тела Христова покататься на украшенных лентами лодках, подняться на смотровую площадку по фуникулеру и спуститься в соляную шахту. Зато зимой город не так многолюден и можно насладиться ледяной тишиной в лучах отраженного от гор солнца. Этой зимой снега выпало 2 метра, но за 3 недели он весь растаял. Однако в этих местах снег кристаллизуется буквально из воздуха и на деревьях начинают расти необычные снежные кристаллы.
Куда сходить: в местный бар «Зиммер», где подают достойное австрийское пиво, поговорить с гостеприимной хозяйкой Соньей и (если повезет) спеть с ее друзьями песню про Москву Rammstein.
Где жить: Недорого, в новой части - в любом частном гостевом доме. Дорого, но с прекрасным видом - Grüner Baum в старой части.
Маршрут (из Чехии) неблизкий: Прага – Высока-над-Влтавой – Чешский Крумлов – Линц – Хальштатт (Лан), 380 км, около 5,5 часов.

P.S. А утром елку на главной площади Хальштатт нещадно распилили и убрали. Так что мы застали последний день задержавшегося Рождества.