Хмурая осень в Сергиево-Посадском районе

Прошел уже год с нашего осеннего субботнего вояжа по Сергиево-посадскому району. Фото были обработаны уже давно, ну а вот текст сложился только сейчас.

С погодой в тот день не сложилось совсем, но поездке и хорошему настроению это вовсе не помешало. Когда в качестве "сусанина" у нас Наташа, а у штурвала автобуса неизменно Игорь - веселая поездка всем гарантирована.

Куда бы мы не ехали по Ярославскому направлению, первая остановка у нас в Воздвиженском. Кстати, это было мое самое первое знакомство с этим местом. Сырость, изморось, туман и... очень интересное Воздвиженское.




Все самое интересное оказалось за этими воротами. Небольшой группой очень талантливых и умелых людей под открытым небом медленно и верно вырастает небольшой музей деревянного зодчества. Нам повезло вдвойне... Нам как раз повстречался один из мастеров и провел маленькую экскурсию и даже показал нам баньку по черному изнутри.


После познавательного получасья, мы погрузились в автобус и отправились покорять достопримечательности Сергиево-Посадского района, причем сама Лавра в эти достопримечательности не входила. Но обойти ее стороной все же не получилось. Мы несколько раз умудрились проехать мимо не нее в разных направлениях, пока Наташа с Игорем спорили о наличии дороги, ведущей к следующей точки нашего маршрута. Вместе с нужной нам дорогой, мы открыли для себя новую смотровую площадку на Лавру.


И вот выехав на нужную дорогу, мы направились в Благовещенье - маленькое село с удивительно красивой церковью.




Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, давшее название селу, известна с XV века. Церковь необычна тем, что построена она из дерева, что в свою очередь является редкостью для Московской области. Деревянное одноглавое здание, с трапезной и шатровой колокольней, построено в середине XVII века, несколько раз перестраивалось. В 1970-х годах разобрано, с целью переборки, не было восстановлено. В середине 2000-х годов храм выстроен вновь, действует.


Сельцо в несколько домов и официальной численностью населения всего в десятка полтора жителей, очень живописно. Красоты месту добавляет небольшой пруд в центре. Пейзажи с церковью в нем очень хороши, даже в такую пасмурную погоду.




Вдоволь нагулявшись вокруг Благовещенской церкви, мы снова отправились в дорогу. Наш путь лежал снова мимо Лавры, мимо Гефсиманского скита, в скит Параклит. Как в очередной раз показала практика у местных спрашивать что либо бессмысленно, и как итог - мы заблудились.

Поплутав среди дачных участков и товариществ, мы добрались до Села смена, где и расположился скит. Основан в 1858 году для «безмолвного уединения некоторых старцев Гефсиманского скита» архимандритом Антонием недалеко от древнего Свято-Николького монастыря (упразднён в 1562). Пустынь и её главный храм посвящены Святому Духу Параклиту.




После закрытия Троице-Сергиевой лавры (1919) пустынь Св. Параклита некоторое время действовала как самостоятельный монастырь (официально значилась как трудовая артель). В 1927 году пустынь была упразднена и до середины 1960-х годов в храме св. Параклита размещалась сельская школа и клуб. В 1992 году состоялось возвращение пустыни православной церкви. На территории скита сохранились церковь Св. Духа Параклита и кирпичная надвратная колокольня, а так же несколько небольших административных построек.




Ну а мы едем дальше, до конца пасмурной субботы у нас еще две остановочки в очень необычных и красивых скитах Сергиево-посадского района. И первым из них будет Гефсиманский Черниговский Скит.




Сильное впечатление этот скит произвел на меня еще в годы моего студенчества где-то в начале 00-х. Правда тогда он был не в лучшем состоянии, но тем не менее. Черниговский храм, выстроенный в 1886-89 годах является основой архитектурной композицией скита, но только на поверхности земли. А под храмом помещается пещерная церковь, построенная в 1851 и подземные ходы с маленькими пещерками. Собственно эта часть скита меня и поразила.




После долгих реставрационных работ скит очень преобразился (хотя они еще не совсем закончились), гулять вокруг него одно удовольствие, что мы собственно и сделали.


Ну а под занавес сего дня мы отправились в Спасо-Вифанский скит. Но про приезду, ломанулись не в подворье, а за пейзажами на Вифанские пруды. Картинки получились грустно-осенние, но прикольные.



Наснимавши вдоволь осенних пейзажей, я вернулась к подворью. Спасо-Вифанский монастырь митрополита Платона получил свое названия в честь города Вифании и напоминал о чуде воскрешения Лазаря на подмосковной земле. Подобно Лавре, начавшейся с крохотной пустыни, Спасо-Вифанский монастырь так же начался как пустынь, основанная в 1783 г. знаменитым православным иерархом, священно-архимандритом Лавры Платоном Левшиным. Начало Спасо-Вифанскому монастырю положило «заручное» распоряжение архиепископа Платона от 13 января 1783 г. о построении кладбища для погребения «всякого чина и состояния людям» с пристойной церковью, небольшими кельями и оградой.




Уже несколько лет в обители идут реставрационные работы, возвращающие первоначальный облик постройкам. В 2008 — 2011 гг. была восстановлена уничтоженное в советское время ограда монастыря со зданием колокольни со Святыми вратами, на которую были подняты колокола. В эти же годы был воссоздан вчерне и Спасо-Преображенский собор.



Все самое интересное, на мой взгляд, находится внутри Спасо-Преображенского собора (но в церквях я без разрешения не фотографирую, поэтому лучше приехать и посмотреть самим). Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Такое внутреннее убранство вряд ли где еще увидишь. А вообще, нашей православной церкви свойственно на русской земле устраивать "аналоги" культовых мест со Святой Земли. Яркий тому пример Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в Истринском районе.




Вот такая у нас получилась поездка по Святым местам Сергиево-Посадского района