И Поле! Поле Чудес! Поле Чудес в Стране дураков! - I
Часто, смотря забавные приключения Буратино, думал - как оно выглядит, это самое Поле Чудес?!
И какая она - Страна Дураков?! Неужели та самая страна, в который мы и живем?! Неужели мы тогда - Дураки?!
Тогда наверное и Поле это есть где-то у нас, в России.
Именно в России должно быть Поле, где посадив 5 золотых, ты потом соберешь 10…
Так размышляя о чудесном превращении свинца в золото, я созерцал баланс собственного финансового состояния.
От этого грустного занятия меня отвлек бодрый голос Саши Варда - Олегс, я тебя записал в дальний поход на Север нашей Родины.
О!!! Круто! - обрадовался Я.
На Северах я был давно, помню не все, да и было это не на мотоцикле.
Следующую фразу я прокрутил в месте (как выяснилось потом, где у нормальных людей мозг - а у нас на нем шлем) раз 8-9. Выезд 7 января уже из Тюмени. Температура на улице может достигать МИНУС 60 градусов по шкале Цельсия! - бубнил озабоченным голосом Вард.
Да, кстати, вот тебе номер Николайдера (Коля Пастор) из Тюмени и Анатоллиума (Николай Лютый) из Нового Уренгоя, они все подробности тебя и объяснят.
В месте, где должен быть мозг, вспыхивали картинки и ощущения давно прошедших дней службы в Забайкалье и предыдущих зимних покатушек.
….Обмороженная ладонь от прикосновения к плоскости крыла в 50ти градусный мороз...
…..Замерзшие глаза в МИНУС 54...
……Стойкий пар изо рта на кухне ДОСа(дом офицерского состава)....
…….Раскрошившаяся резина на переднем колесе при минус 34, в поездке на Элефант. Треффен в Германию...
……..Умирающий за ночь аккумулятор при - 32, в Чехии...
………Толстый слой инея на обратной стороне визора шлема при температуре от - 25...
……….Подошвы ног, стучащие о пол, как копытца, к вечеру путешествия уже потерявшие чувствительность...
………...Взгляд в окно, полный надежды на то, что мотоцикл угнали и не придется на нем ехать еще пару тысяч км по морозу...
…………Надежда на теплое времяпрепровождение, угасающая при каждом фырканье недовольного издевательскими манипуляциями на морозе мотоцикла...
И радость, переполняющая тебя, когда ты стоишь с Российским флагом на награждении, пьяный, уже отогревшийся и довольный тем, что ты сделал ЭТО!
НО МИНУС 60 !!!!!
НО ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ!!!!
НО ГОЛАЯ ТУНДРА!!!!
НО погибший лейтенант СЕДОВ!!!
Путешествие почти на Северный Полюс....
Я - Еду!!!!
При подробном общении и организации выясняю, что сие мероприятие носит совсем не детский характер и рассказы про экстремальные температуры - не сказка.
НО - там добывается почти весь газ нашей страны!
Так что то самое Поле Чудес, где каждый посаженный рубль превращается в 1000, если не в 1000000, находится именно там!
Голоса Николайдера и Анатоллиума серьезны и сосредоточенны, но звучат как мед... едут самые опытные... самые проверенные... самые смелые... самые... самые.... самые...
Ну да, мы такие, эти самые-пресамые!
Ого, значит и Я! )))
Звание МотоПолярник... Полярный круг… Великая Северная Летопись...
Маршрут проложен и труден, будет холодно, голодно, опасно, но с тобой будут твои друзья. А что еще надо, чтобы нормально отдохнуть?!
И вдруг, жалобным таким голосом – только, пожалуйста, отнеситесь к этому серьезно и подготовьтесь, как следует.
Тут и начинается само Путешествие - в Ямбург, на Ямал, к Северному Полюсу - уж кто как только не называл наше продвижение за Полярный круг.
Подробно изучая героический поход лейтенанта Седова и строки о его гибели, столь похожей на ритуальное самоубийство, я сильно задумался о трезвости своего ума, позволившего мне начать подготовку. А уж когда Вард стал рассказывать, что для достойной экипировки и подготовки он продал какой-то чугунный мост через Клязьму…
И я стал готовиться со всей ответственностью и вниманием - к своему здоровью.
Непрекращающиеся созвоны с друзьями и профессионалами по ГСМ и экстремальным холодам.
Передо мною открылись новые технологии не только в химии - в экипировке. Оказывается, американцы придумали чудо-материалы, которые позволяют отлично функционировать при температурах ниже 60 градусов! А на вид чистый поролон! Однако отработал на 200%, как оказалось впоследствии. И по цене, аналогичной нашему тяжеленному, недышащему Норфину. Которым, впрочем все остались довольны.
Обратились к чудесам современной химии. Я даже не представлял, что существует масло, которое не теряет своих свойств в диапазоне от -70 до + 700!!!
Как хорошо, что у меня "депозитный двигатель" BMW!
Аккумулятор увеличенного пускового тока и емкости!
Зашиповка резины, столь красочно впоследствии показанная по каналу НТВ.
Видавшая 1000-и км коляска!
Утепление мотора по профилю мотоцикла!
И еще 113 вещей!!! Которые надо сделать, или переделать, или купить.
Поездка по стоимости стала приближаться к круизу по Средиземному морю, все включено! Но ведь там – тепло, мокро, лениво, а здесь отличная компания, в которой приятно выпить, достаточно холодно для желания выпить все время и сухо настолько, чтобы хотелось смочить горло. (Неужели я алкоголик - бытовичок?)
Во время сборов и консультаций с друзьями накатывало сомнение - 12 экипажей, еще более 20 человек в машинах…такой ордой мы никуда никогда не доедем! Но ведь что интересно - никто не отказывается, а количество желающих только растет! Наверняка они просто пошутили.
Однако в разговорах с Николаем и Анатолием приходит понимание и чувство глубокого уважение к парням.
С такой подготовкой мы сможем попасть не только в книгу рекордов Гинесса, но и на Луну!
Они умудряются договориться даже с Газпромом! Найти теплые боксы и ночлег в поселках из 3х вагончиков. Наши люди! Но очень настойчивы в своем требовании готовиться к практически Подвигу. Фраза о том, что раненых не будет, заставила вспомнить об армии, былых днях. А тут еще новая идея - доехать не только до Ямбурга, но и попытаться перейти Обскую губу по льду до Ямала!
И это не было шуткой.
Значит, готовимся к автономному пребыванию в условиях Крайнего Севера, при экстремально низких температурах.
Но какой впрыск адреналина нас ждет! К тому же - Новый год!
Такой подготовки к Новому году у меня еще не было!
Выезд назначен на 3 января.
2700 до Тюмени...
Дороги стали покрываться снегом. Похолодало.
Планируемая остановка в Кирове у старого друга, отца Александра. И еще одна - в Екатеринбурге.
В день выезда снег шел, не прекращаясь…дороги завалило по самую ступицу, но я уже был в Дороге, в Дороге к Ямалу!
Смешно был остановлен гаишником в городе Буй, между Кировом и Вологдой. Почему-то поехал прямо через территорию городской администрации.
Вятка-Киров, как всегда, встретила снегопадом и морозом. Оглядев с колокольни Храма отца Александра город, предались общению и отдыху вместе с местными любителями мотоциклов.
Заутреня – и дальше, в Екатеринбург. Через Пермь.
С удивлением обнаружил, что за год в Пермском крае построили приличные дороги, но холод не уменьшили. Устойчивые - 26.
В Екатеринбурге потеплело до -13 и согрелся общением с друзьями.
Вечером 5-го января я в Тюмени.
И тут началось НАСТОЯЩЕЕ СИБИРСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО!
Валера (Батюшка), Коля (Пастор), Марат (Мамай) и все-все навалили нам скатерть-самобранку кушаний деликатесных и напитков чудных!
Муксун и нельма, тающие во рту. Вишневка и бальзамы, веселящие организм. Пироги и борщи, обжигающие вкусом рот. Уха и оленина, уносящие вкусовое восприятие на неземную орбиту!
А пребывание в природных горячих источниках при температуре в -26... какие могут быть слова!? Только удовольствие!
Так прошел день подготовки к старту на край Земли.
В день старта, 7 января, все собрались и мы начали свой путь красивым пробегом по улицам столицы Сибири - Тюмени.
И действительно, практически все оказались готовы к пробегу! Мы - поехали!
Куда же мы ехали?!!!
Что есть Сибирь-матушка?
Почему матушка, если храбрых сынов своих туда ссылали для усмирения нравов и мыслей?!
По существу, именно сама Сибирь была присоединена к Московскому государству в 16 веке.
Легендарный поход Ермака Тимофеевича позволил на время расширить, а впоследствии и закрепить территории теперешней Сибири.
Следы Ермака, будь то памятники или названия деревень, встречаются повсюду в Сибири.
Но и прежние владельцы сих уделов, татары, до сих пор у дел. Второе по численности национальное сообщество за Уралом - это именно татары!
Начало показалось скучным, всего-то -16. Но мы веселили сами себя.
Мчась со скоростью около 80 км/час по асфальту, на шипованной резине, реагируя на безумных, шарахающих от нас водителей, мы ловили мотоциклы, блуждающие по трассе, однако не столь редко, сколь нам самим хотелось.
А грязный снег, моментально залепляющий визор шлема и ветровое стекло, совершенно не добавлял видимости.
Позже мы уяснили, что при -20 и ниже стекло остается чистым. И это гораздо приятнее и безопаснее, хотя и менее комфортно от холода.
Таежные леса и вымораживающие все живое холода...
Но какая природа окружает нас! Укутанные снегом вековые ели, под воздействием морозов приобретшие суровость и силу, будто из мультиков - того и гляди заговорят человеческим голосом, пригласив передохнуть под их кроной и набраться сил Земли Сибирской.
Вдруг выглядывает солнце и все играет совершенно другими звуками! Вроде даже и холод стал не таким жгучим. А воздух окрасился сладкими нотками.
Первый ночлег после Тюмени - УВАТ.
Столица биатлона России. Здесь даже есть музей А. Тихонова, знаменитого биатлониста, тренера, его же имя носит международный биатлонный центр в Увате, где проводятся ежегодные соревнования по лыжно-стрелковому спорту.
Под стать славе и отель. 4-ре звезды в селе с населением в 4000 человек!
Мрамор и цветы. Диваны и горячая вода. Белые скатерти и водка в кувшинчиках.
Грязные следы от экипировки и молчаливые горничные.
Тарелка борща по цене бака бензина.
Ночлег стоимостью билета на самолет Питер-Москва.
Обитель Газпрома... Дешево не будет!
Но все же приятно возлежать на широкой кровати, под легким алкогольным воздействием, перебирая кнопками программы телепередач.
Так что мы с Каспером направились в 4х километровый поход в само село - смотреть на ледяную переправу через Иртыш и заодно вкусить местных достопримечательностей.
Поход удался. Все увидели. Не впечатлило...
Запах от отогревшегося пихтового веника, купленного по дороге, наполнял тело свежестью и фантазиями.
Стоит отдельно сказать о придорожных торговках и торговцах. В большинстве своем это коренные жители Сибири, с явными признаками родства с хантами и манси. Одеты в теплые одежды и продают дары земли сибирской.
Муксун, омуль, пихта, шишки - такие красивые на вид и вкусные на пробу, расположены на картонных коробках и рекламируются на обрывках этих же коробок.
Цены не намного ниже, чем в магазинах, но намного ниже, чем в Москве и Петербурге, тем более, что такой рыбы у нас просо нет!
Муксун - 500 руб за кг, но при общении 400, огромный пихтовый веник 50 руб, а за 10 уже 300, шишка по 50 за шт, но сумасшедшим байкерам - 15.
Об всех этих деликатесах напоминают и указатели - Южный Балык, Усть-Балык... в общем есть еще Балыки на земле русской, с голоду не помрем.
Первый рубеж – Ханты-Мансийский Автономный округ! Так далеко зимой на мотоцикле еще никто не доезжал!
Памятная стела и первое фото героеффф.
Историческое название Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. И люди, пусть не настолько отмороженные, как мы, проживали здесь с 11 века, еще задолго до прихода татарских и русских завоевателей.
Звались эти люди - обитающие "на полунощных странах". Древние летописи рассказывают о неизвестном народе угры - остяки, они же ханты, вогулы, они же манси - с которым столкнулись русские первопроходцы. Именно тогда и узнали наши предки о самоядах, их же - ненцах. И звался этот округ когда-то Остяко -Вогульским, а уж Ханты-Мансийским стал в годы Советской власти, как дань коренному населению.
В начале XVI в. земли ханты и манси были силой присоединены к Сибирскому ханству, возникшему на остатках Тюменского царства. В это время местные жители по Пелыму, Конде и Тавде объединились в один из крупнейших государственных союзов Сибири – Пелымское княжество, которое вошло в состав Сибирского ханства. Но уже тогда алчные русские князья, засылали воинов за мехами соболей, горностаев, песцов и белок. Спрос на дорогие меха на Руси как не иссякал, так и не иссякает до сих пор.
Следующая цель - Нефтеюганск. И снова погода балует. И снова всего лишь около -20 ) Но вновь и вновь обледенелая трасса готовит сюрпризы и требует максимальной концентрации и недюжинного здоровья. Дорога, идущая по тайге, настолько причудливо гнет свой профиль, что иногда странна сама идея появления того или иного поворота в ее изящном течении.
То тут, то там странные указатели русскими буквами, но не русскими словами - Игль, Юнг-Ях, Сивыс-Ях, Куть-Ях... Ханты оставили свои названия, да и пришлые когда-то татары тоже.
Ях - значит поселение людей, Например, Сивыс-Ях. Сивыс - младшая сестра... То есть, поселение младших сестер? ) Не разобрались... Ну а Пыть значит, люди у дороги, но мне больше понравилось - Веселые люди. Как далеко ему до нашего Веселого поселка! Но это и есть хорошо!
Люди, заселившие эти места, обладали хорошей наблюдательностью и чувством юмора, не то что советские первопроходцы... Сентябрьский, Октябрьский и скоро уже по пути Ноябрьск. Просто, надежно, емко и без излишеств.
Казалось бы, пробег всего около 400 км, дорога не поражает своим разнообразием, но сколько всего происходит в голове при движении в морозные сумерки. А иногда мелькающие рядом с дорогой звери добавляют фантазий и настороженности.
И вот оно, первое знакомство с зимней лесотундрой.
Вдруг открывается пространство, все залитое восходящем солнцем! Солнце едва приподнялось над горизонтом и медленно бросает свои лучи практически параллельно снежному покрову.
Куда же делись деревья?! Те самые огромные пихты, кедры? Темнохвойные, словно нехотя, редеют и оставляют одиночных воинов в тундре…а затем, преодолевая свое извечное стремление расти вверх, превращаются в криволесья, стланики и, наконец, опускаясь до уровня полукустарничков, уступают арену борьбы за жизнь Тундре...
Так кто же побеждает в этой борьбе? То ли это тайга наступает на тундру, то ли тундра ослабляет лес? По ощущениям эта грань подвижна и весьма динамична.
Так и мы движемся от приветливых лесов и мягкого снега к выхолащивающим просторам и жесткому насту. Ветер играет с экипировкой и рядностью движения... Звуков и нет... И есть истошный ветер во всех неплотностях шлема и рукавиц... Иногда мне казалось, что мы летим над поверхностью земли! Поземка создавала иллюзию парения над сушей и отнимала ту самую шершавость и прочность опоры асфальта...
Бред. Сюр. Сон. Зачем нам Это?!
Наверное с такими мыслями, убаюканный ослепляющим солнцем и холодом, Ярослав не смог устоять от опробования придорожного снега... Мотоцикл перевернулся несколько раз отдельно от седока и замер... с надеждой на прекращение этого беспредельного экзекута техники...
Но наши доблестные сопровождающие весело и задорно загрузили мото на прицеп, выдали находящемуся в прострации наезднику комиссарских и мы продолжили путь.
Снова темнеет... Солнце словно пробежало по натянутому канату и ...медленно свалилось за ... снег... опять снег...откуда пришло, туда и ушло...
Колонной врываемся в молодой город нефтяников. Именно здесь в 1961 забил первый тюменский нефтяной фонтан!
Так и объединили Нефть и Юганскую Обь, через которую до сих пор существует ледяная переправа, в новое название поселка, а теперь уже города с населением около 130 тысяч.
Первое, что бросается в глаза - огромная мечеть, выстроенная в центре современного города. Отлегло... Наши - здесь.
Нас встречают парни из Дорожных акул (местный мотоклуб).
Мотоциклы загоняются в гараж, где окружающий воздух пытаются нагреть с помощью бензиновой тепловой пушки... При температуре, близкой к -30 это довольно сомнительное мероприятие, поэтому с грустью думаю об утренних попытках запуска...
Но уже готова баня, распарены веники и мы мчимся располагаться в мотель перед погружением в сибирское гостеприимство. Парни помогают варить и чинить поврежденное мото в своей мастерской.
Мотель… МОТЕЛЬ. М!О!Т!Е!Л!Ь! Длинный, словно щитовой домик, с пластиковыми окнами... 3 туалета на этаж в 49 комнаток...душевых тоже есть - две... 5-6 человек в номере...c цветным телевизором! Протертые непонятно чем стулья и покрывала... И- ЗАПАХ! Запах трудового народа! А я когда-то жаловался на запах в своей казарме...!!! Зря! Звиняйте, братцы! Но в нем тепло и есть чайник. Плюс 300 рублей с члена и доступ к приезжим феям эротичеcких снов и будней.
Но в общем-то приехали мы за другим, поэтому мчимся в баню и там уже общаемся с местными парнями и пихтовыми вениками!!!
Потом приглашение за стол в пивном баре...опять дружеские посиделкипопивалки, но приходиться убывать в мотель, чтобы как-то подготовиться к завтрашнему выезду.
Сон байкера чуток и тревожен...особенно если товарищи за стеной рассказываю небылицы про Севера и собственную жизнь...не трезво, но резво!
Когда в 4 часа ночи я поднялся их убить, они уже были убиты своим словоохотливым желанием...не смогли...устали...
Утром мы мчимся к знаменитому Сургутскому мосту через Обь. Мост величествен и царственно подсвечен. Утренние сумерки добавляют ему красоты и значимости. Его протяжённость составляет 2110 метров, а пролёт 408 метров. Он имеет один пилон высотой 149 метров и 130 вантов, прикреплённых к нему.
А когда-то в 1594 здесь был заложен деревянный городок.
Рыбное место, так обозначается сие место хантами, селькупами, отобрано для других целей. Столица Нефтедобычи России теперь называют его СургутНефтеГазовщики. Да тут еще и парочка крупнейших ГРЭС! Есть места богатые всем на Западно-Сибирской равнине.
Только вот населения здесь немного...всего 300000 человек. Трудно здесь.
Сургут был лишь промежуточной точкой осмотра, далее наша цель Ноябрьск. Еще 400 км по тайге.
Еще 400 км на свежем воздухе при -30...
Указатели на месторождения нефти...что может быть страннее? Только названия рек.
Как вам АЙ-НЯТЫМ-КОРЬЯГУН? Неужели мы на чужбине?!
Да нет! Это Россия!
Горящие факелы, размером с 10-этажный дом! Тягачи, везущие трубы диаметром в несколько метров! Кразы, Камазы!
Это - Россия!
Навигатор показывает границу Ямало-Ненецкого округа! Но где же знак?! Как же фотография?! Да… И вот тот самый знак… Он лежит, уже занесенный снегом, сбитый ураганным ветром на землю…
Россия…наша страна! Гордость, помноженная на безразличие.
Дорога длиннее всего на 100 км, а как чувствуется усталость и холод. Начинаю подумывать о включении электроподогрева… За шлемом всего минус 28. Всего!!!! Как быстро мы перестали боятся Севера и полюбили его холодное радушие.
Так, занимаясь самосозерцанием и размышлениями о вечном, о себе…о родине…о холоде, я вдруг понимаю, что человек, выбегающий мне наперерез и машущий полосатой палкой, очень похож на инспектора ГИБДД! Мне кажется, у нас у обоих-двух, это событие отразилось первоначально как глюк!
Я замыленным, замерзшим, усталым мозгом отработал позднее, чем пересек линию поста ДПС. Огляделся…ибн шайтан! Точно, остановили гаишники! Начались долгие переговоры…Как?! Куда?! Зачем?! Скока жретпретстоит?!
А потом, робко так – парни, вы уж извините, начальство волнуется! И тут я практически неосознанно произношу - Газпром в курсе! Инспектор берет под несуществующий козырек шапки-ушанки и удаляется, медленно пятясь! Однако!!!! Есть еще места в русских селениях, где главные не только сотрудники полиции!
Из разговоров с дальнобойщиками - Ноябрьский Пост самый злой и дорогой на Северной трассе. Но мы проскользнули!!!! А вот у машин сопровождения были проблемы… Не ходите, байкеры, без мото по Ямалу погулять!!!
Мчимся в сам Ноябрьск, так как трасса находится в 60 км от города.
Сбиваемся в кучу около стелы на въезде, выясняя, что часть народа каким-то образом оказалась позади нас.
Нас встречают - совершенно случайно!!!! - люди мотоциклисты, руководитель мотоклуба Газпрома, он же и приводит в теплый ангар для стоянки мото и договаривается с гостиницей Призывного пункта Красной армии.
Скорый осмотр и ремонт техники - и движение на ночевку.
Вид местных мотоциклов рождает мысль, что наше шипование резины, как бы сказать, здесь слегка слабовато!
Ямаха R-1, зашипованная спидвейными шипами, Хонда CBR, обутая так же…наводит на нас грусть на предмет будущих дорог…
Пауза. Осмысление происходящего. Замешательство. Ждем завтра.
Гостиница за 500 руб. с носа за 2-х местный номер со всеми удобствами по оснащенности и антуражу ничуть не хуже 4х звезд!
Вот это призывной пункт!!! Или это рекламный тур?!
Идем опробовать столовую. Едабельно! 270 рублей за 3 блюда.
Еды мало, поэтому создаем ажиотаж, больше для вида. Узнаем, что утром работают с 8, а мы выезжаем в 8….?!
Добрые поварихи-ноябрьчанки любезно, всего за 3-и поцелуя, соглашаются прийти к 7-00!!!
Как душевно и ласково, 50-60-летние тетечки говорят о нас, 30-50-летних бородатых, суровых парнях - мааальчикииии.
Фраза поездки из уст поварихи - Ну как же их отпустить-то голодными, убогих?! Пусть хоть в желудках будет полно, а то, небось, в штанах уже все звенит?!
Наверное, фразу - А тебе не холодно?! - я слышал более сотни раз за поездку. А вот как они-то сами думают?
Читайте также
26 декабря 2024
216
25 декабря 2024
461