Индонезия. Так выглядят деревни народности нгада
Индонезийский остров Флорес богат разнообразием традиционных деревень со старинным укладом жизни, с порядками и обычаями своих предков. Расскажу об одной из них. Эта деревня называется Бена и находится в центральной части о. Флорес в 16-ти км. от городка Bajava. Примостилась она на горном выступе, напротив действующего вулкана Инерие. Является самой известной и посещаемой туристами деревней малочисленного народа нгада.
Дорога к этому месту, круче не бывает. Серпантин так заворачивал, что только каскадёрам по зубам. Наш водитель был мастером. Ведь в Индонезии по-другому не получится, мастера и выживают! Окрестности были настолько живописны, будто нарисованы волшебными красками. Они сияли в солнечном свете, внезапно уходили в густую зелёную тень и вновь рисовали синие горы.
Вулкан Инерие действующий, но не в стадии извержения. Его кратер выбрасывал облака удушающей серы, и запах ада витал в лесу. Это никак не отражалось на природе, казалось, что джунгли от этого только зеленее. А значит, и я переживу! Вулкан мелькал в просветах, напрягая уже своим дыханием, а ведь люди тут живут постоянно. Не одно поколение сменилось на его веку.
Подъезд к широким деревенским воротам асфальтирован и со склона просматривалась сразу вся деревня. Ровные ряды травяных крыш домов двумя шеренгами располагались с противоположных сторон, напоминая террасный ландшафт. Проживает здесь народ нгада, имеет свой язык, кстати, без приставок и суффиксов.
Несмотря на то, что являются христианами католиками, придерживаются одновременно своих верований. Глубоко почитаем культ предков, а потому странные конструкции в самой деревне объяснимы.
Небольшие домики бхага, напоминающие избушку на курьих ножках, символизируют женское начало.
Строения же, вроде грибка на детской площадке, но под соломенной крышей, отвечают за мужское начало и называются Нгадху.
Рядом с этими сооружениями установлен алтарь Девы Марии, как символ католицизма. Странная смесь религий, поклонение духам природы, духам умерших предков сосуществует в тесном контакте с католичеством. Подобный анимизм наблюдается у многих народов, где прошли миссионеры и привнесли свои верования в местные языческие поверья.
Деревня имела въезд с севера, а с юга обрывалась каменистым утёсом и представляла собою замкнутую территорию в окружении плотно стоящих, будто прижатых домов.
Вид на вулкан Инерие, это не простое совпадение. Люди верят, что там живут Боги, а самый главный из них Бог Ета. Он сидит на горе и охраняет деревню с её обитателями, при этом не спускает с неё взгляда. Поэтому деревня должна быть открыта для его зорких глаз.
Всего в поселении насчитывается около 40-ка домов, в которых проживает 65 семей.
Пройдя по деревне, в глаза бросилось, что у каждого жилища вывешены рога буйволов, останки их черепов, побелевшие от времени челюсти. Их было достаточно много, создавалось впечатление, что все кости выставлены напоказ, как достояние семьи. Именно так и оказалось, но ещё по количеству рогов можно сосчитать возраст самого строения. Ведь по традициям, опять же предков, после постройки дома убивают буйвола, а рога сразу гордо выставляют напоказ. И так каждый год забивают жертвенное животное. Рога закрепляют друг над другом в вертикальные конструкции, а если ещё и череп сохранился, то честь той семье и хвала.
Жертвенное мясо мужчины едят внутри постройки Бхага в знак признания матриархата, а самого буйвола перед церемонией держат какое-то время привязанным к Нгадху. Среди народности нгада царит женское превосходство. Роль женщины в обществе определяется его развитием. Чем примитивнее общество, тем выше в нём роль женщины.
Если женится молодая пара, то муж должен жить в доме жены. Разводиться нельзя, а если у мужа появился ребёнок на стороне, он должен заплатить большой выкуп той женщине. Дети при любых обстоятельствах остаются с матерью, или же с родственницами по материнской линии. Наследный дом передаётся старшей дочери.
Каждое деревенское жилище имеет несколько комнат и обязательно комнату для церемоний. На большой открытой веранде перед входом, установлены ткацкие приспособления. Вроде их и станком не назовёшь, а икат ручной работы получается на славу. Женщины ткут шарфы, пояса, накидки. Изделия с национальным орнаментом развешены по перилам во всей деревне. Туристов здесь ждут. Вена интересное место для посещения, коренное население достаточно скромное, только уж очень неулыбчивое. Понятное дело, что не со зла, манера у них такая, невесёлая.
Есть тут и подобие деревенского клуба с местным названием ленги , где проходят все важные встречи и совещания жителей. Здание является местным культурным центром. Входные билеты в деревню продают именно здесь по 2 дол. Деревенские дети толпой не кружат и ничего не просят, даже собаки, и те все смирные.
По всему центру деревни приподнятая площадь из нагромождений камней. Подниматься на неё можно по каменным ступеням с любой стороны деревни. Сохранились мегалиты, сооружения из каменных глыб, что тоже символизирует особый культ, великий дух создателя.
В центре деревни находились могилы умерших родственников с христианскими крестами. Дети на них играли, бабушки сидели под солнышком, а предки видно не в обиде, да и за грех не считают.
А если глянуть на крыши, то кое-что интересное можно увидеть там. На них установлены маленькие фигурки-обереги. Игрушечные домики и куклы тут вместо добрых домовых, которые берегут своё жильё от напастей и бед. Уже позже в самом городке Bajava видела такие же фигурки на крышах современных зданий. По вкусу, видимо, городским жителям пришёлся обычай народности нгада устанавливать на своих домах забавных кукол.
Всего 60 000 человек этого этноса населяют местные деревни, которые по некоторым оценкам историков существовали уже 1200 лет назад. Но образ жизни нгада с тех пор не очень изменился. Люди всё ещё крепко держатся за вековые традиции, передавая их следующим поколениям. Если у вас появится шанс посетить этот уединённый, идиллический уголок мира, то, безусловно, им надо воспользоваться. Скромные жители деревни Бена принимают всех гостей приезжающих к ним издалека.