Из Волгодонска в Грузию. Часть 5

Предыдущие части рассказа:
Часть 1, часть 2, часть 3


Мы спустились по лестнице к Пантеону, месту захоронения грузинских писателей, поэтов и драматургов возле храма Святого Давида Гареджийского. Но это место более всего известно по могиле А.С. Грибоедова.

***

А.С. Грибоедов.

В истории нашей страны есть люди, чьи имена одинаково любимы и почитаемы как у себя на родине, так и за её пределами. А. С. Грибоедов, на мой взгляд, безусловно занимает одну из первых позиций в этом списке. Человек блестящего ума, чести, харизмы и трагической судьбы. Русский дворянин, дипломат (в табели о рангах Российской Империи — Статский советник), поэт, драматург, пианист и композитор.

Очень рано погиб от рук взбесившийся толпы религиозных фанатиков в Тегеране. Прожил не много (32 года), но оставил ярчайший след в истории своей страны и в памяти народов Закавказья. Прежде всего Армении и Грузии.

Прожил на шесть лет больше Лермонтова и на пять лет меньше Пушкина. Составив вместе с ними золотой фонд Русской литературы. Надо ли напоминать, что судьбы всех троих неразрывно связаны с Кавказом.

На могиле мужа молодая вдова А. С. Грибоедова грузинская аристократка Нино́ Чавчава́дзе напишет слова:



Честно признаюсь, у могилы этого, пожалуй, действительно Великого Русского я пережил сильнейшее потрясение. Чувств такой высокой пробы я не испытывал давно. Девушки, как мне показалось, тоже пребывали в сильном внутреннем волнении. Света ушла в себя. Она, наконец, собственными глазами увидела эту душераздирающую эпитафию молодой жены Грибоедова, о которой так много рассказывала своим ученикам и теперь у черной чугунной ограды стояла в глубокой задумчивости.

Оставшуюся часть жизни красавица Нино́ Чавчава́дзе-Грибоедова, продолжала носить траур по мужу, отвергнув все предложения достойнейших женихов. Занималась благотворительностью, тратя на это свое немалое состояние.

У могилы Грибоедова я размышлял о том, что несмотря на постоянно менящуюся политическую коньюктуру, истинно великие люди таковыми и остаются. А детища всякого рода пропаганды и пропагандистов неизменно предаются заслуженому забвению.

***



Быстро смеркалось. Мы начали медленно спускаться в город. На проспекте Руставели мы расстались с нашими новыми знакомыми, но ненадолго. Через два часа договорились встретиться на мосту Мира. Мы пригласили девушек поужинать вместе. Ресторан назывался «Пурис Сахли», он был полон, но после переговоров с администратором нам удалось заказать столик на 8 часов вечера. Судьба явно протягивала нам руку в тот день. Появившиеся в нашем распоряжении два часа свободного времени, мы потратили на то, чтобы вернуться домой и привести себя в порядок.

***

Ужин в ресторане начался с короткого знакомства с интересным скрипачом, который представился как Важа*. В перерывах между исполнением Важа подходил к нашему столику, и мы общались.

Итак, вечер проходил в непринужденном общении. Важа играл на скрипке и пел, лохматый тапёр вдохновенно ему аккомпанировал на расстроенном (насколько позволял определить мой медвежий слух) пианино. Но это не портило, а скорее добавляло некой пикантности исполнению. К заказанным блюдам ни у кого претензий не было, к вину — тоже.

Музыканты пели и играли песни разных времен и народов и на разных языках. Неожиданно я услышал знакомые слова:

«Девчонка рыжая с Ростова-на-Дону, Дону, Дону,
И я в глазах её, как в той реке, тону, тону, тону.
Цветы, букеты ей дарить, дарить, дарить, дарить,
О любви всё говорить!»


Важа сиял и подмигивал нам, и все присутствующие с интересом посматривали в нашу строну.
— Для наших гостей из Ростова! — обратился Важа к залу и исполнил финальный аккорд.

После фото сессии с «гостями из Ростова» восхитительный Важа переместился к другим столикам. Заиграли азербайджанские напевы и песни о городе Баку.

В какой-то момент, словно из ниоткуда, к нам, а точнее, прямо на руки к Тане припорхала прелестная девочка-грузинка. Таня тискала прелестную девчурку, та не сопротивлялась и почти без акцента отвечала ей по-русски. Что-то дрогнуло в моем сердце.

Чудесный ужин подходил к концу. Важа вернулся к нам и спел ещё раз для гостей из России «Левый левый берег Дона».

Закончив работу, музыканты стали собираться. Благодарные посетители пытались оставить им деньги, но Важа с обворожительной, но гордой улыбкой эти попытки пресек. Вскоре мы тоже рассчитались и вышли на воздух.

Чудесный вечер в Тбилиси подходил к концу.

Миновав площадь Татарский Майдан, мы вскоре оказались на уже знакомой ул. Шардени́. Улица пуста. Под вывеской «о бутылке вина, раскрепостившей Вику», скучал Артур. Он узнал меня и Игоря и, смерив девушек оценивающим взглядом, одобрительно улыбнулся. Мы же прошли мимо, давая понять, что на сегодня план по дегустации выполнен. Далее каким-то чудесным образом (ведь никто толком не знал дороги) мы очутились на улице Шавтели, той самой, где находится знаменитый театр Марионеток Резо Габриадзе. Таня призналась, что это её любимое место в Тбилиси. А башня с часами: «Это моя башня!»
— Прекрасный вкус, — сказал я Татьяне, а про себя отметил, что все складывалось в нашем новом знакомстве как-то «само собой», как бы непринужденно случайно.

Расставшись на перекрестке, мы договорились встретиться завтра возле тетра Марионеток в полдень, в час, когда в башне возле театра начинается представление механических кукол.

***

*Важа Чубинидзе — известный грузинский скрипач родился в городе Сухуми в 1944 году, в семье актера Михаила Чубинидзе (народный артист СССР) и Флора Шедания (народный артист Грузии).

Важа Чубинидзе в 1985 году получил звание заслуженного деятеля искусств. В 2009 году он был награжден Орденом Почета.

В январе 2014 г. известному грузинскому скрипачу исполнилось 70 лет, о чем с легкой грустью он поведал нам во время этого памятного ужина в ресторане «Пурис Сахли» в центре Тбилиси.