Экспедиционный рюкзак: что это такое, особенности, выбор, подгонка
Экспедиционный рюкзак предназначен для переноски тяжелых грузов на большие расстояния, что часто происходит в условиях сложного рельефа, непредсказуемой погоды и повышенной усталости. Объем такого рюкзака составляет свыше 60л (рюкзаки меньшего объема являются, как правило, штурмовыми). Выбор нужного объема определяется вашими задачами – сколько времени вы проведете в автономном путешествии, в каких условиях, какое количество снаряжения берете с собой. Кинооператоры на этом моменте усмехнутся :)
По моему убеждению, главная задача экспедиционного рюкзака – стать с туристом одним целым. Это означает, что после подгонки такой рюкзак должен сесть как влитой. Рюкзак должен оплести туриста как осьминог и объединиться с ним. Как-то так. Также необходимо, чтобы экспедиционный рюкзак как можно меньше увеличивал ваши габариты (преимущественно горизонтальные).
Варианты выбора рюкзака «потому что он красный» и «зато со скидкой», предлагаю не рассматривать, если вы собираетесь проводить под ним приличное количество времени.
Хороший рюкзак после подгонки действительно станет с вами одним целым. Он сэкономит немало сил во время движения, сбережет осанку и пощадит позвоночник. Основная нагрузка при правильной посадке хорошего рюкзака ложится на область таза, равномерно распределяясь на бёдра и крестец. Лямки рюкзака не должны принимать на себя вес рюкзака (или только кратковременно, например, при лазании). Во время движения лямки должны обеспечивать уверенную посадку рюкзака и плотное прилегание к спине. Лямки не должны сильно давить на плечи. Совершенно точно не должны вызывать онемение рук. Абсолютно любые элементы подвески рюкзака, имеющие контакт с телом: лямки, пояс, подушки системы спины - должны прилегать к телу всей своей рабочей площадью. Если этого не происходит, значит, рюкзак подогнан не правильно или не подходит вам.
Для правильного выбора рюкзака необходимо отправиться в магазин с целью мерить, а не покупать. Настройтесь провести в магазине приличное время, пробуйте несколько разных вариантов. Нагружайте тестируемый рюкзак рабочим грузом (попросите менеджера предоставить груз) и подгоняйте нагруженный рюкзак под себя. Делайте это в вашей туристической одежде. Обязательно походите под нагруженным рюкзаком, наклонитесь, поднимитесь по лестнице, обращая внимание на люфты подвески, скрипы и проч. Если у вас возникает ощущение, что нагруженный рюкзак деформирует собственную подвеску и она «плывет», появляются люфты, рюкзак болтается - не берите такой рюкзак, так как он превратится в баул с лямками. По моему мнению, плохой рюкзак не подходит даже для кратковременной переноски тяжестей. Например, некоторые велорюкзаки, основная задача которых – ехать на багажнике велосипеда, имеют съемные лямки для переноски на спине. Как правило, они совершенно неудобны и очень травмоопасны для переноски на спине даже на короткие дистанции... Даже если в магазине вам так не кажется – будьте уверены, что во время подъема по сложному маршруту, в непогоду, когда вы устали, при признаках «горняшки» - все будет выглядеть совсем по-другому.
Удобство подвески определяется в первую очередь надёжным, не плывущим каркасом, анатомичностью форм элементов, количеством и продуманностью регулировок, утяжек, компрессионных ремней, подвижностью набедренных крыльев.
Второй важнейший параметр после подвески – вес. По этому параметру можно разделить экспедиционные рюкзаки на два лагеря. Одни производители делают систему подвески максимально комфортной, что увеличивает вес рюкзака. Конструктивно это выражается в более широких лямках, большем количестве и более сложной форме подкладок на поясе и спине и, самое главное – в сложности и форме каркаса (каркас состоит обычно из алюминиевых или пластиковых ребер жесткости, формирующих корсет спины рюкзака). Производители таких рюкзаков считают, что больший вес изделия компенсируется удобством переноски, что делает рюкзак менее «травмоопасным» в сложных условиях. Другие производители считают главным параметром меньший вес изделия. Каждый производитель прав по-своему.
Разница в весе между «удобным» и «лёгким» рюкзаками может составлять 1кг. Мое личное мнение – лучше взять более тяжелый, но более удобный и функциональный рюкзак. Я считаю так потому, что для меня главным критерием усталости является усталость спины (поддерживать мышечный корсет спины для меня сложнее, чем мышцы ног. Мышцы ног как правило всегда находятся в тонусе, их легко натренировать «с запасом» - например, занимаясь велоспортом. Со спиной все обстоит сложнее, особенно когда работа сидячая). В результате хорошо пригнанный продуманный рюкзак едет на бёдрах и в основном нагружает ноги, а не спину. По этой причине я выбираю в рюкзаках более комфортную (пусть и более тяжелую) подвеску, но это мое личное мнение. На мой взгляд, нормальный вес хорошего экспедиционного рюкзака объемом 75л это 3-3,5кг.
Объем рюкзака. Я остановился на объеме в 75л. При такой ёмкости я заполняю экспедиционный рюкзак снаряжением весом в 25кг, что является для меня максимальным рабочим весом. Конечно, я справлюсь и с бОльшим весом, но на коротких дистанциях. Нужно понимать, что бОльший вес существенно повышает риск травм и относиться к этому вопросу очень серьёзно. По моим прикидкам, 1кг современного снаряжения занимает объем в среднем 3 литра. Отсюда можно вычислить максимальный объем рюкзака, который вам подойдет. Вряд ли вы понесете 40кг снаряжения, так что объем в 120л будет почти наверняка слишком большим.
В продаже можно найти рюкзаки вплоть до 140л (выше не встречал) и это пространство также может быть заполнено – пенками, объемистыми спальниками, сахарной ватой:) и прочим лёгким и объемным снаряжением. Но такие объемные рюкзаки будут очень неудобны в эксплуатации, т к будут сильно превышать габариты туриста.
Следующие важнейшие параметры – качество используемых материалов, их прочность, надёжность пошива. Современный рюкзак работает как одно целое. Если он будет даже незначительно порван, порезан, то под нагрузкой может быстро разрушиться и стать непригодным. Поэтому, конечно, нужно беречь рюкзак (как и прочее снаряжение) от неспецифических нагрузок и агрессивных сред. Например, дно рюкзака может быть усилено более неприхотливым материалом (напр. кордурой), но это не значит, что рюкзак можно необдуманно ставить на острые камни – они могут повредить довольно нежный материал поясного ремня.
Стоимость изделия. Я расположил этот пункт далеко от начала списка потому, что считаю первостепенными параметрами подвеску, качество материалов и вес. Это те параметры, без которых экспедиционный рюкзак невозможен. Эти параметры формируют базовую стоимость, ниже которой вы не найдете хороший рюкзак. Померив несколько рюкзаков, вы можете выбирать более дорогой исходя из прочих предпочтений, но перечисленные выше характеристики экспедиционного рюкзака должны присутствовать непременно.
Вентиляция спины. Этот параметр определяется в основном подвеской рюкзака. Если она комфортная и нагрузка распределяется по большой площади, то вентиляция, разумеется, будет хуже даже с учетом применения в подушках открытоячеистого поролона, который, вроде бы, «дышит»:
Но стоит добавить, что под более удобным рюкзаком турист устаёт меньше и, соответственно, меньше потеет.
Следующий параметр хорошего экспедиционного рюкзака – количество и надёжность исполнения входов. Я сторонник монообъемных рюкзаков, когда внутреннее пространство не разделено перегородками. В этом случае можно наиболее компактно уложить рюкзак. Однако, недопустимо, чтобы вход был единственным. В этом случае, чтобы срочно достать необходимую вещь, может потребоваться переворошить весь рюкзак, что совершенно не удобно во время дождя, на мокрой земле и тп. Несколько входов (хотя бы два) – отличное решение, так как уменьшает проблему вдвое. Однако, важным параметром является надёжность исполнения входов – они должны фиксироваться надёжной молнией и дополнительно утяжками на фастексах.
Карманы. Карманы снаружи экспедиционного рюкзака - это часто моветон (задача экспедиционного рюкзака - нести груз, а не цепляться за ветки и кусты), но здесь каждый выбирает под свои задачи. Во время радиальных выходов суммарный вес этого рюкзака с содержимым у меня составляет 11-13кг. В нем едут: фотоаппарат, линзы и штатив, мембранная одежда, флиска, шапка, перчатки, туристические палки, вода и еда.
Фурнитура для навески дополнительного снаряжения (пенка, стойки палатки, палки, ледоруб), внутренние и внешние компрессионные ремни и чехол от дождя являются хорошим дополнением, но совершенно не приоритетным.
Яркий цвет. И плюс и минус. Если потерял рюкзак или потерялся сам, цвет поможет поискам. Но также сделает туриста более заметным, что может привлечь асоциальных элементов...
В заключение перечислю прочие мелочи, на которые можно обратить внимание, если вы все еще сомневаетесь, какой из нескольких опробованных вами в магазине вариантов лучше. Фурнитура для навески дополнительного снаряжения (пенка, стойки палатки, палки, ледоруб), внутренние и внешние компрессионные ремни и чехол от дождя являются хорошим дополнением (но совершенно не приоритетным). Яркий цвет может оказаться как плюсом, так и минусом. Если потерял рюкзак или потерялся сам, цвет поможет поискам. Но также сделает туриста более заметным, привлечет асоциальных элементов.
Следует помнить, что экспедиционный рюкзак, как и прочее туристическое снаряжение, может быть использован для различных назначений, например:
- как защита спины при специфических задачах
- из ребер жесткости каркаса рюкзака можно сделать шину при травмах
- может помочь дополнительно утеплить спину или ноги (в него можно залезть ногами в спальном мешке)
- можно подстелить под себя, подложить под голову
- подвеска рюкзака может быть использована для переноски пострадавшего, а объем рюкзака – при изготовлении самодельных носилок.
- можно соорудить удобное кресло на бивуаке.
Если кто-то подскажет еще назначения, буду благодарен. Таким образом, экспедиционный рюкзак (после правильного выбора обуви) является вторым по важности элементом снаряжения для туриста и способен выполнять в том числе неспецифические задачи. Всвязи с этим важно уделить подбору рюкзака максимум внимания и достаточное количество времени и не забывать главное правило: экспедиционный рюкзак предназначен для переноски тяжёлых грузов на большие расстояния, но переносить его будете именно вы :)
Читайте также