Южная Корея. Монах на день или Zen&fun
Автобус едет по почти неощутимому серпантину в маленькую деревушку у подножья маленькой горы. На вершине маленькой горы расположен маленький буддистский монастырь. Монастырь, в котором хранится мировое наследие — Трипитака кореана — сборник буддийских текстов состоящий из 81 258 деревянных табличек с гравировкой. Это и есть монастырь Хэинса. Монастырь был трижды сожжен и восстановлен, но тексты гибели избежали. Как избежало гибели и само учение и умиротворение, ради которого сюда едут как туристы так и местные.

По всей Южной Корее запущена программа, благодаря который каждый желающий (включая иностранцев) может почувствовать себя монахом Дзен. Внимание — услуга платная. В программе участвуют монастыри по всей стране. Участвует в этой программе и монастырь Хэинса. В него я и отправилась. Во время моей поездки день проживания стоил 30 долларов. Подробней и актуальней можно узнать на сайте монастыря — www.haeinsa.or.kr.
Для тех, кто едет целенаправленно и на долго, лучше сообщить в монастырь заранее — для Вас подготовят программу прибывания по всем правилам, включая обучение медитации, чайную церемонию и уроки основам философии Дзен. Я же приехала и осталась здесь спонтанно. Никто не возражал. Ехала посмотреть монастырь и, наткнувшись на объявление о программе проживания, захотелось попробовать стать монахом Дзен (та самая ситуация — «Надоело все — уйду в монастырь!» в действии). Спросила у торговца статуэтками при входе в монастырь куда мне нужно обратиться если я хочу здесь пожить — меня проводили в административный корпус. Моему заявлению никто не удивился. С деликатной улыбкой спросили на сколько дней я хочу остаться и мою национальность. Заполнила предложную анкету, заплатила за проживание. Мне разъяснили порядок проживания в монастыре и распорядок дня (для тех кто все быстро забывает — информация о распорядке висит в домике куда вас поселят). Согласно распорядку — подъем 3-30 утра. Отбой в 20 часов. Прием пищи, медитации — все строго регламентировано по времени. Но следовать регламенту или нет — личный выбор каждого (включая настоящих монахов проживающих здесь постоянно — на утренней службе кроме меня и самих служителей, исполняющих ритуал, никого не было, чего нельзя сказать о приеме пищи — в столовой всегда не протолкнуться).В принципе чем Вы здесь занимаетесь и когда никого не интересует, если это конечно это не противоречит назначению места.
Многие корейцы из больших городов приезжают сюда пожить на выходные, чтобы привести мысли в порядок после суеты города, побродить по горам, побеседовать с монахами (к слову обладающими изрядным чувством юмора) восстановить силы. Маленькие островки покоя и равновесия — их так не хватает в наше время.
Чтобы прочувствовать жизнь монаха, я решила прожить хотя бы один день в монастыре по полному распорядку. Главными трудностями для меня стали — подъем в 3 утра, чтобы успеть к утреннему ритуалу, и полное вегетарианство. Но раз решено — значит решено.
Для гостей (к которым относятся все приезжающие по программе) отведен один домик на окраине монастыря. В домике две комнаты (одна для женщин и одна для мужчин). Двери — не запирающиеся сезди. Пол с подогревом (очень теплый), вместо кровати — мягкие маты, одеяло и подушка. Ванная с душем и туалетом. Вот и все — это ваше жилище на ближайшие время. Я приехала в будни и была совершенно одна в домике.
В административном корпусе можно попросить почитать — дадут сборник буддийских текстов (на корейском и английском). Когда гасить свет - решать Вам, но вставать по расписанию и я решаю все же лечь пораньше. В темноте за дверью шумит река. В темноте за дверью качается лес. В темноте парит звездное небо над крышами. Темнота полна снов. Темнота открыта, она не запирается на ключ и не имеет дверей. Темнота всюду — это ночь — первая ночь в монастыре Хэинса...
Но тут полет мысли и полудремы прервало чувство голода. Первый звоночек что вегетарианство — это не мое. Поворочалась с боку на бок — не помогло. На дворе ночь, до ближайшей деревни — сотни метров вниз по серпантину, да и вряд ли там можно найти ночью съестное для голодных иностранцев. Поворочалась еще. Вспомнила, что в рюкзаке у меня остался тюбик с клубничным джемом (куплен еще в Сеуле, все таскала с собой на случай намазать на булочку в трудную голодную минуту в пути, вот эта минута и настала — не ожидала что она настанет при таких обстоятельствах). Джем был извлечен из рюкзака, разведен в небольшом количестве воды (за неимением булочки) и выпит-съеден. Маленькая хитрость сластены и такая приятная. Теперь можно и спать.
3 утра. Нужно вставать. Нужно, но не хочется. И почти неможется. Солнце еще не взошло. Сыро и холодно. Монастырь спит. Спят все духи. Их предстоит еще только разбудить, каждого поэтапно, один за другим. Духов воздуха, земли и всех остальных. Еще предстоит прозвенеть колоколу, гонгу и барабану. Ритуал начинается перед восходом солнца и полусонная я спешу на центральную площадь монастыря. Спит колокол, спит барабан, спит гонг.
Спеша на площадь, я думала что мне придется пробираться сквозь толпу монахов, чтобы хоть что-то рассмотреть из происходящего. Думала, я проспала, приду самая последняя и т.д. и т.п. НО... Я пришла первая — весь монастырь мирно продолжал спать. Это и есть Дзен — не хочешь — и ладно, дело твое. На площади появились только те, кто непосредственно должен принимать участие в ритуале пробуждения - с опаданием появилась пара монахов. Сонные, грустные от того, что сегодня их очередь рано вставать. Ожидать чего-то феерического не приходилось. Но в очередной раз я ошиблась. Рассвело и — началось. Полет белые рукавов барабанщика — словно полет журавлей. Танец грациозных полочек. Ничего более завораживающего я не видела. Так пробуждалась природа. Так пробуждался монастырь. Пробуждалась сама Жизнь.
После ритуала — время для медитации (если Вы заранее не сообщили о своем приезде, как я, утренняя медитация для вас занятие самостоятельное — в общий учебный корпус Вас не допустят), после — завтрак. Завтрак , обед и ужин — строго по расписанию в отведенное время. На прием пищи отводится 30 минут. Прием пищи в полном молчании (соблюдение этого требования обязательно). Раньше положенного времени Вас в столовую не допустят, по истечению времени поесть Вам тоже никто не даст. Не успели в назначенное время или не уложились в отведенное — остались голодными. Вот и вся простота дисциплины. Пришли, молча сьели что есть и молча ушли. Прием пищи окончен. Хвалить еду, вообще выражать какие-либо эмоции по поводу пищи не рекомендуется — прием пищи лишь для поддержания жизни, а не для развлечения или наслаждения. Пища сугубо вегетарианская ( в основном однообразная из того, что выращивается в монастыре (овощи), собирается в лесу (грибы, коренья) и поступает извне (рис — источник поступления мне не известен). Пища очень-очень острая (для меня почти не выносимая). Нужно быть к этому готовым. Из питья — кипяченая вода. Еду накладываешь сам сколько и что хочешь из чанов (но все должно уложиться в отведенные полчаса). В столовой от народу не пропихнуться. После — время на самостоятельные занятия (мною потрачено на прогулку в округе монастыря).
Даже если вам учение Дзен совершенно не интересно, в Хэинсу стоит приехать хотя бы ради того, чтобы побродить по окрестностям в тишине.
По пути мне встречались как задумчивые и хмурые монахи, старающиеся обойти меня стороной, чтобы я не прервала их размышлений, так и совершено болтливые, любящие пошутить и скоротать время за совместной прогулкой. Все это тоже часть Учения, часть пути постижения Дзен, часть самостоятельных занятий.
Война войной Обучение обучением, а обед — по расписанию. Обед прошел как и завтрак — в молчании и по расписанию.
После обеда — служба в храме (опять кроме самих служащих присутствовала только я ).

Дальше — обучение и работа в монастыре (к иностранцам это не относится, если вы конечно заранее не записаны на полную программу — если вы все же записались — для вас уготовано постижение Дзен через подметание двора, затем пару часов философии Учения и чайная церемония).
Как бы Вы себе не представляли монастырь и учение — ничего из представленного с Вами не произойдет. Вас никто не будет наставлять, поправлять, делать замечания или призывать к чему-либо. Никто не будет пытаться Вас убедить в чем-либо. Если у вас есть вопросы — задавайте — на них вам постараются ответить, но настаивать на ответах никто не будет. Вас никто не осудит. Никто не скажет заблуждаетесь Вы или нет. Никто не будет пытаться с Вами заговорить, если Вы не хотите беседовать. Дзен здесь — как туман, его нет и в то же время он всюду в этом месте, в Вас самих. Все меняется как-то само, пока вы здесь находится - на губах появляется полуулыбка, дышать становится легче. Возможно это от чистоты воздуха и нетронутости гор, возможно это путь Дзен. В любом случае это еще один опыт. Еще один день жизни. Еще один шаг, который каждый делает самостоятельно в выбранном вами самим направлении.
Но вот уже пора на вечернюю медитацию, ужинать и спать. Завтра еще один день. По расписанию он ничем не отличается от прошедшего, но... Каждый день похож на предыдущий и в то же время нет ни одного одинакового дня. Это тоже Дзен. Это тоже часть Пути. Это часть постижения Учения.


По всей Южной Корее запущена программа, благодаря который каждый желающий (включая иностранцев) может почувствовать себя монахом Дзен. Внимание — услуга платная. В программе участвуют монастыри по всей стране. Участвует в этой программе и монастырь Хэинса. В него я и отправилась. Во время моей поездки день проживания стоил 30 долларов. Подробней и актуальней можно узнать на сайте монастыря — www.haeinsa.or.kr.
Для тех, кто едет целенаправленно и на долго, лучше сообщить в монастырь заранее — для Вас подготовят программу прибывания по всем правилам, включая обучение медитации, чайную церемонию и уроки основам философии Дзен. Я же приехала и осталась здесь спонтанно. Никто не возражал. Ехала посмотреть монастырь и, наткнувшись на объявление о программе проживания, захотелось попробовать стать монахом Дзен (та самая ситуация — «Надоело все — уйду в монастырь!» в действии). Спросила у торговца статуэтками при входе в монастырь куда мне нужно обратиться если я хочу здесь пожить — меня проводили в административный корпус. Моему заявлению никто не удивился. С деликатной улыбкой спросили на сколько дней я хочу остаться и мою национальность. Заполнила предложную анкету, заплатила за проживание. Мне разъяснили порядок проживания в монастыре и распорядок дня (для тех кто все быстро забывает — информация о распорядке висит в домике куда вас поселят). Согласно распорядку — подъем 3-30 утра. Отбой в 20 часов. Прием пищи, медитации — все строго регламентировано по времени. Но следовать регламенту или нет — личный выбор каждого (включая настоящих монахов проживающих здесь постоянно — на утренней службе кроме меня и самих служителей, исполняющих ритуал, никого не было, чего нельзя сказать о приеме пищи — в столовой всегда не протолкнуться).В принципе чем Вы здесь занимаетесь и когда никого не интересует, если это конечно это не противоречит назначению места.
Многие корейцы из больших городов приезжают сюда пожить на выходные, чтобы привести мысли в порядок после суеты города, побродить по горам, побеседовать с монахами (к слову обладающими изрядным чувством юмора) восстановить силы. Маленькие островки покоя и равновесия — их так не хватает в наше время.
Чтобы прочувствовать жизнь монаха, я решила прожить хотя бы один день в монастыре по полному распорядку. Главными трудностями для меня стали — подъем в 3 утра, чтобы успеть к утреннему ритуалу, и полное вегетарианство. Но раз решено — значит решено.
Для гостей (к которым относятся все приезжающие по программе) отведен один домик на окраине монастыря. В домике две комнаты (одна для женщин и одна для мужчин). Двери — не запирающиеся сезди. Пол с подогревом (очень теплый), вместо кровати — мягкие маты, одеяло и подушка. Ванная с душем и туалетом. Вот и все — это ваше жилище на ближайшие время. Я приехала в будни и была совершенно одна в домике.
В административном корпусе можно попросить почитать — дадут сборник буддийских текстов (на корейском и английском). Когда гасить свет - решать Вам, но вставать по расписанию и я решаю все же лечь пораньше. В темноте за дверью шумит река. В темноте за дверью качается лес. В темноте парит звездное небо над крышами. Темнота полна снов. Темнота открыта, она не запирается на ключ и не имеет дверей. Темнота всюду — это ночь — первая ночь в монастыре Хэинса...
Но тут полет мысли и полудремы прервало чувство голода. Первый звоночек что вегетарианство — это не мое. Поворочалась с боку на бок — не помогло. На дворе ночь, до ближайшей деревни — сотни метров вниз по серпантину, да и вряд ли там можно найти ночью съестное для голодных иностранцев. Поворочалась еще. Вспомнила, что в рюкзаке у меня остался тюбик с клубничным джемом (куплен еще в Сеуле, все таскала с собой на случай намазать на булочку в трудную голодную минуту в пути, вот эта минута и настала — не ожидала что она настанет при таких обстоятельствах). Джем был извлечен из рюкзака, разведен в небольшом количестве воды (за неимением булочки) и выпит-съеден. Маленькая хитрость сластены и такая приятная. Теперь можно и спать.
3 утра. Нужно вставать. Нужно, но не хочется. И почти неможется. Солнце еще не взошло. Сыро и холодно. Монастырь спит. Спят все духи. Их предстоит еще только разбудить, каждого поэтапно, один за другим. Духов воздуха, земли и всех остальных. Еще предстоит прозвенеть колоколу, гонгу и барабану. Ритуал начинается перед восходом солнца и полусонная я спешу на центральную площадь монастыря. Спит колокол, спит барабан, спит гонг.
Спеша на площадь, я думала что мне придется пробираться сквозь толпу монахов, чтобы хоть что-то рассмотреть из происходящего. Думала, я проспала, приду самая последняя и т.д. и т.п. НО... Я пришла первая — весь монастырь мирно продолжал спать. Это и есть Дзен — не хочешь — и ладно, дело твое. На площади появились только те, кто непосредственно должен принимать участие в ритуале пробуждения - с опаданием появилась пара монахов. Сонные, грустные от того, что сегодня их очередь рано вставать. Ожидать чего-то феерического не приходилось. Но в очередной раз я ошиблась. Рассвело и — началось. Полет белые рукавов барабанщика — словно полет журавлей. Танец грациозных полочек. Ничего более завораживающего я не видела. Так пробуждалась природа. Так пробуждался монастырь. Пробуждалась сама Жизнь.
После ритуала — время для медитации (если Вы заранее не сообщили о своем приезде, как я, утренняя медитация для вас занятие самостоятельное — в общий учебный корпус Вас не допустят), после — завтрак. Завтрак , обед и ужин — строго по расписанию в отведенное время. На прием пищи отводится 30 минут. Прием пищи в полном молчании (соблюдение этого требования обязательно). Раньше положенного времени Вас в столовую не допустят, по истечению времени поесть Вам тоже никто не даст. Не успели в назначенное время или не уложились в отведенное — остались голодными. Вот и вся простота дисциплины. Пришли, молча сьели что есть и молча ушли. Прием пищи окончен. Хвалить еду, вообще выражать какие-либо эмоции по поводу пищи не рекомендуется — прием пищи лишь для поддержания жизни, а не для развлечения или наслаждения. Пища сугубо вегетарианская ( в основном однообразная из того, что выращивается в монастыре (овощи), собирается в лесу (грибы, коренья) и поступает извне (рис — источник поступления мне не известен). Пища очень-очень острая (для меня почти не выносимая). Нужно быть к этому готовым. Из питья — кипяченая вода. Еду накладываешь сам сколько и что хочешь из чанов (но все должно уложиться в отведенные полчаса). В столовой от народу не пропихнуться. После — время на самостоятельные занятия (мною потрачено на прогулку в округе монастыря).
Даже если вам учение Дзен совершенно не интересно, в Хэинсу стоит приехать хотя бы ради того, чтобы побродить по окрестностям в тишине.
По пути мне встречались как задумчивые и хмурые монахи, старающиеся обойти меня стороной, чтобы я не прервала их размышлений, так и совершено болтливые, любящие пошутить и скоротать время за совместной прогулкой. Все это тоже часть Учения, часть пути постижения Дзен, часть самостоятельных занятий.
Война войной Обучение обучением, а обед — по расписанию. Обед прошел как и завтрак — в молчании и по расписанию.
После обеда — служба в храме (опять кроме самих служащих присутствовала только я ).

Дальше — обучение и работа в монастыре (к иностранцам это не относится, если вы конечно заранее не записаны на полную программу — если вы все же записались — для вас уготовано постижение Дзен через подметание двора, затем пару часов философии Учения и чайная церемония).
Как бы Вы себе не представляли монастырь и учение — ничего из представленного с Вами не произойдет. Вас никто не будет наставлять, поправлять, делать замечания или призывать к чему-либо. Никто не будет пытаться Вас убедить в чем-либо. Если у вас есть вопросы — задавайте — на них вам постараются ответить, но настаивать на ответах никто не будет. Вас никто не осудит. Никто не скажет заблуждаетесь Вы или нет. Никто не будет пытаться с Вами заговорить, если Вы не хотите беседовать. Дзен здесь — как туман, его нет и в то же время он всюду в этом месте, в Вас самих. Все меняется как-то само, пока вы здесь находится - на губах появляется полуулыбка, дышать становится легче. Возможно это от чистоты воздуха и нетронутости гор, возможно это путь Дзен. В любом случае это еще один опыт. Еще один день жизни. Еще один шаг, который каждый делает самостоятельно в выбранном вами самим направлении.
Но вот уже пора на вечернюю медитацию, ужинать и спать. Завтра еще один день. По расписанию он ничем не отличается от прошедшего, но... Каждый день похож на предыдущий и в то же время нет ни одного одинакового дня. Это тоже Дзен. Это тоже часть Пути. Это часть постижения Учения.

Читайте также
28 апреля 2025
284