Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Предыдущая часть - Камерун. Ч - 6. Об особенностях сельского хозяйства

Учёные антропологи, изучавшие различные и совершенно не связанные между собой африканские народы, пришли к выводу, что самое ценное их достояние это – умершие предки. Подобное можно назвать основным принципом большинства африканских сообществ. В наше время традиционный для Африки анимизм отступает, на его место приходят христианство и ислам, и образуется некий религиозный микс.
Что представляет собой анимизм? В подобной статье полностью объяснить это довольно сложно, но я всё же попробую.

Палеонегритские племена Северного Камеруна считают, что первоначально существовал только огонь, который залила вода Первые люди появились после потопа. Процесс был запущен главным божеством. Если в христианстве создатель мира и отец Христа это некий добрый дедушка-отец, то в мифах африканских народов он предстаёт, то змеем, то быком, то каким-то особым двуполым существом, то ещё чем-то таким, непонятным.

Одним словом, мир был создан, но создан он был небрежно или скорее в черновом варианте, с ошибками. После этого главное божество ушло со сцены, уступив управление вселенной другим богам, которые изначально рангом ниже. Далее создатель (лис, змей, крокодил или просто непонятное существо) отстранился от практических дел, в жизнь вселенной он вмешивается изредка, точнее - редко, но метко. В литургии африканских культов роль творца сведена почти к нулю, почитают его только в самых исключительных случаях.

Африканцы полагают, что они не могут напрямую обратиться к верховному божеству. Их молитвы, все подношения, адресованные в иерархическом порядке семейному предку или одному из младших богов, но в конечном счёте, предназначены именно ему – верховному Богу. Происходит это от того, что Творец их молитвы по-любому не услышит, поэтому действовать необходимо через посредников. Тут некая аналогия с Библией, и с христианством, а также с китайскими религиями определённо прослеживается. В храмах Поднебесной империи мне приходилось видеть специальные деньги, предназначенные для сжигания в печи – таким образом, живые родственники, конвертируя, переводят ассигнации прямо на небо, пополняя там счёт покойного.

Африканские боги созданы африканским мышлением, и посему они ведут себя не по-европейски. Мифы, где африканские боги предстают во всей красе, обычного европейца могут шокировать кровожадностью.
Если верховное божество отстранилось, то нижние боги нуждаются в постоянной поддержке людей, поэтому, если они давно не получали подарок, они могут запросто начать вредить. Такое выражение как «кормить богов» в Африке имеет не аллегорический, а прямой смысл.
В африканских пантеонах отсутствует деления на чёрное и на белое, на демонов и на ангелов – не получил подношение, поэтому и злой. А посему с богами нужно общаться, постоянно узнавая, что они хотят, и здесь на помощь африканцам приходят их предки.

Умерший ценен тем, что он освобождает энергию и передаёт её живым. Но предком его начинают считать только после целой серии обрядов отделения от мира живых. Главным моментом являются похороны, которые часто растягиваются на несколько лет. Даже после всех этих церемоний такой предок новичок среди ушедших в мир иной сородичей. Он (или скорее его душа) какое-то время должен освоиться в новом для себя мире, и будет (или скорее сможет ли) ли он помогать живым, это ещё вопрос.
Должна установиться связь между предками и ныне здравствующим главой культа - души предшественников должны иметь свободный доступ к такому человеку. Это накладывает на главу культа определённый стереотип поведения. Живой человек становится, как бы подвешен между двумя мирами.

У умершего перед похоронами отрезаются части тела (пенис, палец, ухо, кусочек кожи со лба и т.д.). Всё это складывается в специальный мешок. Подобных сувениров с годами накапливается множество. Хранить их надлежит главе культа – через эти фетиши ему легче общаться с их бывшими хозяевами.
Есть и ещё один способ более плотного контакта. Голову умершего отделяют от тела и относят в специальный секретный пантеон, вход в который разрешён только главе культа, и только после особых ритуалов.

Кто может быть главой культа? Обычно старики. Они обречены на скорую смерть, отчего являются промежуточным звеном - посредниками между живущими и исчезнувшими поколениями. Этим определяется их исключительное положение в африканских сообществах.

Африканский род имеет одного или максимум двух-трёх старцев, каждый из которых выполняет свою задачу для сообщества, но с предками общается только один человек, в то время как некой властью над родом (или над деревней), или неким статусом наделены пять человек. Они решают вопросы сообщества.

Кто это такие? У камерунских анимистов дувайо в подобное политбюро входят:

1. Женщина, принимающая роды (повитуха). Обычно это старуха за шестьдесят.
2. Староста или администратор деревни, которого назначил ламидо или его доверенное лицо.
3. Старик, общающийся с предками.
4. Марабу – человек, отвечающий за магию, отгоняющий от деревни злых духов. Пришедшие в Камерун французы, стали именовать марабу колдуном, хотя это не так. Марабу не колдует, он наоборот защищает от колдунов, но грань здесь довольно тонкая.
5. Кузнец. «Почему кузнец? Зачем кузнец?» - спросит читатель. Всё очень просто. Кузнец руководит обрядом свадьбы и церемонией похорон. Часто бывает, что он одновременно исполняет обязанности по всем пунктам, кроме первого.

Понимаю, что читателя я запутал. Попытаюсь рассказать, как это выглядит на конкретном примере.

Марсель привёл нас в маленькую деревушку под названием Конгл. Нас здесь уже ждут. С разных сторон в тени раскидистых крон сидят люди, тихо и лениво разговаривая между собой, завидев гостей, часть из них вскакивает со своих отполированных мест и спешит поприветствовать нас.



Основное внимание привлекают 6-7 женщин, вся одежда которых состоит из зелёных веток листвы, подвязанных спереди и сзади, и составляющих таким образом юбку.



Были здесь и обычные африканки, но на фоне гуляющих топлес, они явно проигрывали. Утром перед восходом солнца туземки собирают с определённого дерева веточки, и плетут себе юбку, щеголяя, таким образом, каждый день в новом-старом наряде.



В Конгл живёт известный на всю округу кузнец по имени Оливье. У него две молодые жены, от которых он имеет 7 детей. Другие голые женщины также состоят с ним в каком-то родстве: кто-то из них его мать, кто-то жена брата, и так далее. Если женщине за 60 она стрижётся наголо. Позже, у двух бабушек, я заметил сзади на юбке некие кисточки, напоминающую веник. Подобное обозначает, что женщины являются посвящёнными, они входят в так называемую пятёрку политбюро – одна из них принимает роды, вторая отвечает за общение с предками (или является марабу).



Конгл для довайо, это как Троицко-Сергиевская лавра для верующего в советский период. Многие довайо хоть и приняли, кто христианство, кто ислам, ходят сюда, дабы получать наставление от здешних анимистов.

Глядя на старые групповые фотографии, где есть Григорий Распутин, невольно поражает его острый пронзительный взгляд. Кажется, что эти глаза-гвозди через столетие нацелены именно на тебя. Невольно представляется, как старец изучал людей своим пронзительным взглядом.

Взгляд местного кузнеца от распутинского мало чем отличается. И когда тебя насквозь сверлят такие глаза, это создаёт дискомфорт. Кажется, что он, словно рентген, видит тебя насквозь, и всё о тебе знает. Да что там знает, он скорее думает, как с тобой дальше быть и что с тобой сделать. Жаль, но мне его взгляд сфотографировать, как следует так и не удалось. Я сделал большое количество кадров, но все они не передают той живой мощи и того бешеного напора.

Тут нужно подробно объяснить, кем является в этой религии кузнец, и какие функции он выполняет.

У довайо, как и у других народов Тропической Африки, юноши и девушки имеют негласную свободу добрачных отношений. Правило супружеской верности считается «обязательным» только после свадьбы. Юноша предлагает девушке руку и сердце, она ведёт его к родителям. Если те дают добро, она идёт к кузнецу, заказывать кольца. Кузнец делает молодожёнам кольца. После происходит семейное торжество с пивом и с закусками, где кузнец торжественно провозглашает новую ячейку общества. В подарок за это он получает козу или мешок с ячменём. Варианты могут быть разные. Главное, что кузнец что-то получает. Оливье известен на всю округу - юноши и девушки из самых дальних деревень заказывают у него кольца.



Это обычная сторона жизни, тут всё просто, поэтому перейдём к похоронам, ибо ими заправляет опять-таки кузнец.

Как определить, что человек умер, а не уснул? В Европе, в Америке и в России приезжает скорая, медсестра пишет заключение, после чего покойника везут в морг. У камерунских анимистов ни врачей, ни моргов нет. Если человек умирает - смерть должны зафиксировать пять перечисленных выше товарищей, так называемое политбюро. Они будут свидетельствовать перед представителями государства, что человек умер.

Различные народы Камеруна хоронят, кто, на третий, кто на четвёртый, а некоторые даже на десятый день. Говорят, что по камерунскому ТВ показывали сюжет, как представители такого малого народа переехали жить в Яунде. У них в семье кто-то скончался, но они решили остаться верными традиции, ожидая именно десятого дня. Труп стал разлагаться и вонять на всю округу. Соседи не выдержали, выбили дверь и вызвали полицию.

Кладбищ у анимистов нет. Если человек окончил земной путь молодым - жизненной энергии у него не так много, поэтому его тихо хоронят, иногда даже рядом с жилищем (отметим, что делает это именно кузнец). Но если умирает старик, его силу и энергию необходимо сохранить. Вначале, отрезаются кусочки тела, и далее кузнец тащит труп в укромное место, где закапывает покойного в сидячем положении. Голова остаётся над землёй. Её накрывают мешком из шкур, и, защищая от диких животных, обкладывают камнями.

Похороны считаются завершёнными, когда кузнец вернётся за головой, и передаст её человеку, который общается с предками. Тот отнесёт голову в пантеон. Думаю, не нужно объяснять, что во время церемоний пиво льётся рекой.

Однако тут возникает вопрос, через какое время кузнец должен вернуться за головой? У разных народов по-разному. Позже, мне довелось слышать спор наших гидов. Абдула утверждал, что присутствовал на церемонии, где принесли голову покойного, умершего 40 дней назад. Марсель на это возразил, что через 40 дней ещё невозможно оторвать голову от туловища. Далее он добавил, что обычно у камерунских анимистов, за головой кузнец приходит через 2 года. Оппонент стоял на своём, утверждая, что некоторые довайо завершают обряд похорон на сороковой день.

Вернёмся в деревню Конгл. По моему мнению, кузнец Оливье даже живому человеку запросто может голову открутить, не говоря уже про жмуриков, коих он перетаскал несметное множество. По фигуре это само совершенство. В средние века такого африканца можно было хорошо продать работорговцам, в наши дни он вполне мог бы достичь чего-то в спорте.

Мы раздали подарки. Его жёнам перепал лак для ногтей. Оливье повеселел, и какое-то время его тяжёлый убийственный взгляд мы на себе не ощущали. Рядом с деревней его кузница, куда он нас пригласил. Оная представляет собой навес с широкой соломенной крышей. Дабы попасть внутрь, нужно нагибаться в три погибели. Из-за низкого потолка, там можно только сидеть.

Профессия кузнеца передаётся у довайо от отца к сыну. Отец, дед и прадед Оливье также были кузнецами. В роду кузнецов земледелием никто не занимается. Более 30 лет назад в Конгли побывал известный антрополог Нигелем Барли. Англичанин помог отцу Оливье, соорудив вместе с ним некую крутилку, для раздува углей.



Кузнец весь в работе. Он нагревает железный штырь, далее с серьёзным видом стучит по нему молотком, одну половину закручивает, и вместе с другой заворачивает в кольцо.



Заготовку периодически охлаждает в мокрой глине. К Оливье за кольцами обращаются разные народности, каждой из которой необходим узор в своём национальном стиле. Искры летят во все стороны. Но, как и почему они не прожигают низкую соломенную крышу? Возможно, её невидимым для нас образом защищают предки?! Уголь Оливье покупает, угля у него много. Горящие головешки переворачивает длинным мечом, который выковал его дед. Ещё 30-40 лет назад здесь всё было по-другому, и заказы у кузнеца были не только на покойников, но и на оружие.



Наконец, оба изделия готовы. Теперь всё понятно. Оливье подумал, что мы семейная пара и решил нас поженить. Подобное в наши планы не входило. Марина своё кольцо взяла, но в тот же день загадочным образом потеряла. Я же, поблагодарив кузнеца, подарок брать, не стал, впрочем, он и не настаивал.

Выходим из кузницы, возвращаемся в деревню. Оливье ведёт нас к своему дому, где во дворе разложена для продажи глиняная посуда.



Тут снова нужно объяснить. Кузнец женится обычно на дочери другого кузнеца. Невеста в обязательном порядке умеет обжигать метал, но её призвание в другом. Жены кузнеца являются горшечницами – они и только они имеют право работать с глиной. Каждый горшок они мастерят, призывая на помощь предков.
Не святое семейство предложило нам купить горшки. Ничего брать отсюда мне не хотелось. Такого же мнения была и моя спутница.



Мы тупо стояли, переминаясь как кони, с ноги на ногу, не зная, как разрулить ситуацию. Тут на наше счастье появилась одна из лысых старушек, сказав Оливье, что его дети начали баловаться. Мы вышли со двора вместе с ним, и далее наблюдали, как отец отнюдь не по-детски отшлёпал озорников палкой. После этого взгляд кузнеца вновь сделался решительным и пронзительным. Впрочем, женщины уже почти сварили пиво, и местный люд был весь в предвкушении праздника. Как позже выяснилось, пиво приготовили не просто так. Одна из местных лысых бабушек вылечила снадобьями какую-то женщину из другой деревни, и та проставлялась.

Медицины здесь нет. Точнее, в Поли есть кабинет, но приём у врача стоит 13 евро. Думаю, сумма не нуждается в пояснении.

Если в первой деревне нам довелось попасть на собрание, где люди выясняли причину неурожая, то у анимистов подобные вопросы решаются по-другому. Человек, общающийся с предками, несколько дней готовится к ритуалу - не ест, не пьёт, не спит с женой (или с мужем). Далее он идёт в пантеон и находит голову, которая вредит его деревне. Вначале предка задабривают.
Как задабривают предков? Сперва, режут чёрную курицу или чёрное животное, после для позитива на тот свет в качестве подарка отправляется уже белая животинка. Жертвенное мясо анимисты не едят, а вот кровь они используют.

Я спросил, что будет, если предок не захочет помогать? Вопрос перевели, но кузнец так сверкнул взглядом, отчего желание что-то выяснять отпало само собой. Абдула показал мощную рогатину, на которую я никогда бы не обратил внимания. Она тихо и мирно стояла возле самого большого дерева. На рогатине имелось множество нарезанных канавок, которые марабу во время жертвоприношения наполняет кровью.



Раньше такие рогатины стояли как главный фетиш во всех деревнях довайо. Пришедшие сюда миссионеры вначале старались их просто сжигать, но это не помогло. Тогда проповедники придумали вставлять крест внутрь, объясняя народу, что это та же самая рогатина (позже мы действительно видели в одной христианской деревне подобный тандем).
Кузнец снял с ветки специальный фетиш-колокольчик. Оный весь поржавел и обладал совсем хриплым голосом, ибо уже устал звать на помощь предков. Если в наше время живые живым не помогают, то что тут говорить про помощь с того света.

У Оливье есть брат, он тоже кузнец, но рангом ниже. Оба кузнеца носят специальную синюю шапочку, которая говорит об их статусе. Если Оливье занимается свадьбами и похоронами, то брат помогает женщинам рожать. Нет, конечно, не в прямом смысле, просто кузнец №2 мастерит специальных кукол. Игрушки выглядят нарядно, как и положено, мальчик больше, девочка чуть меньше. Ну а я в очередной раз убедился – хватать и покупать всё подряд в Африке никак нельзя.



Если через год после свадьбы женщина не беременеет, ей покупают такую заговоренную куклу, и она носит её на спине, замотав в ткань, как носят детей настоящих. Имя будущему ребёнку даётся до рождения. Купишь куклу мальчика – родится мальчик. Возьмёшь девочку – родится девочка. Казалось бы, чушь какая-то, но бесплодных женщин здесь не бывает – рожают все. После рождения ребёнка деревянного человечка необходимо хранить всю жизнь. Он становится двойником человека настоящего, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правда, кузнец №2 пожаловался, что появились мошенники, которые подделывают его кукол и продают на базаре. Соответственно, те не обладают магической силой. Одним словом, фирма веников не вяжет - покупать кукол нужно только в Конгли.



Пока мы изучали кукол и фетиши, на праздник пришли новые люди. Некоторые женщины принесли сюда свои домашние дела, одна даже вязала.



Повариха постоянно перемешивала готовившееся на костре пиво, но тут объявила, что напиток готов, на огне его держать более нельзя, варево может закипеть.



Затягивать с пивом было уже неприлично. По рукам пошла большая калебаса. Воздух наполнился терпким пивным ароматом. Выпив, народ повеселел. Оливье сказал, что сейчас они всей деревней покажут ритуальный танец. Кузнец принялся стучать на барабане. Женщины стали ходить по кругу и петь. Мотив оказался прост и однообразен, но тоску волжских бурлаков не навевал. Радостно стучал тамтам и как-то даже повеселел после пива хриплый колокольчик. Алкоголь прогнал дурные мысли, и люди в танце соединились со своими предками.



Обе жены кузнеца, уставшие, но счастливые, улеглись рядом на циновку. У каждой имеется свой домик. Соблюдая очерёдность, Оливье ночует то у одной, то у другой по два дня кряду. Жёны между собой не конфликтуют и даже дружат – обе они бедны, им нечего делить.



Я невольно подумал, кому-то повезло с предками - пращуров в качестве рабов доставили в Америку, в то время как предки девчонок от работорговцев ускользнули. И что теперь толку звать таких предков на помощь? А ведь у этих статных леди жизнь могла быть совсем другой…..



Дабы не вспоминать эти распутинские глаза, Марина решила задобрить Оливье, подарив ему ремень-кошелёк. Кузнец обрадовался, и сразу положил туда мобильник, который до этого он носил под шапкой. В качестве высшей признательности Оливье вместе с детьми отправился нас провожать, и это опустошило мою сумку на определённое количество конфет.

Сложен наш мир. С одной стороны культура анимистов уникальна, С другой - в 21 веке так жить попросту нельзя.

Следующая часть - Камерун. Ч - 8. По пути к анимастам Кома