Катакомбы советской науки. Часть I. В поисках разгадки тайны подземелий
Наверное, мало кто вспомнит имя убиенного в лихие 90-е журналиста Дмитрия Холодова. Но именно названием одной из его статей, слегка перефразированным, озаглавлен представленный вашему вниманию цикл репортажей об этом уникальном месте.
Но, как обычно, для начала - небольшая историческая справка.
С 1967 г. в Институте физики высоких энергий, в Протвино функционирует протонный синхротрон (или, если совсем упростить – ускоритель лёгких частиц) У-70, представляющий собой замкнутое кольцо диаметром около 1,5 км, расположенное под институтом.
В начале 1980-х гг. исследовательские возможности У-70 были практически исчерпаны, и руководством института был предложен проект, который должен был стать самым крупным в мире на тот момент ускорителем заряженных частиц. Предполагалось, что частицы будут разгоняться в ускорителе У-70 и затем по каналу инжекции (специальному тоннелю) будут поступать в новый ускорительно-накопительный комплекс (УНК), где достигнут максимальной энергии столкновения, превышающей возможности работавших на тот момент в мире ускорителей почти в два раза.
Для этого, после разработки и утверждения в 1982 г. проекта нового комплекса, подготовленного институтом Метрогипротранс, в 1983 г. началось строительство замкнутого кольца диаметром 5,6 м и длиной 21 км. Строилось оно в относительно стабильных и сухих грунтах, естественно, закрытым способом на глубине от 20 до 60 м, в зависимости от рельефа местности. Осуществление проходческих работ велось через 26 шахтных стволов, часть из которых была полностью достроена, а часть так и осталась на стадии строительства на момент консервации всего объекта.
Ниже текст той самой статьи Дмитрия Холодова, опубликованной в газете «Московский комсомолец» 19 марта 1993 г.
Пещеры имени советской науки
Внутренний диаметр тоннеля таков, что здесь запросто можно было бы проложить шоссе с двусторонним движением и пускать по кольцу автомобили. По размерам это сооружение больше, чем кольцевая линия московского метро.
От кольца отходит ветка, которая пересекает один из притоков Протвы и упирается в невероятных размеров подземную пещеру - арочный зал объемом около 10 тысяч кубометров. Высота бетонных сводов здесь превышает 30 метров.
Все эти жуткие катакомбы, выдолбленные в скальных породах, предназначены для размещения нового ускорителя Института физики высоких энергий в городке Протвино на самом юге Московской области.
Эта штука должна была стать самой грандиозной установкой такого рода в мире. С её помощью можно было бы буквально ковать фантастику. Судите сами: исследование течения времени в мире микрочастиц, открытие нового вида бескварковой материи, построение теории элементарных частиц - всё это позволил бы новый сверхпроводящий ускоритель.
Метростроевцы Москвы и Алма-Аты около 8 лет ударно ковыряли землю, пытаясь обогнать американцев, которые запланировали к 2000 году ввести в действие свой подземный суперколлайдер в Техасе длиной 87 километров.
На прокладку тоннеля во имя престижа советской науки угроханы миллиарды рублей - потрачено денег едва ли не больше, чем стоил весь Московский метрополитен имени В.И. Ленина. В 90-м году в тоннеле начали собирать уже сам ускоритель. Но потом всё бросили - нет денег. И вот глубоко в недрах земли на стыке двух областей остался заброшенным пустой гигантский тоннель.
Власти Протвино и сельсоветы близлежащих деревень пока не придумали, что делать с этой незавершенкой. Возможно, к будущему году здесь откроют музей советской науки, чтобы хоть как-то окупать вооруженную охрану, стерегущую подземную матценность от «возможных террористов».
Но, увы, и музею советской науки не суждено было обосноваться в этих грандиозных подземельях...
Интересно, что амбициозный проект самого большого в мире ускорителя, в отличие от большинства брошенных строек и разграбленных воинских частей, пережил распад Советского Союза. Строительство шло 11 лет, и к 1994 г. были завершены проходческие работы, построен сам кольцевой тоннель, четыре уникальных подземных зала для монтажа оборудования и проведения экспериментов, самый крупный из которых именовался «Нептун», построен канал инжекции, в котором было уже полностью смонтировано всё оборудование. И на этом этапе было прекращено финансирование. Впрочем, некоторые вялотекущие работы в УНК продолжались вплоть до кризиса 1998 г., который поставил окончательную жирную точку на этом проекте.
Дальше начались работы по консервации объекта в духе времени. Руддворы со всей инфраструктурой были разрушены, стволы запечатаны своеобразными пробками, представляющими из себя слоёный пирог из металлических листов и бетона. Последствия этой консервации и состояние надземной части объекта вы и увидите в первой серии нашего проекта, рассказывающего о сегодняшних днях УНК.
Если вам интересны грандиозные стройки и невероятные по своей смелости проекты, то приглашаю вас посмотреть репортаж об одном из самых известных сталинских зданий и о тайнах его подземелий!
Также, я буду очень благодарен вам, если вы подпишетесь на наш канал ( https://www.youtube.com/user/UnderWorldRu ) и оставите свою оценку или отзыв об увиденном материале! :)
Но, как обычно, для начала - небольшая историческая справка.
С 1967 г. в Институте физики высоких энергий, в Протвино функционирует протонный синхротрон (или, если совсем упростить – ускоритель лёгких частиц) У-70, представляющий собой замкнутое кольцо диаметром около 1,5 км, расположенное под институтом.
В начале 1980-х гг. исследовательские возможности У-70 были практически исчерпаны, и руководством института был предложен проект, который должен был стать самым крупным в мире на тот момент ускорителем заряженных частиц. Предполагалось, что частицы будут разгоняться в ускорителе У-70 и затем по каналу инжекции (специальному тоннелю) будут поступать в новый ускорительно-накопительный комплекс (УНК), где достигнут максимальной энергии столкновения, превышающей возможности работавших на тот момент в мире ускорителей почти в два раза.
Для этого, после разработки и утверждения в 1982 г. проекта нового комплекса, подготовленного институтом Метрогипротранс, в 1983 г. началось строительство замкнутого кольца диаметром 5,6 м и длиной 21 км. Строилось оно в относительно стабильных и сухих грунтах, естественно, закрытым способом на глубине от 20 до 60 м, в зависимости от рельефа местности. Осуществление проходческих работ велось через 26 шахтных стволов, часть из которых была полностью достроена, а часть так и осталась на стадии строительства на момент консервации всего объекта.
Ниже текст той самой статьи Дмитрия Холодова, опубликованной в газете «Московский комсомолец» 19 марта 1993 г.
Пещеры имени советской науки
Внутренний диаметр тоннеля таков, что здесь запросто можно было бы проложить шоссе с двусторонним движением и пускать по кольцу автомобили. По размерам это сооружение больше, чем кольцевая линия московского метро.
От кольца отходит ветка, которая пересекает один из притоков Протвы и упирается в невероятных размеров подземную пещеру - арочный зал объемом около 10 тысяч кубометров. Высота бетонных сводов здесь превышает 30 метров.
Все эти жуткие катакомбы, выдолбленные в скальных породах, предназначены для размещения нового ускорителя Института физики высоких энергий в городке Протвино на самом юге Московской области.
Эта штука должна была стать самой грандиозной установкой такого рода в мире. С её помощью можно было бы буквально ковать фантастику. Судите сами: исследование течения времени в мире микрочастиц, открытие нового вида бескварковой материи, построение теории элементарных частиц - всё это позволил бы новый сверхпроводящий ускоритель.
Метростроевцы Москвы и Алма-Аты около 8 лет ударно ковыряли землю, пытаясь обогнать американцев, которые запланировали к 2000 году ввести в действие свой подземный суперколлайдер в Техасе длиной 87 километров.
На прокладку тоннеля во имя престижа советской науки угроханы миллиарды рублей - потрачено денег едва ли не больше, чем стоил весь Московский метрополитен имени В.И. Ленина. В 90-м году в тоннеле начали собирать уже сам ускоритель. Но потом всё бросили - нет денег. И вот глубоко в недрах земли на стыке двух областей остался заброшенным пустой гигантский тоннель.
Власти Протвино и сельсоветы близлежащих деревень пока не придумали, что делать с этой незавершенкой. Возможно, к будущему году здесь откроют музей советской науки, чтобы хоть как-то окупать вооруженную охрану, стерегущую подземную матценность от «возможных террористов».
Но, увы, и музею советской науки не суждено было обосноваться в этих грандиозных подземельях...
Интересно, что амбициозный проект самого большого в мире ускорителя, в отличие от большинства брошенных строек и разграбленных воинских частей, пережил распад Советского Союза. Строительство шло 11 лет, и к 1994 г. были завершены проходческие работы, построен сам кольцевой тоннель, четыре уникальных подземных зала для монтажа оборудования и проведения экспериментов, самый крупный из которых именовался «Нептун», построен канал инжекции, в котором было уже полностью смонтировано всё оборудование. И на этом этапе было прекращено финансирование. Впрочем, некоторые вялотекущие работы в УНК продолжались вплоть до кризиса 1998 г., который поставил окончательную жирную точку на этом проекте.
Дальше начались работы по консервации объекта в духе времени. Руддворы со всей инфраструктурой были разрушены, стволы запечатаны своеобразными пробками, представляющими из себя слоёный пирог из металлических листов и бетона. Последствия этой консервации и состояние надземной части объекта вы и увидите в первой серии нашего проекта, рассказывающего о сегодняшних днях УНК.
* * *
Если вам интересны грандиозные стройки и невероятные по своей смелости проекты, то приглашаю вас посмотреть репортаж об одном из самых известных сталинских зданий и о тайнах его подземелий!
Также, я буду очень благодарен вам, если вы подпишетесь на наш канал ( https://www.youtube.com/user/UnderWorldRu ) и оставите свою оценку или отзыв об увиденном материале! :)
Читайте также
13 января 2025
257