Китай как основа Японии

Сегодня принято считать японцев сверхкультурной нацией, которая развила свою самобытную культуру, язык и общество. Многие туристы и люди, которые особо не интересуются историей и культурой страны даже не догадываются, что за всем этим стоит мощное влияние Китая, которое многие японцы сами отвергают. А китайцы настолько привыкли восторгаться всем иноземным (да и культурная революция стерла многие традиции и знания), что совсем забыли, что все, что есть в японской культуре пришло из Китая. Я очень долго смеялась, когда мой знакомый китайский фотограф поехал в Японию любоваться сакурой и смотреть гейш (восхваляя при этом какие кудесники эти японцы), совсем не зная, что обе эти традиции пришли из его родного Китая.
Итак, давайте разбираться.
Первые упоминания о Японии были сделаны именно в китайских исторических источниках Хоу Ханьшу в 57г, где говорилось, что император Китая из династии Хань дал золотую печать стране На народу Ва (так раньше в Китае именовались японцы). Сама эта печать была обнаружена в Кюсю в 19в.
Во время династий Суй и Тан Япония отправляла большое количество своих учеников для обучения в императорских посольств в Китае. Полученные ими сведения и знания потом успешно реализовывались в самой Японии. Именно Китай задавал моду и образ жизни для императорского двора Японии.
Еще одна занятная деталь, о которой мало кто знает, это то, что именно китайцы прозвали Японию — «страна восходящего солнца», ибо с китайского 日本 (Riben) 日 — обозначает солнце, а 本 — как место возникновение чего-то.



Японо-китайские отношения прочно укрепились в 645г, когда к власти пришел японский император Котоку. Он хотел провести реформу японской государственной системы и экономики, и взял за образец систему правления династии Тан.

Важными элементами, пришедшими из Китая на тот момент стали буддизм, китайские традиции и культура, бюрократия, архитектура и городское планирование.
Самым главным вкладом китайской культуры в японскую стал язык. Дело в том, что до прихода китайской культуры, японской письменности не существовало в принципе. Хотя, сегодня японский язык совершенно не похож на китайский, письменность (иероглифы) они используют и по сей день.



Это стало возможным благодаря тому, что иероглифы в первую очередь передают значение слова, а не звук. Помимо письменности богатая аристократия Японии увлеклась китайской каллиграфией, что считалось весьма непростым занятием.

Так как буддизм пришел в Японию именно через Китай, то и буддийские храмы тоже строились по китайскому принципу.



Однако японская империя на тот момент не была такой богатой, и не могла позволить себе тот размах и красоту храмов как в Китае, поэтому японская храмовая архитектура внешне выглядит более серой и коричневой по сравнению с китайской. Еще одно небольшое отличие от китайской архитектуры, это то, что для японских сооружений характерна асимметрия, чего никогда не встретишь в китайской архитектуре, где все должно быть четко.



В целом, в японской архитектуре характерно стремление к простоте. Постройки делались в основном из дерева, так как это было проще и доступнее. Также в соответствии с принципом всеобщего обновления синтоисткие храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, полностью перестраивается каждые 20 лет.
Также японцы позаимствовали китайскую модель городского развития, которая включала в себя организацию дорог по принципу прямоугольника для более удобного дорожного сообщения. Сегодня эту модель городского планирования можно до сих пор наблюдать в Киото и в Нара.



Не обошли японцы стороной и такие повседневные аспекты жизни как одежда. Сегодня у многих первая ассоциация с Японией это именно женщина в кимоно. Однако, главный символ Японии также позаимствован у Китая. На самом деле кимоно почти точностью повторяет одежду времен династии Хань — ханьфу. Японцы лишь слегка изменили рукава и пояс.


Да и сам образ гейши очень сильно напоминает образ китайских красавиц, и макияж и прически династии Тан были полностью скопированы японскими гейшами.


а так выглядит японская гейша — на лице разве что больше белил, которые скрывали плохое состояние кожи.



Вообще сама профессия гейши зародилась именно в Китае. Произошло это за двадцать три столетия до появления гейш в Японии. Во времена династии Восточная Чжоу (770 г. до н.э. – 221 г. до н.э.) в Поднебесной для услаждения слуха и взора китайских князей начали появляться специально обученные для этого девушки. А назывались они тогда «музыкантшами» — нюй юэ (女月), или нюй-куй (女傀), что дословно означает «женщина-куколка». Система жизни и работы китайских нюйкуй была полностью скопирована гейшами, которые организовали свои дома полностью по китайской системе. Девушки жили, работали и выплачивали долг за свое обучение и содержание его хозяйке. Выплатить долг дому мог покровитель «женщины-куколки» либо она сама, собственными усилиями, накопив достаточную сумму денег. Обретя свободу, многие нюй юэ открывали собственные дома-салоны, где принимали гостей.



Однако приход коммунистов к власти навсегда расправился с такими развлечениями, ибо по их мнению они эксплуатировали женщин, и развращали семейные устои.
Еще одна вещь, которая прочно ассоциируется с Японией это конечно же любование цветением сакуры. Японцы называют это «ханами». Однако, и эта традиция пришла из императорского Китая.



Сегодня десятки тысяч туристов прилетают в Японию, чтобы застать эти 5-7 дней цветения, и наделать сотни фотографий. Обычно самым первым начинает цвести цветы умэ (или японская слива), именно цветение этого дерева и положила основу ханами (любования цветами), а доставлено оно было в Японию из Китая в качестве императорского подарка. Именно район реки Янцзы считается родиной «японского абрикоса». Именно китайские императоры создавали прекрасные сады и парки, где высаживали самые разные цветущие деревья, которыми они и любовались. Отсюда мы видим столько цветов вишни, сливы, абрикоса на китайских гравюрах.



Тоже самое касается сезона момидзи, когда все японцы собираются в парки и леса, чтобы полюбоваться красными кленами. Догадайтесь откуда пришла эта традиция? Правильно из того же самого императорского Китая. Оттуда и фото.



Так почему же, многие японцы так сильно обижаются, когда им говорят, что их культура не уникальна, и является скопированой с китайской? Особо вспыльчивых это может даже сподвинуть на драку.

Вину всему этому — японский национализм, который с 19 века лежит в основе японского мышления. В Японии существует несколько видов национализма, один из них — этнический или так называемый культурный национализм (民族主義 миндзоку-сюги), который обосновывает уникальность японского этноса. Власти тонко манипулируют национальными чувствами, мифами, традиционной японской культурой. Они в любой момент готовы скорректировать возникающие отклонения в национальной идеологии и направить ее в нужное русло. Так меняются учебники истории, преподнося Японию только в хорошем свете, так пропагандируется японская культура, без указания изначальных источников зарождения этой культуры (а именно Китай).



Огромное значение придается распространению в массовом сознании японцев мифов о происхождении японской нации, о националистической символике, о ценностях и националистических привязанностях японцев, начиная с рассказов об этом в детских садах и заканчивая популяризацией этих сюжетов в телевизионных программах и многочисленных японских комиксах манга. Таким образом, власти последовательно выковывают субъективное историческое измерение японской нации и японского национализма.



Работая на государственные интересы, японские националисты не устают подчеркивать уникальность японской нации и японской народной культуры. В этих целях в Японии в 1970-е гг. была даже разработана специальная националистическая теория – «нихондзинрон». Важно отметить, что националистическая теория об исключительности японской нации разделяется подавляющим большинством ее представителей. Японцам приятно видеть и сознавать, что иностранцы отдают дань уважения особому характеру японской культуры, традиций. При этом никто из японских националистов не говорит о том, что японский национализм не раз в истории являлся в форме агрессивного национализма и даже фашизма.

Лично я ничего не имею против японцев, и так называемой «японской культуры», я просто стремлюсь к объективносте, правде и просвещению. Так что, и вы не обманывайтесь, все MADE IN CHINA.