Когда дом поэта - глубинка. Часть I


«Мне нравится читать и перечитывать мемуарные книги русской писательницы Наталии Ильиной. Она замечательно писала о выдающихся представителях своей дворянской семьи, о русских эмигрантах в нестабильной Маньчжурии. Без пафоса, надрыва она рассказывает о русской интеллигенции и русской культуре…» А еще она обожает Довлатова, говорит: «Чтобы понять произведения Довлатова, надо обязательно изучить его биографию. Довлатов для меня – мастер слова». Главная героиня эксклюзивного интервью для Клуба путешественников телеканала "Моя Планета" – российская поэтесса из города Вязники, Светлана Дейч.



Яркая личность центра Золотого кольца страны, который, к слову, в этом году празднует знаковый юбилей – 50 лет! Путешествия по этому туристическому маршруту впечатляют особенно: настолько прекрасна российская глубинка. Сегодня наш путь лежит в Вязники – на родину российской поэтессы Светланы Дейч. Светлана родилась в этом городе, там и занимается творчеством – пишет стихи.

Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала «Моя Планета»

В материале использованы фотографии из личных архивов Светланы Дейч.


- Светлана, здравствуйте!

- Добрый день, Наталья!

- Вы особенный автор в регионе-33. Почему живете в глубинке?

Несмотря на то, что наш город находится всего в 300 км от Москвы, его все равно можно назвать глубинкой. Здесь провинция со всеми прелестями и недостатками. Отреставрированные памятники старины, новостройки перекликаются с печальными картинами ускользающего города. Я родилась и выросла в Вязниках.



Здесь живут мои родители, родные, друзья, коллеги и много-много прекрасных людей. Здесь мои творческие способности обязательно пригодятся, их заметят и оценят. А я счастлива буду поделиться своим творчеством. Мне просто нравится здесь жить, и тут я никогда не буду одна.

Оглянусь, а теперь вот и я
По дорогам иду пустынным
Воспеваю леса, поля,
Поцелуи ветров полынных.

Оттого мне и радостно так,
Пусть мой голос звучит негромко,
Песнь услышат в родных местах,
В Вязниковской споют сторонке.


- Чем вас вдохновляют эти места?

Здесь великолепные природные пейзажи, достойные кисти художника. Взять хотя бы наш Венец! С холма, на одном из которых построен наш город, открывается потрясающий вид на реку Клязьму, туманные дали загадочного Ярополческого бора. И вот, уже видны купола старинной церкви Золотой Гривы и Кинешемского погоста. И тогда непременно рождаются строки:



Удивляясь полету, размаху
И просторам бескрайних лугов,
Иногда ожидаешь со страхом
Благодать или кару богов.


Мне здесь хорошо, правда! Во-первых, экология. Замечательная природа вокруг, хорошая вода, отсутствие крупных промышленных предприятий, загрязняющих природные ресурсы. Качественные продукты. В лес не надо долго ехать, он у нас в 10 минутах от города. Мёд какой у нас! Свои сады и огороды, где тебе и зелень, и овощи, и фрукты, в том числе разные экзотические, только ананасы не выращиваем.

Улыбнусь, вспомнив щедрый закат,
И случайную встречу с милым,
Будто много веков назад
Я у Бога любви просила.

В глубине тополиных аллей,
Где сквозь ветви мелькали тени,
Лишь трава озорней, вольней
Прикасалась к моим коленям.

Миновала тревожная ночь,
Засверкали иные дали,
Песня рвется из сердца вновь,
Мы её очень долго ждали.

И у нашего края стола
Не умолкнет гармонь-трёхрядка,
Нам припев поджужжит пчела
Над большой огуречной грядкой!


Во-вторых, все находится в шаговой доступности, и не приходится тратить драгоценное время на передвижения. Отсутствие пробок на дорогах. В-третьих, вопрос безопасности. В больших городах надо постоянно быть начеку, там много рисков. В-четвертых, жить в провинции дешевле. Наш город находится совсем недалеко от Москвы. 100 км до областного центра, Владимира, и 100 км до Нижнего Новгорода. При необходимости, можно запросто посетить эти города. А жить в спокойных Вязниках с дорогими и близкими людьми, о которых не надо переживать на расстоянии, и которые тебе всегда помогут, когда потребуется.



На раздольях земли вязниковской
В тихом городе, с детства родном,
Под раскидистой, старой березкой
Прячет окна родительский дом.

Запевают веселые пташки,
Что рассветы встречают окрест,
Подъезжаю - душа нараспашку
От святой красоты отчих мест.


Получив утомленность в избытке
В тесноте подмосковных квартир,
Я неслышно открыла калитку
В этот ласковый, солнечный мир.


- Любимые места на карте Владимирского региона?

Нами планируются исследования малых городов и поселков нашей Владимирской области и соседних областей. А пока могу сказать, что, конечно, чаще всего мы посещаем наш областной центр, старинный град Владимир. Я уже много лет наблюдаю, как развивается этот город, как хорошеет, и совершенствуется, не теряя своего исторического облика. Мы часто бываем в городе воинской славы - Коврове.

Красивейшее место в древнем городе Муроме – набережная реки Оки. Храмы и монастыри с мощами святых, Окский парк с памятниками и смотровой площадкой. Прекрасные места для отдыха.



Мстёра – это вообще дом родной. Там мы бываем в Богоявленском монастыре, на набережной реки Мстёрка, на Мстёрском базаре, в саду Альбицкого. Там художник каждый третий. Там живут мои добрые друзья и коллеги: художник и поэт Александр Гаун, иконописец, поэт, композитор и исполнитель Владимир Курчаткин, художник и прекрасный фотограф Николай Шаландин. Часто приезжает к родителям ульяновский поэт Вадим Гужев, но мы его считаем своим. Потому что пишет он о своей малой родине и земляках.

В 40 км от нас расположен красивейший и древнейший город Гороховец. Но его исследование мы пока планируем. Там многое изменилось с момента моего последнего пребывания там. И поэтому, у нас многое еще впереди.

Люблю мини-путешествия. Длительные путешествия для меня – это поездки на юг России на автомобиле. Нам удобен такой вид путешествий, потому что можно взять с собой много всего необходимого - не экономить на чемоданах и сумках. И обратно можно увезти все, что захочется. Фрукты, орехи, масло, подарки. И даже морские камни! Они мне пригождаются при оформлении клумб. По пути на Черноморское побережье мы заезжаем к друзьям в Воронежскую область. На побережье Черного моря мы выбираем всегда разные курорты для отдыха. Анапа, Джубга, Лермонтово. Планируем и дальше осваивать черноморское побережье. В Крым пока не поедем, ждем, когда мост построят. Путешествия – это для меня самый лучший и познавательный отдых. Не люблю валяться на пляжах, не люблю жару, у меня сразу аллергия на жаркое солнце. Люблю экскурсии в прохладных местах. Люблю водопады и дольмены.

Мне снилось море. Как в лазурной вышине
Кружили чайки, трепетали над волнами,
И в воду клювы за добычей окунали,
Соревновались, у кого улов крупней.

А мы лежали на коралловых песках,
Переполняя тихой нежностью друг друга,
Едва касаясь кожи бронзово-упругой,
Как будто легким дуновеньем ветерка.

Твои рассказы о чудесных берегах
Струились шёлком романтических фантазий,
Ты мне любовь дарил, мой бог голубоглазый,
Как дарит море нам коралл и жемчуга.


Я много объездила российских городов. Для меня Москва – это, одновременно, что-то глобальное, серьезное, совершенное и совсем простое, родное. Я долго жила в этом прекрасном городе, я там взрослела, училась, любила. Она ассоциируется у меня с жареной осетриной и водкой «Абсолют». Акунин, кстати, захватывающе пишет о древней Москве. Я многое у него почерпнула. В художественном исполнении история воспринимается иначе.



Санкт-Петербург – это отдельная и яркая страница в моей жизни. Я год жила в Пушкине, под Питером. Запомнилась прекрасная осень, не промозглая и дождливая, с низкими тучами, как это часто бывает в Питере, а теплая, желтая, шуршащая. Эта осень длилась аж до декабря. Мне принесли однажды ведро клюквы, и я училась варить клюквенное варенье. Мы ездили за грибами в красивейшие сосновые леса, где земля была сплошной плетистый ковер из почвопокровных растений. И на этом ковре огромные белые грибы! Я тогда их намариновала на всю долгую зиму. В нашем вязниковском крае тоже много грибов, но таких, как в Питере, я никогда не видела. Чистые, крепкие, красивые.

Московский вокзал толпится.
Здесь северный ветер злой
Запутал мои ресницы,
Украл у меня тепло.

Украл и зачем-то спрятал
За горы и за моря,
Чтоб снова отдать когда-то -
Шутил ветерок, остряк.

А я, города меняя,
Забыла про то тепло,
И ночи сменялись днями
Не в пользу любви былой.

И скоро чужим, далёким
Стал северный тот вокзал.
Но я посвящаю строки
Тому, кто меня не ждал.


Я много раз бывала в Марийской республике. В Йошкар-Оле. Путь туда идет по огромному мосту через Волгу. Волгу я люблю, это - великая река, спокойная, широкая. А какие пейзажи открываются при подъезде к столице Марий-Эл! У них там другая природа. Осенние пейзажи строго желто-зеленые. А зимняя дорога вообще сказочная. И сам город современный и ухоженный. Я несколько раз встречала там Новый год, ходила на шикарную центральную елку. Там я первый раз посмотрела фильм «Аватар».

Еще вчера капель звенела
И мелкий дождик сыпал с неба,
Сугробы серые поил.
Так неуклюже и несмело
Скользили в мокрой каше снега
Сапожки белые мои.

А ночь богатым покрывалом
Укрыла плотно спящий город
С глазами желтых фонарей.
Все, что с ветрами бушевало,
Кружа неистовым танцором,
Вдруг, стало тише, холодней.

Петляет след от детских санок,
Летят и стелятся снежинки
Пушистым, ласковым ковром.
И участь местных горожанок -
Они сегодня все блондинки -
Мерцать январским серебром.


К сожалению, по миру мне пока не пришлось поездить. О ближнем зарубежье могу рассказать. Я бывала на Украине. В Киеве и Днепропетровске. Но это в юности. Помню странное Днепропетровское солнце. Его не видно отчетливо, оно как в тумане. В Киеве я купила первую свою косметику.

Меня покорила чистота и аккуратность Белоруссии. Я была в Могилеве. До сих пор помню вкус великолепного мороженого с черной смородиной, я такого мороженого вообще никогда и нигде больше не ела. Хотя, десерты пробую везде и регулярно.

Получается, что мои путешествия в основном по России.

- Светлана, писать стихи вы начали с юного возраста. Это правда?

То, что я писала в детстве, трудно назвать стихами. Это были двустишия. Очень наивные. Мне было 6 лет. Поэзия того периода совсем непривлекательна, поэтому рассказ о ней очень короткий. Потом, уже в начальной школе я писала сказки. Помню, что-то было про волков. Показывала их учительнице. Та меня хвалила, подсказывала.

А еще в детстве меня увлекала музыка. Установив на вступительных экзаменах почти абсолютный музыкальный слух, меня определили учиться у лучшего педагога Вязниковской музыкальной школы. Научившись играть, я начала писала несложную музыку. Однажды написала даже песню. Причем, стихи были моей подруги. Эту песню исполнял наш детский хор в музыкальной школе. Мы отправили ее в газету «Пионерская правда», и даже получили ответ от композитора Владимира Шаинского - с пожеланиями творческих успехов.



Мне очень нравилось сольфеджио. Я писала диктанты на слух лучше и быстрее других учеников. На меня возлагали надежды. Но мне нравилась художественная самодеятельность: участие в постановках праздничных мероприятий, сказках, поездки с хором в разные окрестные города. Наш хор, под руководством Т.Н.Сыровой, славился на всю округу и область. А многочасовые занятия на фортепиано, которые требовались для успешной карьеры в музыке, меня не привлекали никак. Музыкальную школу я благополучно окончила, проучившись там 8 прекрасных лет. С моими педагогами я до сих пор в дружеских отношениях, потому что пересекаемся на выступлениях и концертах.

В поэзии дела пошли где-то после 12 лет. Я применяла свои нехитрые в то время способности к рифмованию в оформлении школьных стенгазет или на конкурсах чтецов. Когда ездила в лагеря пионерского и комсомольского актива, всегда отдавала на конкурсы свое творчество. И непременно побеждала! Стихи были о маме и о природе.

Интереснее и сложнее стихи стали появляться лет в 17-18. Влюбленность, наивность – характерные черты стихов того периода. Я писала в стиле «романтизм». У лирического героя этих произведений все никак не совпадал реальный мир с грёзами. Писала для своих друзей поздравления и разные юмористические зарисовки. Технически стихи были слабые и сейчас они мне не нравятся. Но тетрадка с ними хранится. Писала очень красивым убористым почерком, на сегодняшний день для меня не характерным, рисовала гелиевой ручкой какие-то наброски, выписывала разные умные высказывания, и любимые стихи поэтов Серебряного века.



Серьезно я увлеклась стихосложением, когда жила, училась и работала в Москве. В 2001 году у меня появился интернет, и для меня открылся другой мир, мир виртуальной поэзии. Было очень интересно разбираться в творчестве русскоязычных авторов из разных городов и стран, переписываться с ними, учиться у них. Я погружалась в мир сайта Стихи.ру и проводила там дни и ночи. Постепенно повышалось умение. Плоды того времени – это очень смелые и даже вызывающие стихи. Смешивала стили, экспериментировала с рифмами, в общем, как могла, вникала.

Продолжение следует...

Будет интересно