Колдуй, баба…

Метлы, прислоненные к стенам, и тушки мышей в оконных проемах, а среди них – злобно-косящиеся из-под остроконечных шляп западноафриканские ведьмы…



Страшно? Неужели нет? Ладно, откровенно говоря, бояться здесь и вправду нечего. Местные жительницы не столь дружелюбны, как в остальных частях Западной Африки, но к колдовству они имеют ровно такое же отношение, как и мы. Ведь, согласитесь, поводов обвинить женщину в использовании черной магии – масса: смерть козы у соседа, дождь некстати, отсутствие детей у внучатой племянницы жены ее троюродного брата. А! На мужика чужого посмотрела! Чем не повод?



Первые лагеря для ведьм возникли более века назад. Сейчас в Гане их насчитывается штук шесть. Обвиненную в колдовстве обычно изгоняют жители ее родной деревни. Иногда она уходит самостоятельно, боясь суда Линча. Небезосновательно, кстати. Африканцы они же такие. Эмоциональные. Но в любом случае – самостоятельно она ушла или под давлением – привести в лагерь ее обязан кто-то из родственников. В противном случае дорога сюда «ведьме» заказана.



В каждом лагере живет вождь. Принимая новую постоялицу, он проводит ритуал – приносит в жертву принесенную женщиной курицу. И по каким-то ему одному известным признакам определяет, виновна новоприбывшая или нет. Если виновна, ей грозит еще один ритуал – очищения. В течение недели женщина должна потреблять варево-месиво, одним из ингредиентов которого является свежая куриная кровь. Вряд ли это очень вкусно… Однако при любом раскладе – и при недоказанной вине, и после очищающего ритуала – вернуться домой женщина не сможет – настолько глубоко укоренился в головах ее сородичей страх перед колдовством. Хотя, нам показалось, что именно эти процедуры как раз больше похожи на колдовские обряды, чем возможные деяния изгнанницы...



Итак, тетенька селится в лагере. Это, кстати, помимо всего прочего стоит денег, но существует правило, что даже при отсутствии должной суммы, с жильем ей помогут. С работой тоже – можно собирать дрова, можно продавать орешки в близлежащих фермах. Можно общаться с журналистами – при въезде на территорию лагеря иноземцу выдается прайс, в котором по пунктам прописано, сколько стоит фотосъемка, сколько – интервью с местными старожилами на тему тяжкой доли ганской женщины. Да-да, прямо в прайсе темы интервью и описаны.



Правительство Ганы, кстати, очень переживает, что само существование данных лагерей ставит пятно на репутации их страны, и в скором времени планирует лагеря распускать. Для этого сейчас среди жителей родных «ведьмовских» деревень проводится специальная просветительская программа, призванная доказать всю нелепость обвинений женщин в колдовстве. Насколько удастся сломать накопленными веками стереотипы, покажет время, а пока… Пока изгнанные с родных мест женщины строят новую, счастливую жизнь на новом месте. И некоторые даже весьма успешно.