Кругосветка под парусами. Часть I
Он выучил английский только потому, что в 16 лет услышал “Битлов”. Был преподавателем у "вечерников" в институте, параллельно играл на гитаре в собственной рок-группе, лидером которой и является по сей день.
Работал на радио, потом на телевидении, а сегодня он - обладатель престижных тв-премий в области туризма, автор собственных программ на Владимирском областном телеканале.
Олег Беспалов не только пишет о своих путешествиях в блогах, снимает их на камеру, еще и поет о них!
Известный владимирский рок-музыкант и журналист в свои 49 - центр женского внимания! "Коренной владимирец. "Коренней" трудно найти! Родился здесь, вырос и живу. Из всех городов нашей необъятной страны Владимиру предпочту, пожалуй, только Питер. И не только потому, что там тоже "поребрики"", - смеётся Олег. Его обожают, ему аплодируют на концертах вот уже двадцать лет нон-стоп, а на карте мира не так много мест, где не стоит его заветное - "Здесь был!" За его плечами - не одна кругосветка. Да какая! Под парусами!
Олег женат.
Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала "Моя Планета"
Огромная благодарность Олегу Беспалову за помощь в подготовке материала. Фото и видео из его архивов.
- Олег, привет!
- Привет-привет, Наташа!
- Я же знаю, что ты любишь путешествовать. Не только ведь в Петербурге бывал?
- Не только. В шестнадцатый день рождения - после того, как впервые услышал “Битлов” - поставил перед собой две цели: научиться играть на гитаре и говорить по-английски. А вот становиться путешественником вовсе не собирался. Но в итоге закончил иняз и до сих пор играю в группе. И то, и другое весьма способствует перемещениям по городам и весям. Не говоря уж о моей профессии журналиста. В бытность свою спецкором на ТВ с удовольствием поездил и по стране, и за её пределами.
- М-м-м-м! А поподробнее...
- Расскажу, пожалуй, о самом интересном. О “Школе под парусами” польского капитана и журналиста Кшиштофа Барановского...
- Ого! Это тот самый Кшиштоф, дважды обогнувший планету на яхте-одиночке? А потом отправился в ещё одну кругосветку с женой и детьми, которые прямо на борту проходили школьный курс?
- Он самый. И идея “Школы под парусами” родилась именно тогда. Кшиштоф решил ходить в длительные морские походы со школьниками, которые обучались бы морскому делу и при этом не отставали от ровесников в плане общего образования. В Польше яхтинг чрезвычайно популярен, а “Школа под парусами” - вообще мечта многих.
Её проводят не на яхтах, а на большом трёхмачтовом паруснике. Туда кого попало, конечно, не берут. От соискателей требуется не только хорошая успеваемость, но также активная жизненная позиция, участие в волонтёрских движениях, отличная физподготовка и английский выше среднего. После многоступенчатого отбора счастливчики отправляются в море. И девчонки, и мальчишки. Совершенно бесплатно.
- Это такой круиз со школьными партами?
- В круизе люди возлежат на шезлонгах (смеётся). А тут три десятка школьников превращаются в экипаж учебного судна - стоят вахты четыре часа через восемь, выполняют все судовые работы и ещё по пять часов в день грызут гранит науки. И вот в 2013-м капитан решил собрать первую польско-российскую команду, чтобы обогнуть морским путём Европу. В течение всей первой четверти учебного года. Самому капитану, вахтенным офицерам и их помощникам предстояло превратиться в моряков-педагогов. Детям - в экипаж судна и учеников.
- Как в команде оказался ты?
- Для освещения этого похода в российских СМИ польская сторона искала журналиста обязательно с педагогическим образованием, говорящего по-английски, снимающего на видео и пишущего в блог. Я нечаянно подошёл по всем критериям и тоже оказался не кем попало (смеётся).
- Без опыта походов под парусами?
- Более того - с жуткой боязнью высоты и с перспективой карабкаться на тридцатиметровую мачту. Но надо же когда-то начинать. Впрочем, лазил по вантам я только на тренировках и для съёмки сверху - во время похода наша вахта была приписана к грот-мачте, которая обслуживается с палубы. Мне предстояло стать не только хроникёром и преподаватем, но также помощником вахтенного офицера. Соответственно, я должен был научиться выполнять все судовые обязанности, включая работу на реях. И, конечно, стоять вахты вместе со всеми.
- Тридцатиметровая мачта? Это же с девятиэтажный дом…
- Да, у “Погории”, на которой мы отправились в поход, три таких мачты. Но, повторю, карабкаться приходилось только на одну - на фок-мачту, вооружённую прямыми парусами. Дети это дело обожали! Грот и бизань несут косые паруса - ими управляют с палубы. Знающие люди уже поняли, что речь идёт о баркентине. Вот на этой красавице мы и пошли вокруг Европы. Но перед этим пять дней изучали пришвартованное судно и его оснастку, учились ставить и убирать паруса, практиковались в вязке узлов, привыкали к вахтенному распорядку.
- Всего пять дней?
- Этого вполне достаточно. При всём многообразии оснастки главное - усвоить алгоритм работы для выполнения определённой команды капитана или вахтенного офицера.
Ну и усвоить терминологию, конечно. Причём, на английском. То есть, расписанные по реям не отвязывают пятый снизу парус на первой мачте - они отдают фор-бом-брамсель. На борту не тянут или отпускают синие, красные и белые верёвки. Там, например, травят гитовы, раздёргивают гордени и, скажем, выбирают шкоты (смеётся). Всё это пришлось учить. И сдавать экзамен.
Кстати, сдали все. Мотивация была хорошей - тем, кто не сдал, светила портовая вахта в городах, где мы делали остановки. Суровое, кстати, наказание. Все уходят на берег, а кто-то "кукует" на борту.
- Дождусь ли я рассказа о морских приключениях? Можно начать словами “шли мы как-то Бискайским заливом…”
- Ой, кстати, в Бискайском как раз ничего не приключилось. Вообще, осенью там погода шальная - может и потрепать. Но нас дважды Нептун миловал. Зато в Балтике досталось. В первом же походе, в первые же его часы. Как только вышли первого сентября из Гданьской бухты, на воде появились барашки, на небе - тучки. Нахмуренное чело капитана не предвещало ничего хорошего. А тут ещё на морских волнах команду укачало, и она буквально слегла. Это вообще очень похоже на чрезвычайно скоротечную эпидемию. Только что все улыбались и чувствовали себя уже почти бывалыми моряками, а в открытом море ... лица - зелёные, выражение на них - ещё зеленее.
От уже приобретённой походочки враскоряку ничего не осталось - все жмутся к леерам, хватаются за такелаж, передвигаются ползком и жалеют, что час назад плотно пообедали. А уж когда начался шторм, на ногах остались считанные единицы. Такой вот День знаний.
- Тебя тоже скрутило?
- Не-а. Ко всем моим сомнительным достоинствам добавилась ещё и резистентность к морской болезни. Но синяков и шишек нахватал. На палубе-то нормально - там глаза видят происходящее в море и корректируют работу вестибулярного аппарата. А в жилых помещениях ничего не видно, и не разберёшь, куда в следующий момент тебя швырнёт. Мы как раз заступили на вахту по камбузу, когда уже изрядно штормило. Об обеде, разумеется, никто и не помышлял. Но кок готовил на всех, и накрывать пришлось на всех. Так полагается. Болтанка была приличная. Из всей вахты “живых” - всего трое. Вахтенный офицер и два его ассистента. Камбуз, конечно, рассчитан на качку - там у каждой горизонтальной поверхности есть высокие бортики. Силиконовые коврики, опять же, чтобы не скользило. Но всё равно посуда летала только в путь. Пронести пять метров высокий бачок, наполненный на треть супом - проблема. Ты вместе с этим бачком совершаешь немыслимые акробатические экзерсисы, но всё равно в этом супе и руки, и ноги, и подменка… И ведь горячий супец-то! Конечно, за стол пришли только бывалые моряки из числа взрослых. Но ничего: накормили их, убрали со стола, помыли посуду - сдюжили. А команда так и страдала на палубе.
Уснуть во время шторма тоже не очень получается. Если качка килевая - продольная - ещё туда-сюда. А от поперечной - бортовой - некоторые даже из коек вылетали. А они в кубрике, на минуточку, трёхъярусные. И тоже с бортиками - наподобие тех, что в пассажирских вагонах поезда. Только повыше. Не всегда они помогали. Ну вот как-то так прошли первые два дня нашего первого похода. Изначально планировали остановиться в Дании, но прошли мимо. Команда была ещё совсем неопытная; заходить в порт и швартоваться в такую погоду капитан посчитал делом рискованным, так что мы взяли курс на Кильский канал. Чтобы уж поскорее оставить за кормой Балтику с её штормами. Ну а дальше уже все пообвыкли и путешествовали в охотку. С удовольствием и со знанием дела. Если будет интересно, непременно расскажу.
Фильм: "Школа под парусами. Часть 1"
Продолжение следует...
Работал на радио, потом на телевидении, а сегодня он - обладатель престижных тв-премий в области туризма, автор собственных программ на Владимирском областном телеканале.
Олег Беспалов не только пишет о своих путешествиях в блогах, снимает их на камеру, еще и поет о них!
Известный владимирский рок-музыкант и журналист в свои 49 - центр женского внимания! "Коренной владимирец. "Коренней" трудно найти! Родился здесь, вырос и живу. Из всех городов нашей необъятной страны Владимиру предпочту, пожалуй, только Питер. И не только потому, что там тоже "поребрики"", - смеётся Олег. Его обожают, ему аплодируют на концертах вот уже двадцать лет нон-стоп, а на карте мира не так много мест, где не стоит его заветное - "Здесь был!" За его плечами - не одна кругосветка. Да какая! Под парусами!
Олег женат.
Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала "Моя Планета"
Огромная благодарность Олегу Беспалову за помощь в подготовке материала. Фото и видео из его архивов.
- Олег, привет!
- Привет-привет, Наташа!
- Я же знаю, что ты любишь путешествовать. Не только ведь в Петербурге бывал?
- Не только. В шестнадцатый день рождения - после того, как впервые услышал “Битлов” - поставил перед собой две цели: научиться играть на гитаре и говорить по-английски. А вот становиться путешественником вовсе не собирался. Но в итоге закончил иняз и до сих пор играю в группе. И то, и другое весьма способствует перемещениям по городам и весям. Не говоря уж о моей профессии журналиста. В бытность свою спецкором на ТВ с удовольствием поездил и по стране, и за её пределами.
- М-м-м-м! А поподробнее...
- Расскажу, пожалуй, о самом интересном. О “Школе под парусами” польского капитана и журналиста Кшиштофа Барановского...
- Ого! Это тот самый Кшиштоф, дважды обогнувший планету на яхте-одиночке? А потом отправился в ещё одну кругосветку с женой и детьми, которые прямо на борту проходили школьный курс?
- Он самый. И идея “Школы под парусами” родилась именно тогда. Кшиштоф решил ходить в длительные морские походы со школьниками, которые обучались бы морскому делу и при этом не отставали от ровесников в плане общего образования. В Польше яхтинг чрезвычайно популярен, а “Школа под парусами” - вообще мечта многих.
Её проводят не на яхтах, а на большом трёхмачтовом паруснике. Туда кого попало, конечно, не берут. От соискателей требуется не только хорошая успеваемость, но также активная жизненная позиция, участие в волонтёрских движениях, отличная физподготовка и английский выше среднего. После многоступенчатого отбора счастливчики отправляются в море. И девчонки, и мальчишки. Совершенно бесплатно.
- Это такой круиз со школьными партами?
- В круизе люди возлежат на шезлонгах (смеётся). А тут три десятка школьников превращаются в экипаж учебного судна - стоят вахты четыре часа через восемь, выполняют все судовые работы и ещё по пять часов в день грызут гранит науки. И вот в 2013-м капитан решил собрать первую польско-российскую команду, чтобы обогнуть морским путём Европу. В течение всей первой четверти учебного года. Самому капитану, вахтенным офицерам и их помощникам предстояло превратиться в моряков-педагогов. Детям - в экипаж судна и учеников.
- Как в команде оказался ты?
- Для освещения этого похода в российских СМИ польская сторона искала журналиста обязательно с педагогическим образованием, говорящего по-английски, снимающего на видео и пишущего в блог. Я нечаянно подошёл по всем критериям и тоже оказался не кем попало (смеётся).
- Без опыта походов под парусами?
- Более того - с жуткой боязнью высоты и с перспективой карабкаться на тридцатиметровую мачту. Но надо же когда-то начинать. Впрочем, лазил по вантам я только на тренировках и для съёмки сверху - во время похода наша вахта была приписана к грот-мачте, которая обслуживается с палубы. Мне предстояло стать не только хроникёром и преподаватем, но также помощником вахтенного офицера. Соответственно, я должен был научиться выполнять все судовые обязанности, включая работу на реях. И, конечно, стоять вахты вместе со всеми.
- Тридцатиметровая мачта? Это же с девятиэтажный дом…
- Да, у “Погории”, на которой мы отправились в поход, три таких мачты. Но, повторю, карабкаться приходилось только на одну - на фок-мачту, вооружённую прямыми парусами. Дети это дело обожали! Грот и бизань несут косые паруса - ими управляют с палубы. Знающие люди уже поняли, что речь идёт о баркентине. Вот на этой красавице мы и пошли вокруг Европы. Но перед этим пять дней изучали пришвартованное судно и его оснастку, учились ставить и убирать паруса, практиковались в вязке узлов, привыкали к вахтенному распорядку.
- Всего пять дней?
- Этого вполне достаточно. При всём многообразии оснастки главное - усвоить алгоритм работы для выполнения определённой команды капитана или вахтенного офицера.
Ну и усвоить терминологию, конечно. Причём, на английском. То есть, расписанные по реям не отвязывают пятый снизу парус на первой мачте - они отдают фор-бом-брамсель. На борту не тянут или отпускают синие, красные и белые верёвки. Там, например, травят гитовы, раздёргивают гордени и, скажем, выбирают шкоты (смеётся). Всё это пришлось учить. И сдавать экзамен.
Кстати, сдали все. Мотивация была хорошей - тем, кто не сдал, светила портовая вахта в городах, где мы делали остановки. Суровое, кстати, наказание. Все уходят на берег, а кто-то "кукует" на борту.
- Дождусь ли я рассказа о морских приключениях? Можно начать словами “шли мы как-то Бискайским заливом…”
- Ой, кстати, в Бискайском как раз ничего не приключилось. Вообще, осенью там погода шальная - может и потрепать. Но нас дважды Нептун миловал. Зато в Балтике досталось. В первом же походе, в первые же его часы. Как только вышли первого сентября из Гданьской бухты, на воде появились барашки, на небе - тучки. Нахмуренное чело капитана не предвещало ничего хорошего. А тут ещё на морских волнах команду укачало, и она буквально слегла. Это вообще очень похоже на чрезвычайно скоротечную эпидемию. Только что все улыбались и чувствовали себя уже почти бывалыми моряками, а в открытом море ... лица - зелёные, выражение на них - ещё зеленее.
От уже приобретённой походочки враскоряку ничего не осталось - все жмутся к леерам, хватаются за такелаж, передвигаются ползком и жалеют, что час назад плотно пообедали. А уж когда начался шторм, на ногах остались считанные единицы. Такой вот День знаний.
- Тебя тоже скрутило?
- Не-а. Ко всем моим сомнительным достоинствам добавилась ещё и резистентность к морской болезни. Но синяков и шишек нахватал. На палубе-то нормально - там глаза видят происходящее в море и корректируют работу вестибулярного аппарата. А в жилых помещениях ничего не видно, и не разберёшь, куда в следующий момент тебя швырнёт. Мы как раз заступили на вахту по камбузу, когда уже изрядно штормило. Об обеде, разумеется, никто и не помышлял. Но кок готовил на всех, и накрывать пришлось на всех. Так полагается. Болтанка была приличная. Из всей вахты “живых” - всего трое. Вахтенный офицер и два его ассистента. Камбуз, конечно, рассчитан на качку - там у каждой горизонтальной поверхности есть высокие бортики. Силиконовые коврики, опять же, чтобы не скользило. Но всё равно посуда летала только в путь. Пронести пять метров высокий бачок, наполненный на треть супом - проблема. Ты вместе с этим бачком совершаешь немыслимые акробатические экзерсисы, но всё равно в этом супе и руки, и ноги, и подменка… И ведь горячий супец-то! Конечно, за стол пришли только бывалые моряки из числа взрослых. Но ничего: накормили их, убрали со стола, помыли посуду - сдюжили. А команда так и страдала на палубе.
Уснуть во время шторма тоже не очень получается. Если качка килевая - продольная - ещё туда-сюда. А от поперечной - бортовой - некоторые даже из коек вылетали. А они в кубрике, на минуточку, трёхъярусные. И тоже с бортиками - наподобие тех, что в пассажирских вагонах поезда. Только повыше. Не всегда они помогали. Ну вот как-то так прошли первые два дня нашего первого похода. Изначально планировали остановиться в Дании, но прошли мимо. Команда была ещё совсем неопытная; заходить в порт и швартоваться в такую погоду капитан посчитал делом рискованным, так что мы взяли курс на Кильский канал. Чтобы уж поскорее оставить за кормой Балтику с её штормами. Ну а дальше уже все пообвыкли и путешествовали в охотку. С удовольствием и со знанием дела. Если будет интересно, непременно расскажу.
Фильм: "Школа под парусами. Часть 1"
Продолжение следует...
Читайте также
1 декабря 2024
139