Крым. Качи-Кальон




В «Толковом словаре Великорусского языка» В.В . Даля слово «чудесный» толкуется как дивный, удивительный, изумительный, необычайны, непостижимый. Все эти эпитеты с полным правом относятся к комплексу древнего пещерного монастыря в Качи-Кальоне. Он расположен в Горном Крыму, в Бахчисарайском районе.




На автобусе «Бахчисарай-Баштановка» до него всего лишь 25 минут. Я же ехала туда из поселка Понизовка, относящемся территориально к Большой Ялте. Поэтому сначала за полтора часа добралась до Севастополя, потом за час до Бахчисарая, и уже оттуда в Качи-Кальон. Все автобусы ходят точно по расписанию, выложенному на сайтах Ялтинского, Севастопольского и Бахчисарайского автовокзалов и всегда можно составить маршруты поездок по Крыму, выбрав наиболее удобное для себя время. Я в этом убедилась за три недели пребывания в Крыму , каждый день посещая крымские достопримечательности в разных частях полуострова.
Вот по этой дороге за 10-15 минут можно дойти из Понизовки на трассу Ялта – Севастополь.




Отправляясь в Качи-Кальон, я знала о нем следующее.Это трех-ярусное пещерное поселение с остатками древнего монастыря святой Анастасии- Узоразрешительницы , его храмов, хозяйственных построек и оборонительных укреплений. Он находится на высоком, 450-510 метров над уровнем моря, обрыве в долине реки Кача. Этот обрыв имеет форму огромного полукруглого свода со множеством пещер и образовался в результате разрушения известковых почв горного склона.Прекрасный и суровый, Качи-Кальон привлек в VIII веке византийских монахов-иконопоклонников, которые в тот период испытывали гонения со стороны императора Льва III, ярого противника икон, и подчинившейся ему византийской религиозной верхушки. В те времена важное значение отводилось месту , определенному под обитель: насколько оно будет счастливым либо несчастливым для монастыря. Наиболее важными считались рельеф местности и возможность при необходимости превратить его в естественное природное оборонительное сооружение; наличие воды (река, озеро, источники); близость путей сообщения; эстетическая красота окружающей природы; а главное - наличие скал с породой, в которой можно вырубить пещеры-кельи для монахов и помещения для хозяйственных построек.


Традиция пещерных монастырей связана с исихазмом, системой аскетическо-мистической монашеской практики в православном христианстве. Это слово происходит от греческого «хсис-хия» - покой. В ее основе - так называемая умная молитва в сочетании контролем за всеми исходящими изнутри помыслами. Для этого монахи постоянно повторяли в уме молитву Иисусову «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» и одновременно контролировали появляющиеся мысли. Все это вело к очищению ума и сердца, аскеты достигали полного безмолвия и дальнейшее отшельничество проходило в абсолютном молчании. В результате открывалось «боговиденье» и «богосозерцание», единение с миром и понимание мирового устройства.Отшельники в течение жизни использовали дыхательные упражнения, различные техники медитаций, концентрацию, созерцание и другие мощные духовно-оздоровительные практики. Распространение исихазма началось в Византии, примерно в VII-IX веках. Вначале отдельные монахи - отшельники уходили в горы, и там в пещерах предавались практике умной молитвы и созерцанию. Позже стали образовываться скиты и целые монастыри. Когда же византийское православие раскололось на два непримиримых лагеря – иконопочитателей и иконоборцев – первым пришлось покинуть свои привычные обители и обосноваться на новых землях, в том числе и в Крыму. Так на территории Качи-Кальона появились византийские монахи, привезя с собой огромное сокровище – чудотворную икону святой Анастасии- Узоразрешительницы. Почитание этой святой для них имело большой символический смысл – многие иконопочитатели были брошены в тюрьмы и испытывали там всяческие мучения. Святая Анастасия- Узоразрешительница всю свою жизнь заботилась о христианских узниках.Она кормила их, исцеляла, выкупала из тюрем, за что ее и прозвали Узоразрешительницей. Именно в VIII веке почитание этой святой через монахов –иконопочитателей стало распространяться на землях Восточной Европы.
Монахам в Качи-Кальоне повезло не только с рельефом.



[justify]В этом месте с древнейших времен пользовался славой источник с целительной водой. По скале в природный колодец стекала светлая и чистая вода. Хоть ее и нельзя было пить (большая концентрация минералов и солей), она с древних языческих времен прекрасно исцеляла различные недуги. Вот рядом с этим чудесным источником и был основан пещерный монастырь святой Анастасии. Со временем, благодаря источнику, необычному природному ландшафту и деятельности самих монахов, Качи-Кальон приобрел славу мощного целительного места, дающего исцеление не только православным христианам, но и всем страждущим жителям Крым, независимо от вероисповедания. В истории монастыря были времена большой популярности в Византийский период, разрухи и нищеты во времена турецкого владычества начиная с XVвека, восстановления его после присоединения Крыма к России в XVIII веке. Но несмотря на все превратности судьбы самого монастыря, целебный источник и красота этого удивительного, уникального места на протяжении всех этих веков притягивала и продолжает притягивать к себе большое количество людей. Поэтому, планируя большое путешествие по Крыму в сентябре-октябре этого года, я посчитала обязательным для себя посещение Качи-Кальона.




В автобусе со мной ехал парень, который тоже выходил в Качи-Кальоне. Он оказался служителем церкви святой Софии, древнего пещерного храма на территории комплекса. Еще в подростковом возрасте Виталий, живший в соседнем с Качи- Кальоном поселке, почувствовал связь с этим местом. Он стал в библиотеках собирать информацию о монастыре, ухаживать за территорией комплекса, убирать ее, рассказывать туристам об истории Качи-Кальона. После школы, закончив семинарию, уже как профессиональный служитель православной церкви занимает сейчас здесь свое законное место. Мне было очень интересно общаться с этим очень интеллигентным, высокоэрудированным молодым человеком, во многом благодаря которому комплекс сейчас ухожен и вычищен. Мы поднялись по дороге, выложенной для удобства покрышками, и оказались возле небольшой скалы, в которой в древности была одна из первых здесь пещерных церквей. Сейчас об этом говорит только византийский крест, нарисованный на стене.



Вторую церковь, которая сейчас действует и посвящена святой Софии, монахи тоже обустроили в VIII веке в отколовшемся обломке скалы: вырубили небольшое овальное помещение, в нем ниши для иконостаса и каменные скамьи для молящихся, не более 10-12 человек. Сейчас эта церковь оборудована по всем канонам православия, в ней проводятся богослужения, где верующие молятся, как и принято в православии, стоя. А на каменной скамье стоят иконы и лежат свечи.




Возле этой церкви начинается подъем к пещерам.
Распрощавшись с Виталием, я пошла по тропинке наверх. Вначале довольно простой, подъем становился все круче и круче. А окружающие пейзажи все более восхитительные. Внизу зеленела Качинская долина , а за ней массив Главной гряды Крымских гор с мысом Бурун-Кая. Название Качи –Кальон переводят как «Крестовый корабль» за сходство этой каменной громады с кораблем, на своем носу несущим высеченный крест.



По заросшей шиповником тропинке я подошла к своеобразным «каютам» этого корабля – гротам и пещерам, где жили и занимались монастырским хозяйством монахи. В этих гротах и пещерах во время археологических раскопок были найдены каменные тарапаны- давильни для винограда,многочисленные выдолбленные канавки, пазы и резервуары, остатки амфор и пифосов.



. Это дает право говорить о том, что монахи здесь разводили виноград и производили вино. Любое духовное подвижничество по уставу каждого монастыря сопровождалось обязательными работами по «добыванию хлеба насущного». Даже если монастырь использовал труд крестьян из соседних поселений, все равно все монахи должны были обязательно работать. В данном случае эти работы были связаны с разведением винограда. Вероятнее всего виноградники были посажены в виде террас, чтобы талые и дождевые воды не размывали почву. Было интересно заходить в пещеры и гроты и представлять, как в древности монахи с усердием давили ногами виноград в каменных тарапанах, а из кранов давильни вытекал ароматный живительный виноградный сок. Остатки кожици винограда, мезги, где еще оставалась сладкая мякоть, монахи-виноделы собирали в мешки или ящики с большими щелями и прессовали. Виноградный сок помещали для брожения в амфоры и пифосы. Затем вино, которое в те времена стоило очень дорого, шло на продажу.
Я продолжала подниматься все выше, к четвертому гроту, к источнику святой Анастасии. За несколько десятков метров до четвертого грота возникло желание дальше идти босиком. Я человек не религиозный, и подобное неосознанное рвение показалось мне не очень адекватным, учитывая большое количество острых камней на дороге и колючих растений. Но это желание становилось все сильнее и сильнее. Оно не имело религиозного посыла. Если очень хочется пить, то просто пьешь. Это была такая же жажда, но только пойти босиком. Пришлось идти.



Если до этого я внимательно смотрела, как пройти, куда поставить ногу, то теперь ноги несли меня очень быстро наверх сами и абсолютно не чувствовался дискомфорт от камней, на которые я наступала.
Войдя в грот, я интуитивно села на дощечку и опустила ноги в колодец. Во время разговора с Виталием он сказал, что можно полностью погрузиться в это озерцо, которое будет мне по пояс. Но у меня не было желания это делать. Зато я пол-часа просидела, опустив в эту воду ноги. Вода была достаточно холодная, но приятная. Все это время в гроте была я одна и только на обратном пути встретила несколько других туристов. [justify]



[justify]Атмосфера грота очень спокойная и очень земная. В нем нет ощущения мощной намоленности, как в пещерной церкви святой Софии. И это несмотря на то, что именно здесь творились все чудеса исцеления. С момента возникновения монастыря и до 1774 года в гроте находилась привезенная из Византии чудотворная икона святой Анастасии. Когда крымские ханы получили независимость от власти Турции, они решили обложить огромными налогами христианское население. Тогда метрополит Гото-Кафский Игнатий организовал выход своей православной паствы из Крыма на территорию России и многие реликвии, включая икону из Качи –Кальона, вместе с ними покинули территорию Крыма. А сам Игнатий, спасаясь от ханского гнева долгое время укрывался в пещерах этого места, оберегаемый единственным оставшимся здесь монахом-отшельником. Сейчас молитвы возносят новой иконе святой и древнему каменному изображению креста.




В XIX веке восстановившие обитель монахи сделали рядом с гротом своеобразную родовую палату: хижину с кроватями. Сюда приходили женщины с тяжелым протеканием беременности и ожидали помощи от Узоразрешительницы в рождении крепких здоровых детей. Здесь же и рожали с помощью приглашенной повивальной бабки из местных жительниц. Обустройству самой обители помог документ, написанный в 1850 году крымским архиепископом Иннокентием- «Записка о восстановлении древних святых мест по горам Крымским» для русского императора, включивший теперь уже не монастырь, а киновию, в число этих древних святых мест.
Древний святой источник не терял своего значения и после 1917 года. Сюда приходили люди за исцелением физическим и духовным, несмотря ни на какие происходящие на Крымской земле политические изменения.
С 2001 года в гроте снова начались богослужения. Но Качи-Кальон притягивает к себе не одной лишь религиозной наполненностью. Его красота проникает в душу и открывает в ней самые сильные стороны. Считается, что Анастасия -Узоразрешительница помогает освободиться от разных тяжелых уз, в том числе психологического характера. Несомненно, что вся атмосфера Качи-Кальона, его необычный ландшафт, окружающие пейзажи Качинской долины и Крымских гор на уровне бессознательного настраивают психику на исцеление, освобождение от различных дискомфортных состояний.



Я это очень хорошо ощутила и осознала на собственном примере, освободившись от целого ряда устаревших и мешавших мне, но прочно въевшихся в сознание убеждений и ментальных шаблонов. И тут же окружающая обстановка Качи-Кальона помогла заполнить эти освободившиеся пустоты сознания новыми, творческими мыслями.
Прошло полтора месяца после посещения этого чудесного места. Но моя душа до сих пор находится под впечатлением его необыкновенной мощной красоты и силы, благодарная за оздоровление и обновление.