Квадро - Байкал 2014. Часть четвертая
Ольхон это… ну можно сказать сухим языком фактов: «Самый крупный и единственный остров на Байкале, где издревле постоянно живут люди. Его длина – более 70 км, ширина – до 16». Но Ольхон это… как есть в целом Кольский, а на нем отдельная песня – Рыбачий, где все тревожное, протяжное, иное…
Так и Байкал, он - один, а Ольхон – еще невероятнее и как будто самостийно созданный. С другим рельефом, другой природой, другими ощущениями, но по странному стечению обстоятельств или каких-то геодезических процессов повторяющий своими очертаниями великое море.
Побывать на Байкале и не посетить Ольхон, значит не посетить его главное сакральное место, где шаманы многих родов совершают тайлаганы – празднества и жертвоприношения.
Попасть на Ольхон с большой земли можно на паромной переправе из поселка Сахюрта. Поэтому накануне, пройдя от Кочериково точь-в-точь по своему треку в обратном направлении, мы максимально близко подобрались к этому месту и заночевали на очередной базе.
Правда, по пути вышла из строя одна из Зеток. После первичного осмотра пациента запереживали было, что обломило ось на верхнем правом рычаге. Уже приготовились разбирать и менять местами – ось нижнего рычага наверх, а на нижнюю – обломленную с верхнего рычага плюс болт заглушку с обратной стороны.
Но оказалось все гораздо проще – просто открутилась и потерялась гайка. На всякий случай осмотрели вторую машинку и обнаружили тот же диагноз – гайка исчезла. Ровно такие же гайки стоят на линках заднего стабилизатора, потому приняли решение использовать задний стабилизатор в качестве донора. Пока ремонтировались провели очередную "философскую" беседу на грани фола с местными - это уже по сурово сложившейся с первого дня традиции.
На переправу шли с опаской - ожидание очереди в туристический сезон занимает тут от нескольких часов до суток.
В наших условиях потерять день на пробку – потерять Ольхон. Но видимо мы пользовались успехом у местных духов – заскочили без заминок.
На переправе работают два парома – большой «Ольхонские ворота», который принимает около 17 машин.
И малый «Дорожник», на котором мы все и разместились
Какие же здесь виды… то извивающиеся лентой, то устремляющиеся стрелой дорожки, сначала упирающиеся в небо, а потом скользящие в никуда, скалистые обрывы, стоя на которых слышно малейшие огрехи в сердцебиении… Ворожба одним словом.
Вот ворожить-то сюда и приезжают. Точнее шаманить. Стереотипно шаманизм считают примитивной верой отсталых народов. Но из всех верований она более всего имеет отношение к вечным ценностям – небо, земля, ветер, солнце... и взаимодействие человека со всеми проявлениями природы. Сохранить природное окружение, в котором вырос человек – на это ориентированы ценности шаманов. Потерял связь со вселенной – заболел. Не проявил уважение к хозяевам местности – духам, что-то пошло не так. Не царапать землю острым, не рвать траву, не причинять боль Матери-Земле – такие важные и странные для цивилизации моменты воспитывались в этих местах с детства.
Даже носки бурятских сапог-гутулов были загнуты вверх с тем подтекстом, чтобы споткнувшись, не обидеть землю. Шаман - тот кто знает. Шаманизм – однозначно прарелигия, различные постулаты которой присутствуют во всех мировых религиях. Но как говорят сами буряты, здешние духи добры, они не запрещают верить во что либо еще, главное не в этом.
По Ольхону бродят просветленные коровы, даже не предполагающие как им повезло:
Обычно шаманы устраивают тайлаганы на вершинах гор, которых на Ольхоне с лихвой.
Территория острова полна историческими памятниками: могильники, древние городища, остатки каменных стен…Много здесь и просто непонятных для нас сооружений.
Самый большой поселок на Ольхоне – Хужир.
Основан в 30-ых годах прошлого века, сейчас он является средоточием турбаз для путешествующих по Ольхону. Куча позных, отельчиков, съемных жилищ, сувенирных лавочек, есть даже краеведческий музей.
Ну а дальше – мыс Хоргой и Курыканская стена, полуостров Кобылья голова, залив Загли, Мы Бурхан – визитная карточка острова, урочище Песчаное, и много-много других мест, в полной мере осмотреть которые дня не хватит.
Завершили самым северным мысом Хобой – по-бурятски «клык, коренной зуб».
Скала действительно похожа на острый клык. А со стороны моря имеет сходство с профилем женской головы с бюстом, поэтому местные называют ее еще и Девой. Существует легенда, что это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев (духов) такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. А тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем», - превратили ее в скалу. Жить ей тут вечно, судя по всему.
И вечно тянуться к ней разного рода искателям смысла жизни.
Вот одни из них – ребята-автостопщики из Питера.
Голодные, но счастливые и смешливые. Вручили бродягам консервы, угостили табачком и поехали на ночевку в одну из прекрасных бухт Ольхона.
Читайте также
9 декабря 2024
460