Лечебный театр Эпидаврос в Греции
Известный театр был построен в святилище Асклепия в Эпидавросе – одном из самых популярных мест врачевания в древней Греции. Эпидаврос расположен вокруг одной из бухт Саронического залива на Арголидском полуострове на северо-востоке Пелопоннеса.
В античности Эпидаврос был местом исцеления, своеобразным курортом санаторного типа.
Театр возник из потребности людей в сопереживании. Люди идут в театр, чтобы увидеть на сцене что-то знакомое, себе общее, найти ответы на мучающие их вопросы.
Театр и возник как психодрама, как способ воздействия на зрителя с целью передачи необходимой информации. Развлекательная функция театра всегда была на втором месте.
Театр рассматривался как один из элементов методики оздоровления – своего рода психотерапия.
Это лучше всего сохранившийся архитектурный памятник в Эпидавросе – типичный пример эллинистической архитектуры.
Красота этого места действительно производит успокаивающее действие.
Театр был известен своей выдающейся акустикой. Сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. Откуда пришли такие архитектурные достижения, до сих пор не известно. Но подобная архитектура не требует от актёров использования усилителей и микрофонов. Если бросить монетку в центральном круге, то звон её будет слышен по всему театру. Шепот слышен в последнем ряду так же хорошо, как и в первом.
Асклепий был богом врачевания, сыном Аполлона, отданным на обучения мудрому кентавру Хирону. Асклепий превзошёл учителя, и не только исцелял людей, но что главное – научился воскрешать мёртвых. Поскольку люди на Земле не умирали и не поступали в царство Аида, тот пожаловался Зевсу. Зевс за вмешательство в божественный порядок (согласно которому люди должны рождаться и умирать), убил Асклепия, поразив молнией.
Лечение в Эпидавре было основано на возможности внушения, которой обладали жрецы. Кроме этого, жрецы имели и некоторые навыки знахарства.
Врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра. Последнюю ночь своего пребывания в этом древнем санатории, пациенты проводили в так называемой "Колоннаде Асклепия" (абатоне), предварительно подготовившись к встрече с богом. Эта подготовка включала в себя рацион питания с наркотическими добавками. И в эту последнюю ночь к ним приходил сам бог и действительно их излечивал.
С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры.
Древнегреческие трагедии несли не развлекательный, а поучительный характер. Один «Царь Эдип» чего стоит!
Зритель в процессе представления испытывал катарсис (душевное очищение), которое приносило облегчение. Потому древние говорили, что прежде чем лечить тело, нужно лечить душу. Теперь говорят примерно то же самое – все болезни от нервов!
Люди ходят в театр, чтобы не просто отдохнуть, но сознательно или подсознательно избавиться от страхов, фобий, неврозов, преследующих их в жизни. Только в театре можно пережить реальное «включение» (сопереживание), которое очень редко удаётся испытать в кино.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд говорил о полезности сопереживания с целью избавления от невроза. Примером может служить выдающийся фильм «Скромное обаяние буржуазии» французского режиссёра Луиса Бунюэля.
Современные психологи советуют парам, имеющим проблемы в семейной жизни, совершать некое подобие игры, разыгрывать психодраму, с целью как бы «проиграть» (проговорить, выговорить) свою ситуацию, чтобы решить проблему в форме театрального действа.
Ну а то, что музыка лечит, знают, наверное, уже все. Сеансы музыкальной терапии приносят реальное облегчение и исцеление, и раны заживают быстрее.
Как многие люди становятся психологами, решая свои личные проблемы, так и в театре: одни становятся актёрами, а другие зрителями. Актёры как бы решают для зрителя и за зрителя его проблемы, разыгрывая ситуации, в которых зритель может узнать себя. И сопереживая разыгрываемой на сцене постановке, зритель испытывает облегчение (что не он такой один, не у него одного проблемы, а у других ещё и похуже, – так что не всё так плохо, и ещё можно жить).
Не в этом ли притягательная сила шекспировских трагедий?!
Ну а о целительной силе комедий знает по собственному опыту каждый.
Популярность народных театров также вызвана этим. Люди приходят туда играть не ради заработка и славы, а чтобы отвлечься от житейских проблем, заполнить пустоту существования, решить для себя проблему смысла жизни. И театр реально помогает.
К сожалению, лично для меня современный театр умирает. Нет вдохновляющих спектаклей, гениальных актёров, как когда-то собрал в БДТ Товстоногов на спектакле «Идиот».
Раньше был реалистический театр, и я верил происходящему, будь то «Мещане», «Ханума» или даже «История лошади». Теперь изначально предлагают не верить происходящему на сцене. В результате замысел автора не создаёт предполагаемого эффекта. А о катарсисе остаётся только мечтать.
Когда-то я хотел стать актёром, но вовремя понял, что гораздо интереснее быть одновременно и режиссером, и сценаристом, и исполнителем главной роли своей собственной судьбы. Я не смог бы долго повторять чьи-то мысли, потому как от своих не знаю куда деться. Зачем пытаться имитировать чужие жизни, когда необходимо реализовать собственное предназначение?
Вслед за Шекспиром можно повторить: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры»!
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Читайте также
5 октября 2024
154 481