Макромир Подмосковья

Макрофотография для меня это инструмент, при помощи которого можно окунуться в невероятный мир насекомых. Приоткрыть занавес сцены, c крошечными актерами исполняющими свои роли в трагедиях, драмах и конечно же комедиях. Мир насекомых это особый микрокосмос, жители которого буквально завораживают своим внешним видом и невероятными красками.



Макросъемка – это, прежде всего азарт, чаще всего, из-за небольших размеров дисплея на фотоаппарате, в процессе съемки невозможно определить удался ли кадр на все сто процентов или при просмотре на мониторе будут видны смазы и промахи фокуса. Этот вид съемки чем-то напоминает трофейную охоту, выходя ранним утром, никогда не знаешь, удастся ли тебе встретить редкого “зверя” и заполучить его фотографию в качестве трофея.



Микрокосмос привлекал меня еще в детстве, когда я днями напролет мог с сачком гоняться за шустрыми бабочками, чтобы пополнить свою энтомологическую коллекцию новыми экземплярами. Именно собирая насекомых, я стал интересоваться их названиями, средой обитания и выучил их повадки. Свое увлечение я со временем забросил, но когда на глаза попадались фотографии жуков или бабочек, моё сердце ускоряло свой темп.



Увлечение макрофотографией пришло намного позже, около трех лет назад, когда я купил свой первый, тогда еще не зеркальный, цифровой фотоаппарат и нашел в просторах всемирной паутины сайт макро клуба, где мне помогали в моих начинаниях и объективно критиковали мои работы, тем самым стимулируя мой творческий рост. С тех пор я стараюсь постоянно совершенствовать свое мастерство макрофотографа.



Люди, которым я показываю свои работы, очень часто с удивлением в глазах спрашивают меня: “Где же ты всё это находишь?” Для того чтобы снимать макро совершенно не обязательно ехать в экзотические страны и пробираться сквозь труднодоступные джунгли, порой достаточно просто выйти в парк или выехать в ближайшее Подмосковье и внимательно посмотреть себе под ноги.



В Подмосковье встречается более 3000 видов жуков, 60 видов стрекоз, более 600 видов бабочек, а также 41 вид муравьев, есть где разгуляться, не правда ли? Кроме того для такой фотоохоты не нужно тратить большое количество денег на перелет и проживание в отеле, а количество смертельно опасных видов змей и насекомых стремится к нулю. Даже не далеко от Москвы бывают встречи с достаточно редкими экземплярами для этой области, которые вызывают бурные эмоции.



В Макрофотографии, как и в любой другой творческой деятельности, есть свои взлеты и падения, разочарования от неудачных кадров и радость при получении достойных “трофеев”.
В качестве подсказки новичкам хотелось бы сказать, что самое большое разнообразие видов можно встретить в тех местах, где экосистемы сменяют друг друга: около водоемов, на лесных опушках или по окраинам полей. Но, к сожалению, найти интересное насекомое это еще только начало. Хорошим подспорьем для получения удачного кадра является знание повадок насекомых и как следствие умения подобраться к ним незаметно.



Всё это приходит само собой, во время подглядывания за маленькими жителями микрокосмоса через видоискатель. После того как вам удалось подобраться к объекту съемки и расположить своё оборудование нужным образом наступает главный этап – процесс съемки. Необходимо помнить, что жанр макро требует достаточно больших усилий и терпения, фотограф не может заставить своих “моделей” сменить позу или немного наклонить голову. Поэтому для достижения хороший результатов главное настойчивость, терпение и конечно же работа над ошибками.



Иногда для того чтобы получить хороший кадр нужно простоять со штативом в быстротекущей реке по грудь в воде и сделать 250 нерезких кадров, но в результате получить ту самую фотографию, которая будет радовать вас долгие годы. Наглядной иллюстрацией именно к этим условиям может служить снимок стрекозы Calopteryx virgo.



В качестве подсказки новичкам хотелось бы рассмотреть основные проблемы и некоторые хитрости, которые используются в макрофотографии. Основной проблемой в макросъемке насекомых является подвижность объектов, если различных жуков и пауков, да и то правда не всех, можно фотографировать не спеша, разложив свое оборудование, то с бабочками и стрекозами этот номер не пройдет. Так как в основе хорошего макро лежит резкий "звенящий" кадр, плюс художественная составляющая, то сама съемка, а тем более при естественном свете требует просто идеальных условий, чтобы создать такие условия фотографы часто идут на некоторые хитрости



Утренняя фотосъемка - жесткий свет один из главных врагов в макрофотографии, он "съедает" детали и делает очень резкие тени, самое лучшее время для фотографии на рассвете - свет идеален, а насекомые еще не успели прогреть свои моторы и не достаточно активны. Второй вариант съемка при закатном солнце, которое дает мягкий свет, а также возможность получить хорошие художественные фотографии на фоне заката.



Использование штатива - несмотря на то, что штатив достаточно сильно снижает мобильность, он является основным помощником макрофотографа, особенно при использовании объективов с фокусным расстоянием больше 60мм. При съемке в утренние часы необходимо выставлять достаточно большие выдержки и для того чтобы обеспечить резкость в кадре крайне желательным условием является неподвижность фотоаппарата и модели.



Вспышка – использование дополнительных источников освещения, а в частности вспышки позволяет сократить рабочие выдержки и тем самым снизить шанс получения нечеткого изображения. Встроенные вспышки находятся на прямой линии от объекта съемки и дают не самые лучшие результаты. При использовании любой вспышки необходимо пользоваться рассеивателями, в случае с макросъемкой они часто бывают достаточно больших размеров.



Предварительный подъем зеркала – для того, чтобы минимизировать вибрации, которые возникают при срабатывании затвора необходимо использовать функцию предварительного подъема зеркала, не забыв перед этим заранее навестись на фокус.



Тросик – чтобы устранить вибрации от рук, которые возникают при нажатии на кнопку спуска, лучше использовать специальные спусковые тросики или пульты дистанционного управления. Если нет ни того ни другого можно поставить камеру в режим автотаймера на 10 секунд.
искусственная присада – достаточно часто бывает, что насекомое сидит в труднодоступном для съемки месте или на не привлекательных веточках, аккуратно его пересадив можно добиться более красивого кадра и ровного заднего плана.



Борьба с ветром – ветер, любит шелестеть листьями вместе с объектами съемки. Можно ждать затишья или небольших “окон” между его порывами или просто оградить съемочную площадку небольшим листом картона. Также для фиксации присады используют небольшие штативы и зажимы. Если ничего нет под рукой, можно использовать обычный прут и зафиксировать на нем присаду при помощи прищепки.



Искусственный фон – если задний план слишком пестрый или слишком светлый и мешает красиво показать нам главного героя съемки, можно использовать искусственный фон - это может быть цветная бумага или даже предварительно распечатанные фотографии закатов или других интересных элементов



Подсадка насекомых – спящих на рассвете насекомых легко подсадить друг к другу для получения более интересного сюжета, например 3-5 стрекоз сидящих в ряд на травинке смотрятся гораздо интереснее, чем одна.



В качестве заключения хотелось бы отметить тот факт, что увлечение и популяризация макрофотографии способствует увеличению знаний человека о среде его обитания и его соседях. Возможно, при помощи фотографии нам удастся показать то, как прекрасен и хрупок наш мир и люди начав узнавать маленьких соседей поименно не станут топтать их ногами и разжигать костры в лесу. Любите и берегите природу, и она обязательно ответит вам взаимностью и откроет для вас занавес в таинственный и прекрасный мир микрокосмоса.

P.S. Все фотографии использованные в качестве иллюстраций были сняты в Подмосковье.