Маскарад и макабристы
Африканское солнце облизывало этот день с особенной страстью. Сквозь водяную мру я смотрела на себя в зеркало заднего вида в кабине грузовика, следовавшего запутанным маршрутом из замбийского Солвези на границу с Анголой. Подпрыгнув на очередной кочке, желудок меня поблагодарил за несъеденный завтрак, а в голове пронеслось: «Хоть бы нынче не поужинали мной», ведь путь мой лежал на фестиваль масок макиши.
Финальный день фестиваля масок
Финальный день фестиваля масок
Финальный день фестиваля масок
Маски макиши послужили прототипом для фильмов про живых мертвецов. Макиши – по поверьям – являются духами предков и могут принимать форму человека, животного, оборотня и абстрактных предметов. Не лишало нервозности и то, что жили макиши по берегам могучей реки Замбези. А сразу после проведения церемонии муканда (посвящения мальчиков в мужчины с последующей изоляцией из привычной среды на продолжительное время) макиши «просыпались» и устраивали свою церемонию – кувумбука. Муканда закончилась ровно неделю назад, а встать из могил макиши (ед. ч. – ликиши) по плану должны были завтра на рассвете.
Состязания масок первого дня
Состязания масок первого дня
Состязания масок первого дня
Шёл третий день, как я покинула столицу – Лусаку. В кабине, помимо водителя, сидели двое народности лувале. Смотреть на них мне порядком надоело, как и на обступившие нас две полосы изумрудно-пурпурной зелени и узкие борозды дороги, где пара машин не разойдётся. Тут я решила посмотреть в себя. Что меня – в августе 2019 года – завело в такую редкостную даль? Признаюсь: я люблю места, где мало кто из пришлых людей бывал. Что-то в них есть.
Одно из мест проведения фестиваля
Плывут! Плывут!
"Разминка" перед встречей
Гости из Конго
Ответ местных
Неожиданно дверцу коридора мыслей отворили: «Сейчас дотянем до Мвинилунги. А дальше, как хотите». Грузовик глох почем зря. Водитель ругался.
Дверца захлопнулась, и я снова погрузилась в себя. В Мвинилунге не покидало ощущение, что я иду с невидимым тазом, наполненным чем-то сокровенным. По плечу меня не хлопнул только ленивый. А лень в этом городке не живет.
Королевские гости из Анголы - народность мбунда
Короли-организаторы народности лувале
- Ты - на маскарад макиши? – кто-то окликнул меня.
- Да, туда, - отозвалась я.
- И я туда. Меня зовут Фредом. Хочешь – поехали вместе?
Фред кивнул на стоявший в темноте транспорт: видавший лучшие дни седан.
- На этом? – возмутилась я.
Фред сиял.
- Да, эта колымага докатится туда, когда наступит XXII век!
Фред продолжал сиять.
- Я – из народа лози, Западная провинция, и с транспортом обращаться умею.
И мы двинули в Чавуму в ночь.
Фред долго говорил про соседей лувале, что они пришли из Конго пару веков назад, воевали с местными лунда, а до этого жили по берегам озера Танганьика, поэтому стараются селиться у большой воды. Маскарад проводится ежегодно в августе, длится неделю и собирает у вод Замбези чуть ли не всю восточную Анголу, а также маски народностей мбунда, лунда, лучази, лельна и чокве из Конго. В то, что где-то здесь собираются десятки тысяч людей и пляшут 300 масок, поверить было непросто. Перемотанное на два раза скотчем зеркало вторило мне: проходимая нами глубинка носила фамилию Несусветная.
Величавая река Замбези
В 6 утра – до рассвета – Фред высадил меня у гостевого дома и удалился. Часа через три прибежала кухарка-карлик и энергично потащила меня за шиворот на улицу: «Смотри, смотри, макиши идут! Они встали из могил! Давай ешь и пойдешь смотреть чиленде.»
Навожу контакты с местными макиши
После фразы про могилы завтрак в рот не лез. Я вышла на центральную улицу, где меня чуть не сбили с ног оголтелые ангольцы навеселе.
- Нет, ты видел его! Это же был сам Кайипу!!! А ты видела? – малый обратился ко мне по-португальски.
- А кто такой Кайипу?
- Ну, ты даешь! Это же Царь всех макиши!!!
Кайипу машет рукой
- Я сейчас как раз собираюсь на чиленде (открытая площадка, где группа макиши соревнуется в танцах под аккомпанемент барабанов).
- Да, тут рядом, только реку переплыть.
Маска кишикиши - дымящийся чайник - одна из основных
Где-то через час, дойдя до реки, я увидела скопление народа и подумала, что место действия перенесли поближе. Но нет. Толпа обступила бездыханного аллигатора, который давеча убил прачку и ее дочку на берегу реки. Толпа галдела на все лады: верно или неверно поступил муж прачки. Я прошла дальше с мыслью, что около реки лучше не торчать. Переправа на местном каноэ обошлась в две квачи (10 руб.). Другой берег Замбези встретил белоснежным песком и улыбками тысяч местных.
Вот появился первый ликиши, с рыбой на голове, в сопровождении нгомы (каждый ликиши имеет своего барабанщика), а вот второй, и за ним еще дюжина. Королевская династия лувале возобновила празднование традиционной церемонии Likumbi Lya Mize в 1956 году. ЮНЕСКО внесло маскарад макиши и церемонию посвящения муканда в список нематериального наследия человечества лишь в 2006 году.
Маскарады в бантуязычной Африке зачастую локальны: они проводятся либо в ареале расселения одной народности (пусть и в соседних странах), либо только в одном месте. Маскарад макиши выступает исключением. За несколько дней я увидела 359 разных макиши, разодетых в цвета радуги с Марса. Все макиши делятся на группы и следуют строгой иерархии внутри групп. Есть группы, призванные развлекать толпу. Макиши-весёлки частенько одеты очень ярко. Есть другие, призванные запугивать толпу. Макиши-пугалки носят остроконечные шапки-навершия. Есть третьи, кто присматривает за тунданжи (мальчиками в процессе инициации). Почти все макиши доверяют местным производителям шерсти, и последние ткут целые светофорные ансамбли под заказ своих клиентов-духов. Геометрия броских полос на руках и ногах масок имеет сакральное значение, известное лишь посвященным. Геометрия движений в танцах определяется чёрными магами – муложи. Маги работают с книгой чёрной магии – буложи, в которой красным по белому расписан кодекс поведения отдельных ликиши.
Финалом второго дня стал выход одного ликиши в женском бюстгалтере посреди Замбези. Лодки грудились вокруг, весла били друг друга, экзальтированная публика рвала на себе майки и бросалась из лодок в реку.
Ликиши танцевал на нетонущем матрасе
Маска торгует истиной
Все эти дни меня окружали: самолеты, электростанции, чёрт с двумя головами, птицезмея и другие вариации того, что зовется макабристикой.
В последний день Дом Вака Чиняма – король и королева – народности лувале устроили смотрины – парад макиши, обитающих у реки Замбези и приглашенных из соседних Анголы и Конго. Это был день, когда река оглохла, а небеса зажмурились от вспышек пестроцветия разных чиленде.
Ускользающая реальность африканских фестивалей
С Африкой,
Улита Липскова