Милан с шопингом и без. Часть 2
Поистине Милан знаменит своими бутиками и торговыми галереями и пассажами. Но что делать туристу, который не ставит себе в обязательную программу обход всех брендовых магазинов? К счастью, Милан - город разносторонний, где существуют не менее интересные маршруты в обход бутиков.
Как и любой театр, который начинается с вешалки, отправной точкой города являются вокзалы – железнодорожные, авто или аэропорты. Пожалуй, самыми популярными воротами являются железнодорожный вокзал и аэропорт.
Если противопоставить две городские гавани, то это будет напоминать спор физиков и лириков. Кому-то по душе строгий функционализм аэропорта, а кому-то нравится архитектурные вокзальные изыски.
Аэропорт Мальпенза – самый крупный из трех воздушных гаваней, обслуживающих Милан. Строгий, рациональный, ничем не указывающий на то, что вы прибыли в столицу дорогих марок, дизайнерских показов, да и вообще, в сущности, в Италию. Никаких опознавательных черт, как например, расклеенная везде Эйфелева башня в аэропорту Шарля Де Голля, в Мальпензе нет. Зато мгновенно наводит на мысль о деловых поездках, воодушевляя прибывших в промышленную столицу Италии на рабочие подвиги.
От духовного к материальному:
У аэропорта Мальпенза два терминала, которые между собой разделены на международный (Терминал №1) и только для самолетов компании EasyJet (Терминал №2). Терминал №1 разделен на три сектора, принимающих внутренние и международные рейсы. Мальпенза находится в 45км от города. Из аэропорта до Милана можно добраться несколькими способами: на такси, на автобусе и на поезде.
• Стоимость поездки на такси составляет порядка 90€.
• Вы можете выбрать поезд – таким образом, вы можете достигнуть вашего первого пункта назначения за 25 или 55 минут. Все зависит от выбора направления: если вам по пути маршрут через станцию Cadorna, то ваш поезд отправляется каждый час строго в 25 минут и время в пути занимает 25 минут, если вы захотели попасть на Милано Чентрале, то здесь такая же система, только с 55 минутами. Стоимость одинакова для обоих вариантов: для взрослых 12€ в одну сторону/18€ туда-обратно, а для ребенка вдвое меньше. Однако, существуют скидки и выгодные предложения, с которыми можно ознакомиться на сайте - http://www.malpensaexpress.it/it/malpensa-express/home.aspx]
• На автобусе, пожалуй, будет не только удобнее всего, но и дешевле. Стоимость билета 8€ за человека в одну сторону, и 16€ туда-обратно. Станции находятся прямо на выходе из терминалов аэропорта, автобусы отправляются каждые 10-15 минут по степени заполняемости салона. Время в пути занимает около часа. Все автобусы оборудованы беспроводным интернетом. Однако, тут у вас не будет выбора по месту прибытия, все дороги в случае с автобусами ведут… Нет, не в Рим, как гласит поговорка, а к Милано Чентрале, откуда, если вам захочется, вы, конечно, можете отправится и к перекрестку всех дорог.
Милано Чентрале
Итак, вы прибываете на Милано Чентрале, если вы не выбрали варианты поездки на такси или на станцию Cadorna. И сразу же с этого монументального сооружения можно начать знакомство с архитектурой такого разного Милана.
То здание вокзала, которое можно видеть сейчас – не самое старое в городе, его даже можно назвать относительно новым. Его построили вместо старого вокзала, который стоял на этом же месте с 1864 по 1906гг. Это здание во время возведения было еще тем долгостроем – в 1906 году был заложен первый камень, который так и остался лежать на этом месте вплоть до 1912 года, когда был выбран окончательный проект, а также архитектор, который его вел. Но строительство пошло не так хорошо, как хотелось – Первая мировая война, экономический кризис – возведение нового здания было приостановлено.
Однако приход фашистов подтолкнул страну к экономическому росту, а Бенито Муссолини решил использовать строительство нового вокзала как демонстрацию усиления и укрепления страны в период его правления. Таким образом, здание вокзала претерпевало на себе различные веяния и настроения, поэтому его нельзя полностью отнести к одному архитектурному течению. Здесь сплелись такие направления, как Артнуво и Артдеко, а также многие другие. Здание Милано Чентрале настолько монументально и массивно, насколько и величественно. Оно нависает над всей площадью, как властвующий к моменту завершения строительства в 1931 году фашистский режим.
Фасад усыпан декоративными элементами отделки с присущими теме империализма символами – орлами, головами львов, гербами, но в то же время все загнано в строгие четкие формы и линии. Еще большей величественности и живой мощи добавляют две одинаковые фигуры пегасов на фасаде здания – детально проработанные скульптуры небесных созданий невольно заставляют подумать о том, что здание вокзала достигло облаков, а кони просто воспользовались этим и решили передохнуть.
Несмотря на грузность снаружи, внутри, благодаря потолку, оно видится уже в совсем ином свете – солнечном свете, которой просачивается сквозь стеклянную крышу.
От духовного к материальному:
Милано Чентрале – один из крупнейших транспортных узлов не только Италии, но и Европы, он должен соответствовать требованиям большого пассажиропотока. Вокзал имеет в своем распоряжении 24 пути, с которых отбывают обычные и скоростные поезда в Рим, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Турин и другие города Италии. До важнейших городов Италии добраться на скоростных поездах можно в среднем за 2-3 часа.
Купить билеты можно как на вокзале в кассах или при помощи терминала, или через интернет на сайте http://www.fsitaliane.it/. Более конкретную информацию о Милано Чентрале можно найти на http://www.milanocentrale.it/.
Вокзал расположен на площади Дука д’Аоста (Duca d’Aosta), от и до которой легко добраться на метро – Милано Чентрале находится на пересечении второй и третьей линии, которые обозначены на карте метрополитена зеленым.
Дуомо
Начинать маршрут лучше всего, конечно, с самого знаменитого памятника архитектуры Милана – собора Дуомо. Хотя правильнее его будет называть просто Миланский собор – слово “duomo” переводится именно так, а указание на принадлежность к городу важна по причине того, что в Италии под таким названием значатся еще 6 церквей.
Дуомо является пятым по величине собором мира и четвертым – в Европе. Как это ни комично, но это еще один миланский долгострой. Только длившийся примерно в 8 раз дольше, чем строительство Милано Чентрале, а именно с 1386 года по начало XIX века. В течение этого времени сменилось большое количество архитекторов, к строительству приложили руку Браманте и Леонардо. В 1572 году он начал полноценно функционировать, но фасад, утвержденный аж тем самым Наполеоном, сдали только в 1813 году. Окончательной датой завершения строительства считают 1927 год, когда были установлены бронзовые двери, однако некоторые детали доделывались до 1965 года.
Одноименная Дуомская площадь, на которой возвышается собор, яркий пример пословицы «свято место пусто не бывает». Сначала здесь было кельтское святилище, потом храм Минервы, после на этом месте целый век простояла уже христианская церковь Санта-Текла, последней, с VII века, стала церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли перед постройкой.
Дуомо – один из немногих примеров готической архитектуры Италии, которая до момента начала строительства здесь никогда не встречалась. Уникальным же его делает материал, который был использован – белый мрамор, который и дал собору столь непривычный для пламенеющей готики цвет. Огромное количество белоснежных колонн, башен, шпилей и статуй соединены между собой не меньшим количеством парящих опор. Такая конструкция вместе со столь непривычным для готики цветом делает Миланский собор похожим на кучевое облако или на импровизированный песочный замок на лучших пляжах Сицилии.
Отдельно стоит упомянуть о статуях. Трудно представить, но их около трех с половиной тысяч. Среди них можно найти и библейских персонажей, и боксеров в стойке, и даже статую, похожую на Статую Свободы – это, по мнению миланцев, а также, не поверите, но и тут без Муссолини не обошлось – его маленький, но уже переделанный портретик найти можно, правда, это довольно сложно. И, естественно, жемчужина Миланского собора, покровительница города, в честь которой и был воздвигнут Дуомо – золоченая статуя Мадонны.Сами миланцы, не смотря на ее внушительные размеры – рост статуи составляет порядка четырех метров, а вес около тонны, называют ее в уменьшительно-ласковом стиле Мадонночкой. Этот монумент настолько важен для горожан, что в 1769 году, когда она была водружена на собор, вышел декрет, что ни одно здание в городе не смеет быть выше и заслонять ее. Единственный нарушитель порядка в городе – небоскреб Пирелли, однако, поговаривают, что на его крыше установлена миниатюрная копия статуи.
Ни один из храмов не может обойтись без своей святыни. В Миланском соборе ей является гвоздь, который вынули из креста, на котором был распят Иисус Христос – его можно увидеть, если направить взгляд строго наверх над алтарем. В сентябре, в ближайшую субботу к 14 сентября (День Воздвижения Креста Господнего), можно побывать на церемонии торжественного снятия гвоздя архиепископом Милана, который поднимается под купол собора на старинном подъемнике. Считается, что этот подъемник придумал сам Леонардо да Винчи.
И все это Дуомо, собор, который олицетворяет город, такой легкий и непринужденный с одной стороны, но такой величественный и многогранный с другой.
От духовного к материальному:
С недавнего времени посещение Дуомо сделали платным. Вход в собор с посещением музея стоит 2€. Далее цены возрастают в зависимости от того, что еще дополнительно вы хотите посмотреть. Также есть скидки – дети до 6 лет включительно бесплатно, а молодые люди до 26 лет включительно – 50% от стоимости билета. Существует еще две категории билетов – комплексные – за 15€ и 11€, различие в том, что в первом случае при посещении террасы, где можно насладиться панорамным видом на город, можно воспользоваться лифтом, во втором – пешком. Обмануть не получится: на каждом объекте установлен турникет, к которому нужно прикладывать штрих-код. Билеты действуют в течение 72 часов, но рассчитаны так, что за это время вы не можете посетить одно и то же место дважды. Более подробно с часами работы, ценами и объектами, которые можно посетить, можно ознакомиться на сайте - http://www.duomomilano.it/en/infopage/opening-hours-and-admission-prices/f5d775a5-92a1-4775-b299-d2638f5295d3
Королевский дворец
Рядом с Дуомо, на той же площади, расположился Королевский дворец - былое доказательство богатства и власти миланских династий Висконти и Сфорца. В свое время из дворца Миланом правили представители испанских и австрийских Габсбургов, Франции времен Наполеона, в лице его приемного сына Евгения Богарне.
Свою историю дворец начал задолго до своего соседа – еще в 12 веке. Правда, он не планировался как резиденция местных правителей. Изначально там располагалась городская ратуша. Только благодаря значительным перестройкам герцогов Висконти неприметное здание чудесным образом превратилось в герцогскую резиденцию, блистающую роскошью и великолепием. В становлении столь пышного дворцового комплекса сыграло роль увеличение основного здания и появление часовни Св. Готтарда, а также внутреннее и внешнее убранство, к которому приложил руку Джотто, украсив резиденцию своими фресками. Следующие хозяева резиденции – Сфорца – оставили все как есть, и вообще переехали в личный замок. Далее “ремонтными работами” занимались уже при правлении Габсбургов местные губернаторы. Именно в это время дворец приобрел свой неоклассический облик. Под руководством архитектора Джузеппе Пьермарини ближайшая к Дуомо часть здания была снесена, а оставшиеся образовали внутреннюю дворцовую площадь, гранитная мостовая которой была украшена геометрическим рисунком. Интерьеры также не оставили в стороне - появился роскошный Зал Кариатид, предназначенный для королевских балов и приемов. При реконструкции уцелели лишь немногие средневековые элементы. Среди них – «Зал восьми колонн» на первом этаже восточного крыла, который был частью Старой ратуши XIIв., и колокольня часовни Св. Готтарда в романо-ломбардском стиле, относящаяся к XIVв.
Также в роли “строителя” себя проявил и вице-король Италии времен Наполеона Евгений Богарне. Он решил расширить свой столичный дворец, начав с его тыльной части, а потом пристроив королевские конюшни и манеж.
На этом позитивные преобразования Королевского дворца закончились. После шел период постоянной смены власти не только в Милане, но и в стране и в ее отдельных районах между австрийцами и итальянцами, образования новых союзов и государств и переноса столицы. В это время наступили тяжелые времена для дворца. Здание трижды перестраивалось (вернее сказать, разрушалось), в результате чего исказились его пропорции и внешний облик. В 1850-е годы при реконструкции площади Дуомо было уменьшено восточное крыло. В 1925 г. Муссолини распорядился снести здание Королевских конюшен и других построек наполеоновских времен. В довершение всего в 1936 г. западное крыло укоротили на 60м, чтобы освободить место для строительства новой правительственной резиденции. Милан, один из важнейших итальянских городов, во время Второй Мировой войны был подвергнут ковровым бомбардировкам, и здание Королевского дворца было практически разрушено, после чего долгое время стояло заброшенным. Были утеряны некоторые фрески и элементы лепнины. После войны в течение многих лет долго реставрировался, и некоторые этапы реконструкции длятся и по сей день.
Несмотря на это, дворец в настоящее время функционирует как музей, где можно ознакомиться с архитектурой и внутренним убранством, а также множеством произведений изобразительного искусства, как исторических, так и современных.
От духовного к материальному:
Музей работает без выходных: в понедельник с 14.30 до 19.30; вторник, среда, пятница, воскресение с 09.30 до 19.30, а в четверг и субботу с 09.30 до 22.30. Билеты стоят 12 евро взрослый, 6 евро - детский.
Более подробную информацию о стоимости билетов, праздничных нерабочих днях и расписании выставок уточняйте заранее.
Ла Скала
Выходя из галереи Витторио, сразу попадаете на площадь делла Скала, где аккурат посередине напротив одноименного театра возвышается памятник, посвященный одному из величайших людей искусства и науки Леонардо да Винчи.
Памятник гению задумали установить в середине 19 века, но правительство Ломбардии согласилось финансировать работы только с условием того, что он будет отражать именно миланский период жизни художника. В связи с этим статую Да Винчи дополнили фигуры его учеников-миланцев: Джованни Больтраффио, Франческо Мельци, Бернардино Луини и Чезаре да Сесто. Взор же художника направлен непосредственно на гордость миланцев, жемчужину культурной жизни не только Италии, но и всего мира – знаменитый театр Ла Скала.
Ла Скала, пожалуй, ярчайший пример того, что не место красит человека, а человек место. Ведь Скала, как называют оперу итальянцы, в первую очередь знаменита тем, что на ее сцене были поставлены произведения Россини, Верди, Белинни, Доницетти, Пучинни, а также и наших соотечественников Чайковского и Мусорского, оркестром некогда руководил Тосканини, а также на сцене блистали такие звезды как Мария Каллас, Рената Тибальди и нашумевшие Э.Карузо, П.Доминго, М.Кабалье, Л.Павароти.
Если находишься впервые в Милане и не предполагаешь, как может выглядеть один из величайших театров мира, то с первого раза можно пройти мимо. Дело в том, что творение архитектора Джузеппе Пьермарини, воздвигнутое в 1778 году, достаточно демократично в своем исполнении. Вы не увидите на нем ни кричащих барельефов и обелисков, ни даже надписи на фронтоне. Но в свое время здание было одним из самых красивых в мире, а зрительный зал в форме подковы, отличался безукоризненной акустикой.
Свое название театр получил от церкви Санта Мария делла Скала (Скала не от итальянского слова "лестница", а от имени покровительницы Беатриче из знатного рода правителей Вероны делла Скала), датированной XIV веком, которая некогда стояла на этом месте. Но она пришла в упадок, и участок земли продавался очень дешево. Строительство финансировала Мария-Тереза, императрица Австро-Венгрии, - именно ей стоит быть благодарной за рождение оперы не только в Милане, но и в Италии. Существует предание о том, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена мраморная глыба, на которой был изображен Пилад – знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак.
Как и Королевский дворец, здание Ла Скала тоже пострадало в период Второй мировой войны. Полностью восстановлено в первоначальном виде достаточно быстро - в 1946 году.
Как и в начале своей истории, сегодня Театр Ла Скала продолжает держать интерес публики, каждый раз рудая как классическими, так и современными оперными и драматическими постановками, балетом и отдельными выступлениями звезд мировой эстрады.
От духовного к материальному:
В отличие от нашей страны сезон в Ла Скала начинается 7 декабря. Каждый месяц репертуар Ла Скала полностью меняется. Причем ожидание очередной постановки какого-либо произведения, которое уже ставил театр, может растянуться на годы.
Тем не менее, постановка таких опер, как «Отелло», «Аида», «Фальстаф» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини или «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини периодически (примерно раз в 2-3 года) возобновляется – как в классическом, так и в ультрасовременном варианте.
Билеты в Ла Скала можно приобрести несколькими различными способами. Но, учитывая сверхпопулярность театра, лучше не рисковать, откладывая покупку билетов до прибытия в Милан. Несмотря на то, что даже в день спектакля их иногда можно найти в театральных кассах или в офисе у собора Дуомо, – это, все же, дело случая.
Не стоит надеяться на случай, что найдете «лишний билетик» или приобретете у перекупщиков. В настоящее время почти все билеты именные, без права передачи другим лицам. Исключение составляют пригласительные в ложи, но, как и 200 лет назад, такого приглашения удостаиваются лишь избранные. В последние годы продажи билетов начинаются в режиме онлайн строго за 2 месяца до очередной премьеры (оперы или балета). Опера Ла Скала при этом не гарантирует, что они будут уже через несколько не то что часов, а даже минут после начала продаж.
Стоимость билетов в Ла Скала колеблется от 29 евро до нескольких сотен. Наиболее ценны места в партере, на галерее, фронтальные ряды в ложах. Более подробно ознакомиться с репертуаром и приобрести билеты лучше непосредственно здесь - http://www.teatroallascala.org/en/index.html
Секрет для не попавших...
Рядом с Ла Скала расположен сувенирный магазинчик, где вы можете приобрести кучу памятной продукции, как то: афиши, плакаты, кружки и многое другое. Однако, если вы спуститесь на нижний этаж, там вы найдете маленький зал со стульчиками и большим экраном, где можно удобно усесться и посмотреть любое выступление из репертуара театра.
Но не стоит думать о том, что на этом Милан закончился. Дайте еще ему дня два, и он окончательно раскроется для вас с другой стороны. Что еще посмотреть в Милане, если вы планируете остаться тут еще на ненадолго, читайте в материале Милан с шопингом и без. Часть 3: от Сфорцеско до да Винчи
Милан с шопингом и без. Часть 2: Альтернативный маршрут в обход бутиков
Как и любой театр, который начинается с вешалки, отправной точкой города являются вокзалы – железнодорожные, авто или аэропорты. Пожалуй, самыми популярными воротами являются железнодорожный вокзал и аэропорт.
Если противопоставить две городские гавани, то это будет напоминать спор физиков и лириков. Кому-то по душе строгий функционализм аэропорта, а кому-то нравится архитектурные вокзальные изыски.
Аэропорт Мальпенза – самый крупный из трех воздушных гаваней, обслуживающих Милан. Строгий, рациональный, ничем не указывающий на то, что вы прибыли в столицу дорогих марок, дизайнерских показов, да и вообще, в сущности, в Италию. Никаких опознавательных черт, как например, расклеенная везде Эйфелева башня в аэропорту Шарля Де Голля, в Мальпензе нет. Зато мгновенно наводит на мысль о деловых поездках, воодушевляя прибывших в промышленную столицу Италии на рабочие подвиги.
От духовного к материальному:
У аэропорта Мальпенза два терминала, которые между собой разделены на международный (Терминал №1) и только для самолетов компании EasyJet (Терминал №2). Терминал №1 разделен на три сектора, принимающих внутренние и международные рейсы. Мальпенза находится в 45км от города. Из аэропорта до Милана можно добраться несколькими способами: на такси, на автобусе и на поезде.
• Стоимость поездки на такси составляет порядка 90€.
• Вы можете выбрать поезд – таким образом, вы можете достигнуть вашего первого пункта назначения за 25 или 55 минут. Все зависит от выбора направления: если вам по пути маршрут через станцию Cadorna, то ваш поезд отправляется каждый час строго в 25 минут и время в пути занимает 25 минут, если вы захотели попасть на Милано Чентрале, то здесь такая же система, только с 55 минутами. Стоимость одинакова для обоих вариантов: для взрослых 12€ в одну сторону/18€ туда-обратно, а для ребенка вдвое меньше. Однако, существуют скидки и выгодные предложения, с которыми можно ознакомиться на сайте - http://www.malpensaexpress.it/it/malpensa-express/home.aspx]
• На автобусе, пожалуй, будет не только удобнее всего, но и дешевле. Стоимость билета 8€ за человека в одну сторону, и 16€ туда-обратно. Станции находятся прямо на выходе из терминалов аэропорта, автобусы отправляются каждые 10-15 минут по степени заполняемости салона. Время в пути занимает около часа. Все автобусы оборудованы беспроводным интернетом. Однако, тут у вас не будет выбора по месту прибытия, все дороги в случае с автобусами ведут… Нет, не в Рим, как гласит поговорка, а к Милано Чентрале, откуда, если вам захочется, вы, конечно, можете отправится и к перекрестку всех дорог.
Милано Чентрале
Итак, вы прибываете на Милано Чентрале, если вы не выбрали варианты поездки на такси или на станцию Cadorna. И сразу же с этого монументального сооружения можно начать знакомство с архитектурой такого разного Милана.
То здание вокзала, которое можно видеть сейчас – не самое старое в городе, его даже можно назвать относительно новым. Его построили вместо старого вокзала, который стоял на этом же месте с 1864 по 1906гг. Это здание во время возведения было еще тем долгостроем – в 1906 году был заложен первый камень, который так и остался лежать на этом месте вплоть до 1912 года, когда был выбран окончательный проект, а также архитектор, который его вел. Но строительство пошло не так хорошо, как хотелось – Первая мировая война, экономический кризис – возведение нового здания было приостановлено.
Однако приход фашистов подтолкнул страну к экономическому росту, а Бенито Муссолини решил использовать строительство нового вокзала как демонстрацию усиления и укрепления страны в период его правления. Таким образом, здание вокзала претерпевало на себе различные веяния и настроения, поэтому его нельзя полностью отнести к одному архитектурному течению. Здесь сплелись такие направления, как Артнуво и Артдеко, а также многие другие. Здание Милано Чентрале настолько монументально и массивно, насколько и величественно. Оно нависает над всей площадью, как властвующий к моменту завершения строительства в 1931 году фашистский режим.
Фасад усыпан декоративными элементами отделки с присущими теме империализма символами – орлами, головами львов, гербами, но в то же время все загнано в строгие четкие формы и линии. Еще большей величественности и живой мощи добавляют две одинаковые фигуры пегасов на фасаде здания – детально проработанные скульптуры небесных созданий невольно заставляют подумать о том, что здание вокзала достигло облаков, а кони просто воспользовались этим и решили передохнуть.
Несмотря на грузность снаружи, внутри, благодаря потолку, оно видится уже в совсем ином свете – солнечном свете, которой просачивается сквозь стеклянную крышу.
От духовного к материальному:
Милано Чентрале – один из крупнейших транспортных узлов не только Италии, но и Европы, он должен соответствовать требованиям большого пассажиропотока. Вокзал имеет в своем распоряжении 24 пути, с которых отбывают обычные и скоростные поезда в Рим, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Турин и другие города Италии. До важнейших городов Италии добраться на скоростных поездах можно в среднем за 2-3 часа.
Купить билеты можно как на вокзале в кассах или при помощи терминала, или через интернет на сайте http://www.fsitaliane.it/. Более конкретную информацию о Милано Чентрале можно найти на http://www.milanocentrale.it/.
Вокзал расположен на площади Дука д’Аоста (Duca d’Aosta), от и до которой легко добраться на метро – Милано Чентрале находится на пересечении второй и третьей линии, которые обозначены на карте метрополитена зеленым.
Дуомо
Начинать маршрут лучше всего, конечно, с самого знаменитого памятника архитектуры Милана – собора Дуомо. Хотя правильнее его будет называть просто Миланский собор – слово “duomo” переводится именно так, а указание на принадлежность к городу важна по причине того, что в Италии под таким названием значатся еще 6 церквей.
Дуомо является пятым по величине собором мира и четвертым – в Европе. Как это ни комично, но это еще один миланский долгострой. Только длившийся примерно в 8 раз дольше, чем строительство Милано Чентрале, а именно с 1386 года по начало XIX века. В течение этого времени сменилось большое количество архитекторов, к строительству приложили руку Браманте и Леонардо. В 1572 году он начал полноценно функционировать, но фасад, утвержденный аж тем самым Наполеоном, сдали только в 1813 году. Окончательной датой завершения строительства считают 1927 год, когда были установлены бронзовые двери, однако некоторые детали доделывались до 1965 года.
Одноименная Дуомская площадь, на которой возвышается собор, яркий пример пословицы «свято место пусто не бывает». Сначала здесь было кельтское святилище, потом храм Минервы, после на этом месте целый век простояла уже христианская церковь Санта-Текла, последней, с VII века, стала церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли перед постройкой.
Дуомо – один из немногих примеров готической архитектуры Италии, которая до момента начала строительства здесь никогда не встречалась. Уникальным же его делает материал, который был использован – белый мрамор, который и дал собору столь непривычный для пламенеющей готики цвет. Огромное количество белоснежных колонн, башен, шпилей и статуй соединены между собой не меньшим количеством парящих опор. Такая конструкция вместе со столь непривычным для готики цветом делает Миланский собор похожим на кучевое облако или на импровизированный песочный замок на лучших пляжах Сицилии.
Отдельно стоит упомянуть о статуях. Трудно представить, но их около трех с половиной тысяч. Среди них можно найти и библейских персонажей, и боксеров в стойке, и даже статую, похожую на Статую Свободы – это, по мнению миланцев, а также, не поверите, но и тут без Муссолини не обошлось – его маленький, но уже переделанный портретик найти можно, правда, это довольно сложно. И, естественно, жемчужина Миланского собора, покровительница города, в честь которой и был воздвигнут Дуомо – золоченая статуя Мадонны.Сами миланцы, не смотря на ее внушительные размеры – рост статуи составляет порядка четырех метров, а вес около тонны, называют ее в уменьшительно-ласковом стиле Мадонночкой. Этот монумент настолько важен для горожан, что в 1769 году, когда она была водружена на собор, вышел декрет, что ни одно здание в городе не смеет быть выше и заслонять ее. Единственный нарушитель порядка в городе – небоскреб Пирелли, однако, поговаривают, что на его крыше установлена миниатюрная копия статуи.
Ни один из храмов не может обойтись без своей святыни. В Миланском соборе ей является гвоздь, который вынули из креста, на котором был распят Иисус Христос – его можно увидеть, если направить взгляд строго наверх над алтарем. В сентябре, в ближайшую субботу к 14 сентября (День Воздвижения Креста Господнего), можно побывать на церемонии торжественного снятия гвоздя архиепископом Милана, который поднимается под купол собора на старинном подъемнике. Считается, что этот подъемник придумал сам Леонардо да Винчи.
И все это Дуомо, собор, который олицетворяет город, такой легкий и непринужденный с одной стороны, но такой величественный и многогранный с другой.
От духовного к материальному:
С недавнего времени посещение Дуомо сделали платным. Вход в собор с посещением музея стоит 2€. Далее цены возрастают в зависимости от того, что еще дополнительно вы хотите посмотреть. Также есть скидки – дети до 6 лет включительно бесплатно, а молодые люди до 26 лет включительно – 50% от стоимости билета. Существует еще две категории билетов – комплексные – за 15€ и 11€, различие в том, что в первом случае при посещении террасы, где можно насладиться панорамным видом на город, можно воспользоваться лифтом, во втором – пешком. Обмануть не получится: на каждом объекте установлен турникет, к которому нужно прикладывать штрих-код. Билеты действуют в течение 72 часов, но рассчитаны так, что за это время вы не можете посетить одно и то же место дважды. Более подробно с часами работы, ценами и объектами, которые можно посетить, можно ознакомиться на сайте - http://www.duomomilano.it/en/infopage/opening-hours-and-admission-prices/f5d775a5-92a1-4775-b299-d2638f5295d3
Королевский дворец
Рядом с Дуомо, на той же площади, расположился Королевский дворец - былое доказательство богатства и власти миланских династий Висконти и Сфорца. В свое время из дворца Миланом правили представители испанских и австрийских Габсбургов, Франции времен Наполеона, в лице его приемного сына Евгения Богарне.
Свою историю дворец начал задолго до своего соседа – еще в 12 веке. Правда, он не планировался как резиденция местных правителей. Изначально там располагалась городская ратуша. Только благодаря значительным перестройкам герцогов Висконти неприметное здание чудесным образом превратилось в герцогскую резиденцию, блистающую роскошью и великолепием. В становлении столь пышного дворцового комплекса сыграло роль увеличение основного здания и появление часовни Св. Готтарда, а также внутреннее и внешнее убранство, к которому приложил руку Джотто, украсив резиденцию своими фресками. Следующие хозяева резиденции – Сфорца – оставили все как есть, и вообще переехали в личный замок. Далее “ремонтными работами” занимались уже при правлении Габсбургов местные губернаторы. Именно в это время дворец приобрел свой неоклассический облик. Под руководством архитектора Джузеппе Пьермарини ближайшая к Дуомо часть здания была снесена, а оставшиеся образовали внутреннюю дворцовую площадь, гранитная мостовая которой была украшена геометрическим рисунком. Интерьеры также не оставили в стороне - появился роскошный Зал Кариатид, предназначенный для королевских балов и приемов. При реконструкции уцелели лишь немногие средневековые элементы. Среди них – «Зал восьми колонн» на первом этаже восточного крыла, который был частью Старой ратуши XIIв., и колокольня часовни Св. Готтарда в романо-ломбардском стиле, относящаяся к XIVв.
Также в роли “строителя” себя проявил и вице-король Италии времен Наполеона Евгений Богарне. Он решил расширить свой столичный дворец, начав с его тыльной части, а потом пристроив королевские конюшни и манеж.
На этом позитивные преобразования Королевского дворца закончились. После шел период постоянной смены власти не только в Милане, но и в стране и в ее отдельных районах между австрийцами и итальянцами, образования новых союзов и государств и переноса столицы. В это время наступили тяжелые времена для дворца. Здание трижды перестраивалось (вернее сказать, разрушалось), в результате чего исказились его пропорции и внешний облик. В 1850-е годы при реконструкции площади Дуомо было уменьшено восточное крыло. В 1925 г. Муссолини распорядился снести здание Королевских конюшен и других построек наполеоновских времен. В довершение всего в 1936 г. западное крыло укоротили на 60м, чтобы освободить место для строительства новой правительственной резиденции. Милан, один из важнейших итальянских городов, во время Второй Мировой войны был подвергнут ковровым бомбардировкам, и здание Королевского дворца было практически разрушено, после чего долгое время стояло заброшенным. Были утеряны некоторые фрески и элементы лепнины. После войны в течение многих лет долго реставрировался, и некоторые этапы реконструкции длятся и по сей день.
Несмотря на это, дворец в настоящее время функционирует как музей, где можно ознакомиться с архитектурой и внутренним убранством, а также множеством произведений изобразительного искусства, как исторических, так и современных.
От духовного к материальному:
Музей работает без выходных: в понедельник с 14.30 до 19.30; вторник, среда, пятница, воскресение с 09.30 до 19.30, а в четверг и субботу с 09.30 до 22.30. Билеты стоят 12 евро взрослый, 6 евро - детский.
Более подробную информацию о стоимости билетов, праздничных нерабочих днях и расписании выставок уточняйте заранее.
Ла Скала
Выходя из галереи Витторио, сразу попадаете на площадь делла Скала, где аккурат посередине напротив одноименного театра возвышается памятник, посвященный одному из величайших людей искусства и науки Леонардо да Винчи.
Памятник гению задумали установить в середине 19 века, но правительство Ломбардии согласилось финансировать работы только с условием того, что он будет отражать именно миланский период жизни художника. В связи с этим статую Да Винчи дополнили фигуры его учеников-миланцев: Джованни Больтраффио, Франческо Мельци, Бернардино Луини и Чезаре да Сесто. Взор же художника направлен непосредственно на гордость миланцев, жемчужину культурной жизни не только Италии, но и всего мира – знаменитый театр Ла Скала.
Ла Скала, пожалуй, ярчайший пример того, что не место красит человека, а человек место. Ведь Скала, как называют оперу итальянцы, в первую очередь знаменита тем, что на ее сцене были поставлены произведения Россини, Верди, Белинни, Доницетти, Пучинни, а также и наших соотечественников Чайковского и Мусорского, оркестром некогда руководил Тосканини, а также на сцене блистали такие звезды как Мария Каллас, Рената Тибальди и нашумевшие Э.Карузо, П.Доминго, М.Кабалье, Л.Павароти.
Если находишься впервые в Милане и не предполагаешь, как может выглядеть один из величайших театров мира, то с первого раза можно пройти мимо. Дело в том, что творение архитектора Джузеппе Пьермарини, воздвигнутое в 1778 году, достаточно демократично в своем исполнении. Вы не увидите на нем ни кричащих барельефов и обелисков, ни даже надписи на фронтоне. Но в свое время здание было одним из самых красивых в мире, а зрительный зал в форме подковы, отличался безукоризненной акустикой.
Свое название театр получил от церкви Санта Мария делла Скала (Скала не от итальянского слова "лестница", а от имени покровительницы Беатриче из знатного рода правителей Вероны делла Скала), датированной XIV веком, которая некогда стояла на этом месте. Но она пришла в упадок, и участок земли продавался очень дешево. Строительство финансировала Мария-Тереза, императрица Австро-Венгрии, - именно ей стоит быть благодарной за рождение оперы не только в Милане, но и в Италии. Существует предание о том, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена мраморная глыба, на которой был изображен Пилад – знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак.
Как и Королевский дворец, здание Ла Скала тоже пострадало в период Второй мировой войны. Полностью восстановлено в первоначальном виде достаточно быстро - в 1946 году.
Как и в начале своей истории, сегодня Театр Ла Скала продолжает держать интерес публики, каждый раз рудая как классическими, так и современными оперными и драматическими постановками, балетом и отдельными выступлениями звезд мировой эстрады.
От духовного к материальному:
В отличие от нашей страны сезон в Ла Скала начинается 7 декабря. Каждый месяц репертуар Ла Скала полностью меняется. Причем ожидание очередной постановки какого-либо произведения, которое уже ставил театр, может растянуться на годы.
Тем не менее, постановка таких опер, как «Отелло», «Аида», «Фальстаф» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини или «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини периодически (примерно раз в 2-3 года) возобновляется – как в классическом, так и в ультрасовременном варианте.
Билеты в Ла Скала можно приобрести несколькими различными способами. Но, учитывая сверхпопулярность театра, лучше не рисковать, откладывая покупку билетов до прибытия в Милан. Несмотря на то, что даже в день спектакля их иногда можно найти в театральных кассах или в офисе у собора Дуомо, – это, все же, дело случая.
Не стоит надеяться на случай, что найдете «лишний билетик» или приобретете у перекупщиков. В настоящее время почти все билеты именные, без права передачи другим лицам. Исключение составляют пригласительные в ложи, но, как и 200 лет назад, такого приглашения удостаиваются лишь избранные. В последние годы продажи билетов начинаются в режиме онлайн строго за 2 месяца до очередной премьеры (оперы или балета). Опера Ла Скала при этом не гарантирует, что они будут уже через несколько не то что часов, а даже минут после начала продаж.
Стоимость билетов в Ла Скала колеблется от 29 евро до нескольких сотен. Наиболее ценны места в партере, на галерее, фронтальные ряды в ложах. Более подробно ознакомиться с репертуаром и приобрести билеты лучше непосредственно здесь - http://www.teatroallascala.org/en/index.html
Секрет для не попавших...
Рядом с Ла Скала расположен сувенирный магазинчик, где вы можете приобрести кучу памятной продукции, как то: афиши, плакаты, кружки и многое другое. Однако, если вы спуститесь на нижний этаж, там вы найдете маленький зал со стульчиками и большим экраном, где можно удобно усесться и посмотреть любое выступление из репертуара театра.
Но не стоит думать о том, что на этом Милан закончился. Дайте еще ему дня два, и он окончательно раскроется для вас с другой стороны. Что еще посмотреть в Милане, если вы планируете остаться тут еще на ненадолго, читайте в материале Милан с шопингом и без. Часть 3: от Сфорцеско до да Винчи
Читайте также
15 января 2025
123