Минск новогодний. Белорусские колядные традиции
Начнём нашу новогоднюю прогулку на Октябрьской площади возле главной новогодней ёлки Беларуси.
Основные праздничные гуляния здесь проходят в Новогоднюю ночь и 1 января. Мы же отправились к ёлке вечером 2 января. В этом году дизайн украшения площади довольно лаконичный, но очень стильный. Гармонично смотрится подсветка Дворца Республики (2001, архитекторы М. Пирогов, Л. Зданевич, А. Шабалин) и здания многофункционального бизнес-центра Capital Palas (сдан в эксплуататцию в 2021 году, команда архитекторов Беларуси. России, Италии, ОАЭ).
Волшебное настроение создают ледяные сани, с которых минчан поздравляют Дед Мороз, Снегурочка и символ уходящего года Бык, держащий на руках маленького Тигрёнка, который в свои права вступит 1 февраля 2022 года.
Новогодняя площадь радует яркими огнями. Кстати, электрическое освещение центра Минска началось с 1895 года после введения в эксплуатацию первой городской электростанции, сооружённой на реке Свислочь. Правда, была одна проблема - неэстетичные кабели на тротуарах. Проблему решил назначенный в 1911 году новый директор электростанции Тадеуш Корзун. Он заменил старое оборудование, закупив новое на заводах Нобеля и Симанс, и упрятал под землю раздражавшие эстетический вкус минчан кабели.
Теперь мы пройдём по улице Энгельса мимо здания Минского облисполкома, построенного в стиле "советского неоклассицизма" с использованием приёма "палаццо" (1958, архитектор В. Волчек).
Улица приведёт нас в Верхний город, на площадь Свободы, носившей до 1917 года название Верхний рынок.
На площади Свободы взгляд сразу же притягивает роскошное здание городской Ратуши.
Это здание было построено в 2002-2004 годах по чертежам и рисункам разрушенного в 1857 году прежнего здания Минского магистрата. Возглавлял строительные работы архитектор С. Багласов. О самой первой городской ратуше упоминает книга "Архитектура Беларуси", говоря, что в 1499 году в связи с получением городом Магдебургского права (право на городское самоуправление) для заседаний магистарата началось строительство ратуши. Но конкретное место не указывается. На нынешнем месте Ратуша была возведена в 1600 году. Сейчас, как символ и память этого события, перед зданием стоит скульптура, изображающая городского голову, войта. (2014, скульптор С. Оганов, архитектор С. Багласов).
Войт в руках держит ключ от города и грамоту о даровании Минску Магдебургского права. Свой герб Минск получил в 1591 году. Герб был изображён на городской печати, подтверждая законодательно право города заключать все договоры самостоятельно, по собственному усмотрению, без согласия с королём Речи Посполитой. В 2001 году городской герб был восстановлен.
Сейчас в Ратуше находится Музей истории Минска. А в прежние времена заседал магистрат, располагались суд, гауптвахта, городовой, полиция, архив и даже музыкальная школа, открытая в 30-е годы XIX века. Здесь же, в закрытом помещении, хранились присвоенные городу меры веса и длины. Городской магистрат Минска очень бдительно охранял право на честную торговлю, тщательно разбирая жалобы горожан и приезжих купцов на любой обман или обвешивание. В честь этого возле новой Ратуши была поставлена ещё одна скульптура - "Городские весы". (2014, скульптор А. Прохоров, архитектор С. Багласов). На ней продавец взвешивает товар для купца, а рядом представитель магистрата контролирует процесс.
С появлением этой скульптуры у минчан зародилась традиция в первый день Нового года и на Рождество тереть мешок торговца для привлечения к себе денежного благополучия. А усиливает действие ритуала посещение городского Музея денег.
Однако, наши предки-белорусы для обретения благосостояния и благополучия на целый год создали целую систему колядных обрядов и гаданий. Коляды начинались 24 декабря по старому стилю и длились до 6 января, православного Крещения и католического Богоявления. (Католики отмечают Крещение в первое воскресенье после Богоявления). Согласно народному мировоззрению, в эти дни на землю приходят души предков-"дедов" и наделяют своих потомков добробытом и семейным ладом при условии соблюдения последними сохраняющихся испокон веков традиций. К таким традициям относилось приготовление кутьи, каши из ячменного зерна и мёда, которую варили в каждом доме на три праздничных вечера: Постную Рождественскую кутью, Щедрую Новогоднюю кутью и Постную Крещенскую/Богоявленскую кутью. Начиная готовку каши, хозяйки загадывали на благополучие дома. Если каша вырастала из горшка, значит предки сообщали о счастливой "хлебной" доле семье на год. В Новогоднюю кутью клали кольцо, и если оно доставалось главе семьи, то предвещалось благополучие всему дому и семье. Если кольцо попадало в тарелку кому-то из домашних, то именно ему "деды" желали в Новом году удачу и успех. Остатки кутьи оставляли на ночь как угощение предкам. Во время Коляд белорусы прекращали всякую ругань и ссоры, желая обеспечить семейный мир и лад на весь наступающий год.
Наша прогулка продолжается. По улице Кирилла и Мефодия мы выходим к православному Кафедральному Свято-Духову Собору (1616). Собор словно застыл в строгой атмосфере предрождественского поста и ожидания Рождества. Как и комплекс Духовной Академии имени святителя Кирилла Туровского.
В Свято-Духовом соборе находится главная святыня Минска - икона Минской Божьей Матери. Это- список иконы, созданной евангелистом Лукой и привезённый в Киев князем Владимиром после его крещения. Икона хранилась в Десятинной церкви. Во время одного из татарских набегов на Киев в 1482 году её богатым окладом прельстился вражеский воин. Украшенные драгоценностями ризы и оклад он забрал, а икону выбросил в Днепр. Через 18 лет, 13 августа 1500 года икона явилась в волнах реки Свислочь, озаряя всё вокруг своим светом. Сначала её поместили в церковь Минского замка. Затем икона Минской Божьей Матери меняла места обитания по разным городским храмам, побывала в музее во время Советской власти, оберегалась в домах горожан в период немецкой оккупации, и, наконец, в 1945 году обрела своё постоянное место в Свято-Духовом соборе.
Пройдёт несколько дней, и в храме начнётся торжественная Рождественская служба. В прежние времена к Рождественской вечерней службе полагалось обязательно ехать, пусть то в экипаже, пусть то верхом. Экипажем управлял глава семьи, и не важно, кто ты: простой чиновник или сам председатель магистрата.
После церковной службы все пускали своих лошадей вскачь, стараясь опередить остальных. Кто возвращался их храма первым и первым разговлялся, тому предвещалось и самому стать наиболее успешным и удачливым в Новом году, и обеспечить этими рождественскими дарами родных. А ложась спать, каждый взрослый загадывал проснуться в Рождественское утро первым, побежать к Свислочи и набрать ведро воды. Тогда на весь год он получал отменное здоровье, энергичность, бодрость и подвижность.
Вот и бежал народ спозаранку по городским улицам.
По обычаю, при проведении многих обрядов и гаданий требовалось не идти, а именно бежать, поскольку такой ритуальный бег наделял мощной магической силой и давал быстрые позитивные результаты обряда или гадания. Так и девушки, после праздничного застолья на Щедрую Новогоднюю кутью хватали со стола по блину, символическому угощению, связывающему семью с предками, и мчались на реку к проруби.
Там они ожидали первого пришедшего за водой. Увидев мужчину, что означало благоденствие дому и здоровье всем близким на весь год, они отдавали ему блины и с радостной вестью стремились домой. Те, чьи дома стояли на берегу реки, например, в Троицком предместье, могли более "правильно" выполнить гадание, совершив его босиком. (Таким способом устанавливалась на время ритуала сильная связь с Тем Светом и предками-"дедами").Рождество у православных белорусов ещё впереди. Католики-белорусы Рождество уже отпраздновали, но их ожидают праздники Богоявления и Крещения. Архикафедральный костёл Пресвятого Имени Девы Марии (1710) на площади Свободы светится огоньками. Здесь прихожане соберутся 6 января, будут освящать воду и мел. Этот мел наделяется целительными качествами и хранится до следующего Богоявления.
На Богоявление проводились следующие обряды. Вернувшись из костёла домой, глава семьи рисовал освящённым мелом кресты на дверях и дверных косяках, на окнах, в отверстии печи , на стенах всех хозяйственных построек и говорил: "Вон, чёрт, из моего дома! Здесь Бог живёт!" Потом обходил всю усадьбу с миской сваренного гороха или бобов, символизировавших денежное богатство. Зайдя снова в дом, он торжественно произносил: "Во время рождения Спасителя три короля приезжали и сыпали около новорождённого золотом. А мы, за неимением золота, сыплем один на другого горох". Он насыпал горох на стол, а домашние его собирали и по количеству, величине и разваренности горошин определяли на год своё будущее.
Перед Крещенской/Богоявленской кутьёй целый день соблюдался пост. С утра женщины "выметали коляды": мели мусор от углов и стен на середину комнаты и клали на него веники. Потом ласково просили "коляд" выйти и простить всевозможные обиды. На следующее утро до восхода солнца младшая дочь выносили мусор вместе с "колядами" и оставляла в положенном месте.