Паровозы в 21 веке.

Как-то стоял на переезде, ждал, когда поднимут шлагбаум. И вдруг, в клубах дыма и пара, мимо меня проехал паровоз. Да, да, именно паровоз. А за окном двадцать первый век.

         Конечно, как нормальный мужчина, я много читал, слышал и видел кино про паровозы. Даже кино "Прибытие поезда" смотрел. А это первый фильм о паровозе. Знал, что они когда-то были. Их было много. Но, увы, их век прошел. И это все знают. Остались они в виде памятников. Вот их много стоит по стране. Иногда их видел в тупиках, проезжая пассажиром на поезде. Несколько штук видел на путях Варшавского вокзала, в Петербурге, когда там был железнодорожный музей.

   И одно время пошли слухи, что паровозы снова стали бегать по нашим дорогам. Но я человек очень  далекий от железной дороги. Последние годы либо на машине путешествую, любо на самолете. А из поездов - только "Сапсан". А это совсем другой поезд. Он скорее ближе к самолетам. Сел, через четыре часа встал. Все, приехал. Нет в нем того "тепла", из прошлого. Когда ехал, смотрел в окно, ел курицу. Пирожки покупал на станциях. До сих пор помню, как бабка продала мне пирожок с капустой, хотя я просил с картошкой. С тех пор и не люблю я станцию Бологое. Не осталось "тепла" от путешествий ,как в детстве,когда с родителями ездил по стране.

     А тут стала появляться информация, что РЖД восстанавливает паровозное сообщение. Из Бологое в Осташков стал ходить состав на паровозной тяге. Я чуть не собрался съездить туда, чтобы посмотреть. Но лень победила. Все-таки триста километров надо туда ехать. И потом я читал репортажи об этом поезде. Люди специально ездили из Москвы, чтобы на нем прокатиться.

      И как-то неожиданно узнаю, что в Петербурге тоже начали ходить поезда на паровозной тяге. Это совсем другое дело. Узнаю, что и как. Дороговато стоит прокатиться. Но за погляд денег не берут. Так и я оказался на Витебском вокзале. А это старейший русский вокзал. И красивейший.

   

      Было субботнее утро. И там в гордом одиночестве стоял паровоз. Настоящий! Это был паровоз Эу-683-32, 1928 года постройки. И выпущен он был на Брянском паровозостроительном заводе "Красный профинтерн". Из всех мест, откуда надо, шел пар. Правда, к нему был прицеплен один жалкий вагончик, раскрашенный в фирменные цвета РЖД. Что совсем не вязалось с самой сутью исторического паровоза. Выглядело это куцо. Ну уж и ладно. Что смогли, то и сделали. Вдоволь нагулявшись вокруг паровоза, пофотографировали его со всех ракурсов. Сели в машину и поехали к другому месту, где можно увидеть его в движении.И нашли место, прямо в городе, где и стали его ждать. Это напрвление вдоль Витебского проспекта. Пока ждали, прошло несколько электричек.         И вот, наконец-то, начал приближаться и он. Вначале увидели дым. Настоящий, густой, черный дым.  Как в кино. Потом показался и сам паровоз. Фонарь светит. Дым, шум. Пара мгновений - и он убежад дальше, по своему маршруту. Он показался каким-то игрушечным, ненастоящим. Но все равно это было красивое зрелище.

 

   Второй раз паровоз  на ходу я увидел через пару лет. Тоже прочитал , что экскурсии на паровозе продолжают проводить. И маршрутов стало больше. Ценник тоже хорош остался. Но один из маршрутов, в крепость Шлиссельбург, проходил недалеко от меня. В субботу собрался, поехал. Выбрал точку на карте, в которой надо ждать прохода состава. Очень часто проезжал под этим мостом. Так как приехал заранее, времени было много. Забрался на мост, и не зря. Совсем другой вид на знакомые места. Интересно. Дорога действующая. Но ветка пригородная. Здесь ходят электрички с Финлядского вокзала. Но вот из-за моста показался дым. Идет! Два паровоза и один вагон. Игрушечный вариант получается. Но дым, пар, стук колес присутсвует. Все это радует глаз. Впереди шел паровоз Л-5289. Постороен он был на Ворошиловградском  заводе имени Октябрьской революции в 1955 году. Вот жизнь пошла. Все, что написано в этом предложении, не сохранилось. Ни город,  ни страна, ни завод. А паровоз все бегает. Хотя должно было быть наоборот.    А вечером я его встретил, когда он возвращался домой. Теперь впереди шел паровоз Э766-41. Этот паровоз был построен в Венгрии в 1949 году. 

   А в этот Новый, двадцатый, год поехали мы в Карелию, в город Сортавала.  Отдохнуть, на снег полюбоваться. У нас то его не было совсем. А заодно и на паровоз посмотреть. Там на регулярной основе запустили поезд Сортавала - Рускеала. Это единственный в России ежедневный поезд на паровозной тяге. Прямо до знаменитого мраморного карьера пустили  состав. И тащит его паровоз. В праздничном составе было семь вагонов. Один в ливрее РЖД. Говорят, что его перецепляют от московского состава, который приходит из столицы. И шесть ретро вагонов, выдерженных в цветах Николаевской железной дороги.

    В Карелии хорошо. Только снега там тоже не было. Нет, земля была покрыта снегом, кое-где. Светлее, чем у нас в Петербурге.  Но настоящего снега не было. Вечером доехали до горного парка Рускеала. Первый раз были там вечером. Поглядели на красивую подсветку мраморных стен вокруг озера.

Увидели огненное шоу по мотивам Калевалы. Это карело-финский эпос. 

  И там в тишине вдруг раздался гудок. Что это был за звук! Мощный, зовущий рык дикого зверя! Я прямо почувствовал - вот он, настоящий паровозный гудок. На следующее утро мы приехали на место, которое я вычислил по карте. Близкое, но не самое удачное место. Пришлось снимать против восходящего солнца. Опять вначале услышали гудок. Настоящего рабочего паровоза. Потом - шум вырывающегося пара из рабочей машины. Настоящий звук чух, чух, чух. А потом вдалеке показался и он. Настоящий состав на паровозной тяге. Не то, что питерские "игрушечные" паровозики. В честь наступившего Нового года паровоз украсили гирляндами. Шум, пар, дым коромыслом, стук колес. Проезжая мимо нас, машинист еще раз погудел. Полная эйфория накрыла нас. Сумасшедшее эффектное зрелище. Во главе состава был мощный товарный паровоз серии СО - Серго Орджоникидзе.

   

Потом мы немного покатались по Карелии. Доехали до Питкяранты. Нашли небольшой водопад. Погуляли по берегу Ладоги. Снега не было нигде. Отлично провели время. А вечером поехали на вокзал, встречать паровоз, который вернулся назад, в Сортавала. А там настоящий паровозный заповедник.  Стояло штук пять паровозов. Причем три из них были под парами. А чуть на отшибе стоял еще один, в виде памятника.

      А на  следующий день мы поехали домой. Но путь наш лежал через железную дорогу, по которой в десять утра шел паровоз в Рускеалу. Мы не могли пропустить такое зрелище. Теперь мы его встретили в центре города. Оказывается, не надо было ничего выдумывать. Состав на паровозной тяге отлично видно из любого места города.

Все-таки паровозы - это мощное и эффектное зрелище!