Моя любимая горная болезнь
Я вот все думаю: как получилось, что Северная Осетия так прочно заняла одну из главных позиций в моем личном хит-параде самых прекрасных мест в России? Дело в том, что первый раз я попал туда в начале сентября 2004 года. По работе, спецкором, на захват школы в Беслане. И эти дни стали, пожалуй, самыми черными в моей жизни. В конце съемочной смены мы с оператором приходили в гостиницу, выпивали по бутылке коньяка и заваливались спать - лишь бы не думать о том, что увидели за день. И первые впечатления, первые ощущения, в принципе, наверняка могли бы навсегда отвратить меня от этих мест.
Это потом уже я понял, что за эти страшные дни я видел и подсознательно воспринимал не только ужас тех событий. Знаете, я убежден, что место «делают» люди, которые живут в нем. Так вот, именно тогда я по-настоящему узнал осетин, просто не отдавал себе в этом отчета. А позже - понял, что был поражен, насколько мужественным, искренним и сострадательным может быть целый народ. Особенно перед лицом трагедии.
Через несколько дней после штурма школы таксист Алан, которого я нанял на все время, что там был, сказал, что сегодня мы едем в горы. Отвлечься - точнее, по его словам, «попуститься», иначе можно и головой тронуться. Вот так, благодаря категоричному приглашению, больше напоминающему киднеппинг, я первый раз оказался в осетинских горах. И вот что я могу о них сказать.
Во-первых, действительно «попустило», насколько это было возможно. И это качество тех гор я люблю и ценю до сих пор. Голова там прочищается. Если было тяжело, то там станет легче. А если тяжело не было, то вообще - впадешь в детский восторг.
Во-вторых, они оказались наркотиком. Натурально, я уже сбился со счета, сколько раз я в них возвращался.
Потом у меня там стали появляться люди, которые мне дороги. Чем старше становишься, тем тяжелее заводить друзей. И тем удивительней и неожиданней каждый раз, когда это происходит. В Северной Осетии это получается легко и непринужденно. И дело даже не в знаменитом кавказском гостеприимстве. Я изъездил весь Северный Кавказ, но такого больше нет нигде. Видимо, это магия места.
Хорошим должно делиться. Примерно как с понравившейся книгой или полюбившимся фильмом, когда хочешь, чтобы твои переживания разделило как можно больше людей, так и с местами. Именно поэтому я при первой возможности снял в Осетии программу «За кадром» для «Моей планеты» - рассказать всем, кто еще этого не знает, как там здорово. Дальше - больше: в прошлом году я два раза организовал фототуры в эти горы. Оба раза мы посещали самые любимые мои места. Забирались к леднику Сказка в Цейском ущелье. Поднимались к Мидаграбинским водопадам. Катались на лошадях в самом красивом в Осетии ущелье - Дигорском. Древние родовые башни, бурные горные реки (особенно хороши на длинных выдержках) и ночное небо, звездное тем больше, чем выше ты забрался.
В этом году мы заберемся еще выше. Сейчас я набираю группу, чтобы в самом скором времени отправиться в очередное путешествие. Мы оставим все самое интересное, что уже было в предыдущих турах, но прибавим еще одну супер-историю.
Туда не доехать на машине и не так-то просто дойти пешком. Высоко в Геналдонском ущелье есть место, где я сам еще не был и куда очень хочу попасть. «Верхние Кармадонские ванны» - горячие термальные источники. Их здорово фотографировать - из-за большого количества минералов они окрашены в оранжево-красно-зеленые тона. И еще круче в них купаться. Можно сидеть в 40-градусной воде и смотреть на снежные шапки гор вокруг.
Я жду это путешествие с огромным нетерпением. Прежде всего из-за того самого ощущения, о котором я уже сказал выше. Это очень ценно, когда ты можешь поделиться с другими чем-то хорошим.
Читайте также
13 сентября 2024
1 131