На индийских поездах с детьми: наказание или испытание?
Молодая семья, решившая пойти на авантюру, и уехать в 9 месячное путешествие по Юго-Восточной Азии, понимала, что будет не просто, но не думала, что так сразу. Ранее отдыхав только в Турции и Египте по системе все включено, и не зная ничего про Индию, мы конечно же, решили начать именно с нее. Начитавшись форумов, собрав всю необходимую информацию (как нам тогда казалось), мы приземлились в городе Дели. Город, который с первых минут встретил незабываемыми звуками и запахами, напугал нас настолько, что мы просидели сутки в своем номере в гестхаусе и не вылезали оттуда. Собравшись с силами, решив, что раз уж мы на это пошли, то надо идти до конца, мы прогулялись по городу, съездили в прекрасный город Ришикеш, и настало время добраться до райского уголка Индии, штата Гоа, где мы и планировали провести несколько месяцев. Забыл упомянуть, что на тот момент, нашей младшей дочке было 8 месяцев, а старшему сыну 4 года. Мы, еще не избалованные Индийским солнцем, с 90 кг багажа в руках, после ночного переезда в автобусе с клопами, которые кусали только меня, отправились на вокзал в Нью Дели под названием Хазрат-Низамутдин, предварительно купив билеты в местном агентстве, где нам милый индийский парень сказал:
- «It’s best place in train» (что в переводе на наш туристический, со слов индийцев значит: «Ну, ребята, вы запомните эту поездку надолго, а я уж чем смог, тем помог»).
Мы приехали на моторикше, в 4 часа утра к вокзалу, и жизнь там уже кипела настолько, насколько не кипит наверно даже в Лас Вегасе. Добрые работники вокзала, тут же попытались у нас подхватить наши чемоданы, улыбавшись во все свои 32 белых зуба, но понимая, что придется потом каждому давать по 100-200 рупий, мы отказались от этой услуги (мы ведь бюджетные путешественники), раз пятнадцать повторив «Ноу, сенк ю» в разных вариациях. От «Ноу, сенк ю (Ох, как мило)», до «Ноу, сенк ю (Да отстань, мы уже прошли вместе весь путь пока любезничали)».До поезда нужно было прождать 4 часа, и мы решили воспользоваться услугой вокзала: «Зал ожидания». Сразу мы его не нашли, и пытались слиться с толпой, сели на чемоданы прямо возле касс, около более десятка спящих на бетонном полу, индийских семей. Через 10 минут мы оттуда поскорее убежали, так как убежали все. Сложно не убежать, когда полицейские бамбуковой палкой проверяют уровень твоего сна. У этих полицейских не решились спросить как добраться до зала ожидания, спросили у других. По пути нам периодически попадалось огромное количество бездомных, которых полицейские стараются выгнать, но все равно их на вокзале очень много.Они дергают тебя за штаны, за чемоданы, не говоря уж о том, что каждый третий на вокзале пытается ущепнуть за щечку твоего ребенка. Мы были на чеку и на стороже все время, настолько, что ощутили себя спец агентами, и поставили себе миссию, сесть в поезд (не подозревая, что дальше будет еще миссия «Выжить в поезде»). Сев в Зал ожидания для владельцев билета класса 2AC (это класс вагона с кондиционером, считается дорогим, в 2-3 раза дороже билета в класс Sleeper (тоже лежачий плацкарт, но без кондиционера), мы немного расслабились. Там так же спали люди на полу, так как металлических сидений было немного, и мест не хватало, но тут все было официально, и никого полицейские не выгоняли. Наше спокойствие закончилось, когда у индийцев начались утренние процедуры - это омовение, чистка зубов, намазыванием волос гелем и прочее. И если зубы чистились,а одежды переодевались просто в зале ожидания, то для того, что совершить утренний обряд омовения, в туалет выстроилась огромнейшая очередь. Туалета же было два, для мужчин и для женщин. В каждой кабинке находился небольшой душ (он же шланг из крана), мы поняли, почему очередь так медленно двигается, только когда из туалета начали выходить нагие мужчины обернутые полотенцем или покрывалом. Тут пришло понимание, что в туалет нам не попасть до прибытия поезда, но попытав счастье, все же мы отстояли очередь, которая длилась больше часа.
Найдя нужную платформу мы стали ждать поезд. 10 минут, его нет. 30 минут, его нет. Мы начали волноваться, может стоим не на той платформе. Спросить на платформе было особо не у кого, так как несмотря на то, что многие индийцы говорят на английском, но большая часть путешествующих на поездах языка не знают. Мы, по очереди сменяясь с супругой, стали бегать каждые 15-20 минут в справочную пытаясь узнать где поезд, и если он задерживается, то сколько нам нужно ждать, так как находиться на пероне под палящим солнцем, голодные, уставшие, сидя на чемоданах, было совсем не весело. Женщина в справочной, на все наши вопросы улыбаясь покачивала головой в стороны. На тот момент, мы уже знали, что покачивания головой в стороны у индийцев означает скорее «Да», чем «Нет», но когда на вопросы, где не нужно ни «ДА», ни «Нет» покачивают головой, а ты не спал уже более суток, то это начало уже немного напрягать. Ничего путного не добившись от нее, мы лишь поняли, что поезд задерживается, а насколько одному Шиве известно, и то не факт. Полицейский, кроме очередной демонстрации своих белоснежных зубов, ничем нам не помог. Поэтому мы решили смириться, как завещал сам Ганди. Благо через пару часов на платформе появилась семья, на вид вполне состоятельная, у которой был билет тоже на наш поезд, и они сказали, чтобы мы не волновались и держались за ними. В итоге они куда-то подевались, но мы, все-таки просидев на пероне около 6 часов ,сели в поезд.
Постельного белья в нашем вагоне не предоставлялось, оно и понятно, поэтому мы просто стряхнули крошки, рис, и всякие мелкий мусор и уселись на места. Вагон был кондиционированный, но это совсем не те кондиционеры, которые мы привыкли видеть. Три вентиляционные трубы, направленные прямо в проход и на сидения дули мощным потоком ледяного воздуха, от которого было не скрыться. Теперь мы поняли, почему многие индийцы на вокзале были с пуховыми куртками и теплыми шапками. Конечно же, к концу поездки мы слегли с ангиной, так как все 1,5 суток поездки были холодными и некомфортными. Но это лишь часть беды.
Мы, конечно, запаслись на пероне различными перекусами: печенья, чипсы, манговый сок, сладенькое ласси, но хотелось уже нормальной еды. Не успел поезд тронуться, как друг за другом начали ходить по вагонам торговцы с едой, и громко, эмоционально пропевать перечень предлагаемых продуктов, от Масала Чая до Воздушного риса. Мы взяли себе Bread Omlet (Омлет с хлебом), так как это было наиболее привычное для нас блюдо. Омлет в итоге оказался с огромными кусками чили, который мы сперва приняли за зеленый лук. Есть это было невозможно, как и почти всю остальную горячую еду, которую предлагали в поезде, в основном это разные виды риса (с курицей, вегетарианское, с карри и т.д.). Мужчина, сидевший напротив, увидев, что мы немножко недоумеваем что же нам есть, предложил нам из своей посуды руками кулек с воздушным рисом в различных специях и соусах. Голыми руками, которыми он за 15 минут до этого ковырял ноги, затем высмаркался в окно. Мы любезно отказались.
Все, что было не доедено пассажирами без вопросов выбрасывалось в окно. Мы спросили у проводника, а где в поезде складывать мусор, на что он ответил просто и лаконично: «В окно». Мы к этому не привыкли, поэтому начали складывать мусор в пакет, в последствии оказалось, что это привлекает мышей, крыс и прочую живность на полу. В итоге начали выкидывать мусор на каждой стоянке, чтобы не копить. Остановок было очень много, иногда казалось, что мы стоим больше, чем едем. На стоянках мы закупали различные булочки, бананы, печенья, соки, ласси и питались сухомяткой все 1,5 суток. Каким-то образом, накрыв собою детей, мы пережили ночь, но к утру не чувствовали от холода ни рук, ни ног. Детям же было комфортно и тепло под нами и это было главное.
После этой поездки, мы проехали еще 8 стран, различными видами транспорта, и еще много раз на индийских поездах, даже в Sleeper классе, и можем сказать, что, если бы не эта поездка, нам было бы тяжело. Мы изначально поставили себе планку не комфортности, которую преодолели, поэтому все остальное нам казалось детским лепетом. Несмотря ни на что, эта поездка запомнилась на всю жизнь, и мы этому рады.
- «It’s best place in train» (что в переводе на наш туристический, со слов индийцев значит: «Ну, ребята, вы запомните эту поездку надолго, а я уж чем смог, тем помог»).
Мы приехали на моторикше, в 4 часа утра к вокзалу, и жизнь там уже кипела настолько, насколько не кипит наверно даже в Лас Вегасе. Добрые работники вокзала, тут же попытались у нас подхватить наши чемоданы, улыбавшись во все свои 32 белых зуба, но понимая, что придется потом каждому давать по 100-200 рупий, мы отказались от этой услуги (мы ведь бюджетные путешественники), раз пятнадцать повторив «Ноу, сенк ю» в разных вариациях. От «Ноу, сенк ю (Ох, как мило)», до «Ноу, сенк ю (Да отстань, мы уже прошли вместе весь путь пока любезничали)».До поезда нужно было прождать 4 часа, и мы решили воспользоваться услугой вокзала: «Зал ожидания». Сразу мы его не нашли, и пытались слиться с толпой, сели на чемоданы прямо возле касс, около более десятка спящих на бетонном полу, индийских семей. Через 10 минут мы оттуда поскорее убежали, так как убежали все. Сложно не убежать, когда полицейские бамбуковой палкой проверяют уровень твоего сна. У этих полицейских не решились спросить как добраться до зала ожидания, спросили у других. По пути нам периодически попадалось огромное количество бездомных, которых полицейские стараются выгнать, но все равно их на вокзале очень много.Они дергают тебя за штаны, за чемоданы, не говоря уж о том, что каждый третий на вокзале пытается ущепнуть за щечку твоего ребенка. Мы были на чеку и на стороже все время, настолько, что ощутили себя спец агентами, и поставили себе миссию, сесть в поезд (не подозревая, что дальше будет еще миссия «Выжить в поезде»). Сев в Зал ожидания для владельцев билета класса 2AC (это класс вагона с кондиционером, считается дорогим, в 2-3 раза дороже билета в класс Sleeper (тоже лежачий плацкарт, но без кондиционера), мы немного расслабились. Там так же спали люди на полу, так как металлических сидений было немного, и мест не хватало, но тут все было официально, и никого полицейские не выгоняли. Наше спокойствие закончилось, когда у индийцев начались утренние процедуры - это омовение, чистка зубов, намазыванием волос гелем и прочее. И если зубы чистились,а одежды переодевались просто в зале ожидания, то для того, что совершить утренний обряд омовения, в туалет выстроилась огромнейшая очередь. Туалета же было два, для мужчин и для женщин. В каждой кабинке находился небольшой душ (он же шланг из крана), мы поняли, почему очередь так медленно двигается, только когда из туалета начали выходить нагие мужчины обернутые полотенцем или покрывалом. Тут пришло понимание, что в туалет нам не попасть до прибытия поезда, но попытав счастье, все же мы отстояли очередь, которая длилась больше часа.
Найдя нужную платформу мы стали ждать поезд. 10 минут, его нет. 30 минут, его нет. Мы начали волноваться, может стоим не на той платформе. Спросить на платформе было особо не у кого, так как несмотря на то, что многие индийцы говорят на английском, но большая часть путешествующих на поездах языка не знают. Мы, по очереди сменяясь с супругой, стали бегать каждые 15-20 минут в справочную пытаясь узнать где поезд, и если он задерживается, то сколько нам нужно ждать, так как находиться на пероне под палящим солнцем, голодные, уставшие, сидя на чемоданах, было совсем не весело. Женщина в справочной, на все наши вопросы улыбаясь покачивала головой в стороны. На тот момент, мы уже знали, что покачивания головой в стороны у индийцев означает скорее «Да», чем «Нет», но когда на вопросы, где не нужно ни «ДА», ни «Нет» покачивают головой, а ты не спал уже более суток, то это начало уже немного напрягать. Ничего путного не добившись от нее, мы лишь поняли, что поезд задерживается, а насколько одному Шиве известно, и то не факт. Полицейский, кроме очередной демонстрации своих белоснежных зубов, ничем нам не помог. Поэтому мы решили смириться, как завещал сам Ганди. Благо через пару часов на платформе появилась семья, на вид вполне состоятельная, у которой был билет тоже на наш поезд, и они сказали, чтобы мы не волновались и держались за ними. В итоге они куда-то подевались, но мы, все-таки просидев на пероне около 6 часов ,сели в поезд.
Постельного белья в нашем вагоне не предоставлялось, оно и понятно, поэтому мы просто стряхнули крошки, рис, и всякие мелкий мусор и уселись на места. Вагон был кондиционированный, но это совсем не те кондиционеры, которые мы привыкли видеть. Три вентиляционные трубы, направленные прямо в проход и на сидения дули мощным потоком ледяного воздуха, от которого было не скрыться. Теперь мы поняли, почему многие индийцы на вокзале были с пуховыми куртками и теплыми шапками. Конечно же, к концу поездки мы слегли с ангиной, так как все 1,5 суток поездки были холодными и некомфортными. Но это лишь часть беды.
Мы, конечно, запаслись на пероне различными перекусами: печенья, чипсы, манговый сок, сладенькое ласси, но хотелось уже нормальной еды. Не успел поезд тронуться, как друг за другом начали ходить по вагонам торговцы с едой, и громко, эмоционально пропевать перечень предлагаемых продуктов, от Масала Чая до Воздушного риса. Мы взяли себе Bread Omlet (Омлет с хлебом), так как это было наиболее привычное для нас блюдо. Омлет в итоге оказался с огромными кусками чили, который мы сперва приняли за зеленый лук. Есть это было невозможно, как и почти всю остальную горячую еду, которую предлагали в поезде, в основном это разные виды риса (с курицей, вегетарианское, с карри и т.д.). Мужчина, сидевший напротив, увидев, что мы немножко недоумеваем что же нам есть, предложил нам из своей посуды руками кулек с воздушным рисом в различных специях и соусах. Голыми руками, которыми он за 15 минут до этого ковырял ноги, затем высмаркался в окно. Мы любезно отказались.
Все, что было не доедено пассажирами без вопросов выбрасывалось в окно. Мы спросили у проводника, а где в поезде складывать мусор, на что он ответил просто и лаконично: «В окно». Мы к этому не привыкли, поэтому начали складывать мусор в пакет, в последствии оказалось, что это привлекает мышей, крыс и прочую живность на полу. В итоге начали выкидывать мусор на каждой стоянке, чтобы не копить. Остановок было очень много, иногда казалось, что мы стоим больше, чем едем. На стоянках мы закупали различные булочки, бананы, печенья, соки, ласси и питались сухомяткой все 1,5 суток. Каким-то образом, накрыв собою детей, мы пережили ночь, но к утру не чувствовали от холода ни рук, ни ног. Детям же было комфортно и тепло под нами и это было главное.
После этой поездки, мы проехали еще 8 стран, различными видами транспорта, и еще много раз на индийских поездах, даже в Sleeper классе, и можем сказать, что, если бы не эта поездка, нам было бы тяжело. Мы изначально поставили себе планку не комфортности, которую преодолели, поэтому все остальное нам казалось детским лепетом. Несмотря ни на что, эта поездка запомнилась на всю жизнь, и мы этому рады.
Читайте также