Навакалевара 2015. Пури, Индия
В Пури полным ходом идет Навакалевара, подготовка к смене тел Господом Джаганнатхой, Баладевом, Субхадрой и Сударшаной. Это таинство происходит здесь каждые 12-19 лет.
Легенда гласит, что в Сатья-югу (несколько миллионов лет назад) по некоторым причинам, достойным отдельного рассказа, Господь решил проявиться на Земле в образе изваянных из дерева Божеств, Повелителя Вселенной Джаганнатха, Его брата Баладева, сестры Субхадры и оружия Сударшана Чакры.
Традиция жива до сих пор. Как заповедал Господь, Джаганнатху поклоняются только семьи, ведущие свой род от первого брахмана, которому Он доверил служение Себе. Существует строгий кодекс правил, согласно которым регламентируется любая деятельность в храме Джаганнатха. А все, что связано со сменой тел, вообще окутано мистицизмом.
Для новых Божеств требуются совершенно особые деревья, найти которые невозможно без божественного вмешательства. По традиции священники храма Джаганнатха поклоняются богине Ма Мангала (одному из проявлений матери-природы или Майи, Дурги) в храме в деревне Какатпур. Затем Она является во сне главному священнику и подсказывает, где найти деревья. Вот каким критериям должны соответствовать деревья:
• Дерево должно быть только «ним»;
• Господь Джаганнатх темнокож, а потому дерево для Него должно быть темным, а остальные три – светлыми, потому что брат и сестра Джаганнатха – светлокожие;
• У дерева Джаганнатха должно быть 4 главных ветви, символизирующие 4 руки Нараяны;
• Неподалеку должен быть водоем (озеро или река), а также кладбище или крематорий;
• У корней дерева должна жить кобра, а рядом с ним должен быть муравейник;
• На дереве не должны гнездиться птицы;
• Ни одна из ветвей не должна быть срублена или обломана;
• Дерево должно быть расположено на перекрестке трех дорог или окружено тремя горами;
• На нем не должны паразитировать лианы; а рядом должны расти деревья сахада, вилва и варуна (не самые распространенные в данной местности);
• По соседству с деревом должен жить отшельник, а также быть храм Шивы;
• Самое поразительное требование: на дереве должны быть естественные отпечатки символов Вишну (лотоса, чакры (колеса), раковины и погоняла для слона).
Помимо правил по выбору деревьев, есть ритуалы, связанные с их поиском, срубом и доставкой в храм Джаганнатха.
На все уходит около трех с половиной месяцев. Брахманы, участвующие в церемонии, не бреются (иначе их сочтут нечистыми и не допустят к участию) и постятся. Когда деревья привезены в храм, скульпторы берутся за работу.
Скульпторы Джаганнатха - это тоже потомственная работа. Как и во всем, у них есть разделение труда, например, один из моих друзей – тайный слуга Джаганнатха, как его называют, и мужчины в его семье делают кожу и вены для Божеств. О том, как это происходит, он сам говорит, что все делает Джаганнатх, а его руки – лишь инструменты. Сейчас ему около 50 лет, у него взрослый сын и внуки, и это четвертая Навакалевара в его жизни. На первую Навакалевару он ходил служить с отцом, перенимая опыт, а сейчас с ним идет его сын.
Все остальное время они периодически выполняют какое-то другое служение Господу в храме, но главная цель жизни для них именно в этом, тайном служении.
Вообще, все в Пури до невозможности горды тем, что с ними живет Джаганнатх, влюблены в Него до безумия и искренне верят в то, что все принадлежит Ему и управляет всем тоже Он. Например, сейчас в городе повсюду ремонтируют дороги и подновляют здания – все ж таки Навакалевара! Так вот местные говорят, что деньги на всю реконструкцию дает вовсе не правительство, а Джаганнатх. Что-то идет прямо из храма, на что-то, как на реконструкцию магистрали, связывающей столицу штата Бхубанешвар с Пури, деньги пожертвовали верующие поклонники Джаганнатха из Америки.
Рассказывать обо всех ритуалах и церемониях, о легендах и традициях, можно долго. Так что, вполне возможно, что продолжение следует…
Читайте также