Неизвестная Южная Осетия. Дзагина, Тигва
Южноосетинская земля изобилует архитектурными памятниками. Большей частью это, конечно, родовые башни, расположенные на холмах в каждом селе или обозначающие деревушки уже давным-давно исчезнувшие. Состояние этих башен преимущественно критическое. Впрочем, древние руины на фоне скал всегда смотрятся живописно. Особую ценность для исследователей и простых туристов, которые пока в этих краях крайне редки, представляют остатки крепостей, дворцовых и храмовых комплексов. Так я подробнее остановлюсь на Знаурском районе Южной Осетии, в котором за один день можно посетить сразу несколько таких достопримечательностей.
Сорок минут езды на булькающем "пазике" от центральной площади Цхинвала в сторону Знаура, и я оказываюсь в селе Дзагина. Именно так оно пишется на дорожных указателях и некоторых картах. Однако, я искренне не рекомендую называть село так в разговорной речи. Просто не поймут! И здесь я, как лингвист, сделаю небольшой экскурс по осетинскому языку. В нем существует 43 буквы и 35 фонем. Своего алфавита у осетин нет. Ранее пользовались латиницей и, ввиду исторической, культурной и географической близости, грузинским алфавитом. С грузинским языком, кстати, также роднит двадцатеричная система счета. Ныне осетины пользуются кириллицей, правда с добавлением таких экзотичных буквосочетаний как «æ» (звук, который получается, если открывать рот для произнесения «А», а говорить «Э»). Также характерными являются неподвластные поначалу русскому уху и языку смычно-гортанные звуки къ, пъ, тъ, цъ. Также любопытным является редуцирование звука «в» в неударном слове до краткой «у». Очень напоминает аналогичное использование V вместо U в письменном латинском языке столетия назад, не правда ли? Вот и пример: рядом со Знауром стоит село, фигурирующее в русскоязычных картах как Тигва. Не поверите, но если произнести его название по-русски, так, как оно написано (то есть, транскрибируя, [‘тьиква]), вас не поймут, как не поняли меня. Осетинское написание этого населенного пункта – ТИГЪУА. «Т» произносится твердо, как в русском «ты», а «в» после «г» произносится с неполным смыканием губ, образуя краткое «у».
Вернемся же к Дзагине, которая, на самом деле, ЖЪАХИНА (с ударением на последнем слоге). В этом селе, расположенном в нескольких километрах от Знаура располагается крепость и дворец Тамары, дочери царя Давида Строителя. От дворца после землетрясения 1991 года сохранилась пятиэтажная башня со следами жилой пристройки. На нижнем этаже башни устроен дзуар, святилище. К верхнему этажу ведет узкая лестница с высокими каменными ступенями. На третьем этаже особо впечатлительные могут завизжать, встретив колонию летучих мышей.
Стоящая в центре села крепость очевидно неоднократно подвергалась переделкам и похожа ныне на многоярусный крендель, на вершине которого башня с неправильным четырехугольником в основании. Внутренние ярусы крепости уже давно заросли мелким леском и травой. Туда можно попасть, подтянувшись, через лаз на втором этаже здания.
В упоминаемом ранее Тигве, селе, стоящем в километре от Знаура, располагается старейший в Осетии Храм Богородицы, построенный дочерью царя Давида Строителя Тамарой в 1152 году. Сам Давид, к слову, является одним из самых успешных и уважаемых правителей в грузинской истории. С пятнадцатилетнего возраста этот юный великан (рост 215 см) вел освободительные войны и, увлекшись, присоединил новые земли на севере и северо-западе Грузии. Его могила сейчас находится близ Кутаиси, а патронимический княжеский род в Южной Осетии просуществовал аж до Октябрьской революции.
Вхождение Южной Осетии в границах новой республики в состав ССР ознаменовался тяжелейшими потерями исторического наследия. Представители княжеских грузинских родов и богатых осетинских фамилий были сосланы или расстреляны. Почти все храмы были уничтожены. В Тигве при Храме Богородицы был упразднен женский монастырь. Сам храм тоже должны были взорвать, если б не сметливость председателя новообразованного Знаурского совхоза. Тот к традициям своего народа относился не по-большевистски трепетно, и поспешил устроить в храме склад, лишь бы не сносить само здание. В потайной комнатке в восточной стене удалось даже сохранить несколько икон из иконостаса 17 века. В том виде здание простояло до 1991 года, когда прокатившееся по Осетии семибальное землетрясение разрушило южную стену храма. В конце девяностых начались реставрационные работы, благодаря которым внешний облик удалось восстановить. Впрочем, на внутреннюю реставрацию денег уже не хватило. В 1994 году с главных ворот злоумышленники выкрали колокол литья 18 века. Причем выкрали в два подхода. Сначала язык, а пару дней спустя и сам колокол. Однако, похитителей удалось задержать на границе с Северной Осетией. Колокол был вынут из груды яблок в кузове грузовика и водружен на прежнее место, как и видно на фотографии.
Я не узнал бы этого, не пообщавшись с Дементием, семидесятипятилетним настоятелем храма. Бодрый сухощавый грузин с бесконечно добрыми карими глазами, он скорее добровольный сторож, чем настоятель, так как не имеет духовного сана, но вот уже 45 лет заведует ключами. Дементий ранее не был верующим. После войны уехал в Ленинград и жил там до 1969 года. Последние годы жизни в городе на Неве его преследовали ужасные головные боли. В начале 1969 года, когда в Тигве умер его брат, Дементий приехал на родину. На сороковой день он зашел в храм, поставил свечу за упокой и испытал нечто вроде мистического откровения. Он понял, что должен остаться здесь, на земле предков. Головные боли его с тех пор оставили навсегда, да и тяжелые болезни обошли стороной. Превосходно зная историю Осетии и Грузии, он охотно рассказывал про былые времена, лишь извиняясь, что не может угостить вином.
Пожертвование, которое я, убежденный атеист, оставил, явилось лишь скромной возможность отблагодарить за бесценный опыт общения и выразить восхищение человеком, нашедшим свой путь. Свой я лишь начинаю постигать.
Сорок минут езды на булькающем "пазике" от центральной площади Цхинвала в сторону Знаура, и я оказываюсь в селе Дзагина. Именно так оно пишется на дорожных указателях и некоторых картах. Однако, я искренне не рекомендую называть село так в разговорной речи. Просто не поймут! И здесь я, как лингвист, сделаю небольшой экскурс по осетинскому языку. В нем существует 43 буквы и 35 фонем. Своего алфавита у осетин нет. Ранее пользовались латиницей и, ввиду исторической, культурной и географической близости, грузинским алфавитом. С грузинским языком, кстати, также роднит двадцатеричная система счета. Ныне осетины пользуются кириллицей, правда с добавлением таких экзотичных буквосочетаний как «æ» (звук, который получается, если открывать рот для произнесения «А», а говорить «Э»). Также характерными являются неподвластные поначалу русскому уху и языку смычно-гортанные звуки къ, пъ, тъ, цъ. Также любопытным является редуцирование звука «в» в неударном слове до краткой «у». Очень напоминает аналогичное использование V вместо U в письменном латинском языке столетия назад, не правда ли? Вот и пример: рядом со Знауром стоит село, фигурирующее в русскоязычных картах как Тигва. Не поверите, но если произнести его название по-русски, так, как оно написано (то есть, транскрибируя, [‘тьиква]), вас не поймут, как не поняли меня. Осетинское написание этого населенного пункта – ТИГЪУА. «Т» произносится твердо, как в русском «ты», а «в» после «г» произносится с неполным смыканием губ, образуя краткое «у».
Вернемся же к Дзагине, которая, на самом деле, ЖЪАХИНА (с ударением на последнем слоге). В этом селе, расположенном в нескольких километрах от Знаура располагается крепость и дворец Тамары, дочери царя Давида Строителя. От дворца после землетрясения 1991 года сохранилась пятиэтажная башня со следами жилой пристройки. На нижнем этаже башни устроен дзуар, святилище. К верхнему этажу ведет узкая лестница с высокими каменными ступенями. На третьем этаже особо впечатлительные могут завизжать, встретив колонию летучих мышей.
Стоящая в центре села крепость очевидно неоднократно подвергалась переделкам и похожа ныне на многоярусный крендель, на вершине которого башня с неправильным четырехугольником в основании. Внутренние ярусы крепости уже давно заросли мелким леском и травой. Туда можно попасть, подтянувшись, через лаз на втором этаже здания.
В упоминаемом ранее Тигве, селе, стоящем в километре от Знаура, располагается старейший в Осетии Храм Богородицы, построенный дочерью царя Давида Строителя Тамарой в 1152 году. Сам Давид, к слову, является одним из самых успешных и уважаемых правителей в грузинской истории. С пятнадцатилетнего возраста этот юный великан (рост 215 см) вел освободительные войны и, увлекшись, присоединил новые земли на севере и северо-западе Грузии. Его могила сейчас находится близ Кутаиси, а патронимический княжеский род в Южной Осетии просуществовал аж до Октябрьской революции.
Вхождение Южной Осетии в границах новой республики в состав ССР ознаменовался тяжелейшими потерями исторического наследия. Представители княжеских грузинских родов и богатых осетинских фамилий были сосланы или расстреляны. Почти все храмы были уничтожены. В Тигве при Храме Богородицы был упразднен женский монастырь. Сам храм тоже должны были взорвать, если б не сметливость председателя новообразованного Знаурского совхоза. Тот к традициям своего народа относился не по-большевистски трепетно, и поспешил устроить в храме склад, лишь бы не сносить само здание. В потайной комнатке в восточной стене удалось даже сохранить несколько икон из иконостаса 17 века. В том виде здание простояло до 1991 года, когда прокатившееся по Осетии семибальное землетрясение разрушило южную стену храма. В конце девяностых начались реставрационные работы, благодаря которым внешний облик удалось восстановить. Впрочем, на внутреннюю реставрацию денег уже не хватило. В 1994 году с главных ворот злоумышленники выкрали колокол литья 18 века. Причем выкрали в два подхода. Сначала язык, а пару дней спустя и сам колокол. Однако, похитителей удалось задержать на границе с Северной Осетией. Колокол был вынут из груды яблок в кузове грузовика и водружен на прежнее место, как и видно на фотографии.
Я не узнал бы этого, не пообщавшись с Дементием, семидесятипятилетним настоятелем храма. Бодрый сухощавый грузин с бесконечно добрыми карими глазами, он скорее добровольный сторож, чем настоятель, так как не имеет духовного сана, но вот уже 45 лет заведует ключами. Дементий ранее не был верующим. После войны уехал в Ленинград и жил там до 1969 года. Последние годы жизни в городе на Неве его преследовали ужасные головные боли. В начале 1969 года, когда в Тигве умер его брат, Дементий приехал на родину. На сороковой день он зашел в храм, поставил свечу за упокой и испытал нечто вроде мистического откровения. Он понял, что должен остаться здесь, на земле предков. Головные боли его с тех пор оставили навсегда, да и тяжелые болезни обошли стороной. Превосходно зная историю Осетии и Грузии, он охотно рассказывал про былые времена, лишь извиняясь, что не может угостить вином.
Пожертвование, которое я, убежденный атеист, оставил, явилось лишь скромной возможность отблагодарить за бесценный опыт общения и выразить восхищение человеком, нашедшим свой путь. Свой я лишь начинаю постигать.
Читайте также