Неизвестный древний корабль

Неизвестный древний корабль


Архангельск город талой воды и холодных ветров. 

Я прибыл туда как волонтер, чтобы строить коч в арктической школе деревянного судостроения. Кто-то отправляется в Хогвартс, а кто-то в Кочвартс. 

Фото Алексея Тачкова.

Коч это древний деревянный корабль поморов. Поморы и сейчас живут в Архангельске. В городе много старинных домов и уже обветшалых зданий. Полуразрушенный цирк и два театра. Очень много музеев и прекрасная набережная. Архангельск древнейший центр российского судостроения. Строили еще во времена царей и князей. Покоряли льды Арктики на простых деревянных суденышках. Добывали меха и рыбу. 


Как волонтеру мне предстояло трудиться вместе с другими такими же добровольцами как и я. С парнем из Питера и девочкой из Москвы. Компания собралась интересная. Инженер подземных коммуникаций и жонглер, журналист и веб-дизайнер, актриса театра и флейтистка. Каким образом такая разношерстная компания сможет построить древнее судно от которого до нас дошло разве что название?

мучения волонтеров)))
 

Главная проблема в том, что коч - это собирательный образ. Мало кто знает, как на самом деле выглядело судно, в отличии от более известных шхун.  

шпангоуты коча и модель шхуны


Проблему с тем, что же строить помогли решить ученые. Они нашли записки российских историков и описания из архива военно-морского флота. 


Древние поморы строили свои дома без единого гвоздя. И точно так же они делали свои корабли. Коч сшивался  вицами из можжевеловых корней и потому еще носил название вичанка. Сейчас уже, конечно, не построить большое судно без современных технологий. Потому что по законодательству любой  корабль, который собирается выходить в море, должен быть оснащен мотором и  соответствовать определенным стандартам, которые установлены законом,обязательно должны присутствовать металлические заклепки и коч должен обладать запасом прочности,  по всем правилам. Вообщем как сами признают ребята : “мы строим реплику судна, но она будет стоять не в музее, а пойдет в море и там может столкнуться с настоящими льдами”. Коч в древности обшивали двойной обшивкой “шубой” или как говорили поморы “коца”, откуда и родилось название. В итоге льды не затирали судно и по одним из данных форму они имели яйцевидную, чтобы лед буквально выдавил судно на поверхность. Древним поморам тогда приходилось тащить свои судна по ледяному насту, но это было лучше, чем застрять во льдах.


Древний коч строят в ангаре величиной с футбольное поле и создают на Мосеевом острове. До появления верфей в Санкт-Петербурге это место было основным для постройки судов. Петр 1 перенес строительство в столицу и со временем верфи в Архангельске выпускали все меньше судов.


Плотники, которые здесь трудятся постоянно, рассказывают, что зимой здесь очень холодно. Температура ниже, чем на улице. Доходит до -30, а то и больше. Руки мерзнут от инструментов и долго не поработаешь. Сейчас весна. На улице жарко, но в ангаре мы в валенках и шапках.Однако, несмотря на сложности. Люди здесь все-таки продолжают работать и горят своей идеей выйти в море на своем судне времен допетровской эпохи. Их главная цель возродить  и развить деревянное судостроение,  и может быть  повторить походы Северных экспедиций 18 века.

карта Северных экспедиций 18 века


 


В наш поток волонтеров меньше всего. Почему-то много приезжало зимой. Мы работали в цехе и одновременно учились в школе судостроения. Нам объясняли в чем отличие между хорошей древесиной и плохой. Если в доске есть круг от бывшего сучка, то это место наиболее подвержено гниению. Такой материал отправлялся на строительство подсобных помещений или ящиков, где хранили средства пожарной безопасности. А вот коч строят из беломорской сосны.

волонтер размышляет о жизни


Как волонтеры арктической школы судостроения мы делали то, что делают все волонтеры в каждом потоке.Сидели в каморке и пили чай. И еще вырейку судна. Не знаю почему, но ее делает каждый поток. Наверно, плотники, когда добровольцы уезжают, отрывают рейки от каркаса, чтобы новому потоку было чем заняться.   

флейтистка делает вырейку


 Все волонтеры до нашего потока делали скамейки на уроках плотницкого искусства без единого гвоздя, но нам сказали, что с вас хватит и теории. И отправили делать древнюю игрушку поморов. Мы вырезали бабу из дерева. Считалось, что если мужчина выстругает себе такую куклу-тотем, то обязательно найдет себе жену.


 вырезаем себе бабу

 


Еще как волонтерам нам было положено ходить в разные музеи Архангельска. Вообщем сложная работёнка у нас была. Оказалось, что есть такой художник, который много раз ходил в Арктику и очень любил ее писать. Его картинам посвятили целый музей и так и назвали - музей художественного освоения Арктики имени Александра Алексеевича Борисова. 

 

 

Там нам рассказали, что раньше поморы конкурировали с норвежцами за остров Шпицберген. Российская империя пыталась заселить этот остров и завозила туда кочевников. В советское время этот остров стал военной базой, а сейчас его почистили и теперь это туристическое место для всех желающих. Только тур туда стоит около 500 тысяч рублей, так что россияне туда в качестве туристов плавают редко. Чаще приезжают китайцы.


Коч строят с апреля 2019 года. И со времени когда в ангаре не было ничего - теперь стоит каркас судна.  По словам плотников прежде, чем коч выйдет в холодные моря России пройдет еще года 2-3. А пока судно строят любой может научится хотя бы чему-нибудь из судостроения в Архангельске на Мосеевом острове. 

вид сзади. Лодка, которую сделали без единого гвоздя и корма - здесь будет находиться мотор.  фото Алексей Тачков