Невезучий Везувий

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А.С.Пушкин


Вспомните, что вас пугало в детстве?
Меня – вот что!



Именно, Последний день Помпеи, картина кисти Карла Брюллова, что выставлена на всеобщее обозрение в Русском музее.
По сравнению с трагическими событиями такого масштаба любые наши беды – просто "апчхи!"
Так беззаботность ребёнка однажды и навсегда трагически обламывается о бренность бытия, мысли о внезапной мучительной смерти и невозможности полностью, даже каким угодно хорошим поведением, контролировать свою жизнь.



Ну а кого не страшат войны, катастрофы, стихийные бедствия, короче, всё то, что может разрушить мирное течение жизни обычного человека?
И особенно несправедливым кажется алчность хаоса в его стремлении поглотить побольше невинных детских душ.
Так что, в Помпеи меня, мягко говоря, не тянуло... Ну сами подумайте: развалины поселений, построенных ещё на заре новой эры... всё занесено вулканическим пеплом...брр... На что там смотреть?



Сегодня о трагедии практически не вспоминают, развалины выглядят мирно и где-то даже живописно.
Добраться до музея под открытым небом удобнее всего из Неаполя на электричке Circumvesuviana (до станции Ercolano Scavi).




Вообще, за весь обозримый человечеством исторический период Везувий извергался около 80-ти раз, причем каждое извержение было крупным.
Просто до злополучной спорной даты - 24 августа? или октября? 79 г. н.э. - Везувий спал около полутора тысяч лет.
В те далёкие времена, когда ещё не открыли на нашу голову Америку, когда ещё только расползались по пригодным для жизни территориям племена гипербореев и амазонок, когда дикие германцы жили в северных лесах и не помышляли о том, что они высшая раса...
...на живописном берегу Неаполитанского залива процветали Помпеи и Геркуланум: с театрами и клубами, спа-салонами, творческими мастерскими, фитнессцентрами, торговыми молами, ресторанами высокой кухни и предприятиями быстрого питания.



Все необходимые инфраструктуры для комфортного проживания.
А климат... мягкий и теплый ... потому-то в начале новой эры область вблизи Неаполитанского залива была излюбленным местом обитания богатых римлян.
А с чем сравнить плодородность вулканических почв?
По свидетельству письменных источников, еще более двух тысяч лет назад вокруг Везувия и на его склонах собирались богатые урожаи: ячмень, орехи, пшеница, виноград...
Со дня своего образования Помпеи активно развивались.
Особенно оживленно велось строительство в последние несколько веков до трагедии.



Был возведён огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест. Строительство его датируется 80-ым годом до нашей эры. На арене, которая в длину достигала 135-ти метров, а в ширину 105-ти метров, устраивались гладиаторские сражения.



Почти одновременно с амфитеатром зодчие Помпеи построили Малый театр на полторы тысячи зрителей.
Большой театр на пять тысяч зрителей возвели за век до того.



В Помпеях располагалось множество храмов, скорее эзотерического, нежели монотеистического религиозного толка.
В центре находился общедоступный форум.



Это особая площадь, сооруженная из общественных построек.
На ней проходили, как основные политические мероприятия, так религиозные и даже торговые.



В превосходном состоянии городские дороги, тротуары с бордюрами. Всё культурно.
Улицы Помпеи были прямыми и пересекались перпендикулярно, что позволяло древним строителям легко проводить работы по реконструкции и развитию города.



В это трудно поверить, но по такой древней трассе спокойно пройдёт дилижанс с тройкой лошадей.
Каменнные направители для колёс...
Отводные жёлобы для стока ливниевой воды...
Водоснабжение Помпей осуществлялось при помощи акведука.
В резервуар живительная влага попадала из чистейших горных источников.
Большой лоток на опорах мог обеспечить свежей и чистой водой несколько тысяч человек. Он находился несколькими уровнями выше общественных и жилых построек Помпеи и имел огромнейшее количество отводных труб.
Индивидуально водоснабжались виллы богатых горожан. Элита ни в чём себе не отказывала.
Только представьте: I век н.э., а они в джакузи плещутся... фонтаны во внутренних двориках ...



Простолюдины довольствовались общественными источниками.
К ним также были проведены трубы от резервуара.
Правда, не из серебра, а из свинца, что естественно отражалось на качестве воды и здоровье людей.
Сегодня каждому семикласснику известно, что плюмбум – опасная игра!
Но в те времена тоже умели полезные выводы делать, поэтому жажду утоляли добрым вином. Куда более здоровый напиток, чем проточная водица!



Основным пищевым продуктом являлся хлеб, домашнего производства или из многочисленных местных пекарен.
Процветало текстильное производство.
А драпировалось лучше всего хорошо распаренное надушенное тело

Sanum per aqua


Термы, греческие бани, отлично сохранились.
Видно, что римляне любили спа-процедуры.



Горожане не столько мылись, сколь общались, делились впечатлениями, сплетнями, обсуждали последние общественные, политические и коммерческие известия.
Во многих домах до сей поры крепки красивые мозаичные полы.



Стены домов украшены весьма недурными фресками.




Тематика: боги, женщины и птицы.
Очевидно, что мастера отдавали предпочтение терракоте, охре и лаконичному чёрному. Стильно.



Перед входом в торговые ряды - красочная наглядная агитация, реклама товара.
Величественная колонада в тосканском стиле из огромных блоков туфа.
Пока не наступил последний день Помпеи жизнь в городе танцевала кан-кан...
А защищала всё это размеренное бытие «неодолимая крепостная стена».
Смешные сытые люди не знали, откуда ждать беды, поэтому на всякий случай боялись нашествия голодных и злых чужестранцев.



Первые звоночки



В 63 году ВУЛКАН стал просыпаться.
Вначале жители Помпей ощутили землетрясение, которое разрушило несколько городских зданий.
По сути, землетрясение и извержение – симптомы одной клинической картины, т.е. геологического процесса.
Горожане роковой связи не увидели и продолжили жить припеваючи на склоне вулкана.



Следующие 15 лет Помпеи активно зализывали ранки - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и возводили новые здания. Как это ни странно, горожане не принимали Везувий всерьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.
Регулярные, но слабые подземные толчки стали привычными.
Мастеровые каждый раз заделывали трещины в домах, дизайнеры интерьеров получали всё новые заказы на реставрацию и совершенствовались в искусстве отделки помещений, добавляя модные украшения.

Пугающее стало обыденным.



И на тебе: за два роковых дня, 24 и 25 августа (или октября?) 79 года н.э., прекратили свое существование римские города: Помпей, Геркуланум, Стабия и Октавианум, расположенные у подножия Везувия.



Прошло почти семнадцать столетий...
В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии.
Представители другой культуры, другой цивилизации взялись за заступы и откопали то, что так долго покоилось под землей.



Полости, что удалось обнаружить в вулканической пыли, заливали гипсом.
И пустота превращалась в фантомное тело человека. Груду тел...Ведь практически всё население Помпеи погибло.
Археологи предполагают, что общее число жертв трагедии равнялось 16-ти тысячам.

16 000 человек


Что пережили эти люди, заживо погребённые под потоками лавы?



До этого момента был известен только сам факт гибели двух городов во время извержения Везувия.
Теперь же все более зримым становился ужасающий размах и молниеносность катастрофы.
Под ударами заступа открывались картины гибели семей, полные драматизма человеческие судьбы.



Жизнь была прервана настолько стремительно, что жаркое осталось в печах, а хлеб - на столе.
Дома, храм Изиды, амфитеатр - все сохранилось в неприкосновенном виде.



В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках - свитки папируса, в мастерских - инструменты, в банях - стригилы (скребки).
На столах в тавернах еще стояла посуда и лежали деньги, брошенные в спешке последними посетителями.
На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески.



Открытие Помпеи нашло свое отражение в искусстве.
Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.
Но сенсацией стало именно полотно нашего соотечественника Карла Брюллова, над которым он работал в Италии в течение шести лет — с 1827 по 1833 год.
Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него:
Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом

Чувства, которые Карл Брюллов испытал, посетив город-призрак, не оставляли его.
Так родилась идея полотна на историческую тему.
Работая над сюжетом, живописец изучал труды по археологии и историческую литературу.
Моделями стали колоритные итальянцы и даже сам художник.



Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину

Такая вот сильная открытка получилась у Карла нашего Брюллова...



Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы
Н.В.Гоголь


После того, как город был уничтожен, вулкан вновь замолчал на полторы тысячи лет.
В следующий раз он проявил активность только в 1631-ом году.
Тогда вулкан изрыгнул почти десятикратно меньшее количество лавы.
В ходе извержения верхушку конуса сорвало взрывом газов и вулкан стал ниже на 168 м.

4 000 человек



1794 год - поток кипящей лавы сравнял с землёй итальянский городок Торре-дель-Греко.

18 000 человек



А уже следующее относительно слабое извержение 1805 года снесло солидную часть Неаполя, поглотив около

26 000 человек



Грозное рычание Везувия неаполитане слышали и в 1822, и в 1872 году.
С 1841 года вулканическая активность Везувия отслеживается, первоначально — вулканологической обсерваторией, построенной на склоне Везувия, в настоящее время — центром Osservatorio Vesuviano в Неаполе.

Показал характер вулкан и в апреле 1906-го года.
Везувий безумствовал на протяжении приблизительно трех недель, с 4 и вплоть до 28 апреля.
Шоу сопровождалось ощутимыми подземными толчками и фейерверками. Тонны раскалённого пепла припорошили землю в радиусе двух-трех километров. Жертвы –

1 000 человек





А 20 марта 1944-го картина последнего дня Помпей вновь грозила воплотиться в жизнь.
Везувий привычно отрыгивал газы и плевался лавой.
По иронии судьбы извержение 1944 года совпало с бомбардировкой Неаполя американской авиацией и оккупацией Италии американскими войсками.
По этому поводу итальянцы печально шутили, что Везувий салютовал победе американцев над дучо.
Причём от разрывов американских бомб погибли около 2 000 человек.
Жертвами Везувия считаются 27 жителей Сан-Себастьяно и Масса.



12 июля 2017 года СМИ поспешили сообщить о том, что Везувий снова проснулся.
Туристам, а также жителям пяти городских районов Неаполя, который находится в интимной близости с вулканом, пришлось буквально спасаться бегством.
Лесной пожар был потушен и более о его непосредственной связи с активностью вулкана не говорилось.




Однако подземные толчки магнитудой 5,2 балла вызвали страх у трёх миллионов итальянцев, живущих всего в 15 км от грозного вулкана.
Но пока великан спит, лилипутики-люди тешат себя надеждой, что сумели усмирить чудовище, и что катастрофа более не повторится.



Сегодня Помпеи прекрасны...
Не менее мирным выглядит и Везувий.
Глядя на него, точно не скажешь, что этот вулкан является убийцей,монстром.
Будем надеяться, что таковым, ленивым и мирно спящим, он останется еще очень и очень долго.


Фотографировал Алексей Душкин