Невская цитадель
В начале сентября нас с супругой пригласили в Питер на концерт. Для этого нужно было в субботу приехать в Санкт-Петербург на один день. Приехать только на концерт нам показалось очень банально. Поэтому мы решили быть утром в городе, что-то посмотреть, а вечером посетить концерт и сразу вернуться в Москву. Что можно увидеть в Северной столице за неполный день? Посмотреть можно, а увидеть сложно. Но русская земля всегда славилась умными людьми. И один из таких посоветовал: "Посмотрите Кронштадт".
Прибыв в 7.30 в Питер, добравшись до места сбора, встретившись и пообнимавшись с друзьями, в 11.30 мы были на Зимней пристани Кронштадта. Лукавить не буду и скажу, что к любой поездке, даже очень короткой, мы всегда готовимся. Поэтому место начала путешествия было выбрано не случайно. Ровно в 12.00 от этой пристани туроператор "Парадиз" предлагал двух часовую морскую прогулку к фортам Кронштадта с высадкой на одном из них. В нашем случае это был форт "Граф Милютин". Как альтернатива другим туроператором предлагалась часовая экскурсия на форт "Император Александр I" ("Чумной"). Мы откликнулись на предложение "Парадиза".
До подготовки к поездке в Кронштадт о фортах были знания на уровне, что такие сооружения в природе вообще существуют и визуально ассоциируются с "фортом Байярд" из известного шоу. В реальности же, как обычно бывает, оказалось все намного интересней. Не стану пересказывать всю историю Кронштадта и его фортов. Кто заинтересуется, тому будет интересно это сделать самому. Скажу только, что здесь есть все: мудрость, героизм, новаторство, глупость, возможно предательство и, конечно, загадки и тайны.
12.15 мы оставили твердый и надежный пирс Зимней пристани и закачались на волнах Финского залива.
Первым нас встретил форт "Кроншлот", что на современном языке значит Коронный замо́к.
Он же первый и в исторической хронологии. Спроектированный самим Петром I. Кстати, первым нововведением в строительстве фортов стало сооружение их на, так называемых, ряжах. Это деревянные ящики, наполненные камнями и опущенные под воду. Форт начали возводить в начале 1704 года, когда встал лед в заливе. Зная немного питерскую погоду, не сложно представить пронизывающий ветер, дикий холод , тяжеленные камни и летящий снег со льдом. Но воля царя - это не демократия, это воля царя! И как показало время, мудрая воля! Уже в начале лета этого же года, форт выдерживал атаки шведской эскадры и намертво закрыл проход к Петербургу с моря.
Пройдя "Кроншлот", немного правее глазам туристов открывается вид на "форт Байярд". Нет. Ошибки здесь нет. Именно "форт Байярд" только намного больше, величественнее и носящий название: "Форт Александра I" ("Чумной")
Оказывается проект русского форта "Александр I" и французского "Байярд" создал один человек, российский инженер французского происхождения, Лев Львович Карбонье. Только русский "Байярд" построен раньше и в размерах больше. Француз 68 на 31 метр по осям, а "Александр I" 90 на 60 метров. Почему "Чумной"? Потому что с 1899 по 1917 год в форте находилась Особая лаборатория (станция) по борьбе с чумной заразой и благодаря работе врачей под руководством Дании́ла Кири́лловича Заболо́тного ни наше поколение, ни поколение наших родителей не знают что такое эпидемия "черной смерти." Напротив "форта Александр I" находится "Форт Павел I".
В 1854 году между этими фортами была установлена первая в мире минно-артиллерийская позиция. Форт «Император Павел I» был ещё больше форта "Александр I" и самым большим и мощным на всем Кронштадтском рейде. Но если "Чумной" хранит свои загадки в неприступных стенах, то стены "Павла" погибли при загадочных обстоятельствах. Форт "Император Павел I», как многие Кронштадтские форты, после потери оборонительной функции был превращен в склад. В его казематах хранилось более 35000 мин, торпед и взрывчатых веществ. В один теплый июльский вечер, а точнее 19 июля 1923 года случился пожар, а за ним и взрыв всего арсенала, разрушивший форт до основания. По одной из версии, матросы знаменитой "Авроры", "отмечавшие" окончание шлюпочных учений и оттеснив малочисленную охрану форта, решили развлечься взрывом мины. По другой, результатом взрыва была настоящая диверсия. По третьей и четвертой ... . Но истинная причина гибели форта не известна до сих пор. Её молчаливо хранят оставшиеся руины.
Пройдя форт "Император Павел I», мы увидели "Граф Милютин".
Порадовало то, что форт встретил нас чистотой территории. Как объяснил капитан-экскурсовод, из-за сложности подхода к форту, он находится в чистом состоянии по сравнению с другими фортами. Форт "граф Милютин" знаменателен первым применением на нем башенных орудий с поворотом на 360 градусов и первого мощного выдвижного прожектора.
При возвращении к Зимней пристани слева по борту мы смогли рассмотреть форт «Император Пётр I» («Цитадель»).
Но т.к. он до сих пор в ведении военного ведомства, то осмотр возможен только снаружи и с воды. Одной из основных достопримечательностей Кронштадта является Морской Никольский собор. Одной из задач, при его постройке, являлось выполнение куполом храма ориентира для капитанов, следующих по фарватеру. Что хорошо видно с борта катера.
После истечении двух часов морской прогулки мы приступили к знакомству с самим городом. И первым был, конечно, Собор святителя Николая Чудотворца. Строительство собора завершено в 1913 году. Построен храм в честь всех погибших моряков при исполнении служебного долга. Сама архитектура храма очень интересна и представляет византийский стиль, который встречается в чистом виде не часто. А внутреннее убранство Храма поражает величием и красотой.
История знает много переплетений. И одно из них, это перенесение Адмиралтейства из Петербурга в Кронштадт. По различным обстоятельствам данному плану сбыться было не суждено. Зато в Кронштадте появился живописный Обводной канал.
Последней точкой нашего путешествия стал участок стены Кронштадтской крепости, дошедший до наших дней. Прогулявшись по улочкам города, мы не сразу, но все таки нашли, место, где можно выйти к стене крепости и увидеть картину северного побережья острова Котлин.
Дотрагиваясь до холодных и потрескавшихся камней крепости остается чувство, реального прикосновения к истории. Очень жаль, что слишком мало внимания сегодня уделено Невской цитадели. Многие форты находятся в плачевном состоянии, исторические здания разрушаются, старинные ажурные решетки и ворота ржавеют и приходят в негодность. А ведь это наша память и память наших потомков.
Город Кронштадт очень не большой по размеру, поэтому ровно в 17.00 на рейсовой маршрутке мы покинули его пределы и отправились в центр Санкт-Петербурга, увозя с собой самые светлые и добрые воспоминания. Оказывается всего за один день можно посмотреть и увидеть величие целого города-крепости. Вот такое путешествие у нас получилось длинною в день.
Прибыв в 7.30 в Питер, добравшись до места сбора, встретившись и пообнимавшись с друзьями, в 11.30 мы были на Зимней пристани Кронштадта. Лукавить не буду и скажу, что к любой поездке, даже очень короткой, мы всегда готовимся. Поэтому место начала путешествия было выбрано не случайно. Ровно в 12.00 от этой пристани туроператор "Парадиз" предлагал двух часовую морскую прогулку к фортам Кронштадта с высадкой на одном из них. В нашем случае это был форт "Граф Милютин". Как альтернатива другим туроператором предлагалась часовая экскурсия на форт "Император Александр I" ("Чумной"). Мы откликнулись на предложение "Парадиза".
До подготовки к поездке в Кронштадт о фортах были знания на уровне, что такие сооружения в природе вообще существуют и визуально ассоциируются с "фортом Байярд" из известного шоу. В реальности же, как обычно бывает, оказалось все намного интересней. Не стану пересказывать всю историю Кронштадта и его фортов. Кто заинтересуется, тому будет интересно это сделать самому. Скажу только, что здесь есть все: мудрость, героизм, новаторство, глупость, возможно предательство и, конечно, загадки и тайны.
12.15 мы оставили твердый и надежный пирс Зимней пристани и закачались на волнах Финского залива.
Первым нас встретил форт "Кроншлот", что на современном языке значит Коронный замо́к.
Он же первый и в исторической хронологии. Спроектированный самим Петром I. Кстати, первым нововведением в строительстве фортов стало сооружение их на, так называемых, ряжах. Это деревянные ящики, наполненные камнями и опущенные под воду. Форт начали возводить в начале 1704 года, когда встал лед в заливе. Зная немного питерскую погоду, не сложно представить пронизывающий ветер, дикий холод , тяжеленные камни и летящий снег со льдом. Но воля царя - это не демократия, это воля царя! И как показало время, мудрая воля! Уже в начале лета этого же года, форт выдерживал атаки шведской эскадры и намертво закрыл проход к Петербургу с моря.
Пройдя "Кроншлот", немного правее глазам туристов открывается вид на "форт Байярд". Нет. Ошибки здесь нет. Именно "форт Байярд" только намного больше, величественнее и носящий название: "Форт Александра I" ("Чумной")
Оказывается проект русского форта "Александр I" и французского "Байярд" создал один человек, российский инженер французского происхождения, Лев Львович Карбонье. Только русский "Байярд" построен раньше и в размерах больше. Француз 68 на 31 метр по осям, а "Александр I" 90 на 60 метров. Почему "Чумной"? Потому что с 1899 по 1917 год в форте находилась Особая лаборатория (станция) по борьбе с чумной заразой и благодаря работе врачей под руководством Дании́ла Кири́лловича Заболо́тного ни наше поколение, ни поколение наших родителей не знают что такое эпидемия "черной смерти." Напротив "форта Александр I" находится "Форт Павел I".
В 1854 году между этими фортами была установлена первая в мире минно-артиллерийская позиция. Форт «Император Павел I» был ещё больше форта "Александр I" и самым большим и мощным на всем Кронштадтском рейде. Но если "Чумной" хранит свои загадки в неприступных стенах, то стены "Павла" погибли при загадочных обстоятельствах. Форт "Император Павел I», как многие Кронштадтские форты, после потери оборонительной функции был превращен в склад. В его казематах хранилось более 35000 мин, торпед и взрывчатых веществ. В один теплый июльский вечер, а точнее 19 июля 1923 года случился пожар, а за ним и взрыв всего арсенала, разрушивший форт до основания. По одной из версии, матросы знаменитой "Авроры", "отмечавшие" окончание шлюпочных учений и оттеснив малочисленную охрану форта, решили развлечься взрывом мины. По другой, результатом взрыва была настоящая диверсия. По третьей и четвертой ... . Но истинная причина гибели форта не известна до сих пор. Её молчаливо хранят оставшиеся руины.
Пройдя форт "Император Павел I», мы увидели "Граф Милютин".
Порадовало то, что форт встретил нас чистотой территории. Как объяснил капитан-экскурсовод, из-за сложности подхода к форту, он находится в чистом состоянии по сравнению с другими фортами. Форт "граф Милютин" знаменателен первым применением на нем башенных орудий с поворотом на 360 градусов и первого мощного выдвижного прожектора.
При возвращении к Зимней пристани слева по борту мы смогли рассмотреть форт «Император Пётр I» («Цитадель»).
Но т.к. он до сих пор в ведении военного ведомства, то осмотр возможен только снаружи и с воды. Одной из основных достопримечательностей Кронштадта является Морской Никольский собор. Одной из задач, при его постройке, являлось выполнение куполом храма ориентира для капитанов, следующих по фарватеру. Что хорошо видно с борта катера.
После истечении двух часов морской прогулки мы приступили к знакомству с самим городом. И первым был, конечно, Собор святителя Николая Чудотворца. Строительство собора завершено в 1913 году. Построен храм в честь всех погибших моряков при исполнении служебного долга. Сама архитектура храма очень интересна и представляет византийский стиль, который встречается в чистом виде не часто. А внутреннее убранство Храма поражает величием и красотой.
История знает много переплетений. И одно из них, это перенесение Адмиралтейства из Петербурга в Кронштадт. По различным обстоятельствам данному плану сбыться было не суждено. Зато в Кронштадте появился живописный Обводной канал.
Последней точкой нашего путешествия стал участок стены Кронштадтской крепости, дошедший до наших дней. Прогулявшись по улочкам города, мы не сразу, но все таки нашли, место, где можно выйти к стене крепости и увидеть картину северного побережья острова Котлин.
Дотрагиваясь до холодных и потрескавшихся камней крепости остается чувство, реального прикосновения к истории. Очень жаль, что слишком мало внимания сегодня уделено Невской цитадели. Многие форты находятся в плачевном состоянии, исторические здания разрушаются, старинные ажурные решетки и ворота ржавеют и приходят в негодность. А ведь это наша память и память наших потомков.
Город Кронштадт очень не большой по размеру, поэтому ровно в 17.00 на рейсовой маршрутке мы покинули его пределы и отправились в центр Санкт-Петербурга, увозя с собой самые светлые и добрые воспоминания. Оказывается всего за один день можно посмотреть и увидеть величие целого города-крепости. Вот такое путешествие у нас получилось длинною в день.
Читайте также
Будет интересно
29 декабря 2022
308