Невьянская икона
Кроме тагильских подносов, которые были изначально старообрядческим промыслом, Урал ещё знаменит и своей стаообрядческой иконой, более известной как невьянская икона. B XVIII-XIX вв. Невьянск был центром иконописания Урала. Невьянская икона - это вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Довольно большая коллекция этих икон находится в Екатеринбурге, в музее господина Ройзмана. В него мне попасть не довелось, а вот съездить в Невьянск и посетить место, где пишут это иконы (и не только их) получилось. Про это сегодня и расскажу.
В отличие от широко известных древних иконописных школ - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Как я уже сказал, ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием.
Понятие невьянская школа, употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно, но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, стал старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. Впрочем, к невьянской школе следует отнести не только иконы, рождённые в самом Невьянске. Тамошние изографы, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до монументальных многоярусных иконостасов, заводили мастерские и в других уральских городах, распространяя свое влияние вплоть до Южного Урала.
Какие бы традиции ни просвечивали в невьянской иконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого стало протографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Старообрядческая уральская икона дала нам примеры более органичного и творческого развития древнерусских традиций, чем, скажем, сделанная под старину палехская, пусть и предназначенная для нововерческой церкви.
Сейчас постепенно происходит возрождение и подъём этого типа письма икон, в Невьянске есть небольшая школа, где студентов учат все премудростям невьянской иконы.
Пишут здесь иконы очень разного размера и характера. Вот, например, икона размером со спичечный коробок
Теперь коротко расскажу основные моменты технологии написания икон. В переводе с греческого эй-кон - образ, изображение на деревянной доске. Вначале делалась заготовка иконы: из чурбана вырубали по плахе с обеих сторон от сердцевины; их несколько лет просушивали, а затем обрабатывали поверхности. С лицевой стороны вырезался по периметру ковчег - небольшое углубление, так что поля возвышались над средником (однако ковчег делался не всегда). На основу наклеивалась паволока - ткань, позднее бумага. На паволоку наносился в несколько слоев левкас - сметанообразная смесь из мела, клея (обычно рыбьего) с небольшим количеством конопляного масла или олифы. Каждый слой тщательно просушивался. Затем левкас полировали костью (клыком медведя или волка). С прописи переводили рисунок иконы: контуры обкалывали иглой и припорашивали - посыпали из мешочка толченым древесным углем.
На левкасе получался перевод рисунка из черных точек. Затем на левкас накладывался полимент - краска, на нее приклеивалось листовое золото, которое полировалось, и уже после этого приступали непосредственно к написанию иконы. Лицевую поверхность готовой иконы покрывали защитной пленкой олифы или клея.
Практически для всех икон уже существует готовый прототип, который потом работниками просто копируется.
Дело это довольно кропотливое и не терпит спешки.
Позолота
Занимаются в центре и реставрацией старых икон
Работы, которые здесь можно посмотреть
В отличие от широко известных древних иконописных школ - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Как я уже сказал, ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием.
Понятие невьянская школа, употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно, но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, стал старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. Впрочем, к невьянской школе следует отнести не только иконы, рождённые в самом Невьянске. Тамошние изографы, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до монументальных многоярусных иконостасов, заводили мастерские и в других уральских городах, распространяя свое влияние вплоть до Южного Урала.
Какие бы традиции ни просвечивали в невьянской иконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого стало протографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Старообрядческая уральская икона дала нам примеры более органичного и творческого развития древнерусских традиций, чем, скажем, сделанная под старину палехская, пусть и предназначенная для нововерческой церкви.
Сейчас постепенно происходит возрождение и подъём этого типа письма икон, в Невьянске есть небольшая школа, где студентов учат все премудростям невьянской иконы.
Пишут здесь иконы очень разного размера и характера. Вот, например, икона размером со спичечный коробок
Теперь коротко расскажу основные моменты технологии написания икон. В переводе с греческого эй-кон - образ, изображение на деревянной доске. Вначале делалась заготовка иконы: из чурбана вырубали по плахе с обеих сторон от сердцевины; их несколько лет просушивали, а затем обрабатывали поверхности. С лицевой стороны вырезался по периметру ковчег - небольшое углубление, так что поля возвышались над средником (однако ковчег делался не всегда). На основу наклеивалась паволока - ткань, позднее бумага. На паволоку наносился в несколько слоев левкас - сметанообразная смесь из мела, клея (обычно рыбьего) с небольшим количеством конопляного масла или олифы. Каждый слой тщательно просушивался. Затем левкас полировали костью (клыком медведя или волка). С прописи переводили рисунок иконы: контуры обкалывали иглой и припорашивали - посыпали из мешочка толченым древесным углем.
На левкасе получался перевод рисунка из черных точек. Затем на левкас накладывался полимент - краска, на нее приклеивалось листовое золото, которое полировалось, и уже после этого приступали непосредственно к написанию иконы. Лицевую поверхность готовой иконы покрывали защитной пленкой олифы или клея.
Практически для всех икон уже существует готовый прототип, который потом работниками просто копируется.
Дело это довольно кропотливое и не терпит спешки.
Позолота
Занимаются в центре и реставрацией старых икон
Работы, которые здесь можно посмотреть
Читайте также
9 декабря 2024
257
7 декабря 2024
808